Найти в Дзене
TSRH Diesel

Как часто нужно менять масляный фильтр и для чего это нужно делать

При обслуживании авто возникает немало вопросов. И один из них – как часто менять масляный фильтр и для чего? Насколько от этого зависит работа двигателя и ресурс автомобиля в целом или это простой расходник, которым можно пренебречь? Рассказываем, как устроен фильтр и для чего нужен, о замене по регламенту и в экстренных ситуациях. Даем экспертные советы по установке своими руками и рекомендации по выбору подходящего фильтрующего изделия. Для чего нужен фильтр Масляный фильтр – важная часть автомобиля. Он очищает масло и устраняет посторонние примеси – нагар, пыль, песчинки, металлическую стружку и иную взвесь. Это защитный барьер, который необходим для: Поддержания чистоты масляной смазки и масляных каналов системы. Обеспечения рабочего давления автомотора. Уменьшения абразивного трения из-за посторонних включений, нагара, металлических микрокомпонентов. Защиты двигателя от износа, перегрева и возможного повреждения. Стабилизации работы мотора и профилактики его отказов. Продления с
Оглавление

При обслуживании авто возникает немало вопросов. И один из них – как часто менять масляный фильтр и для чего? Насколько от этого зависит работа двигателя и ресурс автомобиля в целом или это простой расходник, которым можно пренебречь?

Рассказываем, как устроен фильтр и для чего нужен, о замене по регламенту и в экстренных ситуациях. Даем экспертные советы по установке своими руками и рекомендации по выбору подходящего фильтрующего изделия.

Для чего нужен фильтр

Масляный фильтр – важная часть автомобиля. Он очищает масло и устраняет посторонние примеси – нагар, пыль, песчинки, металлическую стружку и иную взвесь. Это защитный барьер, который необходим для:

  • Поддержания чистоты масляной смазки и масляных каналов системы.
  • Обеспечения рабочего давления автомотора.
  • Уменьшения абразивного трения из-за посторонних включений, нагара, металлических микрокомпонентов.
  • Защиты двигателя от износа, перегрева и возможного повреждения.
  • Стабилизации работы мотора и профилактики его отказов.
  • Продления срока службы силового агрегата.
  • Снижения затрат на техническое обслуживание автомобиля.

От этого небольшого, но ключевого элемента зависит удобство, долговечность и безопасность эксплуатации машины. И потому стоит внимательно относиться к вопросу, когда менять масляный фильтр и как это правильно сделать.

Устройство фильтра

Масляный фильтр современного типа унифицирован по конструкции и состоит из:

  • Корпуса – металлического чашевидного кожуха. На его фронтальной части расположена монтажная резьба с перфорацией для «входа» и отверстием для «выхода» масла. На тыльной стороне ¬– грани под ключ, на крышке уплотнительная резинка. Некоторые модели имеют несъемный корпус, в нем меняют только внутренний картридж.
  • Фильтрующего элемента – круглой катушки с дренажным слоем. Как правило, внутри используется картон, армированный неткаными синтетическими волокнами, нитями целлюлозы или стекла. Материал укладывается «гармошкой» или «зигзагообразно», чтобы увеличить площадь фильтрации и повысить впитывающую способность изделия. Фильтрующий гофрированный слой наматывается на перфорированную металлическую трубку, пропитывается специальными составами для износостойкости. Он способен удерживать микрочастицы размером до трех микрон.
  • Перепускного клапана – подпружиненной тарелки, которая перекрывает торцевое отверстие на фильтрокатушке. Устройство чаще располагается с внутренней стороны, и служит, чтобы сбрасывать избыточное давление внутри фильтрующего элемента. Если фильтр засоряется, клапан перенаправляет масляные потоки в обход, помогает стабилизировать давление, исключить масляное голодание двигателя. Клапан бывает металлическим, полимерным, прорезиненным. Он оснащается пружиной с разной степенью жесткости – чем она мягче, тем ниже предельное давление, при котором «активизируется» механизм. Перепускным устройством комплектуются не все фильтры – в автомобилях премиальных серий используется режим контроля избыточного давления, он активируется при нехарактерных колебаниях в системе.
  • Противодренажного клапана – устройства, закрывающего входные отверстия для масла. Представляет собой эластичное кольцо из резины или полимера с силиконовыми добавками. В некоторых моделях противодренаж дополнительно оснащается пружиной. Клапан выполняет сразу несколько функций. Если отверстия фильтроэлемента располагаются не в вертикальной позиции, дренаж пропускает масло в моторный поддон. То есть двигатель не подвергается масляному голоданию, когда он длительно простаивает. Клапан пропускает масляную жидкость в двигатель, но блокирует обратный поток даже, когда отверстия фильтра расположены внизу. Кроме того, противодренажный клапан герметизирует крышку изнутри фильтра, не пропускает грязное масло в полость с очищенной субстанцией.
  • Пружины – для поддержки катушки. Пружинный механизм бывает пластинчатым и спиралевидным. В отдельных изделиях пружину может заменять подпружиненный противодренажный клапан.

