Нам представился уникальный случай: познакомиться с тем, как изучают историю в европейских странах. И поводом стал вопрос из Южной Америки. Бразилец выходит в Реддит и по-простому спрашивает: как у вас вообще учат историю в школе? И дальше начинается коллективная исповедь — от Греции до Финляндии.
Смотрим, кто чем живёт.
*******
Only_Cheesecake2227 (Бразилия):
Привет, я хотел узнать, как преподают историю в Европе. У нас в Бразилии, судя по тому, что я проходил, это выглядит примерно так:
6 класс — Греция, Рим, древние периоды (неолит, палеолит и т.д.), Египет, Месопотамия, Финикия, Персия.
7 класс — Эпоха великих географических открытий, колонизация и Средние века.
8 класс — Восстание Инконфиденсия Минейра, независимость США, испанские колонии и их освободительные движения, независимость Бразилии, Второе правление, промышленная революция.
9 класс — Эстаду Нову, 1930–1945, Жетулиу Варгас, военный переворот 1964 года, “кофейная республика”, азиатские тигры, Африка к югу от Сахары и т.п. (много Бразилии, Африки и Азии).
1 год старшей школы — Греция, Рим, древние периоды (неолит, палеолит и т.д.), Египет, Месопотамия, Финикия, Персия, Африка и немного истории Китая и Японии.
2 год — колонизация Бразилии, независимость Бразилии, много Средних веков, Ренессанс и Реформация, немного истории Ближнего Востока.
3 год — Русская революция, Французская революция, революции вообще, Первая и Вторая мировые войны, холодная война, рост фашизма.
Много тем проходят вместе с географией, а какие-то отдельно, например:
глобализация, холодная война, политология, биомы, особенности и культура каждого бразильского штата, демографическая пирамида, промышленные революции, колониализм, бразильская политика, анализ земель, климатические явления, строение Земли, картография, атмосфера, изменение климата, биомы, гидросфера, капитализм, социализм и т.п.
***
nadjalita (Швейцария):
Мне кажется, у нас всё довольно похоже!
Я никогда не изучала бразильскую историю, кроме момента, когда в колониальные времена папа разделил ту часть Южной Америки между Португалией и Испанией.
Вместо этого мы, конечно, проходили швейцарскую историю.
Много Первой и Второй мировых войн с участием СССР и т.п.
Немного Рима, Египта и т.д.
azuratios (Греция):
Древняя Греция — Византийская империя — Новая Греция.
Всего девять классов: 3×3×3. В каждую итерацию (начальная школа, средняя и старшая) — разный материал и расширяющийся охват.
— Много вещей по истории преподаётся через уроки языка. Например, на занятиях, где мы изучаем исключительно Ксенофонта, заодно узнаём о персах, армянах и т.д.
— Новая Греция включает в себя и османскую оккупацию, но большая её часть проходит через уроки литературы, потому что историография по этому периоду ограничена, и лучше всего он показан именно в текстах того времени.
— Каждый “период” включает связанную историю (в основном европейскую, но также и иранскую, и исламскую), например, когда мы переходим от иконоборчества и момента, когда империя забирает папскую юрисдикцию с греческой материковой части, к Каролингам.
— Мы не особо изучаем Всемирную историю… Точнее, в старшей школе в последней части цикла учебник по Новому времени называется “Всемирная история”, но, насколько я помню, там на 90% история Европы.
— События 1946–1949 годов в школе не изучаются.
peepmet (Греция) уточняет:
Чтобы прояснить для иностранцев. Греческая система образования: 6-летняя начальная школа, 3-летняя средняя и 3-летняя старшая.
th0mas_mits (Греция) дополняет:
В Греции:
3 класс: мифология, предыстория.
4, 7, 10 классы: античность.
5, 8, 11 классы: средневековье.
6, 9, 12 классы: Новое время.
***
schraxt (Германия):
У меня это было так:
7 класс — античность.
