Найти в Дзене
Елена Пономарева

Стратегия национальной безопасности США 2025. Краткий обзор

На днях на сайте Белого дома появился интересный документ - «Стратегия национальной безопасности 2025» (NSS-2025). Многие аналитики заговорили о «принципиальном разрыве» положений этого документа «с традицией американской внешней политики». На мой взгляд, в главном – констатации и стремлении сохранения доминирования – никакого разрыва нет. Просто, меняется тактика не только достижения этого, но и выживания в новых исторических условиях. Судите сами: США должны оставаться «самой сильной, самой богатой, самой могущественной и наиболее успешной страной в мире на десятилетия вперед»; «Цель этой стратегии состоит в том, чтобы объединить все ведущие мировые активы, чтобы укрепить мощь и превосходство Америки и сделать страну еще более великой, чем она когда-либо была». Здесь и далее в кавычках цитаты из документа. Выделим основные направления, на которых Штаты будут активно работать в ближайшие годы. Начнем с глобальных проблем. Миграция. «Эра массовой миграции окончена»; «суверенны

На днях на сайте Белого дома появился интересный документ - «Стратегия национальной безопасности 2025» (NSS-2025). Многие аналитики заговорили о «принципиальном разрыве» положений этого документа «с традицией американской внешней политики». На мой взгляд, в главном – констатации и стремлении сохранения доминирования – никакого разрыва нет. Просто, меняется тактика не только достижения этого, но и выживания в новых исторических условиях. Судите сами: США должны оставаться «самой сильной, самой богатой, самой могущественной и наиболее успешной страной в мире на десятилетия вперед»; «Цель этой стратегии состоит в том, чтобы объединить все ведущие мировые активы, чтобы укрепить мощь и превосходство Америки и сделать страну еще более великой, чем она когда-либо была». Здесь и далее в кавычках цитаты из документа.

Выделим основные направления, на которых Штаты будут активно работать в ближайшие годы. Начнем с глобальных проблем.

-2

Миграция.

«Эра массовой миграции окончена»; «суверенные нации запрещали неконтролируемую миграцию и предоставляли гражданство иностранцам лишь в редких случаях, при соответствии строгим критериям»; «кого страна допускает в свои границы — в каком количестве и откуда — неизбежно определит будущее этой нации»; нужно «работать сообща, чтобы останавливать, а не облегчать миграционные потоки». Это самые "говорящие" цитаты из Стартегии.

Апелляция к доктрине Монро (напомню, в декабре 1823 г. президент США Джеймс Монро в послании к Конгрессу провозгласил принципы внешней политики: западное полушарие – исключительная сфера интересов США) должна развязать руки администрации в установлении контроля над Латамерикой: военное присутствие в регионе обосновывается необходимостью «пресекать нелегальную и иную нежелательную миграцию».

«Чтобы Западное полушарие оставалось достаточно стабильным и хорошо управляемым, нужно предотвратить массовую миграцию в Соединенные Штаты. Для этого правительства региона должны сотрудничать в борьбе с наркоторговцами, картелями и другими транснациональными преступными организациями. Полушарие должно оставаться свободным от враждебного иностранного вторжения».

-3

Технологии и энергетика как инструменты лидерства

США должны «обеспечить, чтобы американские технологии и американские стандарты— особенно в ИИ, биотехнологиях и квантовых вычислениях — двигали мир вперёд»; «дешёвая и обильная энергия поможет сохранить наше преимущество в передовых технологиях, таких как ИИ».

«Восстановление энергетического доминирования США в сфере нефти, газа, угля и атомной энергии и возобновление производства необходимых ключевых энергетических товаров является главным стратегическим приоритетом».

Ядерные вооружения

«Мы хотим иметь самые функциональные, надежные и современные средства ядерного сдерживания, а также системы ПРО следующего поколения - "Золотой купол" для США, с целью защитить американский народ, американские активы за рубежом и американских союзников».

Региональные интересы США

Будущее Европы

-4

«Продвижение европейского величия» (именно так называется один из разделов NSS)фиксирует не только экономические, но и культурно-идентификационные проблемы ЕС: «Европа теряет долю в мировом ВВП — с 25% в 1990 году до 14% сегодня», но «этот экономический спад затмевается реальной и более суровой перспективой уничтожения цивилизации. Более серьезные проблемы, стоящие перед Европой, включают деятельность Европейского союза и других транснациональных структур, которые подрывают политическую свободу и суверенитет, миграционную политику, которая трансформирует континент и сеет раздоры, цензуру свободы слова и подавление политической оппозиции, снижение рождаемости и потерю национальной идентичности и уверенности в себе. Если нынешние тенденции сохранятся, континент станет неузнаваемым через 20 лет или меньше. …Мы хотим, чтобы Европа оставалась Европейской, вернула себе цивилизационную уверенность в себе и отказалась от своей безуспешной попытки удушения со стороны регулирующих органов».

