Найти в Дзене
Журнал VictoryCon

Валентина Виноградова: «Театр – это мой дом»

Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» стал одной из визитных карточек театрального искусства Петербурга. На этой сцене открываются новые имена, отсюда начинали свой путь известные артисты, здесь проводятся международные фестивали, и, конечно, в этом театре работает совершенно уникальная труппа выдающихся артистов.
Заслуженная артистка РФ Валентина Николаевна Виноградова служит в «Балтийском доме» вот уже почти 50 лет! Накануне своего юбилея она любезно согласилась побеседовать с нами о жизни и о театре. Валентина Виноградова Валентина Николаевна, наверное, каждая девочка в детстве мечтает быть актрисой, певицей, красавицей, принцессой… В какой момент Вы поняли, что быть актрисой – не мечта, а Ваша профессия и судьба?
Я родилась и заканчивала школу в небольшом городке Осташков, на берегу Селигера, в Тверской области. Была очень активным человеком: хорошо училась, что-то писала в районную газету, посещала танцевальные и спортивные кружки. И, конечно, в школе меня всегда заним

Петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» стал одной из визитных карточек театрального искусства Петербурга. На этой сцене открываются новые имена, отсюда начинали свой путь известные артисты, здесь проводятся международные фестивали, и, конечно, в этом театре работает совершенно уникальная труппа выдающихся артистов.
Заслуженная артистка РФ Валентина Николаевна Виноградова служит в «Балтийском доме» вот уже почти 50 лет! Накануне своего юбилея она любезно согласилась побеседовать с нами о жизни и о театре.

Валентина Виноградова
Валентина Виноградова

Валентина Николаевна, наверное, каждая девочка в детстве мечтает быть актрисой, певицей, красавицей, принцессой… В какой момент Вы поняли, что быть актрисой – не мечта, а Ваша профессия и судьба?

Я родилась и заканчивала школу в небольшом городке Осташков, на берегу Селигера, в Тверской области. Была очень активным человеком: хорошо училась, что-то писала в районную газету, посещала танцевальные и спортивные кружки. И, конечно, в школе меня всегда занимали во всех концертах. Позже я узнала, что в городском Народном театре есть еще детская театральная студия. Я поступила в эту студию и несколько лет там занималась. Потом попала в основной состав народного театра. Везде себя попробовав, я поняла, что это то, что мне нравится, то, что мне безумно интересно.
Конечно, как и многие девочки, я собирала фотографии артистов, например, у меня очень много фотографий Татьяны Львовны Пилецкой. Я была восхищена: «Какая же это красивая актриса!» Думала ли я тогда, что буду с ней работать в одном театре и даже играть в одних спектаклях!

Как же Вы решились на профессию актрисы?

Режиссер Народного театра, Людмила Ивановна Евсюкова, когда дело подходило к концу обучения в школе, сказала мне: «Валечка, я тебе очень рекомендую поступать в театральный институт» - «Людмила Ивановна, да Вы что! Это же нереально!»
Я училась очень хорошо, блестяще знала математику, химию. Я понимала, что легко поступлю почти в любой институт. Однако, театральный казался чем-то нереальным. Людмила Ивановна буквально приказала мне попробовать, очень сильно настроив на успех.
Я поехала в Москву и с первого раза поступила в ГИТИС. На заключительном, третьем туре я читала в первой десятке, в 11 часов утра, а результаты объявили около 00:00 часов. И все это время я сидела: ни поесть, ни попить, и только молила Бога, чтобы меня взяли.
Из нескольких тысяч девочек отобрали только девять, и я была среди них! Зачисление на первый курс ГИТИСа я считаю одним из самых счастливых дней в моей жизни.

Как началось знакомство с театральным Петербургом?

Когда я училась на 4-м курсе, мы приехали в Петербург зимой, в середине года, и показались в трех театрах: БДТ, театре имени Ленинского комсомола – ныне «Балтийском доме» и Театре комедии. В БДТ нас смотрел Георгий Александрович Товстоногов. Он пригласил в труппу Юрия Стоянова и Юрия Томошевского, но впечатлен был всем курсом. Вечером того же дня он пригласил всех на премьеру "Пиквикского клуба, где для нас был поставлен дополнительный ряд. А меня и Сергея Кузнецова пригласили в Ленком и Театр Комедии. Сережа пошел в Театр Комедии к Петру Фоменко, а я – в Ленком, к Геннадию Михайловичу Опоркову.

Кем Вас видели родители? Как семья приняла Ваше решение?

Родители никакого отношения к театру не имели. Папа – шофер, мама – кастелянша. Мне предоставлялась абсолютная свобода, мне доверяли. Они были только рады за меня.

Кто из педагогов в большей мере повлиял на Вашу творческую жизнь и помог сформироваться, как актрисе?