8 класс — Средние века.
9 класс — Наполеон и путь к объединению Германии.
10 класс — Первая и Вторая мировые войны, нацистский период.
11 класс — Средневековье, Французская революция.
12 класс — индустриализация, объединение Германии, Первая мировая.
13 класс — Вторая мировая и нацистский период, холодная война.
Это зависит от федеральной земли.
sternenklar90 (Германия):
Подробностей не помню, но у меня всё было довольно похоже. Формально это зависит от земли, но я бы предположил, что учебные планы в 16 землях в целом похожи по тому, что в итоге покрывается. Конечно, есть и локальные вариации. Я вырос в Аахене, так что готов поспорить, что Карла Великого мы проходили гораздо больше, чем другие: всё-таки он “правил половиной Европы” (чуть преувеличиваю) из нашего города.
Я недавно обратил внимание: из-за колониализма большинство школьников по всему миру изучает огромный кусок европейской истории. Недавно разговаривал с девушкой из Нигерии, она сказала, что узнала больше про европейскую и британскую историю, чем про нигерийскую. Автор поста из Бразилии тоже пишет, что у него, возможно, меньше 50% тем — собственно про Бразилию. До недавнего времени я автоматически считал, что все в основном учат свою местную историю, но, похоже, это далеко не всегда так.
По моему опыту, мы проходили больше 90% немецкой истории или той, что прямо на нас влияет: Рим, потому что наш регион был частью империи, а позже папа короновал нашего Карла Великого, возникла Священная Римская империя и т.д. Французская революция — потому что она привела к войнам с Наполеоном и революции 1848 года. Убийство в Сараево — потому что это привело к Первой мировой, Русская революция — потому что она привела к выходу России из войны, и позже к разделу Германии и т.п.
Единственные темы, которые относительно не связаны с Германией, были древние Афины и Египет. Хотя Афины в основном шли как первая демократия, то есть первая модель для нашей нынешней системы управления. В итоге единственный период, который не был напрямую связан с Германией — фараонский Египет, и мы проходили его пару месяцев в младших классах.
peepmet (Греция):
«…которая сказала, что изучала больше европейской и британской истории, чем нигерийской.»
Это ещё связано с тем, что у многих колонизированных народов не было письменной традиции истории. Другие страны, которые были колонизированы, но имели литературу, учат гораздо больше своей истории.
WaltherVerwalther (Германия):
В Германии это примерно так:
6–7 классы: древние цивилизации, Египет, Греция, Рим.
8–13 классы: Вторая мировая (более или менее, у нас были короткие “вылазки” и в другие темы, но ощущение, что в основном про это).
JoeAppleby (Германия):
Твоё ощущение немного мимо.
5/6 классы — предыстория и древний Египет, древний Рим и Греция.
7/8 классы — Средние века и эпоха географических открытий / Ренессанс, революции, индустриализация.
9/10 классы — Первая мировая, Веймарская республика, Вторая мировая, холодная война, воссоединение, возможно 9/11.
WaltherVerwalther (Германия):
Я ходил в школу в Баварии. Мы точно уделяли Второй мировой гораздо больше времени, чем ты здесь перечислил.
JoeAppleby (Германия) в своем комментарии приносит ссылки на баварский учебный план и показывает по годам, в каких классах Вторая мировая на самом деле есть и где её нет — и сводит всё к тому, что формально баланс всё-таки соблюдается: не один сплошной 1939–1945, а просто очень плотный фокус в 9 классе и на экзаменах.
***
Aggravating-Bet-1267 (Германия):
В моей земле в Германии это было примерно так:
6 класс: каменный век, бронзовый век, Египет, Греция.
7 класс: Рим, Средние века.
8 класс: Ренессанс, Новое время, Французская революция, объединение Германии 1871 года, Первая мировая, Русская революция.