Все элементы фильтра скрепляются и надежно герметизируются, чтобы исключить попадание загрязненного масла в систему и произвольное вытекание жидкости наружу.

Принцип работы масляного фильтра несложен. При запуске мотора масло подается внутрь через периферийные дренажные отверстия. Противодренажный механизм под действием давления запускается, масляная жидкость просачивается через фильтроэлемент к центру. Вся мелкодисперсная взвесь из посторонних частиц остается на внутренней картонной гофре. А чистое масло через центральную резьбу направляется для смазки узлов двигателя.

Если фильтр засорился, либо масло стало более густым из-за критического понижения температуры, то полноценной фильтрации добиться не удастся. В результате повышается давление внутри фильтроэлемента, а двигатель остается без смазки. В такой ситуации срабатывает перепускной клапан – он направляет жидкость в обход системы и помогает избежать «сухости». Так что целесообразно следить за состоянием и контролировать время, через сколько менять масляный фильтр при эксплуатации транспорта.

Интересно!

Фильтры бывают, полно- и частичнопоточными, разборными и неразборными, а также:

  • Механическими – с фильтрующим внутренним слоем.
  • Гравитационными – загрязнения в них оседают под действием силы тяжести.
  • Магнитными – устройства вытягивают частички металла из смазывающей жидкости.
  • Центробежными – очищают масло путем вращения ротора.

В легковой технике чаще всего используют типовые механические модели. Вариант центробежного типа, как правило, на спецтехнике и большегрузах.

Зачем менять его в автомобиле

Автомобильный фильтр «освобождает» моторное масло от продуктов горения, осадочных отложений, металлической стружки, различных загрязнений. Его необходимо своевременно менять, чтобы:

  • Исключить негативное влияние посторонних частиц на двигатель и его перегрев.
  • Предотвратить попадание загрязнений в систему подшипников.
  • Улучшить качественный состав масла.
  • Повысить эффективность смазки элементов.
  • Обеспечить долгую, стабильную и бесперебойную работу двигателя.

Именно поэтому важно знать, как часто нужно менять масляный фильтр и своевременно выполнять эту процедуру. Так вы продлите жизнь автомобилю и не столкнетесь с незапланированными затратами на капремонт или покупку нового мотора.

Как часто нужно его менять

Существует условный регламент по замене фильтрующего элемента – 10 тыс. километров пробега. То есть делать это необходимо вместе со сменой масла.

Однако это приблизительная цифра, срок может корректироваться, в зависимости от объективных факторов. Например, внеплановую замену расходного элемента придется проводить раньше, чем накатаете условные десять тысяч пробега, если:

  • В систему смазки попали посторонние предметы.
  • Масляный фильтр повредился или смялся.
  • Проводится капитальный ремонт двигателя или был установлен новый мотор.
  • Машина более полугода простояла без движения.
  • Автомобиль используется при высоких нагрузках, в пыльной среде.

