Осенью 2023 года мы открыли рубрику про сай-фай малоизвестных широкому зрителю национальных кинематографий, начав, как и в случае с макабром, с Мексики, Бразилии, Аргентины и других стран Центральной и Южной Америки. Затем мы побывали в фантастических мирах Африки, Ближнего Востока и Индонезии, а недавно поведали об индийских образцах жанра, посвященных путешествиям во времени. В этом материале продолжится нашу одиссею по кинофантастике Индии.
Всю вторую половину ХХ века индийские кинематографисты искали свой путь в научно-фантастическом жанре и подыскивали подходящие для себя темы. Однако им долгое время мешал низкий уровень спецэффектов, пока в новом тысячелетии не случился технологический бум. Первой ласточкой бурного развития компьютерных технологий стала лента «Ты не одинок», вышедшая в 2003 году. Успех картины вдохновил продюсеров не жалеть деньги на визуальные эффекты — и стало появляться всё больше фантастических (во всех смыслах) работ. Но, как это часто бывает в индийском кино, часть из них представляет собой ремейки или откровенный плагиат западных образцов жанра. Например, мелодраматичный «Чужой» с участием первых звезд Болливуда (Абхишек Баччан, Бипаша Басу, Приянка Чопра, Шах Рукх Кхан, Прити Зинта), исполнивших финальную песню, отсылает к сюжету выдающегося фильма Виктора Сальвы «Пудра». Гротескная романтическая комедия Вивека Шармы «Кто знает, что случится завтра?» имеет сходство с «Пророком» Ли Тамахори с Николасом Кейджем. Любопытная лента «Андроид Кунджаппан, версия 5.25», чье действие частично происходит в Санкт-Петербурге, сюжетно связана с трагикомедией Джейка Шрейера «Робот и Фрэнк» с Фрэнком Ланджеллой, Джеймсом Марсденом, Лив Тайлер и Сьюзен Сарандон. «Капитан» является вариацией на тему «Хищника» Джона Мактирнана с Арнольдом Шварценеггером. А у сериала «Лейла» с Хумой Куреши есть немало общего с «Рассказом служанки», несмотря на то, что он основан на одноименной антиутопии индийского писателя Праяага Акбара. Тем не менее некоторые индийские кинематографисты способны предложить свой взгляд на сай-фай. В 2010-м на свет появились сразу две такие работы. Боевик «Принц» с Вивеком Обероем не без размаха повествует про потерявшего память героя, которого все вокруг называют супервором, а на самом деле у него совсем другой профиль. Перед нами этакий агент 007 местного разлива, чье восприятие усложняет мешанина событий и боевых действий. Ну а культовый в определенных кругах «Робот» С. Шанкара с Раджиникантом и Айшварией Рай не нуждается в особом представлении: многие видели, что вытворяет титульный персонаж данной ленты. Спустя восемь лет Шанкар вернулся к полюбившемуся герою в сиквеле «Робот 2.0», позвав на роль главного антагониста Акшая Кумара, а Эми Джексон — в качестве девушки-андроида, в которую влюбляется Читти. Обе части заработали на двоих более $19 миллионов, что позволило дилогии стать третьей по прибыльности индийской киносерией. Впрочем, из-за безумия, творящегося на экране, эти фильмы трудно воспринимать всерьез. Особое место в фантастике Индии занимают мифология, древняя история и религия. Эй А Муругадос в 2011-м представил зрителям остросюжетный боевик «Седьмое чувство» с Сурией Шивакумаром, Шрути Хасан и Джонни Три Нгуеном. Главный герой ленты пытается при помощи генной инженерии вернуть навыки легенды прошлого и использовать их, чтобы спасти Индию от смертельной вирусной атаки со стороны Китая. Несмотря на эффектность схваток и исторические отсылки к мифическим временам, фильм вызывает зубной скрежет. Как и мистическое фэнтези «Агатия», где речь идет про стародавние знания и лекарство от рака, изобретенное опять же древними индусами. Тайгер Шрофф, талантливый танцор и страстный поклонник Брюса Ли, сыграл сразу в двух неоднозначных картинах, связанных с местными поверьями и мифами. В комедии «Летающий Джатт» его персонаж получает сверхспособности от священного дерева и возвращает веру людей в сикхов, которые некогда управляли целой империей. А в постапокалиптическом боевике «Ганапатх» Шрофф предстал в образе предсказанного народного мстителя, которому помогли обрести силы Крити Санон и Амитабх Баччан. Финал данной ленты обещал продолжение, но из-за кассового провала оно под большим вопросом. Не забывают индийские режиссеры и про инопланетян. В 2012-м на экраны вышла семейная комедия «Джокер» с Акшаем Кумаром. Это история ученого, работающего над проектом по общению с пришельцами. Вернувшись в родную деревню Паглапур, он решает улучшить положение её жителей и придумывает аферу с инопланетянами, которая привлекает в эти края СМИ и политиков. Разумеется, в конце концов появляются настоящие гости из космоса, но это не спасло ленту от гнева критиков и зрителей. В прокате «Джокера» объявили «катастрофой», а ругали фильм за все аспекты. Кстати, в Индии иногда снимают картины, которые преимущественно не имеют отношения к фантастике, но жанр раскрывается лишь в финале — либо вообще в сиквеле. Так, например, случилось с боевиком Венката Прабху «Величайший всех времен», где под занавес внезапно появляются клоны главного героя в исполнении Виджая. Некоторые сцены в фильме, кстати, сняты в Москве. А в продолжении мощной драмы «Нищий» персонажу Виджая Энтони пересаживают мозг богатого двойника, что приводит к непредвиденным последствиям. Существует также немало работ, сочетающих фантастику и хоррор. Помимо уже известных вам «Существа» Викрама Бхатта и «Девяти» Дженуза Мохаммеда, в Индии при содействии студии Blumhouse Productions и продюсера Джейсона Блума сняли мини-сериал «Гуль» с Радхикой Апте. События разворачиваются в недалеком будущем, а сюжет сильно похож на «Нечто» Джона Карпентера. Только вместо антарктической базы перед нами тюрьма, а пришельца заменила потусторонняя тварь, которая, съев жертву, превращалась в нее. Атмосферно захватывает, но, как и в случае с «Лейлой», есть стойкое ощущение, что в сериале слишком увлеклись феминистскими идеями. Присутствуют пугающие моменты и в «Лабиринте» Лиджо Джосе Пеллиссери, повествующем про двух полицейских, застрявших в одной странной деревне. Впрочем, данная картина во многом уступает предыдущей работе режиссера — мрачному фолк-хоррору «Джалликатту». В 2018-м, спустя полвека после «Путешествия на Луну», местные кинематографисты вернулись в космос, сняв сразу два фильма: «Путешествие со скоростью 9000 км/час» и «Тик-тик-тик». Последний — это приключенческий боевик в духе «Армагеддона» Майкла Бэя про гигантский астероид, который несется к нашей планете, чтобы уничтожить миллионы невинных индийцев. Команда спасателей отправляется в космос, чтобы остановить каменного монстра. Её возглавляет знаменитый вор-фокусник со специализацией как у Гудини — маг-эскапист. Лента пользовалась кассовым успехом, но имеет целый ряд ошибок и допущений, которые сводят на нет всю жанровую привлекательность. P.S. В следующем материале мы отправимся в путешествие по кинофантастике Поднебесной.