Антифриз нужен для эффективной работы системы охлаждения и долгой службы авто. Он отличается по цвету, составу, действию, назначению. Что заливают в радиатор из этого разнообразия? Изучаем ассортимент, чтобы выбрать подходящий вариант для вашего автомобиля.
Какие жидкости есть?
Антифризы отличаются по составным компонентам, особенностям производства, свойствам, предназначению. Это необходимо учитывать при выборе и понимать, что заливают в радиатор автомобиля того или иного типа.
Силикатные
Это антифризы, созданные на основе минеральных присадок – боратов, силикатов, фосфатов для снижения пенообразования и коррозии. Чаще всего, они яркого голубого цвета. Требуют частой замены, достаточно быстро теряют свойства из-за высокой температуры.
Гибридные
Охлаждающие жидкости этого класса состоят из минеральных компонентов, карбоновой кислоты и органики. В большинстве случаев бывают зеленого оттенка. Составы создают плотную защитную пленку, служат не менее двух лет с высокооборотистыми двигателями и до трех лет – в низкофорсированных силовых агрегатах. Обладают хорошими антикоррозийными качествами, эффективно охлаждают мотор.
Карбоксилатные
Это жидкости на основе органики – солей карбоновой кислоты. Имеют насыщенный красный цвет, выдерживают температуру до 130°С, работают до пяти лет. Не создают пленку, но оседают на коррозийных участках для улучшения теплоотдачи мотора и нормализации терморежима.
Пропиленгликолевые
Это современные антифризы на основе стабильного и нетоксичного пропиленгликоля, дополненного гибридными присадками. Считаются наиболее безопасными служат около пяти лет, различаются цветами – это могут быть желтые, розовые, красные, оранжевые составы.
Лобридные
Это охлаждающие low hybrid составы, которые содержат не только ингибиторы органического происхождения, но и кремниевые частицы. Обладают хорошими противокоррозийными качествами. Выпускаются в разных цветах. Служат до десяти лет при благоприятных условиях эксплуатации. Если авто ездит часто и на небольшие расстояния, менять их рекомендуют раз в пять лет.
Типы антифризов
Существует разделение, что заливают в радиатор машины, в зависимости от состава средства. Содержание определенных веществ позволяет добиться эффективности действия ОЖ, исключить негативное влияние на мотор и использовать состав на протяжении длительного срока эксплуатации.
Этиленгликолевый
Данный антифриз производят из этиленгликоля и воды. Он является самым массовым по применению в автопроме. Имеет температуру замерзания ниже -35 °C, точку кипения от +105°C до +115°C. Обладает хорошей теплоемкостью.
Однако он токсичен, агрессивно воздействует на детали и узлы.
Пропиленгликолевый
Антифриз данного типа менее токсичен, экологически безвреден, не представляет опасности при утечке в окружающее пространство. Имеет точку кипения в пределах от +108°C до +118°C, замерзает при терморежиме ниже -35 °C.
Однако состав более вязкий, в сравнении с этиленгликолевым, он хуже передает тепло и стоит дороже.
Метанольный
Охлаждающая жидкость этого вида менее востребована из-за токсичности, быстрого испарения и пожарной опасности. Но при этом антифриз обладает прекрасными низкотемпературными свойствами.
Классификация антифризов
Охлаждающие жидкости подразделяются на классы:
- G11 – это традиционный состав Traditional Inorganic Antifreeze. Он включает комбинацию неорганических присадочных компонентов. Используется для легковых и грузовых авто, в зависимости от рекомендаций производителя и требований к жидкости. Работает 2-3 года.
- G12 – это вещества следующего поколения Organic Long Life Coolants с карбонами. Действуют на протяжении 250 000 километров пробега или до пяти лет, защищают от ржавления. Антифризы универсальны, их заливают в радиаторы машин более возрастного и современного автопрома. Однако они могут провоцировать порчу алюминиевых и резиновых деталей.
- G12+ – гибридные составы Advanced Hybrid Antifreezes. Это комбинация неорганики с органическими кислотами, эффективно защищает металлы от коррозии. Подходит для автомашин производства с начала двухтысячных годов и далее. По сроку использования жидкости аналогичны классу G12, но по стоимости дороже.
- G12++ – это антифризы-лобриды. Lobrid Antifreezes, они практически не содержат неорганических солей, их состав основан на органических кислотах. Служат до десятка лет или до 250 000 километров пробега. Отличаются высокой эффективностью защиты и стабильностью поведения, негативно не воздействуют на разные материалы.
- G13 – это антифриз последнего класса. Выпускается на базе пропиленгликоля. Он подходит для премиальных автомобилей, не образует опасных отходов, экологичен, эффективно защищает детали. Но заливать его в радиаторы старых машин нельзя, потому что он несовместим со свинцовым припоем, а также медными, латунными радиаторными элементами и сердцевинами.
При выборе, что лучше залить в радиатор, ориентируйтесь на рекомендации производителя для конкретного автомобиля. Так вы сможете подобрать идеальную жидкость для охлаждения, которая продлит срок эксплуатации силового агрегата, не потребует слишком частой замены.
