Власть начала откровенно признаваться в крахе одного из главных лозунгов последних лет — импортозамещения и курса на достижение технологического суверенитета. Не в кулуарах, не в экспертных кругах, а публично, официально, ртом Максима Решетникова, министра экономического развития. И вместо того чтобы подать в отставку за провал стратегической задачи обеспечения технологического суверенитета, эта власть, с поклоном и приглашением, обращается к Китаю: «Приходите — и володейте нами».
Не «сотрудничайте», не «инвестируйте на равных» — а именно «приходите». В том же духе, в каком 30 лет назад звали западных инвесторов: «Берите наши заводы, наши ресурсы, наше будущее — только не оставляйте нас в одиночестве». Только тогда идеологом был Чубайс, а сегодня — чиновник, произносящий речи в формате вассальной дипломатии.
Глава Минэка прямо призвал китайский бизнес локализовать производство в России. Особое внимание — энергетическому машиностроению. Планы грандиозны: 90 гигаватт новых мощностей к 2042 году, инвестиции 43–47 триллионов рублей.
Но кто будет это строить? Не «Росэнергомаш», не «Силовые машины», не восстановленные советские КБ. Нет. Министр с готовностью открывает двери китайским технологиям, давая понять: мы сами не справимся. При этом скромно напоминает, что «приоритет в госзакупках — за российским оборудованием». Но ведь если российского оборудования нет, то приоритет становится фикцией, обёрткой для фактической передачи стратегических отраслей в чужие руки.
А ведь ещё недавно на всех международных площадках мы говорили о «суверенитете», «многополярности», «отказе от западной зависимости». Оказывается, речь шла лишь о смене вектора зависимости — от Запада к Востоку. И — что особенно горько — на тех же самых условиях: как сырьевой придаток, как периферия чужой промышленной системы.
То же самое звучит и из уст Игоря Сечина, главы «Роснефти»: Россия, по его словам, «готова быть ресурсной базой для Китая». Вопрос: а где же цели России? Где наша собственная стратегия развития — не как поставщика нефти и газа, а как технологически независимой державы? Где план восстановления машиностроительных, электронных, инструментальных компетенций, утраченных в 1990-е? Где государственная промышленная политика, а не просто «призыв к инвесторам»?
Ирония в том, что у нас есть экономические достижения — но они не в той сфере, которая определяет суверенитет. Пока китайцы размышляют, стоит ли им строить у нас заводы (а скорее всего, они предпочтут просто продавать нам готовую продукцию), у нас курьеры за 15 минут доставляют пиццу. Вот она — «новая экономика»: цифровые платформы, гиг-работа, сервисы для потребления… но не производства, не науки, не обороны.
Когда речь заходит о возрождении собственной промышленности, чиновники тут же начинают причитать о «нерыночности», «неэффективности», «нецелесообразности». А вот пригласить китайцев — это всегда «эффективно». Ведь тогда ответственность за провал ляжет не на них, а на «объективные условия».
Но вспомним: именно Советский Союз строил первые заводы в Китае. Именно советские специалисты передали Пекину технологии атомной энергетики, ракетостроения, металлургии. Именно благодаря СССР Китай получил ядерное оружие и современную армию. Сегодня же — всё наоборот. Россия, некогда учитель, превратилась в просителя.
Кстати, турбины, генераторы для китайских электростанций тоже были советские. И китайские заводы долгое время производили это оборудование для энергетики по советским чертежам. А теперь российские правители не стесняясь просят уже Китай прийти и научить нас что-нибудь производить, из своих комплектующих!
А что у нас остаётся? Советский запас прочности.
На днях стратегические ракетоносцы Ту-160 — машины, впервые взлетевшие в 1981 году — снова поднялись в небо Арктики. 11 часов в полёте над Северным Ледовитым океаном. Это не просто демонстрация силы — это напоминание миру: у России есть то, чего нет ни у кого. Атомный ледокольный флот, Ту-160, «Сармат», «Авангард» — всё это наследие СССР.
Ту-160 — самый крупный сверхзвуковой боевой самолёт в истории, самый тяжёлый, с наибольшей взлётной массой, 44 мировых рекорда. И всё это — не плод нынешней промышленной политики, а плод советской инженерной мысли, бережно сохранённый, но уже не воспроизводимый в прежних масштабах.
Вот и получается: мы живём за счёт того, что создали до нас. А сегодняшняя власть не строит будущее — она торгует прошлым. Она не развивает промышленность — она сдаёт её в аренду. Она не отстаивает суверенитет — она его имитирует мускулами, оставшимися от дедов.
Если так пойдёт и дальше, то даже Ту-160 однажды не смогут поднять в небо — не из-за отсутствия пилотов, а из-за отсутствия двигателей, чипов, станков, компетенций. И тогда уже не будет и повода для демонстрации силы в Арктике — потому что не будет оснований называть Россию великой державой.
Пора понять: у страны нет другого пути, кроме новой индустриализации — на основе собственных сил, технологий, кадров. Ни Китай, ни Запад не дадут нам суверенитет. Его можно только взять. И построить.
Иначе — мы будем не «многополярным центром», а периферийным складом, где курьеры носят пиццу, а заводы строят по чужому заказу.
А это уже не Россия. Это колония.