9 класс: Веймарская республика, период нацизма, Вторая мировая, Холокост.
10 класс: холодная война, сравнение империй (Российская империя, Османская империя, Британская империя).
Потом я взял профильный курс истории / leistungskurs / AP / A-level:
11 класс: Американская революция, США в XIX веке, Гражданская война в США, Германия и особенно Пруссия в XIX веке, немецкая революция 1848 года, объединение Германии 1871 года, промышленная революция, Первая мировая.
12 класс: Веймарская республика, нацистский период, Вторая мировая, Холокост, холодная война с немецким фокусом, холодная война с международным фокусом, 9/11, текущая история (например, война на Ближнем Востоке).
На финальном экзамене мне надо было выбрать между вариантом по Веймарской республике и нацистскому периоду и вариантом по холодной войне (с фокусом на Германии). Я выбрал холодную войну — там были “экономическое чудо” в Германии, восточная политика, пропаганда в ГДР и падение ГДР.
CaptainPoset (Германия):
Надо помнить, что образование в Германии регулируется на уровне земель, так что от земли к земле всё может чуть отличаться, но для Берлина это так:
1–4 классы: нет отдельного предмета “история”, есть “окружающий мир”, куда в какой-то мере входит история местности.
5 класс: всё до каменного века включительно, древний Египет.
6 класс: античная Греция, античный Рим.
7 класс: поздняя античность и раннее Средневековье.
8 класс: высокое Средневековье и Ренессанс.
9 класс: эпоха Просвещения, национализм (XIX век), индустриализация, колониализм.
10 класс: XX век — Первая мировая, Веймарская республика и как её недостатки привели к нацистам, нацистская Германия, особенно как устроены диктаторские общества, преступления и то, как они совершались и скрывались, холодная война, раздел Германии.
После 10 класса школа не обязательна, а опциональна.
11 класс: снова XX век до 1945-го, только подробнее.
12 класс: холодная война, раздел Германии, диктатура в Восточной Германии — опять же, но уже детальнее.
AlmightyCurrywurst (Германия):
Ты откуда?? Мы до нацистов добрались только в 9 классе, а потом ещё раз в 12 (в последний год).
AsaToster_hhOWlyap (Нидерланды / Германия):
Да. В моих воспоминаниях всё выглядит так: всего понемногу.
Significant-Yam9843 (Бразилия):
Я бразилец. Я скучаю по тем дням. Тогда было так круто учить мировую географию и историю. Я был в этом очень хорош, но сейчас иногда приходится снова залезать в учебники, чтобы лучше всё вспомнить, лол.
***
SaraAnnaIsabel (Ирландия):
Я закончила среднюю школу в 2021-м. То есть с 2015 по 2021 мы проходили:
1–3 годы: понимание работы историка — первичные/вторичные источники и основы археологии, потом — Римская цивилизация, эпоха географических открытий в Европе, Ренессанс, ранняя колонизация Ирландии / плантации, а также Вторую мировую и то, как Ирландия на неё реагировала. Ещё немного про Британскую промышленную революцию.
С 4-го по 6-й годы мы изучали: Чернобыль и его последствия, суфражисток, затем у нас было примерно поровну ирландской истории и всемирной, например: Земельная война в Ирландии, Парнелл и Гладстон, а на международном уровне мы снова серьёзно фокусировались на Второй мировой, потом коротко на холодной войне, но больше на США и том, что они делали во Вьетнаме. И ещё мы изучали космическую гонку между США и Россией.
Это в общих чертах того, что я проходила. Наверняка что-то забыла. Для справки: старший цикл средней школы меняется каждый год, так что то, что я делала в 2019–2021, не обязательно будет у всех в другие годы. Больше про Центральную Азию (Китай, Японию, Корею и Непал) я узнала уже в университете.
temptar (Ирландия):
Ты уверена насчёт Вьетнама во Второй мировой? Думаю, куда вероятнее, что речь о том, что США делали в войне во Вьетнаме в 60-е и 70-е.