Также фильтр вместе с маслом меняют, если на приборной панели загорелся индикатор обслуживания двигателя. Эксперты говорят – иногда ситуация не в фактической поломке мотора, а в качестве масляной жидкости.

Что будет, если не менять масляный фильтр? Он засорится, перестанет очищать масло от взвеси. Ускорится износ внутренних подвижных частей мотора из-за повышенного трения, снизится производительность. И в итоге двигатель перестанет работать. А это чревато дорогим и долгим капремонтом или вообще покупкой нового силового агрегата.

Как поменять своими руками

-2

Сменить использованный масляный фильтр можно как в сервисном центре, так и собственными руками.

Чтобы обойтись без СТО, запаситесь ветошью, емкостью для отработки, инструментом для снятия фильтра и пробки поддона, воротком и трещоткой для отвинчивания пробки слива. Если фильтроэлемент труднодоступен, потребуется ленточный ключ. Когда нет доступной эстакады или подъемника, необходим домкрат и лебедка.

Если уже наступил момент, когда нужно менять масляный фильтр, действуйте поэтапно.

Подготовка

Предварительно прогрейте мотор, чтобы жидкость стала менее густой. Так она будет легче вытекать из всех каналов.

Поднимите автомобиль на подъемнике или загоните его на эстакаду со смотровой ямой. Если нет такой возможности, воспользуйтесь домкратом и подходящими подставками. Снимите защиту картера при ее наличии.

Фильтры у каждого авто расположены по-разному. Если это двухлитровый двигатель, то фильтроизделие обычно находится на задней стороне блока цилиндров, справа. Если мотор объемом 1,4-1,8 литра, ищите расходник на передней стороне БЦ.Обратите внимание!

Замена

Подставьте емкость под пробку слива и аккуратно отвинтите ее, чтобы полностью стекло масло. Далее:

  1. Демонтируйте использованный фильтр.
  2. Очистите посадочное место для установки нового изделия.
  3. Смажьте установочное кольцо.
  4. Завинтите фильтр вручную до соприкосновения двигателя и прокладки, прокрутите еще на половину оборота.
  5. Заполните мотор маслом до средней отметки на индикаторе.
  6. Закройте заливную горловину крышкой.

Завершение

На финальном этапе:

  1. Проверьте герметичность и отсутствие течи.
  2. Запустите мотор на полминуты, чтобы заполнить систему.
  3. Измерьте уровень масла – он может снизиться.
  4. Повторно осмотрите – нет ли подтеков.

Все в порядке? Автомобиль готов к эксплуатации!

Нужно ли заливать масло в масляный фильтр?

Если в решении вопроса, когда надо менять масляный фильтр все понятно и расписано по регламенту, то с заливом масла в новый фильтроэлемент есть противоречия.

Одни автовладельцы считают, что лить масляную жидкость в фильтр обязательно. Другие водители уверены, что это не нужно и даже опасно.

Кто прав?

После слива жидкости в системе остается минимальное количество смазки. А при запуске мотора достаточно пары секунд, чтобы масло разошлось по всем каналам.

Автолюбители, «голосующие за» залив, говорят, что это помогает подать смазку к коренным подшипникам, поршням, распредвалу. Противники уверены, что залив провоцирует подтеки, перелив жидкости.

Легковушки чаще всего оснащаются фильтрами, расположенными под углом или по горизонтали. И если заполните маслом, то оно просто вытечет при установке.

Сухой гофрокартон не рвется от воздушного потока при заполнении системы. Мотор работает на холостых оборотах без резких скачков, поэтому система быстро наполняется моторной жидкостью под давлением и без ущерба внутренним элементам.

Объем самого фильтра минимален, в сравнении со всей системой. И когда он не смазан маслом, то в целом на работоспособность не влияет.

Производители рекомендуют обрабатывать маслом только лишь уплотнительное кольцо и не тратить лишнее время.

Важно!