Стандартная маркировка охлаждающих жидкостей с литерой G и цифровым обозначением сегодня используется повсеместно. А впервые ее придумали в компании Volkswagen.Интересно!
Вообще охлаждающая жидкость бесцветная, однако для маркировки и визуализации в нее добавляют красящие вещества. Причем оттенок не отражает технические свойства конкретного антифриза, а служит условным маркером класса, в зависимости от технологии производства:Обратите внимание!
- Красный. Как правило, это карбоксилаты стандартов от группы G12 до G12++.
- Зеленый – традиционный неорганический состав, либо жидкость гибридной формулы.
- Фиолетовый или синий – это средства лобридного типа класса G13
- Оранжевый или желтый – это антифризы гибридного происхождения, лобриды.
Для маркировки и классификации также применяют и международные стандарты. Например, по европейской системе, есть BS 6580 – жидкости из неорганических присадок и моноэтиленгликоля для легковых авто и грузовиков, мотоциклов, микроавтобусов, произведенных до 2005 года.
По американской системе:
- ASTM D 3306 – средства на базе этиленгликоля или пропиленгликоля для легковых автомобилей и грузовиков легкого класса, изготовленных до 2010 года.
- ASTM D 4985 – составы с минимальным содержанием силикатов для тяжелонагруженных моторов. В них при заливе в радиатор необходимо вводить допприсадки.
- ASTM D 6210 – гликолевые ОЖ, не требующие ввода SCA присадок.
Корейский автопром регламентирует стандарты антифризов по маркировке KSM 2142 (Korean Standard), китайский – по LEC-2, японский – определяет ОЖ по системе JIS K 2234.
Отличия между антифризом и тосолом
Тосол и антифриз – это два названия охлаждающих жидкостей.
Но есть небольшой нюанс:
- «Антифризы» – это широкий класс ОЖ, их производят на основе вариативных веществ и присадок, по разным технологиям и используют для определенных видов автомобилей. А сам термин произошел от английского anti-freeze – «против замерзания. В классификации ОЖ есть строгое разделение по типам, чтобы автолюбитель мог понять, какой антифриз заливать в радиатор.
- А вот «ТОСОЛ» – это советская торговая марка жидкости, которая использовалась для охлаждения двигателя. Ее разработали исключительно для автопрома СССР. Термин является аббревиатурой названия института, где эту жидкость и разработали – «Технология Органического Синтеза». В составе тосола обычная очищенная вода с этиленгликолем, дополненные присадками. Оригинальный тосол исключительно синего цвета.
Можно ли смешивать антифризные жидкости?
Антифризы разнообразны по свойствам, составу и назначению, их категорически нельзя смешивать. Особенно не стоит ориентироваться на цвет – химическая формула разных жидкостей одного оттенка может быть радикально иной. И если смешать разные составы, то:
- Образуется осадок, который станет агрессивным абразивом для патрубков, помпы и иных рабочих узлов автомобиля. Они быстро испортятся.
- Шлам и осадок забьет каналы радиатора и охлаждающей системы, приведет к коррозии металлических частей и порче уплотнителей.
- Уменьшатся теплопроводные свойства ОЖ.
- Жидкость загустеет, нарушится ее циркуляция в системе.
- Возникнет интенсивное пенообразование.
- Снизится общая эффективность работы системы охлаждения, из-за чего ресурс двигателя сократится в разы. Также могут заклинить подшипники, блоки цилиндра, поршневые элементы. И как итог – ДВС неизбежно выйдет из строя, придется проводить капитальный ремонт или покупать новый мотор. Так что разумнее изучить, какую жидкость заливают в радиатор и не смешивать разные составы.
Важно!
Бывают ситуации, когда:
- В пути возникла утечка антифриза, и нет возможности купить подходящую жидкость для долива.
- Приобрели машину на вторичном рынке, но отсутствует связь с прежним владельцем, чтобы уточнить, какой антифриз использован в авто.
Лучше не доливайте «первый попавшийся» антифриз, а заполните емкость до необходимого уровня обычной дистиллированной водой, чтобы добраться до ближайшего сервиса. И потом просто полностью замените антифриз, это будет намного безопаснее для работы двигателя.
Принцип работы и применение незамерзающих жидкостей
Антифриз – концентрат, состоящий на 80% из дистиллированной воды и на 20 % из спиртовых добавок и присадок. Его заливают через расширительный бачок в радиатор системы охлаждения автомобиля, чтобы поддерживать оптимальную температуру двигателя.
При работе мотора терморежим в системе может достигать критических показателей. Например, средний уровень температуры цилиндров бензинового ДВС не менее 900 °С. А использование антифриза помогает снижать показатель и отводить тепло, предупреждать серьезные поломки мотора:
- Заклинивание поршневой системы.
- Выгорание масла.
- Обгорание поршневых головок.
- Плавление подшипников.