К тому же, как человек, закончивший среднюю школу в Ирландии в 1990-м, и подросток на тот момент, мне дико интересно, что вы изучали о Чернобыле на истории. Я жил, когда это была “горячая” новость.
Теперь я чувствую себя старым.
SaraAnnaIsabel (Ирландия):
Привет! Да, думаю, ты прав! Мы проходили Чернобыль на 4-м году, так что это не входило в экзамены, но мы всё равно разбирали его подробно.
***
Delde116 (Испания):
У нас в Испании это выглядит так:
Homo sapiens, неандертальцы и т.д.
Месопотамия, Древний Египет, греческая и Римская империи.
Пиренейский полуостров до греков (кельты, коренное иберийское население и т.п.).
Римляне, вестготы, арабы (Аль-Андалус и все халифаты) — Аль-Андалус / Средние века (рыцари).
Реконкиста с IX века по 1492 год.
Испанский Золотой век (1492, открытие Америки, Великая Испанская империя и т.д.).
Монархия испанской империи, кортесы, дворяне и взаимоотношения с другими европейскими странами (например, Карл V германский и I испанский).
Столетняя война.
Война за наследство.
Наполеон обводит вокруг пальца испанскую корону и вторгается в Испанию.
Наш день независимости от Франции.
Как США обвинили Испанию во взрыве “Мэна”, чтобы объявить войну и вторгнуться на Кубу и Филиппины.
1898 год (“Последние из Филиппин”).
Первая республика, первая диктатура, вторая республика, затем гражданская война, диктатура Франко, конец диктатуры.
1985 год и до наших дней.
Вы можете спросить: а как же Латинская Америка??? Мы ведь ее открыли. Франсиско Писарро и Эрнан Кортес “открыли” две крупнейшие империи Латама, вице-королевства, гражданские войны — и всё.
Когда речь заходит об Америке, мы, по сути, только шёпотом пробегаемся по ней, потому что больше фокусируемся на Европе, тем, чем мы в итоге и являемся сегодня. Американские территории в составе Испании и тогда воспринимались иначе, и каждое из них довольно рано объявило независимость. В случае Кубы мы раскрываем это чуть подробнее, потому что это была наша последняя американская территория и потому что она прошла через большую часть современной испанской истории (менее 200 лет назад — всё ещё довольно свежо).
У нас очень много истории, и приходится много “жира” срезать; поэтому если коротко: фокус на Европе и отношениях Испании с европейскими странами. Немного подсвечиваем Америку, потом возвращаемся в Европу.
Если мы хотим углубиться в нашу историю в Америке, мы можем почитать сами — в местных библиотеках, на YouTube — или изучать испанскую историю в университете, где можно подробнее разобрать испано-американские сюжеты.
Spirited-Office-5483:
Любопытно, что испанцы не изучают Америку в школе. Такое ощущение, что европейцы так и не взяли на себя ответственность за империализм вообще.
Julehus (Дания):
Когда я росла в Дании, мы в школе вообще ничего не изучали про Гренландию и Фареры. Всё, что я знала, мне рассказали одноклассники, у которых там были корни 🤦♀️
Significant-Yam9843 (Бразилия):
Помню, когда я жил в Европе, мои европейские друзья удивлялись: “Как это ты так много знаешь про Европу?” А я такой: “Ну, школа”. Они, конечно, ничего не знали про Латинскую Америку, э-хе-хе.
Someone (Португалия)
«Насколько помню, историю я начал учить в 4 классе (хотя, возможно, и раньше).
4 класс. Очень базовый уровень, что-то вроде общего обзора истории Португалии. Помню, что учили королей.
5 класс. Древние цивилизации: Египет, Месопотамия, Греция, Рим.
6 класс. От падения Рима до Средневековья: варварские королевства, ислам, феодальное общество, средневековая Португалия до XV века.
