(по материалам сайтов supercarnostalgia.com, Ferrari и barchetta.сс)
Гоночный вариант дебютировавшей в 1964 году новой модели 275 GTB, который был разработан в первую очередь для участия в Ле-Мане после того, как FIA отказала в омологации среднемоторной модели 250 LM. В предыдущем сезоне в чемпионате FIA GT Феррари столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны Шелби с моделью Cobra Daytona, которая в начале чемпионата опережала Скудерию, поэтому команда нуждалась в новой машине на смену 250 GTO, для чего хорошо подошла новая модель 1964 года. Базовый автомобиль – 275 GTB имел множество новых выдающихся инженерных решений, ставших преимуществами для ее гоночной версии - полностью независимая подвеска, дисковые тормоза на всех четырёх колёсах, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах и опциональный корпус из лёгкого сплава.
До сих пор не установлено точно, сколько было изготовлено таких машин. На сайте Ferrari говорится о двух, barchetta.cc указывает четыре-пять с четырьмя точно установленными номерами шасси (06021, 06701, 06885, 7185), многие источники насчитывают три машины. Неопределенность в этом вопросе, видимо, вызвана тем, что помимо экземпляров, изготовленных для гонок 1965 года, как сообщает тот же сайт Феррари, в 1966 году было выпущено небольшое количество машин с кузовом от базовой модели.
Что же касается собственно Competizione Speciale, то все ее экземпляры имели внешние отличия. Первым экземпляром этой версии стала машина на шасси 06021, на которой были протестированы некоторые особенности (в частности, алюминиевый кузов), после чего было решено продолжить работы в расчете на создание партии машин для реализации частным гоночным командам. Продвинутые версии должны были иметь еще более легкий кузов и быть значительно более улучшены по сравнению с базовой моделью.
Шасси 06701 имело нос, похожий на 250GTO и 330 LMB, шасси 07185 – отличное от других экземпляров заднее окно, а экстерьер шасси 06885 больше всего соответствует установившейся в настоящее время «канонической» внешности этой машины, в том числе изображению, которое представляет ее на официальном сайте Феррари – изображению, служащему основой и для большинства масштабных моделей этого автомобиля. Возможно, отождествление этого экземпляра с данной версией машины обусловлено тем, что именно она успешно провела гонку в Ле-Мане 1965 года, выиграв свой класс и заняв третье место в общем зачете.
Что касается Ле-Мана и, в целом, чемпионата FIA GT, надо отметить, что правила того времени для автомобилей Grand Touring предусматривали, что для прохождения квалификации в течение двенадцати месяцев должно быть построено 100 серийных автомобилей. Для гоночных вариантов разрешалась специальная компоновка кузова, в то время как шасси могло быть усилено, но не облегчено. Новые гоночные Феррари этим правилам не соответствовали (как, кстати, и 250 GTO ранее) - новый 275 GTB Competizione был построен на совершенно другом шасси, отличном от шасси дорожного автомобиля, прошедшего омологацию.
Технические характеристики Competizione Speciale отличались от серийных 275 GTB. Первые три автомобиля 275 GTB Competizione были построены зимой 1964–1965 годов на шасси с номерами 6701, 6885 и 7185. Машины была построены на основе совершенно нового трубчатого стального шасси, которое, хотя и получило обозначение Tipo 563, как и серийная модель, на самом деле было совершенно новым и изготавливалось из труб меньшего диаметра. У него была специально усиленная крыша, а двигатель располагался гораздо ниже в шасси для повышения жёсткости на кручение и снижения центра тяжести. Подвеска состояла из поперечных рычагов разной длины, винтовых пружин и телескопических амортизаторов Koni, а также стабилизаторов поперечной устойчивости с обеих сторон. Повсюду были установлены дисковые тормоза Dunlop. 15-дюймовые проволочные диски Borrani имели ширину 5,5 или 6 дюймов спереди и 6,5 или 7 дюймов сзади. Изначально они были обуты в гоночные шины Dunlop. На задней оси был установлен 140-литровый топливный бак с внешним заправочным устройством.
Машины были оснащены двигателем типа 213, настроенным в соответствии с теми же характеристиками, что и у 275 LM 290, и имевшими мощность 302 л. с. Двигатель GTB Competizione был отлит из более лёгкого сплава, чем стандартный блок. Магний использовался для изготовления поддона, впускных коллекторов, крышек распределительных валов и цепей. Среди других специальных деталей были сбалансированный облегчённый коленчатый вал, усиленные поршни, распределительные валы с большим подъёмом 130, а также расширенные впускные каналы и выпускные коллекторы. Мощность этих двигателей составляла не менее 350 л. с., но Ferrari официально заявляла о мощности всего в 300 л. с., чтобы не вызывать подозрений у контролирующих органов.
В постройке этих автомобилей все было направлено на снижение веса, включая не только такие традиционные для гоночных версий особенности, как сверхлегкие кузова из сплавов (кузов был изготовлен из тончайшего 21-го алюминиевого сплава толщиной всего 1 мм) или отверстия в элементах рам, но и такое нетривиальное решение, как меньший размер кузова, составлявший 7/8 от стандартного для 275 модели (другие источники заявляют о 10-процентной разнице в размерах). Эта особенность особенно интересна с точки зрения соответствия размеру моделей этих автомобилей, для гоночных версий которых недостаточно просто нанести декали на кузова базовых моделей.
