Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

Центральная Азия + Азербайджан: на наших глазах возникает новый субъект мировой политики

Государства Центральной Азии на наших глазах, превращающиеся в единое политическое целое. Многие наблюдатели отметили, что саммиты лидеров этих стран в последние время проходят очень часто и результативно. Но главное состоит в том, что с руководителями великих держав – США, России, Китая – президенты Центральной Азии встречаются общей командой, выработав в качестве постоянного, формат 5+1. Это и другие изображения взяты из открытых источников История консультативных встреч лидеров Центральной Азии берёт своё начало в 2017 году, когда на Генассамблее ООН президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил создать платформу для регулярного диалога. Впервые лидеры пяти стран собрались через год в Астане. На второй встрече в 2019 году был закреплён ежегодный характер подобных саммитов, а их тематика значительно расширилась. В последующие годы стороны в рамках консультативных встреч смогли решить множество вопросов, в том числе связанных с границами, водными ресурсами, торговлей и др. Появилас

Государства Центральной Азии на наших глазах, превращающиеся в единое политическое целое. Многие наблюдатели отметили, что саммиты лидеров этих стран в последние время проходят очень часто и результативно. Но главное состоит в том, что с руководителями великих держав – США, России, Китая – президенты Центральной Азии встречаются общей командой, выработав в качестве постоянного, формат 5+1.

Это и другие изображения взяты из открытых источников
Это и другие изображения взяты из открытых источников

История консультативных встреч лидеров Центральной Азии берёт своё начало в 2017 году, когда на Генассамблее ООН президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил создать платформу для регулярного диалога. Впервые лидеры пяти стран собрались через год в Астане. На второй встрече в 2019 году был закреплён ежегодный характер подобных саммитов, а их тематика значительно расширилась. В последующие годы стороны в рамках консультативных встреч смогли решить множество вопросов, в том числе связанных с границами, водными ресурсами, торговлей и др. Появилась концепция регионального сотрудничества до 2040 года и был создан Совет национальных координаторов. Отметим, что и на протяжении предшествующих тысячелетий Средняя Азия обычно представляла собой единое целое.

А вот 1990-е годы этот регион был разобщен. Виной тому были амбиции его харизматических лидеров – Назарбаева, Каримова, Ниязова. К тому же страны Центральной Азии находились в логистической изоляции. Вывезти что-либо отсюда можно было только через Россию или Китай. Южный путь (через Иран или Афганистан) был закрыт.

Всё начало меняться с приходом нового поколения лидеров. Кончина узбекского президента Каримова в 2016 году, уход от власти Нурсултана Назарбаева изменили в Центральной Азии очень многое. В эти же годы Си Цзиньпин начал включать Центральную Азию в свой транспортный проект «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ». После этого регион перестал выглядеть логистическим тупиком или окраиной мировой экономики.

-2

Особенно насыщенной стала VII Консультативная встреча руководителей Центральной Азии, прошедшая 16 ноября 2025 года в Ташкенте. В ней наряду с главой Узбекистана, приняли участие президенты Азербайджана Ильхам Алиев, Казахстана – Касым-Жомарт Токаев, Киргизии – Садыр Жапаров, Таджикистана – Эмомали Рахмон, Туркменистана – Сердар Бердымухамедов, а также глава Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для стран Центральной Азии Каха Имнадзе.

-3

Главную скрипку, естественно, играл Мирзиёев. Он выдвинул ряд важных предложений. В частности, президент Узбекистана высказал идею создания Совета старейшин Центральной Азии из числа авторитетных общественных деятелей с богатым жизненным опытом.

Для развития железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», Трансафганского коридора и Транскаспийского маршрута Мирзиёев предложил учредить Совет по инфраструктурному развитию на уровне заместителей премьер-министров. А ещё узбекский президент призвал коллег рассмотреть вопрос интеграции Афганистана в региональные проекты, в частности в диалог по совместному использованию ресурсов Амударьи.

Киргизский президент Жапаров тоже большое внимание уделил проекту железной дороги «Китай – Киргизия – Узбекистан», назвав его переломным моментом в региональной логистике, и предложил создать платформу «Цифровой транзитный коридор» по принципу «единого окна».

-4

Особое значение имело выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева, который обозначил роль своей страны как ключевого транзитного узла Срединного коридора. По его словам, грузоперевозки из Центральной Азии через Азербайджан за три года выросли на 90%, а пропускная способность порта Алят в ближайшие годы достигнет 25 млн тонн. Алиев сообщил о скором завершении строительства Зангезурского коридора, железнодорожная часть которого уже на первом этапе сможет перевозить до 15 млн тонн грузов. Он также рассказал о проектах «Цифровой шелковый путь» (прокладка оптоволоконного кабеля по дну Каспия) и подводного электрического кабеля, обеспечивающего экспорт электроэнергии в Европу.

Все высказанное Алиевым получило поддержку остальных участников саммита, а Азербайджан решением учредителей формата консультативных встреч стран Центральной Азии стал его полноправным участником.

По материалам телеграм-канала "Центральноазиатский наблюдатель"