Ну вот вы знаете, сразу оговорюсь: фильм точно не для всех - большинство "нормальных" людей просто пожмут плечами и покрутят пальцем у виска, а вот я был просто в восторге! Но мой психотип личности скорее близок к шизоидному, а там всегда - крайне полярные выражения эмоций: от ледяного равнодушия до обострённой "хрустальной" чувствительности, так что моя оценка никак не может быть объективной. 😕 Но давайте тогда просто обратимся к фактам: картину выпустила знаменитая студия А24, специализирующаяся на самобытном инди-кино. Во-вторых, режиссёр Джейн Шёнбрун уже успела засветиться со своими работами на фестивале «Сандэнс», славящемся активным продвижением лучших работ в области независимого кинематографа. Уже этих двух ремарок по-моему достаточно, чтобы обратить внимание на эту, прямо скажем, очень странную картину! При этом все, обычно очень скептически настроенные, кинорецензенты взахлёб восторгаются мистической атмосферой ленты. А рейтинг «I Saw the TV Glow» просто зашкаливает и фильму уже пророчат культовый статус ! Картину сравнивают с лучшими хитами Дэвида Линча и с «Донни Дарко» Ричарда Келли.
И это понятно: призвание искусства - это ведь не всегда просто отзеркаливание реальности. Да и что такое, собственно говоря, реальность? Спросите лучше: каким видится этот мир мухе, с её тысячеглазым фасеточным зрением? Так вот, я полагаю, что всё-таки главное предназначение искусства - это воздействие, а оно тут точно присутствует: если вы не совсем толстокожий, то смутно-тревожащее впечатление от этого фильма точно ещё надолго останется с вами!
Синопсис, описывающий основные моменты картины, кажется простым: замкнутый школьник Оуэн случайно знакомится с девочкой Мэдди. Она на два года старше его и она фанатка очень странного сериала «The Pink Opaque». Подростки тайно встречаются по вечерам и абсолютно растворяются в сюрреалистическом мире «Розовой дымки». Это как сон - там действуют совсем иные законы, но там явно лучше, чем в этом полуночном мире, как называют герои сериала нашу так называемую реальность...
В один из таких вечеров Мэдди предлагает Оуэну отправиться с ней и как-то совершенно ясным становится тот факт, что речь идёт вовсе не о банальном бегстве из скучного городишки, а возможно о прорыве в нечто иное. Но мы все слабы (в основной своей массе) и нам всегда трудно решиться на поступок, который радикально изменил бы нашу жизнь... Струсил и Оуэн, засунув как страус голову в песок, не пришел к Мэдди в назначенный час. И она исчезла, дом её сгорел, а сериал тотчас же перестали показывать по телевизору..
Промчались годы, мальчик стал юношей и ничего более, хоть сколько-нибудь значимого, никогда не случалось в его скучной жизни в полуночном мире, пока однажды, призрачной ночной порой из розового тумана перед ним снова не материализовалась Мэдди...
Это наверно самый сильный момент фильма: молодые люди идут побеседовать в какой-то клуб на окраине - ведь столько вопросов нужно задать! И увертюрой к трудному разговору звучит саднящая болью песня безымянной группы со сцены:
Я видела свет телевизора
Я закрасила потолок чёрным
Чтобы не замечать
Открыты глаза или нет
Оуэн в растерянности, он спрашивает девушку, где же она была все эти годы, ведь все думали уже, что она умерла... И Мэдди как-то из далёкого далека, как из просочившегося сна начинает свой странный рассказ:
Мне исполнилось 19, потом 20, потом 21... Годы начали мелькать, как секунды. Будто пропустили главы на DVD. Жизнь не должна так идти...
И затем - шокирующая правда, тысячекратно усиленная пронзительной нотой новой песни-крика, звучащей со сцены:
За что меня покарали, за что изгнали с небес?
Сильнее всего мне всё происходящее на экране напомнило рассказ Герберта Уэллса «Дверь в стене», до сих пор, с самого детства будоражащий меня - иллюстрация возможностей, которые мы упускаем в этой жизни: бежим, как идиоты, стремительным и бессмысленным бегом и не в силах остановиться перед калиткой в прекрасный мир.. А когда осознаем, что прозевали - уже поздно: дверь в стене закрылась навсегда...
Закрылась она и перед Оуэном, последний шанс был утрачен - остаётся только тоскливое угасание в полуночном мире...
Я вот даже не знаю, как же правильно вам рекомендовать эту картину: тут наверно возможны два варианта трактовки - или это прото аллегория нашей печальной реальности с бегством в мир фантазий, или это наоборот - фантазия про упущенную возможность вернуться в лучший мир, чем тот который мы наблюдаем... Посмотрите и сами сделайте свои выводы. Я надеюсь, что мы с вами одной крови!
Рискнёте? А потом вместе обсудим? Также оставляйте лайки и комментарии, подписывайтесь на канал! Всем - спасибо.
Читайте также на канале «Вершина Фудзи» :