Найти в Дзене
Анимангия

Почему в аниме такие большие глаза

Эти глаза напротив… Раздражают и бесят, если вы не понимаете, в чем прикол такой пучеглазости анимешных героев. Это знаю даже я, и я вас понимаю, смотря на ваши страдания своими большими глазами. Я Анимангия, к слову. Просто Манга, если вы мой друг или если вы скажете, что у меня на самом деле красивый взгляд, даже несмотря на всю его анимешную каноничность. Надеюсь сразить вас своими глазками или заинтересовать своим исследованием насчет них. Итак, что это за стиль и почему японцы рисуют большие глаза в аниме? Во всем виноват Дисней Каноничный кот Феликс Вот это поворот, согласны? Оказывается, не японские художники это дело придумали, а американские. Началось все с творчества Уолта Диснея и Макса Флейшера, мультфильмов о Микки Маусе и коте Феликсе (тот самый кот с большими глазами). Именно их смотрел маленький Осаму Тэдзука, ставший впоследствии одним из самых известных мангак в Японии. Уже во взрослом возрасте, став художником манги, автор начал рисовать своим персонажам большие гла
Оглавление

Эти глаза напротив… Раздражают и бесят, если вы не понимаете, в чем прикол такой пучеглазости анимешных героев. Это знаю даже я, и я вас понимаю, смотря на ваши страдания своими большими глазами.

Я Анимангия, к слову. Просто Манга, если вы мой друг или если вы скажете, что у меня на самом деле красивый взгляд, даже несмотря на всю его анимешную каноничность. Надеюсь сразить вас своими глазками или заинтересовать своим исследованием насчет них. Итак, что это за стиль и почему японцы рисуют большие глаза в аниме?

Во всем виноват Дисней

Каноничный кот Феликс
Каноничный кот Феликс

Вот это поворот, согласны? Оказывается, не японские художники это дело придумали, а американские. Началось все с творчества Уолта Диснея и Макса Флейшера, мультфильмов о Микки Маусе и коте Феликсе (тот самый кот с большими глазами). Именно их смотрел маленький Осаму Тэдзука, ставший впоследствии одним из самых известных мангак в Японии. Уже во взрослом возрасте, став художником манги, автор начал рисовать своим персонажам большие глаза, а женских персонажей (девушек и девочек) предпочитал изображать с большими блестящими глазами.

Осаму Тэдзука
Осаму Тэдзука

Конечно, Осаму Тэдзука не сразу стал популярен, начав рисовать в 1946 году. Но написанная в 1952 году манга «Астробой» быстро стала известной среди читателей. Аниме по этой истории вышло в 1963 году и стало первым популярным японским сериалом, который был адаптирован для показа за пределами Японии. И вот тогда весь мир стал считать, что большие глаза — канон в японском аниме. А японские художники и не стали протестовать, просто продолжали двигаться по пути Тэдзуки.

Почему Япония сказала «да» большим глазам?

Астробой
Астробой

Идея Тэдзуки попала на благодатную почву. В японской культуре коммуникации невербальные сигналы (харагучи) традиционно имеют огромное значение. Длинная пауза, взгляд, жест часто говорят громче слов. Большие, выразительные глаза в аниме стали идеальным визуальным аналогом этого культурного кода. Они позволяют передать тончайшие оттенки стыда, сомнения, уважения или радости, которые в японском обществе часто остаются неозвученными. Таким образом, аниме-стиль — не просто заимствование, а глубоко укорененная в местной коммуникации визуализация внутреннего мира.

Тэдзука в свое время понял, что крупные глаза — это мощный инструмент невербальной коммуникации. В Японии это развилось в свою собственную, гиперболизированную эстетику, ставшую основой стиля манги и аниме. Есть много манги и аниме, где и парни с большими глазами.

Так в чем же преимущество огромных глаз?

Клинок, рассекающий демонов/Истребитель демонов
Клинок, рассекающий демонов/Истребитель демонов

С помощью огромных глаз можно показать малейшие изменения в состоянии персонажа: легкую грусть, зарождающуюся любовь, удивление, страх, решимость. Тонкая тень, блеск, форма зрачка — все это работает на то, чтобы передать то, что персонажу сложно в данный момент выразить словами.

  • В динамичном и часто ограниченном по времени аниме зрителю нужно мгновенно считывать эмоции персонажа, да и в черно-белой манге нужно, чтобы читатель смог четко видеть, что чувствует герой. Большие глаза справляются с этой задачей.
  • Большие, яркие глаза делают персонажей более милыми (кавайными), уязвимыми и человечными, что помогает зрителю сопереживать им.
  • В манге и аниме часто упрощены черты лица, нос и рот — маленькие полоски. Глаза становятся главным элементом, отличающим одного персонажа от другого. Их цвет, форма, блики — это визитная карточка героя.
  • Большие глаза — часть идеализированного, привлекательного образа, который нравится читателям манги и зрителям аниме.

К слову, благодаря последнему пункту художники часто создают контраст между персонажами — чем мельче их глазки, тем гадостнее человек. Впрочем, в последнее время это уже встречается гораздо реже, ведь сюжеты аниме стали гораздо сложнее и взрослее, и зачастую уже не поделить людей на хороших и плохих, у всех своя правда. А значит, есть много аниме без больших глаз.

Так почему же это «некрасиво» для непосвященных?

Тетрадь смерти, Аманэ Миса
Тетрадь смерти, Аманэ Миса

Для западного зрителя, воспитанного на другой визуальной традиции (где реализм пропорций часто равен «серьезности»), стиль аниме может вызывать отторжение — эффект «зловещей долины» наоборот. Нам кажется, что такие глаза «не на месте». Но в этом и есть суть: аниме сознательно отказывается от физического реализма в пользу реализма эмоционального. Оно не стремится изобразить человека, каким мы его видим на улице. Его цель — показать человека, каким мы его чувствуем изнутри: гиперболизировать внутреннюю драму, сделать эмоции осязаемыми.

В следующий раз, глядя на эти «пучеглазые» лица, попробуйте увидеть не странные пропорции, а усиленный сигнал. Возможно, тогда вы поймете, почему в аниме такие большие глаза, и почему для миллионов людей во всем мире этот стиль — не помеха, а самый прямой мост к сердцам персонажей.