Найти в Дзене
сТОПочки

Прекрасная Богиня-Воительница Афина в Искусстве

Оглавление

Афина – почитаемая греческая богиня мудрости, войны и искусств – веками пленяла воображение разных художников. Её образ – от древних статуй до современных произведений искусства – отражает собой богатство нюансов культурной и художественной эволюции, всегда окружавшей это божество.

Прекрасная Богиня-Воительница Афина в Искусстве
Прекрасная Богиня-Воительница Афина в Искусстве

В этой статье мы подробно рассмотрим различные художественные мотивы, использованные ею, исследуя изменения в её образе и значение каждого из них. Откройте для себя мощнейший символизм и художественные приёмы, которые сделали Афину выдающейся фигурой в мире искусства.

Богиня

Афина – родная дочь Зевса и Метиды – появилась на свет весьма необычным образом. Зевс, опасаясь быть свергнутым своим собственным потомством, сожрал Метиду. Однако богине подарил жизнь Гефест, который раскроил череп Зевса ударом топора. В результате из мозга отца и родилась Афина, причём сразу же во всём полном обмундировании. Древнегреческий поэт-сказитель Гомер называет богиню особой покровительницей Телемаха – сына Улисса. Кроме того, она является божеством войны, и хорошо известна тем, что носит на себе шлем и вооружена копьём и щитом.

Статуя Афины в Коринфском Шлеме – 180-190 годы нашей эры, Музей Скульптуры Либигхаус (Франкфурт-на-Майне, Германия)
Статуя Афины в Коринфском Шлеме – 180-190 годы нашей эры, Музей Скульптуры Либигхаус (Франкфурт-на-Майне, Германия)

Её почитали абсолютно по всей Греции, особенно в Аттике. Один из ключевых элементов экономического процветания Афин – олива – тесно связана с Афиной благодаря легенде об основании греческой столицы. Зевс приписал город Афине сразу же после её состязания с Посейдоном, когда она и принесла городу первую оливу. Пока Посейдон создавал коня, Афина придумала уздечку для его управления. С тех самых пор оливковое дерево, а также сова, петух и змея, стали всецело посвящаться богине.

Афина появляется в греческом искусстве в самые разные временные эпохи. Иногда она выступает в роли мудрого советника, а иногда предстаёт в образе свирепого воина. Её двойственная натура действительно проявляется в этих различных ситуациях.

Жак-Луи Давид – «Битва Минервы Против Марса», 1771 год, Музей Лувр (Париж, Франция)
Жак-Луи Давид – «Битва Минервы Против Марса», 1771 год, Музей Лувр (Париж, Франция)

Афина в античном искусстве

Исследуя образ Афины в искусстве, мы встречаем некоторые из самых символичных статуй богини в Древней Греции. Среди них – Афина Парфенос из Парфенона (438 год до нашей эры), Афина Промахос и Афина Лемния, воздвигнутые на Акрополе примерно в 447 году до нашей эры. К сожалению, первые две статуи нынче утеряны. Однако голова богини Афины Лемнии сохранилась и по сей день, в настоящее время она экспонируется в Болонье, Италия.

Фидий – Афина Лемния, 490-420 годы до нашей эры, Городской Археологический Музей Болоньи (Болонья, Италия)
Фидий – Афина Лемния, 490-420 годы до нашей эры, Городской Археологический Музей Болоньи (Болонья, Италия)

Среди римских статуй особо выделяются Афина Альбани, Афина Фарнезе и Афина Веллетри. Кроме того, некоторые барельефы изображают богиню как защитницу Персея, это с лёгкостью можно увидеть в архаичной метопе древнего итальянского города Селинунта, датированной IV веком до нашей эры.

Захватывающий барельеф, известный как «Афина Созерцающая», некоторые историки приписывают скульптору Мирону из Елевфер (годы жизни 480-440 до нашей эры). В своей работе он изображает богиню в виде задумчивой молодой женщины, опирающейся на копьё. Сие изображение подчёркивает двойственность Афины как воительницы и мыслительницы, намекая нам на её мудрость, стратегическое мастерство и созерцательную натуру.