7 класс. Раннее Новое время: географические открытия, португальская империя, меркантилизм, Ренессанс, Реформация и Контрреформация. XV–XVII века.
8 класс. Просвещение, либеральные революции, промышленная революция, абсолютизм против либерализма, американские независимости (США и Бразилия). Помбал, французские вторжения, гражданская война, либерализм. XVIII–XIX века.
9 класс. Первая мировая, Вторая мировая, фашизмы, холодная война, деколонизация (включая колониальную войну), европейская интеграция. В Португалии: Первая республика, «Новый государственный строй», 25 апреля, демократия. XX век.
(Честно говоря, я не помню, чтобы мы подробно изучали всё это столетие — в учебнике, наверное, просто было пару страниц в конце.)
После 9 класса нужно выбирать направление обучения — история есть только если выбираешь гуманитарии.
10 класс. От доисторического периода до Средневековья: эволюция человека, ранние цивилизации, Греция, Рим, христианство, падение Рима, феодализм, средневековые общества. Формирование португальского королевства.
11 класс. Раннее Новое время до XIX века: религиозные реформы, европейская экспансия, абсолютизм, меркантилизм, Просвещение, либеральные революции, индустриализация.
12 класс. XX век: мировые войны, тоталитарные режимы, холодная война, глобализация, «Новый государственный строй», 25 апреля, европейская интеграция, современная демократия.
***
mikroonde (Франция):
Судя по тому, что я помню из школьных лет (2009–2021) (да, я молодой):
3 класс: доистория.
4 класс: античность, в основном Галлия и вторжение римлян, потом галло-римский период, затем Средние века и все короли и т.д.
5 класс: Новое время, более поздние короли, революция, индустриальный период (мы изучали детский труд, исход крестьян в города, трансформацию Парижа…), наполеоновскую эпоху, затем основные факты про Первую и Вторую мировые.
Переход в колледж (средняя школа).
6 класс: снова античность, Древний Рим, Греция и Египет. Первые демократические системы и то, как они работали, войны вокруг Средиземного моря.
7 класс: Средние века. Мы изучали феодализм, историю ислама и кое-что о Ближнем Востоке в этот период. Потом в основном про королей и войны и т.д.
8 класс: Новое время (добавлю: включает работорговлю и появление буржуазии) и революцию, затем вновь индустриальные времена, но с большим количеством деталей, чем в начальной школе, особенно про политическую нестабильность во Франции в XIX веке, Наполеона и т.п.
9 класс: Первая мировая: общая информация, жизнь в окопах, совместное размышление на гуманитарных предметах об ужасах войны для обеих сторон. Вторая мировая: ужасы Холокоста и тоталитаризма, как работала пропаганда и т.п. Потом холодная война, деколонизация и то, как новейшая история повлияла на современный мир. Заканчиваем совсем недавним: 9/11, войны на Ближнем Востоке.
Переход в лицей (старшая школа).
10 класс: я четыре раза менял учителя истории за год, и один из них был очень странным, но в целом это были новые углы на древнюю историю.
11 класс: революция, индустриальные времена, Наполеон, нестабильность… с ещё большим количеством деталей. Заканчивали Первой мировой, но с гораздо меньшим фокусом, чем в 9 классе.
12 класс: мир после Первой мировой и то, что привело к избранию Гитлера в Германии и к Великой депрессии. Политическая ситуация во Франции в 30-е: много серьёзных социальных завоеваний слева (40-часовая неделя, оплачиваемый отпуск…). Затем Вторая мировая очень подробно, размышления о тоталитаризме и т.п. То же самое про холодную войну. Затем деколонизация с гораздо большим количеством деталей и обсуждения, чем в 9 классе.
