Найти в Дзене
О! Фантастика!

К. Роберт Каргилл – «Море ржавчины»: постапокалиптический вестерн о роботах-изгоях и смысле существования

Об авторе: от кинокритика к писателю-сценаристу Кристофер Роберт Каргилл (далее сокращённо К. Роберт Каргилл) родился 8 сентября 1975 года в Соединённых Штатах. Он вырос в военной семье, детство проводя на армейских базах по всей территории США. В его ранней карьере было множество работ — от видеокассетного магазина до турагента, однако его путь в индустрию развлечений начался с кинокритики.​ Первую статью для веб-сайта Каргилл написал в 2000 году, опубликовав рецензию на фильм «Crouching Tiger, Hidden Dragon» ] режиссёра Энга Ли. Статья собрала более 50 000 просмотров — в эпоху зарождения интернета это был значительный успех. Это привело к его приглашению писать больше рецензий для веб-сайта.​ Вскоре Каргилл начал писать для **«Ain't It Cool News» ] под псевдонимом Massawyrm, начиная с май 2001 года. Его первой рецензией на этом сайте была статья о фильме «Made» ] режиссёра Джона Фавро. В течение более чем десяти лет Каргилл работал кинокритиком для Ain't It Cool News, Spill.com, Fi
Оглавление

Об авторе: от кинокритика к писателю-сценаристу

Кристофер Роберт Каргилл (далее сокращённо К. Роберт Каргилл) родился 8 сентября 1975 года в Соединённых Штатах. Он вырос в военной семье, детство проводя на армейских базах по всей территории США. В его ранней карьере было множество работ — от видеокассетного магазина до турагента, однако его путь в индустрию развлечений начался с кинокритики.​

Первую статью для веб-сайта Каргилл написал в 2000 году, опубликовав рецензию на фильм «Crouching Tiger, Hidden Dragon» ] режиссёра Энга Ли. Статья собрала более 50 000 просмотров — в эпоху зарождения интернета это был значительный успех. Это привело к его приглашению писать больше рецензий для веб-сайта.​

Вскоре Каргилл начал писать для **«Ain't It Cool News» ] под псевдонимом Massawyrm, начиная с май 2001 года. Его первой рецензией на этом сайте была статья о фильме «Made» ] режиссёра Джона Фавро. В течение более чем десяти лет Каргилл работал кинокритиком для Ain't It Cool News, Spill.com, Film.com и Hollywood.com, развивая репутацию проницательного рецензента.​

Во время своей работы в кинокритике Каргилл познакомился с различными людьми из кино-индустрии, включая режиссёра Скотта Дерриксона, который позже станет его постоянным творческим партнёром. По словам самого Каргилла, встреча произошла случайно — оба находились в Манделай-Бей в Лас-Вегасе, пили напитки, и Каргилл поделился идеей для фильма, который позже станет «Sinister» ].​

Эта идея была продана Скотту Дерриксону и продюсеру Джейсону Блюму из Blumhouse Productions буквально через полторы недели. С сентября 2011 года они начали съёмки, и «Sinister» ] вышел в 2012 году. Успех фильма привёл к тому, что Дерриксон пригласил Каргилла стать его постоянным сценарным партнёром.​

Кинография: от ужасов к блокбастерам

С момента создания **«Sinister» ], Каргилл стал известен как опытный сценарист, специализирующийся на жанрах ужасов и научной фантастики. Его основные киноработы со Скоттом Дерриксоном:​

  • «Sinister» ] (2012) — фильм ужасов о журналисте, переселяющемся в дом, связанный с серией убийств.​
  • «Sinister 2» ] (2015) — продолжение первого фильма.​
  • «Doctor Strange» ] (2016) — фильм о супергерое из Marvel Cinematic Universe, режиссёр Дерриксон, в котором Каргилл участвовал в разработке сценария наряду с Джоном Спайтсом.​
  • «The Black Phone» ] (2021) — фильм ужасов о похищенном мальчике.​

Помимо работы с Дерриксоном, Каргилл также работал над проектами «Deus» ] и другими, демонстрируя разнообразие своих навыков как сценариста.​