У нас были великолепные педагоги по всем предметам, и по теоретическим, общеобразовательным дисциплинам в том числе. Актерское мастерство у нас преподавали художественный руководитель курса, профессор Всеволод Порфирьевич Остальский, народная артистка РСФСР Евгения Николаевна Козырева, заслуженная артистка РСФСР Татьяна Николаевна Семичева и Владимир Наумович Левертов – актер и режиссер Москонцерта, впоследствии заслуженный деятель искусств РСФСР. Это люди дали нам профессию, и они навсегда в наших сердцах.
У нас был очень сильный курс. Из 27 человек пять - народные артисты России, 11 или 12 – заслуженные.

«Живые картины блокады»
«Живые картины блокады»

«Это прекрасная женщина! Обожаю работать с ней, огонь!» – поделилась с нами вихрем влетевшая в гримерку Дарья Юргенс.

Валентина Николаевна, Вы ведь тоже педагог?

У актеров в жизни бывают такие периоды, когда сезон–два играешь старые названия, а в новые не попадаешь. Это случается по разным причинам. В один из таких периодов я поступила в театральный ВУЗ на Моховой, в творческую аспирантуру на кафедру сценической речи.
Я захотела преподавать и получила диплом, который позволяет преподавать в любом учебном заведении нашей страны сценическую речь.
Этим я занимаюсь уже больше 30 лет. В данный момент – в СПбГУ на факультете искусств, декан которого - Валерий Гергиев. Я с удовольствием участвую в становлении молодых начинающих артистов, ведь сценическая речь – одно из самых сильных средств выразительности актера. Благодаря педагогике, я сама пребываю в постоянном творческом тренинге. Если что-то недополучила в театре - доберу со своими студентами. Я имею возможность ставить дипломные спектакли. Это очень мощная подпитка – энергия молодости. Так что, 30 лет назад я получила еще одну замечательную профессию.

От поколения к поколению изменяется уровень студентов, которые к Вам приходят?

Конечно. Сейчас очень много театральных школ. Почти при каждом ВУЗе есть какая-то театральная кафедра, где на платной основе набираются студенты. Поэтому отбор совсем не такой тщательный, и, как следствие, много случайных людей, с которыми мы расстаемся, а кто-то сам уходит. Многие надеются сразу попасть в сериалы, потому что, как студент, ты уже имеешь право засветиться, оставить где-то свое портфолио. По сценическим данным, конечно, встречаются бриллианты, и слава Богу! Одна из первых моих студенток – Анна Слынько, которая уже много лет является ведущей актрисой ТЮЗа им. Брянцева. Это чудесная актриса! Вова Жуков у нас учился замечательный, играл Тартюфа в спектакле по пьесе Мольера. А не так давно, пару сезонов назад, он приехал в качестве режиссера в «Балтийский дом», потому что после нашего ВУЗа поступил в Москве на режиссуру. Он поставил на нашей сцене «Золотой петушок», где занял меня, как актрису. Валя Коровникова, актриса нашей труппы, тоже училась у меня сценической речи. Конечно, есть ученики, которые стали успешными артистами, но, если сравнивать с уровнем студентов наших времен, безусловно, разница есть.

«Золотой петушок»
«Золотой петушок»

А зритель? Зритель меняется со временем?

Зритель всегда непредсказуем. Мой муж, актер Олег Куликович, иногда поражается: «Сегодня играли комедию - ни смешка, ни отклика, мертвый зрительный зал, мы играем и не понимаем. А в конце не отпускают, кричат «Браво!», хлопают»… Наверное, в зрительном зале иногда нужен какой-то завод, когда кто-то активно реагирует. Потому что порой зритель боится отпустить себя, открыться, все проживает про себя, стесняется.
Но, вообще-то, зрителя не обманешь. Иногда случается, что выходишь «на автомате», у каждого такое бывает… И делаешь все, как обычно, но внутри не горит, зал это чувствует всегда. Заразить можно только энергией, ничем другим. Зритель чудесный и всегда таким был. Отзывчивый и умный, всегда была довольна нашим зрителем!

Олег Куликович
Олег Куликович

Всю свою творческую жизнь Вы отдали театру «Балтийский Дом». Расскажите, в чем секрет и магнетизм этого театра для Вас?

Это мой дом. У нас потрясающий театр, который дает ощущение дома. Возможно, благодаря нашей дирекции, администрации. Я знаю театры, где пришел, отрепетировал, и нужно сделать так, чтобы тебя не видели после репетиции в театре. Здесь, если есть часик, минутка между репетицией и спектаклем – я прихожу в свою гримерочку, схожу в буфет, полежу на диване. Встречусь, поболтаю с актерами, которые для меня очень родные люди. Я проживаю жизнь среди очень приятных, любимых мною людей.

Это к разговору о счастье, когда сначала счастлив идти на работу, а потом счастлив идти домой

Да, это счастье, вот именно. Тут даже нечего добавить. Не важны даже личные достижения в смысле больших ролей или завоевания наград. Я считаю, что театр – это дело молодых рук. Я сама люблю смотреть на молодых артистов, как зритель. Можно, конечно, чуть-чуть разбавить старичками, но пусть работают молодые. Я среди них тоже кручусь, в той же "Хануме". И, хоть играю бабушку, но от общих танцев меня не освободили, надо соотве
тствовать. А дома… У меня замечательная счастливая семья, дочка, внук, муж, целая обойма родственников, все хорошо!