Мирон из Елевфер – «Афина Созерцающая», 460 год до нашей эры, Музей Акрополя (Афины, Греция)
Мирон из Елевфер – «Афина Созерцающая», 460 год до нашей эры, Музей Акрополя (Афины, Греция)

Визуальные элементы

ШЛЕМ

Шлем Афины символизирует собой не только войну, но и защиту, а также стратегическую мудрость. На многих изображениях её шлем богато украшен и приподнят, открывая для нас лицо богини. Сия особенность отличает её от других воинов, указывая на то, что её мудрость имеет такое же значение, как и её способность сражаться.

Кроме того, приподнятый шлем символизирует бдительность и готовность. Он олицетворяет божество, всегда готовое к действию и проявляющее в своих поступках недюжинную мудрость. Более того, тулья шлема зачастую украшена изображениями мифологических фигур, таких как грифон или же сфинкс, что лишний раз подчёркивает её сверхъестественную силу и мистические познания.

КОПЬЁ

Копьё Афины символизирует собой не только силу в бою, но и точность. В отличие от многих других видов оружия, для эффективного использования копья требуются определённые навыки и планирование.

В греческой иконографии копьё символизирует способность решительно реализовывать военные стратегии. Это продолжение интеллекта Афины и её способности достигать конкретных целей. Копьё также можно рассматривать как фаллический символ, олицетворяющий господство и контроль – важнейшие аспекты её роли защитницы города-государства.

ЭГИДА

Эгида – щит или плащ из козьей шкуры – часто украшается головой Медузы Горгоны прямо по центру. Согласно мифу, Зевс создал эгиду и подарил её Афине. Голова Медузы, отлично известная своей способностью обращать врагов в неподвижный камень, служит одновременно защитным талисманом для союзников Афины и источником ужаса для всех её врагов.

Франц фон Штук – «Афина Паллада», 1898 год, Музей Георга Шефера (Швайнфурт, Германия)
Франц фон Штук – «Афина Паллада», 1898 год, Музей Георга Шефера (Швайнфурт, Германия)

Афина в эпоху Возрождения и Барокко

По мере развития греческого и римского обществ претерпевали изменения и представления и об Афине. В эпоху Возрождения, например, художники переосмыслили образ богини в контексте гуманизма и возрождения античности. Художники эпохи Возрождения, глубоко ценившие человеческое достоинство и способности, отошли от строгих изображений более ранних эпох. Они показывали Афину, наделяя её более человечными и реалистичными характеристиками, представляя богиню как идеальную красавицу и мудрую правительницу.

В эпоху Возрождения художники часто использовали Афину как символ интеллектуальных и нравственных добродетелей. Такое представление полностью соответствует гуманистическим идеалам, подчёркивающим разум и знание.

Сандро Боттичелли – «Паллада и Кентавр», 1482 год, Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Сандро Боттичелли – «Паллада и Кентавр», 1482 год, Галерея Уффици (Флоренция, Италия)

С другой стороны, искусство барокко предлагает нам захватывающую картину того, как классические мифы и символы в XVII столетии были переосмыслены. Барокко, хорошо известное своим драматизмом, пышностью и изысканным орнаментом, представляет особый взгляд на мифологические фигуры.

В этот конкретный период художники часто изображали Афину в динамичных позах, создавая ощущение непрерывного действия. Такой подход подчёркивает её роль как могущественной и активной фигуры, резко контрастируя с более статичными изображениями в классическом искусстве. Кроме того, доспехи, шлемы и щиты Афины богато украшены, подчёркивая её божественный и героический статусы. Все эти сложнейшие детали не только служили способом продемонстрировать мастерство живописцев, но и подчёркивали значимость, могущество и статус Афины над простыми смертными людьми.

Рембрандт ван Рейн – «Афина Паллада», 1655 год, Музей Калуста Гульбенкяна (Лиссабон, Португалия)
Рембрандт ван Рейн – «Афина Паллада», 1655 год, Музей Калуста Гульбенкяна (Лиссабон, Португалия)

Афина в Неоклассицизме

Неоклассическое изображение Афины не только переосмысливает богиню через классические идеалы, но и отражает социальные и культурные изменения неоклассической эпохи в целом. В данном контексте Афина превращается в символ рациональности и этики, отражающий собой дух Просвещения и Французской революции. Следовательно, её образ глубоко резонирует с ценностями того преобразующего периода.