Заливать масло в фильтр оправдано, если автомобиль:

  • Произведен несколько десятилетий назад.
  • Эксплуатируется в условиях сурового северного климата или зимой при температуре ниже минус 20 градусов.
  • Имеет дизельный двигатель.
  • Оснащен вертикально расположенным фильтром.
  • Редко заводится – не чаще раза в год, полгода.
  • Запускается после капитального ремонта двигателя.

В этих случаях предварительный залив положительно скажется на работе системы.

Заливайте масло непосредственно в корпус, а не на гофрированную секцию.Обратите внимание!

Можно ли повторно использовать масляный фильтр?

Фильтры для масла одноразовые. Они улавливают и задерживают посторонние частицы, металлическую стружку, загрязнения из жидкости. Из-за этого со временем фильтроэлементы засоряются, они не очищают, а «загрязняют» масло. Микрочастицы становятся абразивом для внутренних элементов двигателя, нарушают нормальную работу силового агрегата. Даже тщательное промывание химическими очистителями не позволяет восстановить изначальное рабочее состояние расходника.

И если у любого масляного фильтра есть интервалы замены, то важно не только соблюдать их, но и использовать для этого только новые фильтроизделия. Так вы гарантированно продлите срок службы двигателя, исключите поломку и избежите серьезных финансовых затрат.

Что будет, если забьется масляный фильтр

-3

Засорение масляного фильтра – серьезная ситуация для двигателя и помеха для нормальной работы авто в целом. Оно может произойти гораздо раньше установленного регламента пробега. Косвенно определить загрязнение можно по следующим признакам:

  • Вибрация и шум двигателя. При засорении цилиндры работают нечетко, искра перестает нормально генерироваться, теряется компрессия. В результате машина двигается буквально рывками.
  • Низкий уровень давления масла. Если датчик сигнализирует о недостаточном давлении, то виной этому может быть и засоренный фильтр.
  • Перегрев мотора. Если на улице не жаркое лето, а двигатель перегревается без видимых причин, замените фильтрующий элемент – возможно, он засорился, не очищает масло и не обеспечивает нормальную смазку деталей.
  • Черные выхлопные газы. При неисправности фильтра масло не задерживается системой, а вылетает вместе с выхлопом на улицу. Оно сгорает и окрашивает газы в неестественно черный цвет.

Преждевременное засорение фильтрующего элемента происходит из-за внешних и внутренних причин. Например, когда:

  • Несовременно меняют моторное масло – чем больше пробег автомобиля между плановой заменой, тем грязнее масляная жидкость. Она быстро заполняет микропоры катушки, фильтр становится бесполезным.
  • Используют неподходящие расходники. Важно не только понимать, через сколько нужно менять масляный фильтр, но и покупать модели, рекомендуемые производителем. Продукция должна соответствовать типу мотора, иметь подходящую степень очистки и размеры, предельные показатели по давлению. И особое внимание уделите качеству – устанавливайте только сертифицированные изделия от надежных производителей.
  • Эксплуатируют автомобиль по бездорожью и запыленным загородным трассам. Чем загрязненнее окружающее пространство, тем быстрее и сильнее забивается фильтр.
  • Ездят часто и на короткие расстояния. В таком режиме силовому агрегату сложно полноценно прогреться, внутри образуется конденсат, в моторное масло могут проникать топливные примеси. Из-за этого фильтр быстрее приходит в негодность.
  • Подвергают машину экстремальным нагрузкам. Это может быть активная спортивная езда и дрифт, буксировка нагруженного прицепа, частые подъемы в гору на повышенных оборотах. Из-за этого двигатель генерирует больше продуктов износа. Машинное масло засоряется металлической, пылевой взвесью, песком, сажей, каплями антифриза и другими посторонними «агентами».

Также фильтр засоряется при серьезном износе двигателя и большом пробеге, от термического разложения масла при перепадах низких и высоких температур.