«Ханума»
«Ханума»

Какая роль в репертуаре театра для Вас особенно дорога?

На сегодняшний день самая моя дорогая, любимая роль – это старая графиня в спектакле «Пиковая дама». Режиссер Наталья Индейкина задумала этот спектакль очень интересно. Там такой необыкновенный способ существования! Я колоссальное удовольствие получаю от него. Весь мой организм всячески сопротивлялся, я думала, что не сумею, не смогу так сыграть. И тем не менее, она жесткой рукой заставила меня это сделать. И я бесконечно признательна за это, потому что на сегодняшний день Графиня моя самая любимая работа. За нее я получила премию имени Романа Громадского. Ее присуждает театр. Когда оценивают коллеги – это особенно дорого и безумно приятно.
Хотя и в других спектаклях я играю с большим удовольствием, потому что меня окружают безумно талантливые, интересные, легкие, с чувством юмора, очень порядочные молодые ребята. Это огромное счастье.

«Пиковая дама»
«Пиковая дама»

В Вашей жизни еще был опыт озвучивания и киносъемок.

Озвучиванием занималась когда-то. Вот для моего мужа Олега Куликовича озвучивание - его конек. Я даже в свое время влюбилась в его голос, он необыкновенный, богатый, разный. Он очень многое транслирует. Одним голосом способен вызвать море эмоций, к тому же, он виртуозно владеет техникой озвучания. Я-нет. Ты должен четко попасть в губы, следить за текстом, за героем, параллельно выдавая какую-то эмоцию. Я не умею водить машину, это исключено, потому что я буду или на дорогу, или на пешеходов смотреть, или на руль, или на знаки, передачи – я не могу соединить все в одно. Так же и с озвучиванием. Работа с микрофоном – это не мое.
Киносъемки случаются. У меня нет агента, но приглашают. В основном, это сериалы. Есть несколько, которыми я горжусь. Но, поскольку это сериалы, они проходят и все. У меня была очень хорошая работа, на мой взгляд, очень убедительная, большая – в сериале «Эра стрельца».
Моим однокурсникам повезло больше - моя подруга, Татьяна Догилева, которая была звездой советского экрана - и сейчас востребована. Раньше у нее был романтический образ, а сейчас она такая прекрасная комедийная актриса! Когда мы видимся, не устаю говорить, что восхищаюсь ею.
А Виктор Сухоруков, Юрий Стоянов – это наша гордость!

«Пиковая дама»
«Пиковая дама»

Ваша дочь пошла по Вашим стопам?

Она актриса нашего театра – это Варвара Маркевич! Без ложной скромности скажу: прекрасная актриса и красавица!
А вот внук не любит смотреть спектакли. Когда он сюда приходит - сидит в гримерке в телефоне и никогда не выходит смотреть спектакль.

Варвара Маркевич
Варвара Маркевич

Как Вы думаете, в эпоху «быстрых развлечений», таких, как гаджеты, зачем современному человеку театр?

Театр… Ну что вы… Я – актриса, но с таким удовольствием хожу в театр! Я серьезно к этому отношусь. Обязательно читаю пьесу перед тем, как увидеть ее на сцене. Я хочу понять, как они ее увидели и поставили. Мне всегда это очень интересно.
В театр идут за эмоциями. Поэтому я всегда за яркий, эмоциональный театр. Не спектакли-ребусы, а чтобы я сидела, вытирала слезы или улыбалась. Это источник радости, эмоций, впечатлений. Театр, я считаю, вечен. Очень многим он нужен! И я вспоминаю первые десятилетия работы в театре – такого количества зрителей не было, как сейчас. Несмотря на то, что бесконечно усилилась конкуренция среди мероприятий для зрителей, у нас полные залы.

Человек должен выйти из театра окрыленным и обнадеженным или под тяжестью размышлений, со слезой?

Театр не должен подавлять, он должен давать надежду, какая бы трагическая история не была показана.

Есть ли в вашей жизни человек, чьё мнение всегда имеет для вас особый вес?

Когда я работаю, мне очень важно, что думает режиссер по поводу того, что я делаю. Наш художественный директор, Марина Ароновна Беляева, очень внимательно отслеживает сценическую жизнь актеров. Она никогда не поскупится на слова поддержки или оценки. Чаще это оценки со знаком плюс. Наверное, если какой-то минус – она высказывает его режиссеру. Она очень деликатный человек. Мне это всегда очень приятно и важно. Конечно, важно мнение моего мужа и дочки, поскольку они тоже актеры, и очень пристрастные. Дочка любит делать мне всякие замечания, я отбрыкиваюсь, но потом соглашаюсь. Но самый главный критик мой – внутри меня самой.

О чем сегодня хочется говорить со зрителем?

Мне кажется, всегда интересно говорить о любви. В любом жанре.

Беседовала Виктория Кучма
Фото предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»