Найти в Дзене
Irina Niknyuteva

Почему так сложно избавиться от ОКР

Обсессивно - компульсивное расстройство делает своего носителя безвольным пленником неприятных, навязчивых мыслей и неотвратимых, изнурительных действий. ОКР существенно снижает качество жизни и превращает повседневные дела в бесконечную пытку. Несмотря на то что это расстройство хорошо изучено и люди, страдающие от него, обычно мотивированы к изменениям, оно очень сложно поддается коррекции. С чем это может быть связано? Поведенческая психология связывает устойчивость симптомов ОКР с теорией классического обусловливания.Это феномен был открыт русским ученым И.П. Павловым в его знаменитом эксперименте с собаками. Он давал животным еду сразу после того, как звонил колокольчик. Обычно у собак слюноотделение начинается при виде еды, но на каком то этапе эксперимента это стало происходить после звука колокольчика, даже когда еды не было в поле зрения. Таким образом, принцип обусловливания основан на связи реакции (слюноотделения) со стимулом (звуком колокольчика). В жизни обычных собак по

Обсессивно - компульсивное расстройство делает своего носителя безвольным пленником неприятных, навязчивых мыслей и неотвратимых, изнурительных действий. ОКР существенно снижает качество жизни и превращает повседневные дела в бесконечную пытку. Несмотря на то что это расстройство хорошо изучено и люди, страдающие от него, обычно мотивированы к изменениям, оно очень сложно поддается коррекции. С чем это может быть связано?

Поведенческая психология связывает устойчивость симптомов ОКР с теорией классического обусловливания.Это феномен был открыт русским ученым И.П. Павловым в его знаменитом эксперименте с собаками. Он давал животным еду сразу после того, как звонил колокольчик. Обычно у собак слюноотделение начинается при виде еды, но на каком то этапе эксперимента это стало происходить после звука колокольчика, даже когда еды не было в поле зрения. Таким образом, принцип обусловливания основан на связи реакции (слюноотделения) со стимулом (звуком колокольчика). В жизни обычных собак подобной связи не существует, звук колокольчика для них ничего не значит. При ОКР можно заметить нечто подобное, когда в ответ на стимул - неприятные мысли, возникает реакция - ощущение ужаса и компульсивные действия. В иных обстоятельствах, у людей без ОКР этой связи нет.

Человек, страдающий ОКР, невольно учится через механизм классического обусловливания испытывать сильнейший стресс от мыслей, которые всем остальным кажутся безобидными.

В дальнейшем изучением принципа обусловливания занимался другой ученый Б.Ф. Скиннер. Он увидел, что люди склонны менять свое поведение под воздействием внешних последствий и поощрений. Когда человек с ОКР совершает навязчивые действия, ему удается немного снизить свою тревогу. Это формирует замкнутый круг бесконечного повторения. Облегчение от выполненного ритуала запускает новые компульсии, потому что люди склонны повторять действия, которые им однажды помогли. Мозг получает сигнал о том, что в схожих обстоятельствах действия, которые помогли приглушить тревогу нужно повторить.

Как выйти из замкнутого круга тревоги и беспокойства

На самом деле от человека не сильно зависит то, какие мысли приходят ему в голову. Проблема возникает когда он начинает их контролировать, подавлять и осуждать. То же самое с эмоциями, мы не можем их отменить, но можем попробовать сделать так чтобы они не определяли наше поведение. Мысли и эмоции становятся реальностью только в нашей реакции на них. Если мы реагируем навязчивым поведением и ритуалами, то тем самым придаем им глобальное и катастрофическое значение.

Понимание этой взаимосвязи вызывает естественное желание изменить поведенческую реакцию. Но как только мы пытаемся это сделать, нас накрывает интенсивная и всепоглощающая тревога. Она делает попытки разорвать цикл навязчивого повторения таким мучительным, что кажется проще оставить все как есть. Потому будет лучше начинать с чего-то наименее пугающего.

Совладать с тревогой очень непросто, потому что несмотря на весь спектр негативных ощущений, это чувство является очень значимым. Когда-то человечество выжило благодаря способности за версту чувствовать опасность. Поэтому мы очень быстро запоминаем любые признаки угрозы и очень медленно привыкаем к том, что что-то может быть для нас безопасным. В современной действительности неизвестность не всегда несет в себе угрозу. Но ОКР иллюзорно переносит нас туда, где наиболее страшно, тем самым принуждая выполнить любые ритуалы.

Мы прибегаем к ритуалам в надежде избежать опасности, когда нам ничего не угрожает. Но мы не можем об этом узнать, ведь мы уже убежали, а вдруг именно ритуал предотвратил беду. Для избавления от ОКР потребуется отказаться от этого "спасительного" бегства, взглянуть в лицо своим страхам и выработать на них новую, альтернативную реакцию. Пережить то, что казалось невыносимым мягко говоря жутко и неожиданно. Но только так мы получаем новый опыт того, что можем попадать в разные ситуации, думать разные мысли, чувствовать разные чувства и справляться с этим. Этот опыт противоречит всему тому, что нам навязывает ОКР.

Разум человека с ОКР надежно усвоил, что за обсессией всегда следует компульсия, по другому не бывает. Но если мы встречаемся с нашими страхами и не прячемся за привычными ритуалами, то ему постепенно приходится признать, что компульсии вовсе не вопрос жизни и смерти. Это просто наш выбор, к которому мы привыкли.

Чтобы дать отпор ОКР нужно ответить себе на вопрос с каким чувством придется столкнуться, если не станет ритуала, который от него защищает. Ведь вся эта череда изматывающих действий направлена на то чтобы чего-то не чувствовать и чего-то не знать. От них сложно отказаться потому что они дают хоть недолгое, но избавление. Еще одна ловушка ОКР заключается в том, что тревогу отключает не каждое навязчивое действие, а только какое-то из них. Облегчение может наступить на третий или двадцать пятый повтор, это никогда не известно и от того очень затягивает.

Кажется, что для того чтобы избавиться от ОКР нам нужно избавиться от всех нежелательных мыслей и чувств, но все в точности наоборот. Пока мы боремся с мыслями и чувствами, мы сами даем им силу и власть. Как только мы откажемся от этой борьбы мысли станут просто мыслями, а чувства просто чувствами. Это позволит им приходит и уходить, не застревая надолго в нашем сознании. Ритуалами мы не уничтожаем чувства, а просто заталкиваем их поглубже. Туда где уже скопилась целая гора невыносимого страдания. Потому встречаясь с триггером, мы сопротивляемся не только актуальной тревоге, но и этой боли, накопленной за все время. Отказываясь от отрицания и принимая вещи таковыми, какие они есть мы начинаем разгребать этот чулан.

Спасибо за интерес, проявленный к моим публикациям!!!

Записаться на прием Вы можете по телефону 8-905-798-73-13 (только текстовые сообщения) или электронной почте irinan-81@mail.ru

С искренним уважением и заботой, Психолог, Ирина Никнютьева