Олег Табаков был связан с нашим городом не только самим фактом рождения, учебы, первыми театральными впечатлениями от вылазок в ТЮЗ, куда, как он сам рассказывал, иногда проникал через « тайный ход». Крепче корабельных канатов он был привязан к Саратову Любовью.
К родному дому на Большой Казачьей, к своей школе № 18, к бывшему городскому Дворцу пионеров, где в театральной студии великого педагога Наталии Сухостав родился великий артист Табаков. Его любовь была очень деятельная. Привозил нужное оборудование школе, ДТДиМ (теперь носит его имя), вез лучшие спектакли своего театра («Табакерка») и МХТа им. Чехова, который тоже стал его театром. Приглашал с собой в Саратов своих лучших учеников – «Женю Миронова, Сережу Безрукова, Володю Машкова». Евгений Миронов, сам из «местных», научился у мэтра любить «малую родину» такой же любовью: не пустой, не пафосной, а энергичной и полезной городу.
Всю жизнь Олег Павлович ездил в Саратов. И много лет его здесь встречал фотокорреспондент и фотохудожник Алексей Леонтьев. Алексей получил высшее военное образование, служил. Он пришел в фотожурналистику на сломе эпох, когда многие меняли профессию. Сыграло роль и то, что жена – художница (Наталья Леонтьева- талантливый , известный живописец), подрастала в семье дочь, наделенная художественным даром – удивительной способностью смотреть на мир чуть пристальней и видеть куда больше, чем «простые смертные». Аня Леонтьева, закончив академический художественный институт им. Сурикова, стала превосходным графиком и керамистом .
Смотреть и видеть Алексей тоже умеет как никто. Много лет ездил с семьей на знаменитые хвалынские пленэры саратовских художников, стал их верным фотолетописцем. Его белесые холмы, его прямые стрелы сосен, его купол неба над родиной Петрова-Водкина дышат древностью и простором. От его домиков с узорными наличниками веет покоем и стариной. Становится участником фотовыставок разного ранга (вплоть до международных). Снимает для Саратовской епархии, для Радищевского музея, для Дома работников искусства, для Саратовской драмы, для музея Боевой Славы, а сейчас – для минкульта области, связан с главной областной газетой. Публиковался в журналах «Территория», «Самарские судьбы», «Женский Петербург», «Мир музеев». В «Страстном бульваре, 10» (орган СТД России) сотрудничали с ним на пару. Леонтьев был единственный фотокор, которого оплачивало это не богатое на гонорары издательство. За высокое качество фотографий, умение схватить и красиво построить кадр такой нестабильной, текучей сценической жизни.
Я давала Леше характеристику в СЖ России. И хорошо знаю, что театр – такая же большая его страсть, как и живопись. Он удивительно умеет фотографировать людей театра, создает настоящие портреты. Расскажу на конкретном примере. Попросила как-то меня Москва написать (конечно, нужно было и сфотографировать) про тамбовского актера – председателя тамошнего отделения СТД. Тамбов привез не слишком удачное «Горе от ума». Герои просто пробалтывали нравоучительные монологи – вышел водевиль, не сильно, впрочем, смешной, зрители томились… Мы с Лешей с тоской ждали появления нашего героя – он играл Загорецкого. Но тот отлично сыграл свою маленькую роль. Теперь нужно быстро снять его на камеру. Идем за кулисы, ловим на минутку среди декораций - Загорецкий убегает доигрывать.… И что же? Вышел превосходный фотопортрет. Актер звонил потом из Тамбова, благодарил, утверждая, что фотографов такого уровня у них нет. А у нас есть!
Знаю за Алексеем эту его способность: почувствовать в человеке, ухватить самую его суть. Есть фотографы, любящие постановочные снимки, которые много, усердно готовят композицию, организовывают пространство. Есть те, кто нащелкивает сотни кадров, чтобы выбрать наиболее удачные. Бывают и у Леонтьева постановочные фото – на природе, с «ретромоделями», в платьях позапрошлого века. И он порой щелкает фотообъективом по многу раз. Получаются менее удачные, более… Но бывают с первого раза такие у него озарения, что лишь диву даешься. Много интересных снимков и в его личной «табаковиаде» (насчитывает порядка двух тысяч кадров).
А началось все с увлечения Алексея автографами знаменитостей. Собирает коллекцию с 1994 года, в нулевые придумал такой ход: делает авторские фотографии известного человека, дарит ему – получает взамен экземпляр с автографом. И герою приятно, а уж как приятно фотографу! В коллекции Леонтьева примерно три тысячи автографов знаменитых людей. Что-то получил, меняясь с другими собирателями, переписываясь со знаменитыми людьми, порой – и приобретая старинные раритеты. Немного о коллекции фото Олега Табакова.