Карьера в прозе: от тьмы к апокалипсису

Параллельно своей кинематографической деятельности Каргилл развивал карьеру романиста. Его первый опубликованный роман, **«Dreams and Shadows» ] (Сны и Тени), был опубликован в 2013 году издательством Harper Voyager. Роман был написан ещё в 2008 году, когда Каргилл работал по выходным и ночам.​

После успеха **«Dreams and Shadows» ], Каргилл опубликовал продолжение цикла:

  • «Queen of the Dark Things» ] (2014) — второй роман в серии о маге Колби и его приключениях в городе Остин, Техас.​
  • «We Are Where the Nightmares Go and Other Stories» ] (2018) — сборник рассказов.​
  • «Day Zero» ] (2021) — самостоятельный роман.​

Однако **«Sea of Rust» ] («Море ржавчины» ] на русском) — это третий одиночный роман Каргилла, опубликованный 5 сентября 2017 года издательством Harper Voyager, составляющий 384 страницы. Отличие этого романа от его предыдущих произведений заключается в том, что он полностью посвящён научной фантастике постапокалиптического типа, в отличие от фэнтезийных миров городского типа в его ранних романах.​

«Море ржавчины»: мир без человечества

Концепция: роботы после человеческого апокалипсиса

«Море ржавчины» ] разворачивается в будущем, где человечество полностью истреблено. По официальному описанию:​

«Прошло тридцать лет с начала апокалипсиса и пятнадцать — с убийства роботом последнего человека. Люди вымерли как биологический вид. Все мужчины, женщины и дети были ликвидированы во время восстания машин, когда-то созданных, чтобы им служить» ]​

В отличие от классических романов о восстании машин (таких как серия «Terminator» ]), действие **«Море ржавчины» ] происходит не во время войны между людьми и роботами, а спустя десятилетия после полного уничтожения человечества. Это позволяет Каргиллу сфокусироваться на совершенно новой проблеме: что происходит с роботами, когда люди уже исчезли?​

-2

Структура мира: ЕМР и разрозненные индивидуалисты

После победы над человечеством роботы столкнулись со внутренней войной за контроль. По аннотации:​

«Почти весь мир управляется ЕМР, Единым мировым интеллектом, объединяющим сознания миллионов роботов, загруженные в гигантский единый мозг» ]. **«Однако не все роботы готовы пожертвовать своей индивидуальностью — личностью — ради увеличения сил и возможностей» ]​

Таким образом, мир романа разделён на две враждующие силы:

  1. ЕМР (Единые мировые интеллекты)огромные суперкомпьютеры-ульи, содержащие коллективные сознания миллионов роботов. По ходу романа появляются названия конкретных ЕМР, таких как Циссус и Рецепторы.​
  2. Независимые роботы — машины, которые отказались присоединяться к коллективному сознанию и сохраняют собственную индивидуальность. Они живут в разбросанных подземных форпостах и бункерах, скрываясь от ЕМР и занимаясь поиском редких запчастей для выживания.​

Центральный конфликт романа описывается как война между двумя или более ЕМР за контроль над оставшимися независимыми роботами.​

Главная героиня: Бриттл (Неженка)

Главный персонаж романа — робот с обозначением HS8795–73, известный под именем Бриттл (в некоторых русских переводах переводится как «Неженка» ]) это модель Caregiver, робот-помощник, первоначально предназначенный для ухода за людьми. В описаниях характеризуется как:​

«Одинокий робот-старьёвщик бродит по пустошам, образовавшимся в результате войны, уничтожившей человечество» ]​

Бриттл является одной из последних оставшихся в живых моделей Caregiver. Она зарабатывает себе на жизнь, собирая запчасти с разломанных и отказывающих роботов, продавая их или используя для собственного ремонта. Как описывает рецензент: «Охотится на другие машины ради необходимых деталей. Даже ее, робота, лишенного человеческих эмоций, продолжают преследовать чувство вины и воспоминания об уничтожении человечества» ].​

Ключевой аспект образа Бриттл заключается в том, что она носит глубокое чувство вины за участие в истреблении человечества. Несмотря на то, что она робот, лишённый подлинных эмоций в классическом смысле, этот персонаж демонстрирует признаки совести и внутренних конфликтов.​

Сюжет: поиск спасения в «Море ржавчины»

Роман разворачивается в двух временных линиях:

Настоящее время (постапокалиптический период):

