Индия. Когда мы произносим это название, мы вспоминаем хатху-йогу, Маугли в джунглях, заброшенные индуистские храмы, таинственных гуру, медитацию и нирвану. Но все ли знают, что все это относится к более поздней истории Индии? Что еще была Древняя Индия, древняя цивилизация, которая во многих отношениях отличалась, а иногда и превосходила современную Индию? Но мы сегодня не будем охватывать историю всей Хараппской цивилизации, а для начала разберем один из дискуссионных вопросов, посвященный гибели крупнейшего города этой цивилизации ‑ Мохенджо-Даро. Кто открыл этот город? Чем он известен? Какие тайны скрывает его архитектура? Чем, даже сейчас, поражают технические достижения древних зодчих? Прежде чем вы продолжите читать статью, подпишитесь, чтобы не пропустить следующую интересную публикацию.
Что такое Мохенджо-Даро и при чем тут Пакистан?
Чиновник Археологической службы Индии Банерджи в 1911 году однажды обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает «Холм мёртвых». В дальнейшем, город Мохенджо-Даро многократно исследовали местные и иностранные археологические экспедиции, добывая все новые, зачастую удивительные факты. В частности, выяснили, что город был основан в 26 веке до нашей эры, то есть он был современником Древнего Египта, Шумеро-Аккадской, Крито-Микенской цивилизаций. Некоторые ученые и археологи, устремившиеся сюда из многих стран мира, долго отрицали самостоятельность индийской цивилизации в этом районе, считая ее восточным вариантом шумерской культуры. Другие исследователи, наоборот, полагали, что города Хараппа и Мохенджо-Даро не были похожи на своих ровесников из Элама, Шумера и раннединастического Египта. Ведь у городов Междуречья была иная планировка, а строительным материалом служил кирпич-сырец. Только с постепенным освобождением из-под земли новых кварталов и строений миру явилась цивилизация, которую теперь называют протоиндийской или Хараппской. В 1980 году Мохенджо-Даро был присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мохенджо-Даро, расположенный в Пакистане в 70 км южнее Суккура имел численность населения около 35 ‑ 40 тысяч человек. Для примера, Киев и Новгород в Древней Руси насчитывали порядка 30 тысяч человек, а другие города и того меньше. Считающийся одним из самых ранних образцов городской цивилизации, он процветал в середине II тысячелетия до новой эры.
Площадь Мохенджо-Даро составляла 300 гектаров. Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Хараппской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожженного кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Периметр Мохенджо-Даро достигает пяти километров. Территория города разделена на кварталы («острова») одинакового размера (384 метра с севера на юг и 228 метров с запада на восток). Каждый квартал в свою очередь разделяют прямые или искривлённые улицы; ширина главной улицы достигает 10 м.
В городе выделяются 2 основные части – прямоугольная в плане «Цитадель» и «Нижний город»; обе окружены мощными стенами. Стены, как и платформы, на которых стояли крупные здания, скорее всего, служили как опоры и использовались для защиты от наводнений. До середины 1960-х гг. ученые считали, что Мохенджо-Даро не имел укреплений, хотя за 15 лет до этого английский археолог М. Уилер расчистил сооружения, которые можно было бы принять за оборонительные. Цитадель, располагавшаяся в центре Мохенджо-Даро, когда-то была обнесена мощными крепостными стенами толщиной 9 метров.
Цитадель занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м. Возвышенная и прямоугольная в основе «Цитадель», по всей видимости, предназначалась для защиты от наводнений. Она в своё время была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича. В ней расположены обширное зернохранилище с массивными основаниями для деревянных колонн и "большой бассейн" для ритуальных омовений площадью 83 м². Два других общественных здания ‑ «Зал собраний» и «Колледж» с рядами сидений, разделёнными проходами имели открытые дворы, окружённые колоннадами. Остальная часть «Цитадели» была занята домами. В основе планировочной структуры лежит строгая сетка улиц, разделявших почти одинаковые квадратные кварталы, состоявшие из нескольких 2-этажных домов с небольшими бассейнами и внутренними дворами. Вспомним, для примера, что в России планировка городов началась только при Екатерине Второй, до нее дома строились в хаотичном порядке.