Политика Брюсселя ставится Штатами в прямую вину развития отношений с РФ и объясняет особу роль Вашингтона в урегулировании украинского кризиса: «Регулирование отношений Европы с Россией потребует значительного дипломатического участия США как для восстановления условий стратегической стабильности на всем евразийском пространстве, так и для снижения риска возникновения конфликтов между Россией и европейскими государствами. Основным интересом Соединенных Штатов является проведение переговоров о скорейшем прекращении боевых действий на Украине, чтобы стабилизировать европейскую экономику, предотвратить непреднамеренную эскалацию или расширение войны и восстановить стратегическую стабильность в отношениях с Россией, а также обеспечить послевоенное восстановление Украины, чтобы обеспечить ее выживание в качестве жизнеспособного государства».

«Война на Украине привела к увеличению внешней зависимости Европы, особенно Германии. Сегодня немецкие химические компании строят в Китае одни из крупнейших в мире перерабатывающих заводов, используя российский газ, который они не могут получить у себя на родине. Администрация Трампа находится в противоречии с европейскими чиновниками, которые возлагают нереалистичные надежды на войну, опираясь на нестабильные правительства меньшинств, многие из которых попирают базовые принципы демократии, чтобы подавить оппозицию. Значительное большинство европейцев хочет мира, однако это желание не воплощается в политику, в значительной степени из-за того, что правительства этих стран подрывают демократические процессы. Это стратегически важно для Соединенных Штатов именно потому, что европейские государства не могут реформировать себя, если они находятся в ловушке политического кризиса».

-5

«Американская политика должна быть сосредоточена на привлечении региональных лидеров, которые могут помочь создать приемлемую стабильность в регионе, даже за пределами границ этих партнеров. Эти страны, среди прочего, помогли бы нам остановить нелегальную и дестабилизирующую миграцию, нейтрализовать картели, прибрежное производство и развивать местную экономику. Мы будем вознаграждать и поощрять правительства региона, политические партии и движения, в целом соответствующие нашим принципам и стратегии. Но мы не должны упускать из виду правительства с различными взглядами, с которыми, тем не менее, у нас общие интересы и которые хотят работать с нами».

«По мере углубления наших партнерских отношений со странами, с которыми у Америки в настоящее время сложились прочные отношения, мы должны стремиться к расширению нашей сети в регионе. Мы хотим, чтобы другие страны рассматривали нас как своих партнеров в первую очередь, и мы будем (различными способами) препятствовать их сотрудничеству с другими странами».

Администрация Трампа определяет политику в отношении Европы как приоритетную и выделяет следующие цели:

• Восстановление условий стабильности внутри Европы и стратегической стабильности в отношениях с Россией;

• Предоставление Европе возможности самостоятельно встать на ноги и действовать как группа объединенных суверенных государств, в том числе путем принятия на себя главной ответственности за собственную оборону, без доминирования какой-либо враждебной державы;

Культивирование сопротивления текущей траектории развития Европы в европейских странах;

Открытие европейских рынков для американских товаров и услуг и обеспечение справедливого отношения к американским рабочим и предприятиям;

• Укрепление здоровья наций Центральной, Восточной и Южной Европы посредством коммерческих связей, продажи оружия, политического сотрудничества и культурных и образовательных обменов.;

• Покончить с восприятием НАТО как постоянно расширяющегося альянса и предотвратить его превращение в реальность;

• Поощрять Европу к принятию мер по борьбе с избыточными производственными мощностями меркантилистов, кражей технологий, кибершпионажем и другими враждебными экономическими методами

-6

Азия

Приоритет – «сдерживать конфликт за Тайвань, а в идеале не позволить возникнуть неравенству военных сил в регионе... США не поддерживают какого-либо одностороннего изменения статус-кво в Тайванском проливе».

В то же время Вашингтон желает «восстановить равновесие в экономических отношениях с КНР» при одновременном наращивании сил сдерживания в Индо-Тихоокеанском регионе для предотвращения там конфликта. Что в свою очередь предполагает привлечение союзников: Вашингтон будет добиваться от стран, расположенных в Восточной Азии вблизи с Китаем, наращивания оборонных расходов, усиления военного потенциала, более широкого доступа американских военных в их порты и на другие объекты. В стратегии упоминается необходимость для Японии и Южной Кореи увеличить свои военные бюджеты.