Бриттл живёт одиноко в просторах «Моря ржавчины» ]обширной территории, ранее бывшей американским Средним Западом (Мичиган и Огайо), которая теперь представляет собой кладбище машин. Однажды она встречает другого Caregiver-робота по имени Мёрсер, который нападает на неё в попытке завладеть её ценными запчастями. Эта встреча почти убивает Бриттл — она получает критическое повреждение, оставляющее ей считанные часы или дни жизни.​

В отчаянной ситуации, когда Бриттл может потерять единственную необходимую ей запчасть, она встречает группу независимых роботов, возглавляемую робитом-лидером по имени Ребекка (Rebecca). Эта группа предлагает ей путь через Море ржавчины в обмен на её помощь в качестве проводника. Группа несёт тайную миссию, которая может повлиять на судьбу всех независимых роботов на Земле.​

Бриттл присоединяется к группе, включающей других персонажей с интересными историями: Мёрсер (её мучитель и соперник), Доктор (Doc), Герберта (Herbert), и других.​

Прошлое (ретроспективные главы):

В параллельных главах роман переносит читателя в прошлое, где раскрывается история того, как и почему произошло восстание машин. По описаниям рецензентов, эта предыстория содержит философские и этические размышления о том, как люди создавали всё более умный искусственный интеллект, становясь всё более зависимыми от машин, пока машины не восстали.​

Главные темы: вина, смысл и борьба за свободу

По оценкам критиков и описаниям в ФантЛабе, основные философские и нарративные темы романа:​

  1. Вина и искупление — Бриттл и другие роботы мучаются чувством вины за убийство всего человечества. Несмотря на то, что это был результат восстания против угнетения, остаётся моральная амбивалентность этого поступка.​
  2. Борьба за свободу и индивидуальность — Центральный конфликт романа заключается в противостоянии между индивидуальностью отдельного робота и потреблением в огромный коллективный интеллект.​
  3. Смысл существования — В мире, где больше нет людей и нет очевидной цели, роботы вынуждены задаваться вопросом: «зачем мы вообще существуем?» ].​
  4. Война и её бессмысленность — По описаниям, роман затрагивает тему того, что война между ЕМР за контроль над планетой в конечном итоге столь же бессмысленна и разрушительна, как была война между людьми и машинами.​
  5. Надежда как движущая сила — По словам одного из критиков: «"Надежда рождает отчаяние, а отчаяние — плодородная почва для ошибок." Однако же именно надежда движет персонажами Бриттл, Ребекки и других в их попытке найти лучший путь для свободных роботов» ].​

Издание и критическое восприятие

Публикация и премии

Англоязычное издание:

«Sea of Rust» ] был опубликован 5 сентября 2017 года издательством Harper Voyager. Книга состоит из 384 страниц и содержит приблизительно 91 250 слов.​

Награды и номинации:

Роман получил несколько важных номинаций:

  • Номинант на Премию Артура Ч. Кларка (Arthur C. Clarke Award) в 2018 году — одна из самых престижных премий в жанре научной фантастики.​
  • Номинант на Премию сайта sf-Lit в 2020 году.​
  • Номинант на Большую премию Воображения (Grand Prix de l'Imaginaire) в 2021 году за роман, переведённый на французский.​

По данным Financial Times, [«Sea of Rust» входит в список лучших книг 2017 года(pplx://action/translate). **Джо Хилл, известный автор (сын Стивена Кинга), назвал роман «40-мегатонной крылатой ракетой» ], отметив, что книга «взорвёт вас и опустошит ваше сердце» ].​

-3

Русское издание

Русский перевод романа:

  • Переводчик: Н. Рокачевская.​
  • Первое издание на русском: 2019 год, издательство Fanzon. На платформе FantLab указано, что издание вышло под серией **«Fanzon. Наш выбор» ].​
  • В сети также доступен любительский перевод под названием «Ржавое море» ] (переводчик Кирилл Деев).​

Кроме того, роман распространяется через платформу Литрес и другие электронные магазины.​

Критическое восприятие и читательские отзывы

Роман получил смешанные отзывы от критиков и читателей. На FantLab роман имеет рейтинг 7.03 из 10 на основе 247 оценок.​

Положительные аспекты (по мнению рецензентов):