Эксплуатация автомобиля с забитым фильтром влечет серьезные последствия:

  • Перестает нормально работать механизм зажигания – транспорт сложно завести, особенно при минусовых температурах.
  • Изнашивается топливная аппаратура.
  • Теряется динамика при движении и разгоне.
  • Увеличивается расход топлива.
  • Двигатель активнее стареет и выходит из строя.

Надо ли каждый раз менять масляный фильтр при замене масла

При плановом ТО по замене масла меняйте и сам фильтр, потому что в старом изделии накапливаются нагар, пыль и иные посторонние загрязнения. Они не дают нормально очищать масло, а еще приводят к повреждению элементов мотора.

С новым фильтром:

  • Обеспечена высокая эффективность очистки.
  • Двигатель защищен от внепланового износа и хорошо переносит критические условия эксплуатации.
  • Старое и новое масло не смешиваются, жидкость отлично справляется с задачей смазки подвижных частей.

Так что, изучайте регламент и советы, как часто менять масляный фильтр в авто и не экономьте на расходниках. От них зависит стабильность работы транспорта.

Рекомендации по замене фильтра

-4

Учтите несколько советов, чтобы не допустить досадных ошибок при смене фильтра:

  1. Выбирайте изделия, подходящие по техпараметрам вашего автомобиля.
  2. Выполняйте работу вдали от нагревательных элементов и источников огня. Делайте это на улице или в помещении с вентиляцией, потому что масло легко воспламеняется.
  3. Защищайте глаза очками, а руки нитриловыми или резиновыми перчатками.
  4. Не забывайте, что масло имеет довольно высокую температуру, а в фильтре тоже остается горячая жидкость. Не обожгитесь.
  5. Не касайтесь руками двигателя, сцепления, элементов выхлопной системы – они могут не успеть остыть после прогрева мотора перед заменой.
  6. Не выливайте отработанное масло, а утилизируйте его или оставьте в канистре для «хозяйственных нужд».

Перед первыми поездками после сервиса проверяйте уровень масла в моторе. Просматривайте, нет ли масляных пятен на месте, где паркуете авто. Если обнаружите жирные разводы, поищите утечку и герметизируйте систему.

Важен не только момент, через сколько км менять масляный фильтр, но и его корректный выбор. Ведь если соблюдать регламент, правильно выполнять каждый этап замены, но устанавливать некачественное или неподходящее изделие, последствия будут печальными.

Обращайте внимание на размерные характеристики, величину посадочной резьбы, показатель давления срабатывания перепускного клапана по техпаспорту для вашего авто. Воспользуйтесь для подбора VIN номером – введите его в поиск по каталогу производителя.

При покупке внимательно осмотрите фильтроэлемент, убедитесь, что он цел, без деформаций, не имеет следов использования. Также обратите внимание на следующее:

  • Корпус. Он должен быть жестким и прочным, не сгибаться при механическом нажатии.
  • Резьбовое соединение. Резьба должна быть четкой, ровной, без металлических заусенцев.
  • Уплотнительное кольцо. Проверьте, насколько плотная и при этом эластичная резинка, симметрична ли она по всему диаметру.
  • Упаковка. На ней должны быть четкие надписи, подробная информация о производителе, дата выпуска, телефон поддержки клиентов.

Заказывайте продукцию от проверенных торговых марок и в надежных магазинах, чтобы быть уверенным в подлинности. Просите у продавца сертификат для подтверждения качества и защиты от опасного фальсификата.Важно!

Заключение

Масляный фильтр – небольшой, но критически важный расходный элемент автомобиля. Он очищает масло, защищает двигатель от загрязнений, помогает его стабильной работе, предупреждает серьезные поломки.

Ориентируйтесь на регламент замены фильтров и условия, в которых эксплуатируется машина. Следуйте инструкциям производителя и советам по техобслуживанию транспорта. И помните, что фильтр должен соответствовать параметрам машины и быть качественным.

Покупайте продукцию у надежных производителей. С оригинальными и качественными расходниками двигатель будет работать как часы, прослужит много лет. А вы не столкнетесь с дорогостоящими поломками и убыточным простоем транспорта.