Найти в Дзене
Стражи Родины

«Наступил час мести русским». Зачем поляки поубивали своих генералов, воевавших против России?

В Польше с помпой отмечают юбилей Ноябрьского восстания 1830 года. Президент Навроцкий в своей речи заявил, что те исторические события являются уроком для Польши и поляков сегодня. «Никаких соглашений с москалями не было ни в 19 веке, ни в 20 веке, ни в 21 веке!» - кричал он во время митинга. Польские СМИ выпустили множество статей на эту тему. «Начавшееся в ноябрьскую ночь национальное восстание было величайшим вооруженным усилием в польских освободительных боях XIX века», - написало известное издание wpolityce.pl. «В стране нарастала атмосфера бунта. Польша была очарована европейскими движениями за свободу. Создавались тайные организации, вспоминались успехи великих польских вождей, распространялась патриотическая литература, пели, что "пора заточить сабли"», - написал сайт «Польского радио 24». При всем этом пафосе поляки причины краха этой авантюры сводят в основном к «численному превосходству и мощи России» (как будто это стало неожиданностью и до восстания о них не знали). В дей

В Польше с помпой отмечают юбилей Ноябрьского восстания 1830 года. Президент Навроцкий в своей речи заявил, что те исторические события являются уроком для Польши и поляков сегодня. «Никаких соглашений с москалями не было ни в 19 веке, ни в 20 веке, ни в 21 веке!» - кричал он во время митинга. Польские СМИ выпустили множество статей на эту тему. «Начавшееся в ноябрьскую ночь национальное восстание было величайшим вооруженным усилием в польских освободительных боях XIX века», - написало известное издание wpolityce.pl. «В стране нарастала атмосфера бунта. Польша была очарована европейскими движениями за свободу. Создавались тайные организации, вспоминались успехи великих польских вождей, распространялась патриотическая литература, пели, что "пора заточить сабли"», - написал сайт «Польского радио 24». При всем этом пафосе поляки причины краха этой авантюры сводят в основном к «численному превосходству и мощи России» (как будто это стало неожиданностью и до восстания о них не знали). В действительности, все было немного сложнее, причем ответы на вопрос, почему это «величайшее усилие» потерпело крах, можно найти именно в польских статьях. Например, сайт Госпожохраны в статье, посвященной восстанию, пишет, что «в бой с Российской империей вступило 140 – 150 тысяч поляков». Между тем население Царства Польского составляло почти 3 млн. человек. Спрашивается, почему весь польский народ не поднялся в едином порыве на борьбу с «гнетом»?

А то же wpolityce.pl приводит интересные подробности начала восстания. Напомним, основными организаторами бунта были курсанты пехотного училища в Варшаве во главе подполковником Петром Высоцким. А непосредственным поводом к путчу стали события, происходившие в Европе: июльская революция 1830 года во Франции и война за независимость Бельгии. В соответствии с обязательствами Священного союза (создан в 1815 году для поддержания порядка в Европе) император Николай I привел в состояние боевой готовности российскую и польскую армии. Напомним, созданное после Наполеоновских войн Царство Польское являлось автономией, имело собственные органы управления, административное деление, валюту и даже отдельную армию. Так вот заговорщики испугались, что поляков тоже отправят наводить порядок в Бельгии, почему-то решили, что этого страшатся все генералы и офицеры, следовательно, пора действовать! «Я поспешил в кадетские казармы. В гостиной курсантов в то время проходил урок тактики. Вбежав в зал, я окликнул бравую молодежь: Поляки! Наступил час мести!» - вспоминал о событиях 30 ноября сам Высоцкий.

-2

Но тут путчистов ждало первое серьезное разочарование. «Встреченные заговорщиками высшие польские офицеры отказывались участвовать в «юношеской авантюре» и не хотели вставать во главе восстания. Часть из них заплатила за свое несогласие смертью. В ноябрьскую ночь от рук заговорщиков погибли шесть польских генералов: Маурица Хауке, Станислав Трубицкий, Станислав Потоцкий, Игнатий Блюмер, Томаш Семятковский и Юзеф Новицкий, а также несколько других польских офицеров», - пишет wpolityce.pl. Интересно, что все перечисленные генералы были уважаемыми в стране ветеранами Отечественной войны 1812 года, в ходе которой сражались на стороне Наполеона. И все они единодушно отказались идти против России, за что и были жестоко убиты. Разочарования ждали повстанцев и позже, когда большая часть регулярных польских войск либо заняла нейтральную позицию, либо сохранила верность Николаю I. Среди таковых оказались известные генералы Юзеф Чопицкий, Ян Коробецкий, Хенрик Дембинский, Мацей Рыбинский и др. Все они понимали, что, во-первых, русских все равно не победить, во-вторых, восстание лишь поставит под удар вполне себе комфортную автономию. Не заладилась и объявленная «массовая партизанская война» на территории Белоруссии и Украины. Большинство белорусов и украинцев ни имело ни малейшего желания возвращать власть польских панов и восстанавливать ликвидированную в конце XVIII века Речь Посполитую. Поэтому роль «партизан» преимущественно пришлось играть польским же диверсионно-разведывательным отрядам, проникшим в тыл русской армии по лесам и болотам.

-3

Но еще большим, можно сказать, решающим моральным ударом для восставших стало предательство, выражаясь современным языком, «Коллективного Запада». 28 ноября (за пару дней до путча) в Царство Польское пришло известие о падении правительства герцога Артура Веллингтона в Англии, считавшегося «пророссийским». Тут же в Лондон, а заодно и в Париж помчались польские посланники. Они ссылались на постановления Венского конгресса, рассказывали о «бесчисленных угнетениях» со стороны русских и требовали признать Польшу «воюющей стороной», оказать ей помощь и наложить санкции на Россию. Однако все оказалось тщетно, российская дипломатия переиграла сепаратистов, правительства западных стран признали восстание внутренним делом нашей страны. И были правы, потому что фактически это было вовсе и не восстание, а банальный военный мятеж, в ходе которого кучка заговорщиков пыталась захватить власть под видом «борьбы за свободу». Ну а кончилось все не только разгромом мятежников, но и изданием «Органического статута» 1832 года, согласно которому автономия Царства Польского была ликвидирована, сейм и польское войско были упразднены, воеводства заменены на губернии, а польские деньги – на рубли.

Дмитрий ДЕГТЕВ