Найти в Дзене
Русский исполин

13 декабря 1930 года родился народный артист РСФСР Рыбников Николай Николаевич

Николай Рыбников: Парень с Заречной улицы, который стал народным героем Он не был красавцем в классическом понимании. У него было широкое, открытое лицо с задорной усмешкой и глазами, в которых читались и удаль, и какая-то неизбывная, затаённая грусть. Он был не «артистом», а своим парнем — таким, который мог зайти в любую бригаду, взять в руки лом или бензопилу, и его бы приняли без лишних слов. Николай Рыбников стал голосом и лицом целого поколения — тех, кто поднимал страну из послевоенной руины. Его история — это история о том, как сирота с Волги стал иконой советского кинематографа, и о цене, которую он за это заплатил. Отрывок из Х/Ф "Весна на Заречной улице" (1956) год Сирота из Сталинграда: закалка войной Его детство было разорвано войной. Отец ушёл добровольцем и погиб в 1944-м. Мать, не выдержав потерь, умерла следом. Подростком он пережил ад Сталинградской битвы и эвакуации. Вместе с младшим братом он вернулся в разрушенный до основания город и выживал, как мог. Именно та
Оглавление

Николай Рыбников: Парень с Заречной улицы, который стал народным героем

Он не был красавцем в классическом понимании. У него было широкое, открытое лицо с задорной усмешкой и глазами, в которых читались и удаль, и какая-то неизбывная, затаённая грусть. Он был не «артистом», а своим парнем — таким, который мог зайти в любую бригаду, взять в руки лом или бензопилу, и его бы приняли без лишних слов. Николай Рыбников стал голосом и лицом целого поколения — тех, кто поднимал страну из послевоенной руины.

Его история — это история о том, как сирота с Волги стал иконой советского кинематографа, и о цене, которую он за это заплатил.

Отрывок из Х/Ф "Весна на Заречной улице" (1956) год

Сирота из Сталинграда: закалка войной

Его детство было разорвано войной. Отец ушёл добровольцем и погиб в 1944-м. Мать, не выдержав потерь, умерла следом. Подростком он пережил ад Сталинградской битвы и эвакуации. Вместе с младшим братом он вернулся в разрушенный до основания город и выживал, как мог.

Именно там, в Сталинградском драмтеатре, он впервые вышел на сцену — в массовке. А потом, резко сменив курс, поступил… в медицинский институт. Но призвание оказалось сильнее. В 1948 году он, не имея связей и протекции, рискнул поехать в Москву и поступил во ВГИК в мастерскую к самому Сергею Герасимову. Это был прыжок из послевоенной разрухи прямо в святая святых советского кино.

-2

Прорыв: сталевар Саша Савченко и «Весна на Заречной улице»

После нескольких эпизодов судьбоносной стала роль в фильме «Чужая родня» (1955). Но настоящий взлёт случился годом позже. «Весна на Заречной улице» (1956) стала культурным феноменом. Рыбников в роли сталевара Саши Савченко — не бритый, ладный герой-стахановец, а живой, сомневающийся, влюблённый парень из рабочих. Он пел под гитару, ревновал, шутил, метался между долгом и чувством. Страна, ещё не отошедшая от войны, увидела в нём себя — молодого, устремлённого в будущее, но ещё неуверенного.

Фильм посмотрели 30 миллионов человек. Рыбников проснулся знаменитым. Он стал символом «оттепели» — времени, когда героем стал простой человек с его непростыми чувствами.

Апофеоз: лесоруб Илья Ковригин и «Девчата»

Если Савченко был романтиком, то следующая вершина — Илья Ковригин из «Девчат» (1961) — стала олицетворением народного характера во всей его широте. Хитрый, ушлый, с искромётным юмором, бесконечно обаятельный мастер-переросток, влюбляющий в себя красавицу Тоску (Надежду Румянцева).

Это была роль, выточенная до алмазного блеска. Каждая его реплика («Ну и что?», «Компот!») уходила в народ. Фильм собрал у экранов почти 35 миллионов зрителей. Рыбников стал суперзвездой, единственным и неповторимым. Он доказал, что настоящая мужская харизма — не в правильных чертах лица, а в энергии, искренности и том самом, неуловимом «своем» парне.

Трагедия маски: почему его перестали снимать?

1960-е и 70-е — время активной работы («Им покоряется небо», «Война и мир», «Освобождение»). Но здесь и кроется главная драма Рыбникова. Режиссёры и зрители видели в нём одного и того же героя — этакого «рубаху-парня», будь то сталевар, лётчик-испытатель или солдат. Ему редко давали возможность показать другую грань.

Кино менялось, приходили новые лица, а его типаж начал считаться «устаревшим». В 1980-х великого Рыбникова приглашали уже почти исключительно на эпизоды. И даже в эпизоде, как в фильме «Выйти замуж за капитана» (1985), он умудрялся быть гениальным — зрители признали его лучшим исполнителем эпизодической роли года.

Мгогила на Троекуровском кладбище (участок № 2)
Мгогила на Троекуровском кладбище (участок № 2)

Уход легенды

Он ушёл одним из первых из плеяды великих «оттепельных» актёров, в 1990 году, от сердечного приступа. Ему было всего 59. Он не дожил до нового кинематографического времени, для которого был бы бесценным учителем и живой легендой.

Николай Рыбников остался в памяти не как актёр, игравший рабочих, а как самый главный и самый настоящий рабочий советского экрана. Его герои были лишены пафоса, в них была земная, понятная каждому правда — о труде, любви, дружбе и чести. Он умел смешить так, что слёзы стояли в глазах, и грустить так, что сжималось сердце.

Он стал народным не по званию, а по сути — потому что народ узнавал в нём свои лучшие черты: прямоту, юмор, трудолюбие и огромное, щемящее сердце. Пока звучит песня «Когда весна придёт, не знаю…», пока смеются над приключениями Ковригина, пока есть та самая, настоящая, не поддельная искренность — Николай Рыбников будет жить.

#НиколайРыбников #СоветскоеКино #Девчата #ВеснаНаЗаречнойУлице #ЛегендыКино #НародныйАртист #КультураСССР #ИсторияКино