Найти в Дзене
Ирина Бессонова

🎨 Карл Брюллов в Новой Третьяковке: опыт, который невозможно «посмотреть онлайн»

Фото – автора Есть убеждение, которое я часто повторяю студентам: как подмастерья художников начинают с копирования мастеров, так режиссёр начинается с изучения великих произведений искусства. Можно бесконечно читать книги, смотреть лекции, разбирать чужие кадры, всё это важно. Но в один момент понимаешь: вся теория меркнет, когда ты воочию оказываешься один на один с творениями художника – его душой. В Новой Третьяковке до 18 января 2026 года проходит масштабная выставка «Карл Брюллов. Рим—Москва—Петербург». На выставке собраны полотна из разных периодов художника со всего мира: Рим, Флоренция, Милан, Армения, Саратов, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург… Это не просто экспозиция классика - это мощный визуальный опыт, который важен всем, кто учится работать с изображением, историей, культурой и человеческими эмоциями. Те самые картины, которые с детства знакомы по учебникам, альбомам, репродукциям – они здесь невероятно живые. Всадница, 1832, Государственная Третьяковская гал
Фото – автора
Фото – автора

Есть убеждение, которое я часто повторяю студентам: как подмастерья художников начинают с копирования мастеров, так режиссёр начинается с изучения великих произведений искусства.

Можно бесконечно читать книги, смотреть лекции, разбирать чужие кадры, всё это важно. Но в один момент понимаешь: вся теория меркнет, когда ты воочию оказываешься один на один с творениями художника – его душой.

В Новой Третьяковке до 18 января 2026 года проходит масштабная выставка «Карл Брюллов. Рим—Москва—Петербург». На выставке собраны полотна из разных периодов художника со всего мира: Рим, Флоренция, Милан, Армения, Саратов, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург…

Это не просто экспозиция классика - это мощный визуальный опыт, который важен всем, кто учится работать с изображением, историей, культурой и человеческими эмоциями.

Те самые картины, которые с детства знакомы по учебникам, альбомам, репродукциям – они здесь невероятно живые.

Всадница, 1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Всадница, 1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В затемнённом пространстве смотрят на тебя глубоким, пронизывающим взглядом персонажи потрясающего Мастера и ты невольно погружаешься в ту самую эпоху. Цвет - ярче. Фактура - глубже. Свет - будто дышит. Ни одна репродукция даже очень качественного фото-альбома не передаст эти ощущения.

-3
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Это невероятное чувство: будто тебя пригласили «за кулисы» мышления автора. Ты видишь, как он работал с композицией, как строил драматургическое напряжение, как использовал свет, чтобы рассказать историю.

Автопортрет. Начало 1830-х. Частное собрание, Санкт-Петербург, ранее – собрание Джона Стюарта, Лондон, приобретен на аукционе Sothebys в Монако 12 мая 1992
Автопортрет. Начало 1830-х. Частное собрание, Санкт-Петербург, ранее – собрание Джона Стюарта, Лондон, приобретен на аукционе Sothebys в Монако 12 мая 1992

А теперь немного профессионального

Почему такая выставка особенно важна для видеомейкеров и режиссёров?

Потому что Брюллов - это:
— мастер
многопланового кадра;
— виртуоз
световой драматургии;
— человек, который управлял
вниманием зрителя лучше любой современной графики;
— художник,
создающий эмоцию точнее, чем любой монтаж.

Экспозиция выставки сама по себе - отдельное искусство.
Экспозиция выставки сама по себе - отдельное искусство.

Кураторы сделали пространство, которое работает как кино: темп, ритм, свет, маршрут. Это прекрасный кейс по визуальной подаче и по тому, как можно усиливать смысл средой.

Не оставляет без внимания посетителей выставки вот такое биографичное панно – маршрут путешествия художника по трем его любимым городам Петербург – Москва – Рим.

Очень интересное пространственное решение.
Очень интересное пространственное решение.

-8

-9

-10
Хронология всей творческой жизни - в маршрутной схеме.
Хронология всей творческой жизни - в маршрутной схеме.

Зачем это видеть профессионалу?

Чтобы воспитывать визуальный вкус, иначе никак.
Видео держится на том же, на чём держится великая живопись: композиция, цвет, масштаб, точка взгляда, эмоция.

Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград), 1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград), 1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности,1836, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности,1836, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет скульптора Н.П.Витали,1836-1838, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет скульптора Н.П.Витали,1836-1838, Государственная Третьяковская галерея, Москва
На портрете – заказчик полотна «Последний день Помпеи» Анатолий Демидов, уральский магнат. Ему было15лет, когда Брюллов рассказал ему о замысле картины об извержении вулкана. Художник работал над этим произведением с перерывами более двадцати лет.
На портрете – заказчик полотна «Последний день Помпеи» Анатолий Демидов, уральский магнат. Ему было15лет, когда Брюллов рассказал ему о замысле картины об извержении вулкана. Художник работал над этим произведением с перерывами более двадцати лет.

Что можно вынести профессионалу?

⠀— приёмы создания объёма и многоплановости;

— работу с фокусом внимания зрителя;

— драматургию статичного кадра;

— идеи для цветовых схем и световых решений;

— понимание, как искусство усиливает смысл.

Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581году.1839-1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581году.1839-1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Последний день Помпеи, 456,5х651 см, 1830-1833, Государственный русский музей, Санкт-Петербург.
Последний день Помпеи, 456,5х651 см, 1830-1833, Государственный русский музей, Санкт-Петербург.

Я получила колоссальное удовольствие.
И искренне рекомендую вам, обязательно сходите. Выставка «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург» - это не просто культурное событие. Это - разговор с мастером, который многому может научить каждого, кто работает с изображением. Это тот случай, когда выходишь с выставки другим человеком.

Поспешите: Москва, Новая Третьяковка, до 18 января 2026 года.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья, ставьте лайки и не забудьте подписаться.