Как оказалось, на машинах ОД (про ПИ не знаю) не установлена антенна на блок дальней связи, который общается с ключом. За автооткрытие замков и иммобилайзер отвечают другие антенны, ближнего радиуса действия, которые видят ключ не далее полуметра от машины. А вот за дистанционное управление запуском двигателя, а также ручное открытие и закрытие замков дверей и багажника отвечает антенна дальней связи, которой на машинах ОД нет.
Как именно работает блок связи без антенны - вопрос. Вероятно, приём идёт либо на встроенную антенну из печатных проводников на плате, либо просто на тот огрызок печатных проводников, что подведён к разъёму антенны.
Поэтому просто установив недостающую антенну, можно повысить дальность связи более чем вдвое. Я это сделал и остался доволен результатом. Рассказываю что для этого нужно приобрести и как устанавливать. И да, я это не сам придумал, вычитал в профильных чатах и форумах, но рассказываю о своём личном опыте.
Что нужно купить
Для подключения антенны нужно купить всего две вещи и скотч ))
Первое - собственно, антенна. По отзывам наиболее дальнюю связь обеспечивает Retevis RHD-771 с разъёмом SMA-F. Я конкретно покупал эту:
Второе - кабель-переходник, чтобы подключить антенну с винтовым высокочастотным разъёмом SMA-F к блоку связи, на котором установлен разъём Fakra I. Такой кабель я купил на Aliexpress:
Название товара "DexMRtiC SMA-Fakra кабель адаптер RG316 15/30/50/100 см". Выглядеть кабель должен так:
Я взял кабель длиной не 15, а именно 30 см, ниже объясню, почему.
Для крепления антенны потребуется какая-то клейкая лента. Тот скотч, что купил я, оказался непригоден (отклеивается), и я его буду менять, пока не знаю на что.
Оснастка
Блок связи в машинах ОД установлен на обшивке потолка над головой водителя. Обшивку легко отщёлкнуть, но образуется очень узкая щель, руками в неё не пролезть без риска заломать край обшивки - она очень жёсткая, но при чрезмерном усилии можно сделать залом, который потом уже будет не убрать или убрать очень трудно. Поэтому действовать нужно через щель.
Для этого потребуется изготовить из подходящего куска жёсткой проволоки крючок. Я сделал такой:
Длина свободного конца 30-50 см. Радиус загиба крючка нужно подобрать и протестировать так, чтобы он с небольшим усилием одевался на разъём, но при его можно было бы снять с разъёма, оперируя только дальним концом проволоки. То есть не туго, но так, чтобы разъём можно было "донести" до места, и он бы не выскочил из крючка.
Вторым элементом оснастки должна быть какая-то жёсткая рейка длиной 40-50 см. С помощью только лишь крючка защёлкнуть разъём не получится, на него нужно будет надавить рейкой боковым усилием. То есть рейка не должна быть гибкой. Я использовал деревянную рейку сечением примерно 25х15 мм.
Ну и ещё один элемент оснастки - что-то, что можно проложить в щель между крышей и обшивкой потолка, чтобы зафиксировать ширину щели как можно больше. Без такой распорки обшивка стремиться обратно к крыше и щели почти нет. Народ использует для этого пустые маленькие пластиковые бутылки, грамм на 200-300. Немного сминают и закручивают пробку. Я подготовить такую бутылку забыл и использовал то, что оказалось под рукой - очёчник, немного покоцал его, но он и так старый, не жалко.
Установка
Для начала нужно сдёрнуть обшивку с крыши. Это делается просто руками. Открываем люк, отодвигаем водительское кресло максимально назад и пересаживаемся с него на подлокотник. Берёмся двумя руками за край обшивки вдоль ближайшего к лобовому стеклу края люка сначала по центру машины и резким энергичным движением дёргаем вниз. Если не получилось - увеличиваем усилие рывка, пока не получится. Нужен именно рывок, если просто тянуть - то после отщёлкивания можно не успеть ослабить усилие и сделать залом. Должен произойти щелчок. Далее повторяем процедуру по углам люка, и далее вдоль левого и правого длинных краёв обшивки минимум до середины длины всего проёма.
