Между советскими режиссёрами часто возникали конфликты. Например, Андрей Тарковский упорно не любил Сергея Бондарчука, и наоборот. Сегодня я расскажу ещё об одном таком случае.
В центре нашей сегодняшней истории два человека. Два мастера, которые жили в одном городе Москве, но будто в разных вселенных. Это были Леонид Гайдай и Марк Захаров. У каждого имелся свой характер, свой взгляд, своя правда, а сцепились эти режиссёры по поводу одного и того же романа Ильфа и Петрова.
История кажется почти анекдотом, но чем глубже в неё погружаешься, тем яснее понимаешь: здесь всё серьёзно. Тут человеческие амбиции, ревность, уникальный стиль, творчество и обиды. Давайте разберёмся, почему между двумя режиссёрами возник такой разлад. И что на самом деле за ним стояло.
Марк Анатольевич Захаров
Этот человек вошёл в кино уже зрелым, известным, уважаемым театральным режиссёром. Марк Анатольевич руководил популярным театром Ленком с десятками постановок. Там закатывали такие спектакли, что их знала вся страна.
Кино для Захарова не было главным делом в жизни. Скорее оно стало побочным занятием, за которое режиссёр взялся вовсе не из желания «покорить экран». Марк Захаров просто хотел несколько расширить уже созданный им театральный мир. Иначе говоря, Захарову стало тесно в театре, захотелось вынести его за пределы сцены и гримёрок. Если короче, Захаров пришёл в кино с целью тоже создать там театр. Режиссёр не понимал, что кинофильмы - это совсем не спектакли.
И вот в 1976 году Марк Захаров свою версию «12 стульев». Странно думать, что она стала первой его самостоятельной работой в кино.
Леонид Иович Гайдай
А вот мой любимый режиссёр Леонид Гайдай экранизировал «12 стульев» ещё в 1971 году. И у него была своя история создания фильма. Он мечтал снять этот роман давно. Сколько актёров прошло через пробы Остапа Бендера! Басов, Миронов, Высоцкий, Мкртчян, Гафт, Евстигнеев, Белявский. Последний даже начал играть, но потом Белявского сняли, потому что он не справился.
Кстати говоря, на роль Остапа рассматривался ещё и Олег Табаков, но он не пришёл.
В итоге, главного героя сыграл Арчил Гомиашвили. Правда, потом режиссёр и актёр поссорились, потому как Гайдай не дал Арчилу озвучить Остапа Бендера из-за грузинского акцента. За Гомиашвили говорил Юрий Саранцев. Но когда по телевизору вдруг начали показывать «12 стульев» Захарова, Гайдай позвонил Гомиашвили и сообщил, что сейчас можно посмотреть «уголовное преступление». После чего они помирились.
За что Гайдай не любил работу Захарова: 4 причины
Во-первых, Леонид Иович Гайдай называл фильмы Марка Анатольевича «киноспектаклями».
Во-вторых, Гайдай говорил: «он снимает всё в павильонах потому что просто не умеет работать с натурой». И эта фраза долго гуляла по «Мосфильму». Давайте просто вспомним, в каких городах Леонид Гайдай снимал «12 стульев». Рыбинск, Тутаев, Москва, Козьмодемьянск, Пятигорск, Ессентуки!
А Захаров всё в одной комнате.
В-третьих, по советским меркам новая экранизация того же романа через четыре года — почти вызов и даже плевок в сторону предыдущего фильма. Так это воспринимал сам Гайдай. Ему казалось, что государство намекает: предыдущая версия была недостаточно хороша. Поэтому решили сделать новую. То есть, с целью унасекомить лично Гайдая.
В-четвёртых, великого режиссёра и так бесили постоянные сравнения его «12 стульев» с «Золотым телёнком» Швейцера, с театром, с оригинальным текстом, но когда появилась альтернативная версия с Мироновым, это было для Гайдая уже слишком.
Рассуждения из разряда «кто лучше, Юрский, Миронов или Гомиашвили» - вот что выводило Гайдая из себя. Тем более, что Андрей Миронов был его любимым актёром, даже пробовался на роль Остапа, но не прошёл кастинг.
В ответ на претензии Гайдая, Марк Захаров объяснял отсутствие натуры тем, что он театральный режиссёр и не мог уехать на долгие натурные съёмки в другой город. Вот и снимал так, как умел. В общем, отговорился занятостью.
Кроме того, заявил Захаров, в его фильме «много аллегорий и метафор».
Замечу, что такой подход является обычным явлением для театра, но увы, совершенно неприменим в кино. Гайдай считал, что «театр в кинематографе» уничтожает непосредственно сам кино. Леонид Иович считал, что «натура это воздух». Что уличная сцена всегда живее павильонной. А Захаров невпопад отвечал, якобы комедии Гайдая перегружены эксцентрикой.
После «12 стульев» Захаров снимал всё в тех же павильонах. «Тот самый Мюнхгаузен». «Обыкновенное чудо». «Дом, который построил Свифт». Исключением стала «Формула любви», но и там всё снято на крошечной территории ныне заброшенной усадьбы Ляхово, что совершенно несравнимо с богатейшей географией фильмов Леонида Гайдая.
А вам какая версия экранизации больше нравится – гайдаевская или захаровская? К сожалению, лично я не смогу ответить на этот вопрос, потому что от фильма Марка Захарова я выдержал ровно 20 минут, и так его и не досмотрел.
Напишите. Очень интересно, как эта история выглядит со стороны зрителя.