В неоклассицизме художники изображали Афину, стремясь к ясности и простоте, следуя принципам классического искусства. Они представляют её идеализированной фигурой, демонстрирующей своё атлетическое телосложение и крепкую осанку. Это изображение было вдохновлено классическими статуями Древней Греции. Подчёркивая все эти характеристики, неоклассицизм останавливается на вечной грации и силе Афины.

Неоклассические художники всячески стремились возродить безмятежность и достоинство Афины, представляя её в образах, передающих одновременно властность и грацию. В памятниках и общественных сооружениях Афина всегда символизировала разум и знание, играя важнейшую роль в общественной жизни граждан. Подобное изображение не только подтверждает её статус символа республики, но и подчёркивает роль богини в олицетворении социального прогресса.

Аджелло Эутихио – «Афина», XVIII век, Музей Прадо (Мадрид, Испания)
Аджелло Эутихио – «Афина», XVIII век, Музей Прадо (Мадрид, Испания)

Афина в Модернизме

Художники-модернисты частенько переосмысливали мифологические образы, такие как Афина, особенно в символизме, модерне и сюрреализме. Вместо того чтобы придерживаться традиционных изображений богини как вооружённой до зубов воительницы или же защитницы, модернисты исследовали её символику посредством более абстрактных и субъективных подходов.

В эпоху модернизма художники переосмыслили символы, тесно связанные с Афиной, включая шлем, копьё и эгиду, в более современном ключе. Они частенько использовали эти символы для исследования таких тем, как власть, идентичность и трансформация. Влияние Афины заметно в городском искусстве и дизайне того периода. Модернистские символы богини эффективно олицетворяли собой прогресс и власть.

Густав Климт – «Афина Паллада», 1898 год, Венский Музей (Вена, Австрия)
Густав Климт – «Афина Паллада», 1898 год, Венский Музей (Вена, Австрия)

Афина в современном искусстве

Современное искусство предлагает нам совершенно новый взгляд на Афину, адаптируя её к современному контексту и исследуя всё новые смыслы и подходы. В поп-арте и городском искусстве художники часто изображают Афину в современных элементах, например, в современной одежде или в нынешних городских условиях. Эти изображения подчёркивают продолжающееся влияние и значение богини в современной культуре, трансформируя её традиционные атрибуты в новые повествования.

В концептуальном искусстве современные творцы используют образ Афины для исследования таких тем, как феминизм, политика и война. К примеру, такие художницы, как Джуди Чикаго (родилась в 1939 году) и Барбара Крюгер (родилась в 1945 году), используют мифологические образы для того, чтобы прокомментировать роль женщины в современном обществе. В концептуальном искусстве Афина зачастую символизирует собой многочисленные дискуссии о власти, справедливости и женском образе. Её образ можно деконтекстуализировать или же переосмыслить, дабы подвергнуть сомнению и проанализировать все современные аспекты политики и человеческой идентичности.

Пичиаво – «Афина», 2019 год, городская стена в Эсплугес-де-Льобрегате, Испания
Пичиаво – «Афина», 2019 год, городская стена в Эсплугес-де-Льобрегате, Испания

Афина – икона

Афина – богиня мудрости и войны – символизирует расширение прав и возможностей женщин в современном искусстве. Нынешние художники и творцы используют её образ, чтобы продемонстрировать силу, интеллект и независимость женского пола в современном обществе. В произведениях искусства, исследующих феминистские темы, Афина зачастую изображается способами, бросающими вызов всем традиционным нормам и канонам, но в то же самое время восхваляющими женскую силу и активность.

Используя различные современные техники, художники переосмысливают её образ, дабы найти отклик у современной аудитории. К ним относятся цифровое искусство, интерактивные инсталляции и перформанс, позволяющие установить более глубокую и личную связь со зрителем. Более того, все эти современные представления только подчёркивают те аспекты Афины, которые отражают борьбу и победы женщин в наши дни, делая её образ весьма динамичным и постоянно развивающимся символом.