В образовавшуюся щель над головой водителя можно увидеть блок связи с торчащим влево бежевым разъёмом:
Обшивка крыши держится на своеобразных липучках. Это не те привычные нам липучки с крючками и ворсом, действующие по принципу репейника. Это немного другое, и работает оно щелчком, как на отрыв, так и на обратную фиксацию. Но при этом не требует точного позиционирования. Этакое поле пластиковых грибков (ответную часть не разглядеть):
Вставляем в щель подходящий по размеру предмет, как бы двусмысленно это ни звучало, и приступаем к подключению антенны. Предварительно я заизолировал место соединения антенны и кабеля, чтобы этот оголённый участок не создал там под крышей какого-нибудь замыкания:
Теперь одеваем на разъём крючок и "несём" разъём в щель к блоку связи:
Усилия этого крючка для защёлкивания разъёма не хватит, так как направление тяги под углом. Поэтому далее нужно просунуть в щель рейку и надавить ей на торец разъёма, не заломав при этом кабель:
Это самая неудобная часть всей операции, получилось не с первого раза. Рейка плохо лезет в щель, свободы действий нет, и нужно было найти то самое одно единственное верное положение. Но в конце концов разъём оделся и защёлкнулся. Поворачивать его для фиксации, к счастью, не требуется, просто одеть вдоль оси до щелчка.
Ну и эта часть операции необратима. Отщёлкнуть разъём назад просто так уже не получится. Для этого придётся снимать всю обшивку потолка и обшивку всех стоек.
Теперь осталось только закрепить антенну. С самого начала я решил, что её нужно расположить как можно ближе к люку, чтобы металлическая часть крыши как можно меньше экранировала сигнал. И именно поэтому я купил кабель длиной 30 см, так как 15-сантиметровым бы не удалось этого сделать.
Гибкую антенну часть антенны я проложил буквально по самому краю обшивки потолка, перед липучками. Её можно нащупать пальцами даже при зафиксированной на место обшивке потолка. А вот утолщение в разъёмной части так уже уложить не удалось, оно не влезало, и эту часть я загнул слегка внутрь.
Затем всё это закрепил непригодным скотчем, который тут же отклеился от ворса (перед антенной), но хорошо держался на безворсовой части обшивки (за антенной). Его нужно будет заменить на что-то более липкое:
Последний штрих - закрепить обратно обшивку потолка. Это делается лёгкими но энергичными ударами ладони по обшивке напротив точек липучки. Если забыли, где они расположены - просто простучите руками весь периметр люка, пока не перестанет прищёлкиваться. Всё.
Тест дальности связи
Непосредственно перед началом монтажа антенны я провёл тест дальности связи в городских условиях на прямой видимости. Нужно заметить, что автомобиль был припаркован на улице, вдоль которой идёт воздушная высоковольтная линия электропередачи. И именно вдоль этой высоковольтки я и отходил от машины. Реагировать на ключ она переставала на расстоянии 82 метров (померил позже по карте).
Установку антенны я делал в тёплом паркинге, после чего вернулся, запарковался ровно на то же самое место и снова провёл тест на дальность. И теперь она составила уже 167 метров!
В обоих случаях это была дальность уже неустойчивой связи, то есть точки, дальше которых ключ не виделся абсолютно никак, а начиная с этих точек уже мог сработать в среднем раз из двух.
Что-ж, более чем двукратное увеличение дальность - это отличный результат! Мне припаркованный автомобиль из окна не видно никогда, он всегда стоит с другой стороны дома или даже ещё через один дом. Разумеется, в условиях непрямой видимости дальность связи сокращается, и любое её увеличение однозначно даст больше шансов прийти в прогретый автомобиль, что особенно актуально зимой.
Ну а о том, как я узнаю, завёлся Монджаро или нет, я писал тут: