Найти в Дзене
Ставропольский Дзен

Интуиция как метод: ставропольский режиссёр — о приоритете социальной драмы и актёрской харизме

— Тамерлан, в чём состоит миссия «Гагарин-театра»? — Мы — частный театр, занимаемся любимым делом: ставим пьесы, которые нам нравятся, и показываем их в той форме, которую считаем наиболее органичной. Театр не должен никого поучать, провозглашать какие-то истины. Но в наших спектаклях ставятся острые, порой жёсткие вопросы, на которые зритель должен сам искать ответы. Мы стремимся заставить публику сопереживать, размышлять. И если через спустя время после просмотра спектаклей к нам приходят отзывы, мнения — значит, поставленные вопросы оставили свой след надолго, и мы добились своей цели. — Вам важна обратная связь со зрителями? — Очень. Каждый актёр должен получать оценку своей работы, видеть реакцию на игру. Актёры этим живут и подпитываются. — Как формируете репертуар театра? — Мы предпочитаем ставить пьесы современных драматургов. Возможно, со временем их причислят к классике. Ведь и Чехов, и Станиславский тоже когда-то были начинающими, а теперь их работы входят в золотой фонд те
Оглавление
     Фото: Антон Глушков / / ИА «Победа26»
Фото: Антон Глушков / / ИА «Победа26»

Десятый сезон «Гагарин-театр» (ранее — «Театр на Гагарина») начал с премьеры, которая запомнилась яркими образами, а затем закрепил успех проверенными хитами «Взаперти» и «Это всё она». Обновив название, немногочисленная, но амбициозная труппа стремится подтвердить приверженность выбранному слогану: «Быть первыми. Творить ярко». «Победа26» поговорила об этом с художественным руководителем «Гагарин-театра» Тамерланом Коченовым, а также узнала о его подходе к режиссуре, творческих пристрастиях и зрителях-интеллектуалах.

Ставить острые вопросы

Тамерлан, в чём состоит миссия «Гагарин-театра»?

— Мы — частный театр, занимаемся любимым делом: ставим пьесы, которые нам нравятся, и показываем их в той форме, которую считаем наиболее органичной.

Театр не должен никого поучать, провозглашать какие-то истины. Но в наших спектаклях ставятся острые, порой жёсткие вопросы, на которые зритель должен сам искать ответы. Мы стремимся заставить публику сопереживать, размышлять. И если через спустя время после просмотра спектаклей к нам приходят отзывы, мнения — значит, поставленные вопросы оставили свой след надолго, и мы добились своей цели.

— Вам важна обратная связь со зрителями?

Очень. Каждый актёр должен получать оценку своей работы, видеть реакцию на игру. Актёры этим живут и подпитываются.

— Как формируете репертуар театра?

— Мы предпочитаем ставить пьесы современных драматургов. Возможно, со временем их причислят к классике. Ведь и Чехов, и Станиславский тоже когда-то были начинающими, а теперь их работы входят в золотой фонд театрального искусства.

При выборе пьес, подборе актёров, музыки, сценографии я полагаюсь на свою чуйку, интуицию. Несколько лет назад мы приступили к репетициям одного спектакля, и тут приходит новая пьеса, прочитав которую, я мгновенно понял: «Стоп! Вот, что сейчас главное — её надо ставить!» Так появился спектакль «Как я стал…».

   Фрагмент спектакля "Спасти камер-юнкера Пушкина" Фото: Из личного архива Тамерлана Коченова
Фрагмент спектакля "Спасти камер-юнкера Пушкина" Фото: Из личного архива Тамерлана Коченова

Затронуть струны души

На днях в «Гагарин-театре» прошёл спектакль «Это всё она». Что побудило поставить эту пьесу?

— Я берусь за постановку, если пьеса затрагивает струны моей души. «Это всё она» — социальная драма. Этот жанр мне всегда интересен. Пьеса Андрея Иванова привлекательна коллизией между поколениями, нестандартным сюжетом, непростыми характерами. Она рассказывает о том, что особенно близко молодым зрителям, и на понятном им языке.

В чём, по-вашему, уникальность этой постановки?