В следующем абзаце ни разу не упоминается Китай, но всем понятно, кто имеется в виду:

«Соединенные Штаты должны защищать нашу экономику и наш народ от вреда, исходящего из любой страны или источника. Это означает окончание (помимо всего прочего):

• Хищнических государственных субсидий и промышленных стратегий;

• Недобросовестную торговую практику;

• Разрушение рабочих мест и деиндустриализацию;

• Крупномасштабного хищения интеллектуальной собственности и промышленного шпионажа;

• Угроз в отношении наших цепочек поставок, которые ставят под угрозу доступ США к важнейшим ресурсам, включая минералы и редкоземельные элементы;

• Экспорт прекурсоров фентанила, которые подпитывают американскую эпидемию опиоидов;

• Пропаганды, операций по оказанию влияния и другие формы культурной подрывной деятельности».

-7

Интересы США на Ближнем Востоке

«Мы не хотим допустить, чтобы враждебная держава (какая это держава, не уточняется, но понятно, что прежде всего речь идет об Иране) доминировала на Ближнем Востоке, контролировала его поставки нефти и газа и стратегические узкие места, через которые они проходят».

При этом в документе подчеркивается намерение США «избегать "вечных войн", которые надолго вовлекли нас в этот регион и обошлись дорого».

«США всегда имеют ключевые интересы в том, чтобы энергоресурсы Персидского залива не попали в руки откровенного врага, чтобы Ормузский пролив оставался открытым, чтобы Красное море было судоходным, чтобы регион не стал инкубатором или экспортером террора против американских интересов или США, и чтобы Израиль оставался безопасным».

Раздел, посвященный Африке, небольшой.

США намерены стремиться к сотрудничеству с отдельными странами с целью урегулирования конфликтов (ДРК-Руанда, Судан) и предотвращения новых (Эфиопия-Эритрея-Сомали), развития взаимовыгодных торговых отношений и перехода от модели внешней помощи к модели инвестиций. Областью для таких инвестиций, как отмечается, могут быть энергетический сектор и разработка важных месторождений полезных ископаемых.

-8

Итак, основные принципы американской внешней политики, зафиксированные в NSS-25:

- четкое понимание национальных интересов,

- мир через силу,

- склонность к невмешательству в дела других государств (при этом подчеркивается, что для такой страны, как Америка, «устойчивое» невмешательство невозможно),

- гибкий реализм,

- главенство государств в международной системе,

- суверенитет, уважение и баланс сил,

- поддержка американского рабочего,

- справедливость и конкуренция.

В качестве приоритетов указываются:

- отказ от массовой иммиграции,

- защита прав и свобод,

- разделение и переориентация ответственности (в первую очередь на союзников по НАТО)

- перестройка международной системы посредством мира

- экономическая безопасность (включает реиндустриализацию, сбалансированную торговлю, энергетическое и финансовое доминирование).

Выводы:

NSS-2025 не только фиксирует смещение фокуса внешней политики Штатов, но предлагает новую архитектуру мировой политики, где контроль над перемещением людей становится центральным элементом суверенитета и критерием принадлежности к «правильному» (протрамповскому) лагерю. Антимиграционная политика перестаёт быть внутренним делом — она экспортируется как условие партнёрства с США. Впервые на уровне сверхдержавы заявляется то, что ещё недавно считалось исключительно позицией правых, которые по этому вопросу объявлялись маргиналами. Если некоторые европейские лидеры и партии говорят о защите «своих» границ, то новая Стратегия США формулирует глобальную антимиграционную доктрину, гарантом и оператором которой выступает Трамп. Что из этого получится, увидим.

Стратегия национальной безопасности США. Ноябрь 2025.

Оглавление

I. Введение – Что такое американская стратегия?

1.1. Как американская “Стратегия” сбилась с пути истинного

1.2. Необходимые и долгожданные поправки президента Трампа

II. Чего должны хотеть Соединенные Штаты?

2.1. Чего мы хотим в целом?

2.2. Чего мы хотим в этом мире и от него?

III. Каковы доступные Америке средства для получения того, чего мы хотим?

IV. Стратегия

Принципы

Приоритеты

Регионы: Западное полушарие, Азия, Европа, Ближний Восток, Африка