Из кабины убрали все звукопоглощающие материалы, которые в сочетании с боковыми выхлопными трубами делали салон очень шумным. Все окна, кроме лобового, заменили на легкие плексигласовые. Даже в дверных панелях и поручнях сидений были проделаны отверстия для снижения веса. Стандартные сиденья заменили на алюминиевые ковши с гоночными ремнями безопасности. Любопытно, что стандартная деревянная приборная панель была сохранена, возможно, для того, чтобы убедить инспекторов FIA в том, что это действительно просто ещё один 275 GTB.
В результате борьбы с весом, он был снижен до 870 кг по сравнению с 1100 кг у стандартной серийной модели. У гоночных автомобилей также были более обтекаемые кузова, чем у стандартных 275, с более крупными и высокими, рельефными задними крыльями, похожими на крылья 250 GTO. В результате всех этих доводок, максимальную скорость удалось довести примерно до 300 км/ч, а разгон от 0 до 100 км/ч занимал – до менее пяти секунд.
Однако все ухищрения оказались бесполезными с точки зрения гоночных перспектив, так как FIA в апреле 1965 года объявила, что не примет новый автомобиль в класс GT. Феррари предложил довести вес автомобиля до уровня, разрешённого для серийного GTB, но FIA отказалась идти на уступки. В результате Ferrari официально не участвовала в Международном чемпионате производителей GT 1965 года. Гоночные команды – клиенты Феррари, таким образом, не получили новую машину и продолжали использовать 250 GTO, которые уже не были передовыми в технологическом плане. Чемпионат был выигран Шелби при значительной поддержке со стороны Ford выиграл, набрав 90 очков по сравнению с 71,3 очками, набранными GTO.
Scuderia Ferrari, однако, не отказалась от 275 GTB Competizione и решила использовать один автомобиль в отдельных заездах Prototype Trophy, который в 1965 году был расширен до десяти гонок. Для этого было выбрано шасси 06885, а 6701 почти сразу же было продано Пьетро Ферраро из Cantiere del Timavo SpA в Триесте с условием, что оно не будет использоваться для гонок. Шасси 7185 изначально оставалось у Ferrari для дальнейших разработок.
Автомобиль на шасси 06885 дебютировал на соревнованиях Targa Florio 9 мая 1965 года в классе прототипов объёмом более трёх литров, но из-за неполадок сильно отстал и не уложился в лимит времени, хотя закончил гонку. Между тем, в июне 1965, накануне главной гонки чемпионата – Ле-Мана, FIA решила смягчить требования к Феррари для того, чтобы обеспечить конкуренцию с Шелби и объявила о компромиссном решении, которое позволило бы GTB Competizione участвовать в гонках класса GT. В частности, минимальный вес был повышен до 980 кг. Скудерия отказалась участвовать в этом посреди сезона после значительно урезанной из-за первоначального отказа программы подготовки, но довела шасси 06885 до нового согласованного минимального веса в 980 кг и передало его в аренду бельгийскому дистрибьютору Ferrari Жаку Свейтерсу (команда Ecurie Francorchamps) для участия в гонке Ле-Мане. Машина была перекрашена в бельгийский гоночный желтый цвет и заняла третье место в общем зачете, уступив двум Феррари 250 LM и обойдя Шелби. Интересно, что в ходе гонки ее мотор перегревался и команда просто проделала большую дыру прямы в капоте для лучшего охлаждения.
После гонки она была возвращена Феррари, вновь окрашена в родной красный, затем продана американскому импортёру Ferrari и импресарио NART Луиджи Чинетти.
Так как технические характеристики гоночной версии отличались от обычной 275 GTB, имеет смысл привести их (по данным сайта Феррари, которые, что интересно, значительно отличаются от данных barchetta).
Двигатель: номер 213, переднее продольное расположение, V12 60°, Диаметр / ход цилиндров - 77 x 58,8 мм, объем одного цилиндра - 273,81 куб. см, общий объем - 3285,72 куб. см. Степень сжатия 9,5 : 1, максимальная мощность 221 кВт (300 л. с.) при 7600 об/мин. Подача топлива - шесть карбюраторов Weber DCN/3.
Шасси: номер 563, рама из стальных труб. Тормоза дисковые, трансмиссия - 5 скоростей + задняя. Кузов – двухместная берлинетта.
Габариты: объем бака 140 л., передние шины 5,5 или 6 x 15, задние – 6,5 или 7 x 15. Длина 4300 мм, ширина 1700 мм, высота 1160 мм, колесная база 2400 мм, передняя колея 1377 мм, задняя колея 1426 мм, сухой вес 980 кг.
Максимальная скорость 258 км/ч (сайт Феррари дает 282 км/ч).
Модель BBR из моей коллекции изображает, хотя это не указано, шасси 06885, поэтому предлагаю и краткую информацию об этой конкретной машине (с сайта barchetta.cc).
Сначала машина была в заводской команде Scuderia Ferrari, в которой провела две гонки – Тарга Флорио в мае 1965 года, на которой не финишировала, и 1000 км Нюрбургринга, также в мае, где заняла второе место в своем классе и 13-е в общем зачете.
В июне уже в качестве машины известной бельгийской команды Ecurie Francorchamps участвовала в Ле-Мане (экипаж Willy Mairesse / "Beurlys") под стартовым номером 24, где выиграла свой класс и заняла третье место в общем зачете.
В сентябре того же года, уже в составе американской команды NART, участвовала в гонке в 500-км гонке в Бриджхэмптоне (4 место в своем классе, 11 в общем зачете), в ноябре – в Турист Трофи в Нассау (1 место) и еще в двух гонках в том же Нассау, на чем ее гоночная карьера закончилась, но в различных исторических ралли и подобных мероприятиях машина участвует с конца 80-х годов до настоящего времени, оставаясь в окраске, в которой была на своей самой успешной гонке.