— Уникален сам материал. И, как и в каждой нашей работе, ощущается мой режиссёрский стиль, моё самовыражение. В пьесе присутствует виртуальный мир, располагающий к абсолютной фантазии режиссёра.

Какой зритель вам ближе?

— Думающий. Кто не гонится исключительно за развлечениями, а приходит на спектакль, чтобы потом анализировать увиденное. Пустые комедии положений — не наш путь. И мы с самого начала своей работы придерживаемся этой линии. К нам идёт очень хороший, интеллектуальный зритель.

Интеллект и харизма

Назовите увиденный вами спектакль, который поразил и вдохновил?

— Это совместный проект Московского драматического театра им. А. С. Пушкина и театра «Сатирикон» — спектакль «Косметика врага». Его поставил Роман Козак, который играл его вместе с Константином Райкиным. Это потрясающая работа, которая вдохновила меня на постановку в нашем театре. Правда, под названием «Изабель». Это один из первых спектаклей нашего коллектива.

   Фрагмент спектакля "Человек из Подольска" Фото: Из личного архива Тамерлана Коченова
Фрагмент спектакля "Человек из Подольска" Фото: Из личного архива Тамерлана Коченова

Работы какого режиссёра близки вам по духу?

— Андрей Могучий, который выстраивает поразительный визуальный ряд. Этот режиссёр постоянно находит новые художественные решения, ему свойственны смелые эксперименты. Театр Могучего — интеллектуально-игровой.

Есть «костяк» труппы, с которым вы работаете постоянно?

— В этом смысле я свободен: мне не обязательно, как в репертуарном театре, загружать спектаклями четыре десятка актёров. Существует очень компактный коллектив, но, если понадобится артист с определёнными данными, я могу найти его на стороне. В спектаклях нашего театра заняты спортсмены, музыканты, танцоры. Все они харизматичные, эффектно смотрятся на сцене и обладают необходимыми для роли свойствами характера и психики. На них интересно смотреть.

Как удаётся совмещать роли режиссёра спектакля и руководителя театра?

— Это тяжело. Но если есть желание, мотивация, то можно с этим справиться. А если ты режиссёр и актёр, приходится ставить видеокамеру, чтобы потом смотреть на себя со стороны и при необходимости что-то корректировать. Также помогает моя жена Лариса Урбан — актриса нашего театра.

   Олеся Ценцера и Лариса Урбан в спектакле "Взаперти" Фото: Из личного архива Тамерлана Коченова
Олеся Ценцера и Лариса Урбан в спектакле "Взаперти" Фото: Из личного архива Тамерлана Коченова

Не мечтать, а делать

— Театр работает только на одной площадке — в ДК имени Юрия Гагарина?

— В основном да. В прошлом году показали несколько спектаклей по программе «Пушкинская карта» в краевой филармонии. Надеемся на продолжение такого сотрудничества и в дальнейшем.

— С какими вызовами сталкивается сегодня негосударственный театр?

Отсутствие финансирования. Мы существуем на выручку от спектаклей. И я не имею права на постановку, которая не окупится: иначе нечем будет заплатить людям. Поэтому мы делаем качественную работу, которую люди покупают. Слава Богу, у нас получается, и мы независимы.

   Из спектакля "Спасти камер-юнкера Пушкина" Фото: Из личного архива Тамерлана Коченова
Из спектакля "Спасти камер-юнкера Пушкина" Фото: Из личного архива Тамерлана Коченова

Есть проекты, которые вы давно хотели реализовать, но пока ещё не осуществили их?

— Мы не мечтаем, мы — делаем. Если мне что-то сейчас понравилось, надо сразу к этому приступать. Откладывая идею в долгий ящик, можно перегореть.

— Ожидать ли новинок в ближайшие месяцы?

— Мы открывали сезон спектаклем «Человек в закрытой комнате». Сейчас репетируем «Пришёл мужчина к женщине». Его премьера запланирована после новогодних праздников.

Какой вы видите эволюцию вашего театра через пять лет?

— В нашем репертуаре уже 22 спектакля. Некоторые постановки зрители видели всего пару раз за несколько лет. Хотелось бы играть чаще, чтобы иметь возможность знакомить зрителей с накопленным материалом.