Ещё стоит добавить, что на языковых предметах есть исторические главы про страны, где говорят на этом языке. Английский у нас обязателен, поэтому мы изучаем колонизацию и независимость США. На испанском мы, например, проходили гражданскую войну в Испании. В моих средних классах латинский тоже был обязательным, и большая его часть — это история. Нам пришлось выучить имена всех римских императоров в правильном порядке и всё такое, лол.
zBleach25 (Италия)
Начальная школа: от каменного века до Римской империи, включая шумеров, вавилонян, аккадцев, ассирийцев, хеттов, египтян, минойцев, микенцев и т. д.
Средняя школа (3 года): от Римской империи до позднего Нового времени.
Старшая школа (5 лет): всё то же, что изучалось раньше, но глубже и часто доходя до холодной войны.
Zholeb (Финляндия):
Финляндия здесь, поправьте, если я в чём-то ошибусь.
5–6 классы: древние цивилизации, средневековая история, ранняя финская история.
7 класс: XIX век в целом, промышленная революция, мировая история XIX века, Финляндия в XIX веке, независимость Финляндии и гражданская война (1917 и 1918).
8 класс: тоталитарные государства, Вторая мировая в целом, холодная война, Финляндия в XX веке.
9 класс: обществознание, истории нет.
В старшей школе история делится на курсы, а не по годам обучения.
Курс 1 — экономическая и социальная история. Охватывает широкий диапазон от доистории до наших дней.
Курс 2 — международные отношения с 1870 года до современности.
Курс 3 — история Финляндии с 1809 года (когда Финляндия была передана из шведской провинции в русское Великое княжество) до наших дней.
Курс 4 (по выбору) — интеллектуальная и культурная история, упор на европейскую мысль.
Курс 5 (по выбору) — финская история под шведским правлением, то есть примерно с 1150-х до 1809-г
Курс 6 (по выбору) — мировые культуры. Широкий набор тем.
В целом, я бы сказал, что это довольно неплохое образование по истории. Конечно, пробелы всё равно будут, потому что приходится делать выбор при составлении учебного плана.
Например, в общем виде оно довольно европоцентричное. Я бы, пожалуй, сделал бы курс о шведском периоде истории Финляндии обязательным, потому что он охватывает очень большой промежуток времени, и его изучение помогло бы студентам лучше понимать собственную страну и культуру.
Onnimanni_Maki (Финляндия)
7 класс: XIX век в целом, промышленная революция, мировая история XIX века, Финляндия в XIX веке, независимость Финляндии и гражданская война (1917 и 1918). Большая часть XIX века вообще пропускается. То, что реально проходит, — это Наполеон, война за Финляндию, промышленная революция и идеологии (марксистский коммунизм и капитализм).
Zholeb (Финляндия):
Точно, забыл. Идеологии — большая часть этого.
ABlinkMoose (Швеция):
Швеция:
4–6 классы: каменный век, железный век, бронзовый век, викинги. Потом переходим к Средним векам с сильным фокусом на шведскую и скандинавскую историю, важных королей и четыре “сословия” общества. Помню, мы ещё немного говорили об эмиграции в Америку в 1800-х.
7–9 классы: индустриализм, работорговля в разных частях мира, революции (я больше всего помню Французскую революцию и немного — Американскую). Затем мировые войны и холодная война.
В старшей школе объём истории зависит от того, какой у тебя профиль. У меня был социально-научный, так что мы проходили довольно много, и углубились в многие вещи, которых касались раньше, и немного больше — о других частях мира, вроде древнего Рима и Греции, древней Восточной Азии и т.п. Насколько помню, там также был сильный упор на то, как история повлияла на настоящее. Возможно, это была особенность моего учителя.»
Axiomancer (Польша / Швеция):
Я полностью забыл, как всё было в начальной школе, но в старшей мы просто “спидранили” все эпохи за один год (потому что я учился на естественных науках).
Beneficial-War-1429 (Сербия):
В старшей школе:
1 класс — Древняя Греция, Рим, Месопотамия, Египет, Персия, евреи.
