Знаете, есть такой особый жанр беседы, когда вы стоите в очереди или едете в плацкарте, и случайный попутчик выдает историю, от которой сначала краснеют уши, а потом вы хохочете так, что проводница грозит высадить вас на полустанке.
Сегодня на канале «Мир комиксов» мы погрузимся в творчество художника, который не пытается казаться утонченным эстетом, но при этом умудряется попадать в самый нерв народной жизни.
Непарадный Петербург и яркие краски
Принято считать, что Санкт-Петербург — это город полутонов, дождей и меланхолии. Но Валерий Каненков, родившийся в этом городе 14 марта 1962 года, видимо, решил, что серости в жизни и так хватает. Его работы — это бунт против питерской хандры. Там, где другие рисуют туман, Каненков берет самую яркую краску и выплескивает её на холст.
Его стиль можно узнать мгновенно, даже если закрыть подпись. Это нарочитая, почти агрессивная мультяшность. Персонажи Каненкова — это не реалистичные портреты, а гротескные маски. Если нос — то картошкой, если улыбка — то до ушей, если дама — то с формами, которые не снились даже Рубенсу. Он словно говорит нам: «Ребята, давайте не будем притворяться, мы все немного карикатурны».
И даже если вы считаете, что карикатура обязана быть тонкой и интеллигентной, я сейчас рискну поспорить. Сила Каненкова именно в его прямолинейности. Он не намекает, он честно показывает жизнь такой, какой ее видит.
Рыбы, которые плавают против течения
По гороскопу Валерий — Рыбы, и астрологи наверняка сказали бы, что это знак мечтателей и творцов. В случае с Каненковым это проявляется в удивительной способности видеть сказку в бытовухе. Только сказка эта — для взрослых.
Он начал рисовать, вдохновляясь, пожалуй, самой жизнью. В его биографии нет выставок в Лувре (по крайней мере, пока), но есть кое-что поважнее — народная любовь. Его работы гуляют по сети, пересылаются в мессенджерах и распечатываются для офисных стенгазет. Это тот самый случай, когда автор становится «своим» для тысячи людей, которые даже не знают его в лицо.
Анатомия смешного: о чем молчат, но рисуют
Философия Каненкова проста, как трехкопеечная монета, и в этом её гениальность. Он берет ситуацию, доводит её до абсурда и подает нам на блюдечке.
Заметили, как часто он обращается к фольклорным и литературным сюжетам? У него Змей Горыныч может оказаться обычным мужиком с типичными мужскими проблемами, а шекспировская драма Отелло и Дездемоны превращается в сцену семейной разборки в спальном районе. Художник мастерски сбивает пафос с классики. Он приземляет высоких героев, заставляя их решать квартирный вопрос, искать деньги или ревновать к соседу.
Отдельная тема в его творчестве — это социальная сатира. Каненков не злобствует, он скорее иронизирует над неизбежностью. В его рисунках нет яда, но есть понимание того, как устроен наш мир. Когда он рисует начальника и подчиненного, вы сразу понимаете, кто есть кто, не читая подписей. Мимика, жесты, позы — всё работает на историю.
О «клубничке» и чувстве меры
Нельзя обойти стороной и пикантную составляющую его работ. Да, Каненков любит и умеет рисовать женщин. Его героини всегда эффектны, и художник явно наслаждается процессом, подчеркивая их достоинства с гипертрофированным энтузиазмом.
Кого-то это может смутить. В комментариях часто можно встретить мнение, мол, «слишком откровенно». Но давайте будем честны: это жанр. Это традиция, идущая еще от лубочных картинок и площадных театров. Каненков не переходит грань пошлости, он балансирует на ней, как эквилибрист. Его «клубничка» — это не самоцель, а способ добавить перца в пресное блюдо повседневности. Это юмор, который понят и студенту, и профессору, когда тот снимает галстук.
А как вы относитесь к такому стилю? Напишите в комментариях свое мнение. Нужны ли дамам в карикатурах формы или достаточно условного намека на гендерную принадлежность? Как по мне, карикатура должна быть гротескной, иначе теряется изюминка жанра.
Стилистка, которую не перепутаешь
Главная фишка Валерия Каненкова — в узнаваемости. Он рисует нас. Немного нелепых, озабоченных ценами на бензин, боящихся жен и начальников, мечтающих о халяве и верящих в чудо.
Его работы — это прививка от серьезности. Глядя на его персонажей, невозможно сохранять каменное лицо. Он учит нас проще относиться к проблемам. Ну да, денег нет, жена пилит, а на рыбалке опять ничего не поймали — зато весело!
Каненков создает мир, в котором абсурд становится нормой. И в этом мире удивительно уютно. Здесь нет нравоучений и морализаторства. Художник не пытается сделать нас лучше, он просто показывает: «Смотрите, какие мы забавные». И это подкупает.
Валерий Каненков — это художник-антидепрессант. Он не лечит душу высокими материями, он просто прикладывает к больному месту подорожник хорошей шутки. И, как ни странно, это работает. Его карикатуры напоминают нам, что пока мы способны смеяться над собой, над своими страхами и глупостью, мы в порядке.
Так что, если день не задался, просто найдите пару рисунков Каненкова. Может, они и не решат ваших проблем, но точно заставят улыбнуться им в лицо.