Система охлаждения создана так, что антифриз при циркуляции омывает цилиндры, «принимает на себя» тепло, отводит его через термостат, теплообменник и радиатор. Сама радиаторная установка вместе с ОЖ охлаждается извне и с помощью вентилятора. И так по кругу. В результате состав не закипает, система остается герметичной, двигатель постоянно охлаждается.
При работе авто жидкость нагревается и увеличивается в объеме. Чтобы это компенсировать, предусмотрен расширительный бачок. Для мониторинга температуры устанавливается термодатчик. Он дает сигнал, чтобы электроника включила вентилятор при превышении определенной температуры.Важно!
В отличие от обычной воды, охлаждающая жидкость:
- Не провоцирует коррозию.
- Имеет высокую температуру кипения и низкую – замерзания.
- Не способна к пенообразованию.
- Отлично проводит тепло.
- Помогает сохранить эластичность прорезиненных элементов.
- Нейтральна в отношении цветных металлосплавов.
- Не провоцирует образование налета и посторонней взвеси.
Все это помогает эффективно работать, не блокировать проходы системы и поддерживать нужный терморежим. Однако важно знать, какую жидкость заливают в радиатор автомобиля, потому как существует много разных типов, и каждая рассчитана на определенные условия применения.
Почему опасно выбирать дешевый антифриз?
Заливать в радиатор жидкости дешевого сегмента опасно. Они не имеют нужных присадок, содержат опасные компоненты для мотора и элементов авто, нередко фальсифицированы. Некоторые «производители» такой продукции иногда даже добавляют в состав опасные для авто соли кальция и магния.
И в итоге автовладелец вынужден сталкиваться с массой негативных последствий, потому что:
- Ржавеют и протекают элементы системы охлаждения, разрушаются патрубки, цилиндры.
- Возникает осадок внутри системы, каналы блокируются, циркуляция ОЖ полностью нарушается.
- Водяной насос работает на пределе возможностей, ломается из-за абразива.
- Перегревается двигатель из-за отсутствия эффективного охлаждения, рано или поздно полностью выходит из строя.
Именно поэтому необходимо уделять особое внимание тому, что льют в радиатор и выбирать только качественные составы оригинального производства. Рациональнее один раз заплатить чуть большую сумму за хороший антифриз, чем внепланово нести капитальные убытки по ремонту двигателя.
Как нельзя определять тип незамерзайки
Нельзя выбирать охлаждающие жидкости:
- По цвету. Составы могут быть одинаковы по оттенкам, но различаться по составу.
- По советам «друзей-знакомых». Если для машины соседа подходит определенный антифриз, это не значит, что для вашего автомобиля он тоже безопасен.
- По цене. Стоимость – не определяющий фактор при выборе. Гораздо важнее смотреть на репутацию поставщика и удостовериться в оригинальности продукта.
Если вы хотите знать, что можно залить в радиатор, смотрите в техническую документацию на машину и советуйтесь с официальным дилером.
Как определяют антифриз автолюбители?
При покупке охлаждающих жидкостей проверьте маркировку и выберите подходящий состав по классу, соотнесите с техдокументацией на транспорт.
Можно проверить ОЖ на ощупь и аромат – просто разотрите средство между пальцами, оно должно быть слегка мыльным и без запаха нашатыря. Если не остается пенообразного налета, то антифриз некачественный.
Некоторые автовладельцы при проверке, что нужно заливать в радиатор, а что не стоит, еще и осматривают жидкость – в ней не должно быть ни намека на осадок, хлопья, муть и другие нехарактерные включения.
Дополнительные способы определения
Кроме того, при проверке состава, можно проверить:
- Плотность – чем выше, тем устойчивее к замерзанию. Сделать это можно с помощью бытового аэрометра.
- рН-фактор – кислотность стандартной ОЖ в пределах от семи до девяти единиц. Для контроля используйте лакмусовую бумажку. Если ее цвет после погружения практически не поменялся, жидкость достойного качества.
- Температуру кипения – нагрейте антифриз в емкости и замерьте показатель термометром. В идеале уровень должен быть не менее 110 °С.
- Напряжение. Это позволяет оценить степень коррозиестойкости. Для этого один щуп погрузите в бачок с ОЖ, а второй – приложите к автомобильному кузову, мультиметр поставьте в положение 50‒300 мВ. Чем ниже будет напряжение, тем эффективнее свойства
Лучше не экспериментировать, что будет, если в радиатор залить воду, а использовать качественные охлаждающие жидкости с учетом типа мотора и условий эксплуатации.Важно!
Заключение
Антифриз – не просто цветная жидкость, а важный элемент, от которого зависит:
- Эффективность работы системы охлаждения.
- Отсутствие непредвиденных сбоев и разгерметизации системы.
- Стабильность, долговечность и надежность действия двигателя в любых условиях.
- Отсутствие незапланированных поломок и дополнительных затрат при эксплуатации машины.
Охлаждающие жидкости различаются по классам, технологиям производства, составу, действию. И выбирать их необходимо индивидуально, учитывать техрекомендации изготовителя, покупать по обоснованной цене и у проверенного поставщика. Только так вы защитите авто от неисправностей, сможете пользоваться им с пользой и удовольствием.