Найти в Дзене
Шкатулка с историями

Странное дело Виллима Монса

Оказаться на вершине могущества, объектом заискивания со стороны вельмож и аристократов - и закончить жизнь в качестве заспиртованного экспоната в Кунсткамере... В петровские времена и не такое случалось! Петр I Однако в деле Виллима Монса столько странностей и загадок - так что предлагаю попробовать разобраться вместе. Виллим, самый младший в среди братьев и сестер Анны Монс, фаворитки Петра (Матрена, Анна и Филимон были старше), обычно изображается как гламурный вертопрах, ничтожный франт и бездарный сочинитель слащавых стишков. Портрет, выдаваемый в сети за изображение Виллима Монса Хотя Виллима действительно описывают как очень привлекательного молодого человека (да и стихами он, как известно, любил побаловаться) - все ж таки господин Монс, как ни странно, имел профессию. Он (как и все) был военным. Причем вполне настоящим, а не паркетным. Царь Петр взял на службу разрушителя своего семейного счастья в 1708 году - и сделал это по настоятельным просьбам прусского посла

Оказаться на вершине могущества, объектом заискивания со стороны вельмож и аристократов - и закончить жизнь в качестве заспиртованного экспоната в Кунсткамере... В петровские времена и не такое случалось!

Петр I
Петр I

Однако в деле Виллима Монса столько странностей и загадок - так что предлагаю попробовать разобраться вместе.

Виллим, самый младший в среди братьев и сестер Анны Монс, фаворитки Петра (Матрена, Анна и Филимон были старше), обычно изображается как гламурный вертопрах, ничтожный франт и бездарный сочинитель слащавых стишков.

Портрет, выдаваемый в сети за изображение Виллима Монса
Портрет, выдаваемый в сети за изображение Виллима Монса

Хотя Виллима действительно описывают как очень привлекательного молодого человека (да и стихами он, как известно, любил побаловаться) - все ж таки господин Монс, как ни странно, имел профессию. Он (как и все) был военным. Причем вполне настоящим, а не паркетным.

Царь Петр взял на службу разрушителя своего семейного счастья в 1708 году - и сделал это по настоятельным просьбам прусского посланника Кейзерлинга (влюбленного в Анну Монс).

Портрет, выдаваемый за Анну Монс
Портрет, выдаваемый за Анну Монс

Молодого Монса приняли в Преображенский полк, и там он быстро привлек внимание генерала Боура. Так Виллим стал адъютантом. (в письмах матери и сестер "генерал-адъютантом"). В послужном списке Монса числятся сражения при Лесной, Полтаве, и даже при пленении шведов под Переволочной Виллим Монс сыграл не последнюю роль - именно его Меншиков отправил к Левенгаупту озвучивать свой ультиматум.

Поэтому Виллим, как говорится, быстро примелькался, и вскоре стал уже царским адъютантом.

Однако набирающая ход карьера требовала значительных представительских расходов. За неимением доходов для покрытия данных расходов, Виллим запустил лапу в наследство Анны Монс (доставшееся ей от Кейзерлинга). Чем вызвал справедливый гнев Аннушки и матери, токсичной старой Монсихи.

Любезный сын!
Видно, ты опять тронул сестрины деньги... Если ты будешь так поступать, то растратишь капитал своей бедной сестры... В четыре месяца взял ты 700 рейхсталеров и даже ни разу не написал нам об этом. Мне кажется, что Бух(камердинер), проклятая собака, чтоб черт его взял, берет деньги, когда они ему нужны. Мы слышали, как он весело живет. Узнав об этом, я и твоя бедная сестра чуть не умерли от огорчения. Если бы Бух был здесь, я бы засадила его в такое место, откуда он не взвидел ни солнца, ни луны! Поэтому еще раз пишу к тебе: прогони этого мерзавца, или я наложу на тебя такое проклятье, что не будет тебе покоя на этом свете!... "

(Честно говоря, даже мне, читая это послание, захотелось задернуть шторку - как делал Сириус Блэк в отношении портрета своей маман)

-4

Но лучше деньги пойдут мне, брату, чем посторонним молодцам - мог рассудить Виллим.

И не без оснований - овдовевшая Анна влюбилась и одаривала подарками некого молодого красавца, пленного шведа Миллера. Разврат, разоренье! - причитала и по этому поводу старая Монсиха. Семейные ценности Монсов имели, главным образом, материальный характер.

Влюбчивая Анна, не дожившая несколько недель до бракосочетания с Миллером, тем не менее оставила ему в наследство свое имущество - с чем матушка Монс и ее дети, конечно же, мириться не собирались.

При дворе Виллим нашел себе покровителя, им стал (на тот момент) главный любимец царя, Павел Ягужинский.

И вот при помощи Ягужинского, Монсам удалось засадить шведского проходимца в застенки Преображенского приказа, и отжать наследство Анны в пользу семьи.

П. Ягужинский
П. Ягужинский

Дальнейшая карьера Монса также развивалась благодаря Ягужинскому. Тот сопровождал царя и царицу во втором Великом посольстве. Виллим тоже.

И вот, летом 1716 года, произошло судьбоносное событие - царь Петр назначил Виллима Монса камер-юнкером своей супруги, Екатерины Алексеевны.

В тот момент назначение выглядело обоснованным: царская чета находилась за границей, путь Екатерины Алексеевны не всегда совпадал с путем царя, и для организации ее быта требовался человек - и ловкий, и обходительный, и знающий немецкий язык. Виллим Монс подходил по всем статьям.

О бедности и попрошайничестве можно было забыть! Наконец-то, после стольких стараний, представитель семейства Монс вышел на такой оперативный простор, где денежки и подарки сами плыли в руки.

Но материнское сердце старой Маргариты Монс было неспокойно

Меня очень утешило твое письмо, в котором ты пишешь, что Его величество к тебе милостив. Дай Бог, чтобы это всегда так было. Будь осторожен, при дворе опасно служить...

Продолжение следует