Итак, Генрих V всерьез вознамерился подгрести под себя французский трон и даже обзавелся лицемерным предлогом, вытащив на свет всеми забытый, безумный по сумме долг Иоанна II.
Не откладывая свои планы в долгий ящик, молодой король тут же начал подготовку к будущим военным действиям. И первый же шаг - поиск средств для финансирования похода, должен был осуществить наш герой. Именно Джона Генрих отправил к лорду-мэру Лондона за деньгами и компанию ему в этом деле составили младший брат Хамфри, Генри Бофорт, архиепископ Кентерберийский и еще несколько знатных вельмож. Мэр, польщенный визитом королевских братьев, легко согласился ссудить королю 10 тысяч золотых марок (интересно, а это что за денежки такие?🤔), тем более что под залог ему оставили кованую золотую цепь из королевской сокровищницы (по сути целое колье, ибо цепь была украшена коронами, оленями и эмалевыми вензелями).
Тем временем "наезды" англичан серьезно встревожили французский королевский дом, и 30 июня 1415 года в Лондон прибыло посольство Карла VI. Во время первой аудиенции в Вестминстерском дворце Джон вместе с братьями стоял по правую руку от короля, рассматривая своих будущих противников. Впрочем, французские послы на тот момент еще надеялись решить дело миром, поэтому намеревались обсудить будущий брачный договор французской принцессы и английского монарха. В качестве приданого за Екатериной предлагалось 850 тысяч золотых ливров (весьма и весьма значительная сумма!), а если вражде и претензиям между странами будет положен конец, то Генриху в вассальное владение отходил еще французский Лимузен.
А у меня чисто географический вопрос: Лимузен находился не на самом побережье, и, неужели, обещая его англичанам, Карл (или кто принимал решение за него) не понимал, что у англичан возникнет соблазн прихватить еще что-нибудь по соседству?🤔
Однако Генрих настаивал не на Лимузене, а на всех ранее названных землях, причем не на вассальном, а на свободном владении. Какое-то время продолжался бессмысленный спор, пока один из представителей посольства в сердцах не сказал, что Карл VI является законным монархом в отличие от сына узурпатора, с которым они ведут спор. (Вот прямо с языка снял! Правда в то время и в тех условиях правду-матку резать не стоило, конечно.) Генрих с братьями словно того и ждали: "сын узурпатора" разгневался и послов выпроводили из страны, пообещав им новую встречу уже на французской территории.
Генрих вознамерился лично возглавить тридцатитысячную армию оккупантов. Перед отъездом он исповедался и причастился, как полагается примерному католику, готовому погибнуть на поле брани. Страну же молодой король решил оставить на младшего брата, назначив Джона Бедфорда лордом-регентом и снабдив его советом из более опытных верных людей: архиепископа Чичели, графа Уэстморленда и ряда других.
Однако в августе 1415 года подготовку к вторжению пришлось отменить, потому что неожиданно вскрылся еще один заговор. На этот раз во главе его стоял Ричард Конисбург, 3-й граф Кэмбриджский, однако прослеживался и шотландский след. Вообще, в этот раз в одном заговоре и порыве расправиться с ненавистными Ланкастерами объединились сторонники самых разных идей и течений. Тут были и уцелевшие лолларды, и приверженцы Ричарда II, и просто желающие быстро выдвинуться и разбогатеть. (Как известно, самые быстрые состояния делаются не на создании империй, а на крушении их. Почти цитата Ретта Батлера, а вернее М. Митчелл)
Особым ударом для Генриха оказалось известие, что к заговору присоединился его близкий друг Генри Скроуп лорд Мешемский. Участвовал в заговоре и комендант замка Норхам Томас Грей, чьей важнейшей задачей было поднять на мятеж север страны. Однако и в этот раз заговорщики язык за зубами удержать не сумели. На этот раз всех сдал Эдмунд, граф Мартовский Марчский. Главари были тут же отправлены за решетку, однако граф Кэмбриджский и лорд Мешем потребовали для себя суда пэров.
Генрих, уже имевший, как мы знаем, определенный опыт по подавлению заговоров, действовал быстро, решительно и крайне жестко. На пути к французской короне его хрустальной мечте посмели встать какие-то жалкие бунтовщики - их необходимо было наказать так, чтобы другим неповадно было. А так как затягивать с отплытием на континент тоже было нельзя - вот-вот должны были начаться осенние шторма. Словом, прямо в порту Саутгемптон, там, где войска собирались грузиться на корабли, устроили суд, приговорили обоих лордов к смертной казни и тут же, не отходя от кассы привели приговор в исполнение. Томас Грей, схваченный чуть позже в Хэмпшире и тоже посмевший требовать суда пэров, положенного ему по закону, также окончил жизнь на плахе. Генрих же, довольный скорым устранением всех помех, 11 августа отплыл он английских берегов навстречу судьбе. (Вот такая она - истинная дружба...)
Ну а что произошло дальше, я, по традиции, расскажу в следующей части нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гулять по свету и по истории вместе со мной. Те же из читателей, кто не так давно присоединился к моему каналу, могут найти много других интересных исторических "сериалов" здесь, в этом маленьком путеводителе: