Влияние Теософского общества Елены Блаватской, членом которого был Л. Фрэнк Баум, отчетливо прослеживается в его произведениях, особенно в концепциях, связанных с посвящением в Древние Мистерии и Гнозисом. 4 сентября 1892 года ознаменовало начало их деятельности в Калифорнии.
Судя по всему, эти мистические концепции произвели на него сильное впечатление, что нашло отражение в его романе.
Циклон: Извилистая Лестница таинств
Дороти Гейл обитает в сером, обыденном материальном мире, созданном Демиургом. Она попадает в волшебную страну благодаря циклону. Этот мощный вихрь символизирует извилистую лестницу таинств, ведущую к посвящению и обретению высшей мудрости (сродни герметическому вознесению или обожествлению). Это перекликается с Извилистой Лестницей, ведущей в Среднюю Комнату Масонского Братства (1 Царств 6:8), где кандидату предписывается изучение Семи Свободных Искусств и Наук. Извилистая лестница степени товарища по ремеслу олицетворяет обретенное кандидатом знание (гнозис) и его развитие как самостоятельного мыслителя.
Этот аспект степени опирается на символику ранних еврейских мистических учений (например, Каббалы) и алхимические символы. Алхимики считали, что материальный мир может раскрывать духовные и эзотерические истины, поэтому винтовая лестница справедливо ассоциируется с масонской символикой в фильме "Национальное сокровище" (2004).
Циклон переносит Дороти в страну Оз, что можно рассматривать как аналог гностического вознесения. Это перекликается с "Приключениями Алисы в стране чудес", где Алиса попадает в мистический мир через кроличью нору, символизирующую винтовую лестницу.
Тото: фамильяр ведьмы
Дороти и ее пес Тото неразлучны с магами и ведьмами, которые используют животных-помощников, или "фамильяров", для выполнения своих оккультных и адских поручений. Фамильяр – это существо, обычно кот, сова или жаба, в котором обитает демон, помогающий ведьме в ее поисках эзотерических знаний. Фамильяры также выполняют мелкие зловредные поручения от имени ведьмы.
Золотая дорога как аллегория духовного поиска
В своем путешествии по волшебной стране Оз, Дороти, ее верный спутник Тото и их группа единомышленников ступают по сияющей золотой дороге. Эта дорога перекликается с буддийской концепцией "Золотого Пути Духовного Просветления", который, будучи важным элементом теософских учений, ведет к высшему знанию и пониманию.
Дороти получает в дар серебряные туфельки от погибшей ведьмы. Эти туфельки символизируют не только возможность ступить на золотой путь, но и алхимический процесс превращения низменного в возвышенное – подобно тому, как в алхимии базовые металлы превращаются в золото. В данном случае, это метафора трансформации невежества в сияющий свет оккультной мудрости, к которому стремится каждый ищущий духовного развития.
Серебряные туфельки: Луна и женская мудрость
Серебряные туфельки также олицетворяют луну и женскую энергию Дороти. Ведьмы, как известно, используют серебряные амулеты для усиления своих экстрасенсорных способностей. Именно поэтому Злая Ведьма Запада так жаждет завладеть ими, предлагая Дороти магическую возможность вернуться домой в Канзас, просто коснувшись туфелек три раза.
Дороти обретает эти волшебные туфельки после прибытия в Оз, когда ее дом, упав на Злую Ведьму Востока, уничтожает ее. Этот момент перекликается с теософским учением о "серебряном шнуре", который соединяет физическое тело с духовным миром. В случае Дороти, ее физическое тело покинуло Канзас и перенеслось в эфирную реальность Оз. Это учение имеет корни в библейском отрывке из Екклесиаста (12:6-7), который описывает распад физической оболочки и возвращение духа к Богу.
Страшила, Дровосек и Лев: Мудрость, духовная сила и мужество
Находясь в Оз, Дороти встречает трех спутников, каждый из которых ищет нечто важное: один – разум или мудрость, другой – сердце или духовную силу, а третий – отвагу. Мудрость, духовная сила и мужество – это три ключевых качества, необходимые каждому, кто стремится к духовному росту и просветлению. Эти качества являются обязательными для тех, кто желает постичь тайны бытия. Как отмечала Елена Блаватская, "нет такой опасности, которую не могла бы преодолеть бесстрашная храбрость, нет такого испытания, через которое не могла бы пройти незапятнанная чистота; нет такой трудности, которую сильный ум не смог бы преодолеть".
Волшебник: ложный путь религий
В "Волшебнике страны Оз" путь к успеху, символизируемый золотой дорогой, ведет не к истинному спасителю, а к обманчивому и властному существу, которое в произведении Л. Фрэнка Баума представлено как Волшебник. Этот персонаж использует страх и запугивание, чтобы вызвать у окружающих восхищение и преклонение. Такая тактика перекликается с критикой организованных религий, распространенной в учениях Школы Мистерий, которые часто угрожают вечным наказанием тем, кто не разделяет их веру или не следует их правилам.
В книге Баума Волшебник предстает перед каждым из четырех главных героев в разном обличье: для Дороти он выглядит как гигантская голова, для Страшилы – как прекрасная женщина, для Железного Дровосека – как ужасный зверь, а для Трусливого Льва – как огненный шар. Это многообразие образов также созвучно идеям Традиции Мистерий, согласно которым ложные учения могут принимать множество обманчивых форм. Эта древняя практика находит отражение и в теософии.
В киноверсии Волшебник предстает как устрашающая, пылающая зеленая голова, парящая в воздухе и отдающая приказы, чем наводит страх на четверых спутников.