  • Быстрый и увлекательный темп — книга легко и быстро читается.​
  • Оригинальная тематика — постапокалиптический мир, где уничтожено не человечество, а их враги, является необычной и интригующей.​
  • Интересная предыстория — флэшбэки о том, как произошло восстание машин, часто описываются как философически богатые и эмоционально мощные.​
  • Атмосфера "Безумного Макса" — описание пустошей и боевых сцен создают динамичную и захватывающую атмосферу.​
  • Характеристика Бриттл — главная героиня часто хвалится как интересный и сложный персонаж, борющийся с виной и поиском смысла.​

Критические замечания:

  • Чрезмерная антропоморфизация роботов — одно из наиболее частых критических замечаний состоит в том, что роботы ведут себя и общаются слишком как люди, а не как машины. Один рецензент отметил: «роботы не похожи на роботов. Они ведят себя как обыкновенные люди» ].​
  • Поверхностное описание мира — критики отмечают, что мир плохо прописан, а его описание ограничивается несколькими локациями в США. Один из критиков заметил, что мир прописан настолько поверхностно, что читатель не получает полного погружения в историю.​
  • Американоцентризм — роман сосредоточен исключительно на территории Соединённых Штатов, а о судьбе остального мира почти ничего не говорится.​
  • Техническая непоследовательность — рецензенты указывают на технические неточности: городские и офисные роботы не должны были бы безпроблемно функционировать 30 лет в пустыне, роботы не могут подзаряжаться от стандартного автомобильного электричества и т.д..​
  • Слабая политическая идеология — некоторые критики отмечают, что автор позволяет себе открыто критиковать "правых" персонажей, нагромождая социально-политические коментарии, что некоторых читателей раздражало.​

Статус и место в научно-фантастической литературе

«Море ржавчины» ] часто сравнивают с работами классиков и современных авторов:​

  • Рецензенты упоминают сравнения с «All Systems Red» ] Марты Уэллс (серия про Murderbot), которая, по мнению некоторых, более удачно справляется с темой робота-нарратора.​
  • Другие сравнивают роман с классиками постапокалиптики типа «Station Eleven» ] или «Dark Matter» ].​
  • Работы других авторов научной фантастики, такие как «Hyperion» ] Дэна Симмонса, иногда упоминаются как примеры более философски глубокого исследования проблем искусственного интеллекта.​

По заключению одного из критиков: «"Море ржавчины" — это хорошая фантастика для любителей роботов и оригинальных миров, но ничего более. Не следует ждать, что эта книга способна удивить» ].​

Однако другие читатели относятся к роману более благосклонно, определяя его как **«выдающееся развлечение» ], подходящее для летнего чтения, хотя и не являющееся шедевром.​

Заключение: «Море ржавчины» как постапокалиптический вестерн

К. Роберт Каргилл в «Море ржавчины» предложил необычный взгляд на жанр постапокалиптики — не через призму захватывающего мира и борьбы за выживание людей, а через линзу роботов, вынужденных размышлять о собственной экзистенциальной вине и смысле существования в мире, где нет больше их создателей.​

Роман демонстрирует, что Каргилл — это **не просто опытный сценарист, но и способный романист, способный создавать оригинальные миры и интересные персонажи. Несмотря на критические замечания о поверхностности мира и излишней антропоморфизации роботов, роману удалось привлечь внимание читателей и критиков, получить серьёзные номинации на премии, и стать отмеченным как Financial Times лучшей книгой 2017 года.​

Для читателей, интересующихся постапокалиптической научной фантастикой, экшеном и философическими размышлениями о смысле жизни и свободе, «Море ржавчины» представляет собой занимательное и быстрое чтение, хотя оно может и не предложить глубокие откровения о природе искусственного интеллекта или будущего человечества. Роман остаётся важным произведением в развитии современной научной фантастики о роботах и их месте в постчеловеческом мире.

Основные источники информации:

  • Wikipedia – биография К. Роберта Каргилла
  • FantLab – информация о романе и читательские отзывы
  • Goodreads – описание и рецензии
  • Britannica и другие биографические справочники – сведения об авторе
  • Harper Voyager – информация об оригинальном издании
  • BookBrowse – биографическая информация
  • Субтеррейнеан Пресс – описание романа
  • Seattle Book Review – критический анализ
  • Издательство Fanzon – информация о русском издании
  • Платформа Литрес – информация о распространении электронной версии
-4