«Нижний город» (ныне частично затопленный) состоял из изолированных кварталов, в каждом из которых имелись крупные здания, вероятно жилища богатых купцов или землевладельцев, причем кирпичные здания были специально спроектированы с требованиями норм сейсмостойкости. У многих зданий нижнего города, где, по-видимому, обитали зажиточные граждане, были просторные внутренние дворы, а кирпичные лестницы, предположительно, вели либо на второй этаж дома, либо на плоскую крышу, приспособленную для жилья. Стены были покрыты штукатуркой, чтобы предотвратить воздействие влажного воздуха или температурных перепадов на кирпич. Здания возводились из кирпича, который обжигался в открытых ящиках, как и до сих пор это делают индийские крестьяне. Дома в Мохенджо-Даро достигали высоты 7,5 метров, вместо окон в них делались вентиляционные отверстия с решетками из глины и алебастра. В городе не обнаружено никаких архитектурных украшений, хотя возможно, что они были деревянными и не выдержали испытания временем. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной. За 4500 лет уровень воды (почвы) поднялся на 7 метров.
Почему в Мохенджо-Даро исповедовался культ телесной чистоты?
Уникальны система водоснабжения (вода подавалась в каждый дом) и единая система водоотведения. В каждом квартале были общественные колодцы, превосходный для того времени водопровод, по которому подавалась на вторые этажи зданий нагретая солнцем вода. В Мохенджо-Даро была и большая общественная баня с кабинами и детским отделением. Для сравнения в городах России централизованный водопровод появился в конце девятнадцатого века. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Для примера в королевском Версале туалетов не было совсем, а централизованная канализации во многих городах современной Индии просто отсутствует. Столь необычное стремление к чистоте привело к гипотезе, что в Мохенджо-Даро исповедовался культ телесной чистоты. Большую часть домашней утвари жители Мохенджо-Даро делали из меди или бронзы. Посуда и домашняя утварь в Мохенджо-Даро носят следы стандартизации, кроме того, обнаружены многочисленные гири для весов и тиснёные печати, указывающие на типизацию и централизованный контроль в торговой сфере.
Мохенджо-Даро являлся центром сельскохозяйственной округи (земледелие, скотоводство, рыбная ловля), средоточием ремесла (металло- и камнеобработка, гончарство, производство украшений, престижных и культовых предметов из камня, бронзы, золота, серебра, раковин, слоновой кости, фаянса), торговли, и, вероятно, административным центром.
Кто же управлял Мохенджо-Даро?
В городе не найдено явно выраженных дворцов или храмов; этот факт послужил основанием для теории, согласно которой Мохенджо-Даро был городом-государством, управлявшимся не монархом или жрецами, а выборной или клановой олигархической верхушкой. Элите принадлежали, по-видимому, плоские подквадратные резные печати из обожжённого стеатита и фаянса с рельефными изображениями животных, знаками протоиндийской письменности, до сих пор не расшифрованных, или геометрическими мотивами.
Среди находок ‑ высокохудожественные статуэтки людей и животных из камня, бронзы, терракоты. Каменные скульптурные изображения относительно немногочисленны, но среди них отличающаяся тонкой резной работой погрудная фигура, известная как «Король-жрец». Археологами были также найдены бронзовые статуэтки (в том числе самая знаменитая скульптура Мохенджо-Даро — "Танцующая девушка"). Только что закончив танец, застыла, гордо подбоченясь, нагая девушка. Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных аплодисментов от зрителей. Левой рукой, от запястья до плеча унизанной браслетами, танцовщица оперлась о колено, не без кокетства показывая, что она немного устала, – то ли от танца, то ли от тяжести браслетов. Также археологи нашли и многочисленныетерракотовые поделки, многие из которых изображают быков и буйволов. Встречаются и гротескные статуэтки, изображающие мужчин и женщин в смешном виде. Небольшие мужские статуи трактуются как изображения правителей, предков или жрецов. Разнообразие антропологических черт, одежды, украшений, представленных на образцах антропоморфной пластики, свидетельствует о существовании разных социальных и, вероятно, этнических групп.
Из одежды женщины города носили только короткие юбки с приколотой к ним брошкой, жемчужным поясом или лентой. Мужчины были еще скромнее в одежде, довольствуясь лишь набедренной повязкой. Насколько женщины были непритязательны в одежде, настолько взыскательны они были к украшениям. Все носили серебряные украшения и налобные повязки, пояса из позолоченной бронзы, шпильки для волос с фигурными головками и гребни из слоновой кости.
Пишите свое мнение в комментариях и не забудьте поставить лайк)).