Метла ведьмы: сила фаллоса
Дороти, которая убила Злую Ведьму Востока, получает от Волшебника задание уничтожить Злую Ведьму Запада и отобрать у нее метлу. Метла здесь выступает как символ фаллической силы, дарующий ведьме способность летать, а ее отнятие лишает ее демонической мощи. Метлы традиционно ассоциируются с ведьмами, поскольку они являются символом домашнего очага и инструментом, которым пользовалась каждая женщина. Согласно народным поверьям, новоиспеченная ведьма получала метлу в дар от самого дьявола, а звон церковных колоколов считался священной силой, способной "приземлить" ведьминскую метлу.
Власть и Прозрение: Аллегории "Волшебника Страны Оз"
Интересно отметить, что в романе Баума Злая Ведьма Запада обладает одним глазом и способна видеть всю страну Оз со своей башни. Юрист и демонолог Анри Боге (1550-1619) в своем труде "Discours exécrable des Sorciers" (1602) утверждает, что у ведьм в одном глазном яблоке находятся два зрачка. В греческой мифологии Грайи, известные как стигийские ведьмы, были тремя сестрами, обладавшими одним общим глазом. Антагонист Саурон из "Властелина колец" Дж.Р.Р. Толкина также перекликается с этим фольклорным мотивом.
В мрачном царстве Мордора, как описано в десятой главе, властвует зловещая сила. Дух Саурона воплощается в виде всевидящего Ока, возвышающегося над его крепостью Барад-дур, неустанно взирающего на темные земли.
Путь Дороти к духовному пробуждению и истинному знанию лежит через преодоление сил зла. Злые ведьмы Востока и Запада олицетворяют собой материалистическую, статичную горизонталь бытия. Победив их, Дороти обретает просветление и метафизически покидает ограниченный материальный мир.
Ее мудрость проявляется в том, что она прислушивается к добрым ведьмам Севера и Юга. Они символизируют вертикальную ось, ведущую к духовному росту, подобно мистическим лестницам, ведущим к высшим сферам. Это путь восхождения к божественному, в мир, свободный от материальных ограничений.
Аллегорически, Дороти отказывается от приземленной, статичной реальности в пользу эзотерического знания. Символом этого является лестница самоотверженности, ведущая от севера к югу. Ее мистическое путешествие в страну Оз становится для нее источником откровения и глубокого понимания.
Глинда: зимнее солнцестояние
Вознесение Дороти происходит благодаря наставлениям доброй ведьмы Глинды с Севера. Она олицетворяет собой высшее духовное блаженство, достигнутое через самосозерцание. Этот оккультный аспект перекликается с астрологическими циклами: весеннее и осеннее равноденствия (Восток и Запад) и зимнее и летнее солнцестояния (Север и Юг).
В масонской традиции два Святых Иоанна символизируют эти вертикальные солнцестояния, связывая орден с древними мистериями, которые учили духовному познанию, вознесению и отказу от материальных привязанностей.
Многие эзотерические учения, включая гностицизм и теософию, говорят о множестве миров или ступеней бытия, расположенных в иерархии, подобной Великой Цепи Бытия. Эта иерархия, как и неоплатоническая структура, включает в себя как духовные, божественные, так и материальные, земные уровни.
Стоит отметить, что Глинда — это добрая, или белая, ведьма, у которой волшебная палочка украшена пентаграммой с одним верхним концом, что символизирует белую магию каббалы. Перевернутая пентаграмма с двумя верхними точками и одной нижней означает чёрную магию — тёмную сторону гнозиса, путь левой руки или козла Мендеса. Эта перевёрнутая пентаграмма украшает обложку сатанинского гримуара «Девять врат в царство теней» Артисиса Торхия, показанного в фильме «Девятые врата».
Масонский козел Мендес появляется на короткое время в фильме «300 спартанцев», где играет на ситаре в лагере Ксеркса. Также козел воплощается во время спиритического сеанса в фильме «Затащи меня в ад» (2009), где демон Ламия вселяется в обычного фермерского козла, превращая его в демонического Бафомета. Наконец, в фильме 1987 года «Драгнет» персонаж преподобного Джонатана Уирли (Кристофер Пламмер) маскируется под козла Мендеса и в качестве лидера подпольного квази-сатанинского культа под названием P.A.G.A.N. («Люди против добра и нормальности») проводит человеческие жертвоприношения.
Достижение гнозиса Дороти
В кульминационный момент, верный спутник Дороти, Тото, разоблачает Волшебника как обманщика. Он оказывается лишь простым человеком, прибывшим в Оз на воздушном шаре из далекой Омахи.
В дальнейшем, Волшебник и Дороти создают новый воздушный шар из зеленого шелка. В символике мистерий зеленый цвет ассоциируется с плодородием земли и женским началом, "Матерью-Землей". Этот зеленый шар метафорически возвращает Дороти, олицетворяющую священное женское начало, обратно в материальный, черно-белый мир Канзаса.
Попытка волшебников вернуть Дороти в Канзас обернулась неудачей из-за вмешательства ее фамильяра, Тото, который отвлек ее внимание от воздушного шара. Этот шар, символизирующий пустые обещания организованных религий, улетел без нее. Оставшись одна, Дороти пережила духовное озарение (гнозис), достигнув состояния вознесения и полного сознания. Ее духовный наставник, Глинда, помогла ей осознать, что желаемое всегда было в ее родном доме. Таким образом, Дороти завершила свое духовное посвящение, став олицетворением мудрости (София). Ее возвращение домой, отмеченное троекратным щелчком серебряных каблуков (число три, символизирующее совершенство и божественность в различных культурах), произошло после обретения гнозиса и просветления. Однако, вернувшись в Канзас, она столкнулась с непониманием со стороны семьи и слуг, которые представляют собой невежественную массу.