2 класс (сейчас учусь) — ранние средневековые народы (вестготы, лангобарды, гунны и т.п.), Византия, славяне, сербские государства в Средние века, географические открытия, христианство (соперничество между папами и королями, Реформация, Сербская православная церковь в Средние века), ислам, иудаизм, крестовые походы и т.д.
3 класс — не знаю точно, но думаю, Новое время, объединения Германии и Италии, Сербия под Османами и всё до Первой мировой.
4 класс — период между мировыми войнами, Югославия между мировыми войнами, Вторая мировая, Югославия во Второй мировой и послевоенный период.
birotriss (Венгрия)
В Венгрии у нас тоже шли от античности к постмодерну, но по каждому периоду была схема:
сначала «мировая» (на деле — очень евроцентричная) история, затем — венгерская. Думаю, идея была в том, чтобы дать широкий контекст, а потом сузить рамку до Венгрии.
Примерно так выглядело деление по годам:
1 год: Немного про зарождение цивилизаций в Китае, Индии, Месопотамии, но основной акцент — Греция и Рим.
2 год: Средневековье и Ренессанс (от Карла Великого до Колумба), очень мало материала вне Европы — только если напрямую влияло на Европу (Шёлковый путь, исламский Золотой век). Венгерская часть — переселения мадьяр, основание королевства, династия Арпадов.
3 год: Новое время: Новый Свет (немного о цивилизациях доколумбовой Америки — ацтеки, инки, майя), колонизация, индустриальные революции, Просвещение, нации-государства до XX века. Венгерская часть — войны с Османами, отношения с Габсбургами, кульминация — Австро-Венгерская империя.
4 год: XX век. Предыстория Первой мировой, послевоенная экономика, рост автократий (СССР, Италия, Германия), политика холодной войны до падения железного занавеса. Венгрия — от империи до красного террора и белого террора, дипломатические качели 30-х, после Второй мировой — жизнь при коммунистическом режиме, революция 1956, Пражская весна, Горбачёвская «гласность/перестройка», польская «Солидарность», и небольшой блок о венгерской политике 1989 года.
***
generalscruff (Англия):
Какого-то единого порядка тем нет, и у школ сегодня довольно много свободы. Но есть набор, который, по сути, проходят все:
Древний Рим.
Эпоха англосаксов.
Нормандское завоевание 1066 года.
Тюдоры, Реформация в Англии и Генрих VIII.
Гражданские войны.
Империя с существенным фокусом на трансатлантическом рабстве и, возможно, Индию.
Промышленная революция.
Мировые войны, обычно с отдельным блоком по Холокосту.
Обычно что-то связанное с Ирландией, скорее всего голод или “смуты”.
С моей точки зрения, разговоры о преподавании истории в разных странах — очень популярная тема здесь, но часто сильно переоценивается влияние формального школьного образования на то, как мы вообще относимся к прошлому — в смысле исторической памяти. Многие из нас не ходили в такие школы, где реально происходило “изучение фактов в конструктивной среде”.
Учитывая, что большинство людей серьёзно не занимаются историей как предметом, текущий фокус на том, чтобы это был предмет про понимание источников и теорию знания, с такими блоками как Холокост, призванными донести нравственные уроки о том, на какие ужасы способно человечество, — вероятно, вполне разумный подход для массового образования.
Significant-Yam9843 (Бразилия):
В Бразилии мы где-то в старшей школе изучаем объединения Германии и Италии — что-то вроде “формирование европейских государств”, если память не изменяет.
*******
От автора. Вот из этого и складывается та самая европейская «память о прошлом», с которой мы потом сталкиваемся в новостях, колонках и комментариях. Часа два в неделю, свой набор героев, своя карта мира — и очень много белых пятен по краям.
Эх, жаль янки не соизволили заглянуть в эту ветку. Было бы очень любопытно их послушать.