Как-то Леонтьев делал фоторепортаж о выставке известного пейзажиста Василия Фомичева, где и встретился с Олегом Павловичем и его женой Мариной. Это было в декабре 2004 года. С тех пор снимал каждый саратовский приезд именитого гостя, начиная с аэропорта и ж/д вокзала, где обязательно его встречал. Снимал его гастрольные спектакли, пресс-конференции, визиты в школу, в Дворец творчества, в университет, на Международный кинофестиваль «Саратовские страдания», где Табаков был Президентом, на легендарную телеигру «Маркиза». Фотографировал поездку ОП на Фестиваль театров малых городов России (организовал Евгений Миронов).
Запечатлевал открытие памятника Табакову на Театральной площади, где герой лично присутствовал, приезд его на открытие памятника другому великому саратовцу – Олегу Янковскому. Посещение Саратовского театрального института было последним в длинной череде визитов всенародного любимца. В мае 2016 года он встречался здесь со своим однокашником и со студентами.
Эта фотолетопись, яркая, живая, запоминающаяся, теперь в альбоме «Табаков в Саратове», солидно изданном в типографии «Новый ветер» (славится своим дизайном). Алексей давно задумал свою «табаковиаду». Но для хорошего издания – с цветными иллюстрациями, на качественной бумаге, в твердом переплете – нужны большие средства. Мечты иногда, но сбываются. Депутат Облдумы, полковник запаса Вячеслав Калинин, узнав, что речь пойдет о прославленном земляке, помог издать книгу – как раз в год 90-летия Табакова. Листаю страницы и, словно на машине времени, попадаю в недавнее культурное прошлое города. Здесь не только Олег Павлович (снимки очень разные, много «импрессионистических», мгновенных , где удалось схватить богатейшую мимику актера). Вот рядом с ним незабвенный Павел Маскаев – председатель Саратовского отделения СХ России, писатель Юрий Преображенский, тележурналист, создатель «Саратовских страданий» Татьяна Зорина, тогдашний министр культуры Михаил Брызгалов. А тут Табаков со связкой шаров на пороге родной школы - вот-вот улетит. Он что-то очень смешное рассказывает малышам, наверняка – «голосом Матроскина». Те в восторге. Третья уже на нем футболка – и снова в полоску (как же не Матроскин?), кепочка в клетку, телефон еще кнопочный, старый… Вот они выходят из корпуса СГУ еще с одной легендой Саратова – Марком Пинхасиком, директором университетского клуба, и «когдашней» еще звездой сатиргруппы истфака и универа, потом проректором Владимиром Митрохиным.
На снимках листков для автографов вокруг Олега Павловича – море, микрофонов от телеканалов – тоже. Это его стихия. Подписывает, смеется, что-то спрашивает, отвечает… А тут Президент фестиваля перерезает ленточку, и ему вручают макет памятника «холостого саратовского парня». А на том снимке ОП ведет отбор учеников в свою знаменитую Театральную школу, которую сумел пробить и разместить в самом центре Москвы; рядом с ним – наш чудесный Александр Григорьевич Галко, народный артист России (они долго партнерствовали в спектакле, где только два действующих лица, но каких! – гении политики Фуше и Талейран). На Лешиных фотографиях Олег Павлович часто улыбается своей лукавой, с хитрецой, немыслимо обаятельной улыбкой.
Снимал Алексей его и на сцене: вместе с Сергеем Безруковым - в ролях Моцарта и Сальери, Чичикова и Плюшкина, с Мариной Зудиной - в роли богатого купца в «Последней жертве» Островского, с Натальей Теняковой – в «Юбилее ювелира». Это последняя роль, где мы увидели замечательного Мастера. Он был уже болен, и режиссер выстроил роли так, что актеры их больше обозначали, чем играли. Но одно его присутствие на сцене вызывало бурю восторга.
В фотоальбоме более 200 снимков – Актера, Педагога, Режиссера, Человека, который и сам был целый театр. И, конечно, его автографы. Вот автограф совсем еще юного, худенького Олежки, сыгравшего своего тезку-максималиста в розовской пьесе и в фильме «Шумный день» (кажется,5 копеек стоила открытка в киоске Союзпечати?). И размашистый росчерк на фотографии уже народного артиста СССР, руководителя двух театров. Он был из тех, великих лицедеев эпохи. Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский… – и среди них, равный среди равных, наш земляк, незабываемый, всеми любимый. Книга достойна его светлой памяти.
Алексей подарил экземпляры издания семье Табакова (которую он так много снимал) и его любимым ученикам. Он и сейчас продолжает свою «табаковиаду» – мемориальные доски, фестиваль «Уроки Табакова», памятник с культовым уже котом. Фотографии Владимира Машкова у бронзовой фигуры Учителя вышли особенно трогательными. Пока нас помнят, мы живем…
Ирина Крайнова
Фото из архива Алексея Леонтьева