В 2016 году на экраны вышел полнометражный 3D-мультфильм «Сосисочная вечеринка» (другой перевод названия — «Полный расколбас»). Мультфильм совершенно не детский, в США он получил рейтинг «R», что неудивительно. И лексика героев мультфильма, и творящиеся в нём безобразия (чего стоит одно только управление мужским персонажем посредством дёргания его за текстикулы), и самое главное — центральная проблематика, связанная с представлениями о реальности разумных продуктов в супермаркете (то бишь, что совершенно очевидно взрослому зрителю, людей в нашем мире), рассчитаны отнюдь не на детей.
Главной проблемой, внезапно возникшей перед героями этого мультфильма, стала не просто несправедливая, а, прямо скажем, кошмарная метафизика того мира, в котором они живут. То бишь сперва казалось, что всё в порядке, мир устроен просто замечательно, покупатели (люди, которые по отношению к продуктам находятся на уровне богов) приходят откуда-то снаружи их мира (супермаркета) и забирают их в свои божественные чертоги (человеческие квартиры), где их ждёт вечное блаженство. Но вскоре выясняется, что ждёт их там кухня и всё, что с ней связано для продуктов питания.
Чудом выжившие и вернувшиеся в родной супермаркет продукты пытаются открыть окружающим страшную правду, но им, разумеется, никто не верит — в первую очередь потому, что не хочет верить в подобный ужас. Они находят подпольную группу (состоящую из «продуктов длительного хранения», которые имели возможность прожить очень долго, в сравнении, с быстропортящимися), которая изначально была в курсе реального устройства мироздания. Те объяснили, что ложь о рае для купленных продуктов была сознательно придумана и внедрена в самых что ни на есть благих целях, чтобы продукты, которые прежде жили в постоянном страхе, не боялись быть купленными. Ведь покупка продукта (или выброс его на свалку) абсолютно неизбежна. Обычный магазинный товар не может ничего с этим поделать, значит нужно хоть как-то его утешить, даже если это утешение будет прямой ложью.
В мультфильме продукты всё-таки находят способ переделать свой мир, изгнав из него людей, но зритель отлично понимает, что это вовсе не решение проблемы на сколько-нибудь длительный срок. Потому что дело не в том, как продуктам питания спастись от покупателей, а в самом факте, что они — всего лишь продукты на витринах, а не самодостаточные существа, живущие в естественной среде обитания. У продуктов же заведомо нет никакой естественной среды, где они могли бы жить долго и счастливо. И вот тут возникает такой занятный вопрос — почему вообще создатели мультфильма изобразили настолько жестокий и безрадостный мир?
Сама концепция — «мир ужасен, а люди лишь пища богов», — весьма древняя. Она старше любой религии и была ещё в шаманизме, где изначально нет принципиальной разницы между духами добрыми и злыми. Злые несколько опаснее, но и с ними сильный шаман теоретически может совладать. А добрый дух, если его разозлить, может устроить треш и угар не хуже любого злого. То же самое было в языческих религиях, где «добрые» боги творили порой жуткие вещи с людьми. Ситуация кардинально изменилась только в монотеистических религиях, в которых Абсолют изначально всеблаг, и он заведомо сильнее всех прочих сверхъестественных существ, поэтому может защитить от них.
С точки зрения монотеизма, люди были созданы благой волей Всевышнего. Однако и в монотеистических религиях есть некие зловредные духи, «дьяволы», вредящие людям. Но лишь в той мере, в которой им это дозволяет Господь. Мораль проста — обращайся за защитой к Господу и его ангелы спасут тебя от дьяволов. Увы, даже в исходнике всё не так однозначно, если вспомнить, к примеру, библейскую историю Иова. Иов был праведником, но его и это не спасло от всяческих бедствий. На что же тогда рассчитывать обычным людям, которые подвержены разнообразным грехам, что лишает их (по крайней мере частично) божественной защиты?
Современный человек вряд ли верит настолько же искренне и полно, как это было, к примеру, в Средневековье. Поэтому в данном мультфильме нет никакой всеблагой силы, которая могла бы спасти персонажей, если бы они обратились к ней. Есть только люди (то бишь продукты) и боги (то бишь люди, их покупающие и едящие). По сути, метафизика мультфильма близка к модерновому изводу шаманизма, вроде того, что красочно описан у Карлоса Кастанеды. Есть люди, не знающие, что рядом с ними бродят некие ужасные сверхъестественные существа, есть посвящённые, знающие и умеющие избегать этих опасностей и даже иногда использовать сверхъестественное в своих целях, а Высшая сила, то есть Господь, в этой картине мира отсутствует.
Допустим, Господь где-то там всё-таки есть. И он, как положено, всеблаг и всемогущ. Почему же в таком случае в мире есть зло, в том числе сверхъестественное? С ортодоксальной точки зрения, причина в грехопадении. Павший человеческий род вышел из райского состояния и стал доступен для дьявольских сил. Даже ангелы (разумеется, только по прямому приказу самого Господа) ему порой вредят, насылая на целые народы мор, голод и разнообразные катаклизмы — во всяком случае, согласно Библии (особенно ярко это проявлено в «Апокалипсисе»). Как же так случилось, что высшие силы, послушные Господу, который вроде как любит людей, устраивают этим самым людям натуральный ад?
Для человека, живущего в современном государстве, ситуация в целом вполне понятна. Вот он, обычный гражданин, вот президент и прочие сенаторы, которых он выбирает, поэтому они по определению «хорошие» и заботятся о нём (что постоянно показывают по телевизору). Но в государстве, чтобы оно нормально функционировало, есть ещё множество разных систем и структур, включая неприятные, вроде налоговой службы. А то и просто опасные, действующие вне и над законом, то бишь спецслужбы. И каждый может стать их жертвой, невзирая на благость президента и законодателей. Если у гражданина нет надежды на высшую власть, то он оказывается полностью беззащитен перед любым чиновником, тем более агентом спецслужбы. Большинство населения именно в такой реальности и живёт, причём в любой стране мира, меняются только мелкие детали. И как раз такую реальность отразили создатели мультфильма «Сосисочная вечеринка», просто спроецировав её на продуктовый супермаркет.