Найти в Дзене
Факты про артефакты

Кубок Фрюэна: трофей охотника на единорогов или научный образец?

На пиру у императора Рудольфа II подали не вино, а океан. В золотых лапах мифических существ покоилась диковина: перламутровая раковина с глубин, превращённая резцом мастера в библейскую картину. Этот кубок не утолял жажду. Он доказывал власть над миром. Гости замирали, разглядывая переливы перламутра. Каждый завиток на раковине был усилен гравировкой, каждый золотой завиток оправы рассказывал историю укрощения самой природы. Это был не сосуд, а чудо. Артефакт, который мог купить целый город, но использовали его лишь для одного: чтобы вызвать немое потрясение. В тёмных залах пражского дворца при свете факелов играл бликами невиданный предмет. Император Священной Римской империи Рудольф II поднимал его, и гости видели, как в чаше из перламутра отражается пламя. Казалось, он держит в руках застывший свет далёких морей, скованный в золото. Кубок из раковины наутилуса был высшей точкой его коллекции, Wunderkammer – кабинета редкостей. Это был ключ к миру, где наука, искусство и магия ещё

На пиру у императора Рудольфа II подали не вино, а океан. В золотых лапах мифических существ покоилась диковина: перламутровая раковина с глубин, превращённая резцом мастера в библейскую картину. Этот кубок не утолял жажду. Он доказывал власть над миром.

Гости замирали, разглядывая переливы перламутра. Каждый завиток на раковине был усилен гравировкой, каждый золотой завиток оправы рассказывал историю укрощения самой природы. Это был не сосуд, а чудо. Артефакт, который мог купить целый город, но использовали его лишь для одного: чтобы вызвать немое потрясение.

-2

В тёмных залах пражского дворца при свете факелов играл бликами невиданный предмет. Император Священной Римской империи Рудольф II поднимал его, и гости видели, как в чаше из перламутра отражается пламя. Казалось, он держит в руках застывший свет далёких морей, скованный в золото.

Кубок из раковины наутилуса был высшей точкой его коллекции, Wunderkammer – кабинета редкостей. Это был ключ к миру, где наука, искусство и магия ещё не разделились.

-3

Моллюск наутилус живёт в тёплых водах Индийского океана. Его спиральная раковина, разделённая на камеры, стала для европейцев XVI века символом математического совершенства природы. Но в руки мастеров она попадала как сырой алмаз. Драгоценность требовала огранки. Резчик по кости или перламутру часами работал над хрупкой поверхностью.

-4

Его инструмент усиливал природный узор, а порой и добавлял свой. Чаще всего это были сцены «Суда Париса» или «Триумфа Нептуна». Языческий бог морей на раковине из моря – это была тонкая игра смыслов, понятная образованному дворянину. Гравировка не разрушала перламутр, а вступала с ним в диалог, выявляя скрытую в слоях историю.

-5

Но раковина, даже украшенная, была лишь сердцем артефакта. Её нужно было усмирить, дать ей опору. Эту задачу решал ювелир. Он создавал из позолоченного серебра целый мир. Фигуры тритонов, морских коньков или бородатых божеств, изогнутые в напряжённом усилии, будто бы несли огромную раковину.

-6

Их тела, тщательно проработанные, становились ручками сосуда. Это не был просто декор. Оправа рассказывала историю покорения стихии. Дикая, иррациональная красота океана оказывалась заключена в жёсткие, рациональные рамки высочайшего ремесла. Золото цивилизации обнимало диковинку природы.

-7

Для чего же служил этот шедевр? Вино в нах не пили. Кислота могла повредить нежный перламутр. Кубок Фрюэна и ему подобные создавались как объекты для размышления. Их ставили на специальную полку в кунсткамере – первом прообразе музея. Рядом могли лежать зуб нарвала, засушенная рыба-единорог, астролябия и карта новых земель.

-8

Вместе они складывались в картину вселенной, которую пытался постичь и коллекционировать владелец, будь то император или богатый купец. Владеть таким кубком означало не просто иметь деньги. Это означало иметь доступ к тайнам мира, обладать интеллектуальным и эстетическим капиталом, недоступным простому смертному.

-9

Сегодня эти кубки, включая знаменитый Кубок Фрюэна, хранятся в тишине музейных витрин, например, в Музее истории искусств в Вене. Они утратили ауру магического инструмента власти. Но их красота говорит на другом языке. Они рассказывают о времени, когда открытие новой раковины могло перевернуть представление о мире, а мастер-ювелир соперничал с Творцом, пытаясь улучшить совершенное творение природы.

В их перламутровых глубинах по-прежнему отражается свет – не факелов во дворце, а софитов экспозиционных залов. Но от этого история, которую они хранят, не становится менее захватывающей.

-11

5 коротких фактов:

  • Иногда внутрь кубка помещали фигурку, которая приподнималась при наполнении сосуда, устраивая мини-представление.
  • Толщина стенки перламутровой раковины наутилуса редко превышает 1 мм, что делало гравировку ювелирной работой с огромным процентом брака.
  • Некоторые кубки имели откидные крышки, тоже изукрашенные, превращаясь в скульптурную группу.
  • В оправах часто использовали не только золото и серебро, но и эмаль, кораллы, цветное стекло, создавая полихромный эффект.
  • Подобные сосуды были частью «моды на наутилус»: из этого же материала делали не только кубки, но и целые настольные украшения в виде кораблей.

🔶 Наш канал в Телеграме

Читать также...