Найти в Дзене
Валерий Сифоров

«Скверный анекдот» современной России или сумасшедшие пляски обречённых

Федор Михайлович Достоевский в 1862 году в своём рассказе «Скверный анекдот» в гротескной форме кратко обрисовал эпоху, которой в современной России всячески пытаются подражать и даже выставляют себя наследниками-великодержавниками царской России Романовых, при этом всячески отвергая советское наследие, кстати или нет, уничтоженное и разграбленное ими.

Через сто лет, в 1966 году, в Советском Союзе на «Мосфильме» режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым был снят одноимённый фильм по этому рассказу Достоевского.

В фильме точно так же в острой гротескной форме показана суть взаимоотношений в обществе, поделённом на классы.

Фильм не был запрещён, но и сильно не рекламировался, хотя посмотреть его всё же можно было ещё в семидесятые годы, но «ушёл на полку».

Уж слишком мерзко выглядело в нём общество и то что можно было бы с натяжкой назвать «народом». Никак это не совпадало с тем образом человека, который культивировался и был в нашей стране в то время, а вот сегодня, в самый раз. На волне горбачёвской «перестройки» и «новых веяний» фильм показали в прокате в 1987 году.

Киновед Валерий Фомин считал, что «фильм Алова и Наумова вызывает шок: никогда еще с нашего экрана с нами не говорили с такой вот степенью ярости и презрения. Никогда он, экран, еще не был сотрясаем образностью, столь сгущенно гротесковой, столь безжалостно уничтожительной. Рабство — вот главный «герой» фильма. Рабство в двух его неразрывных ипостасях: господина и холуя. Это мир, в котором искажены, доведены до последнего своего вырождения нормальные человеческие отношения: повелевать или подчиняться, третьего здесь не дано. Рабство здесь въелось в плоть и кровь, отравило всё. … Евгений Евстигнеев (едва ли это не самая лучшая его работа в кино) сыграл Пралинского с изумительным психологическим мастерством. … Сыграл его чиновничью самоуверенность, его чиновничью склонность видеть жизнь не такой, какова она есть, а такой, какой он сконструировал ее в своем красивом кабинете. И она, эта жизнь, — подлинная во всей своей дикости, грязи, запущенности, нищете ответила ему на вымечтанную идиллию полновесной оплеухой» (Фомин, 1992).

Такого рода оценку разделяла и кинокритик Ирина Шилова: «Это фильм беспощадный и сатирически прицельный, поставил в центр внимания проблему рабства и рассматривал ее во всех возможных аспектах и поворотах. Хоровод странных персонажей населил экран — жалких и агрессивных, одержимых мелкими страстями и ханжеским лицемерием. Сама классическая традиция жанра сатиры, во все времена вызывавшая негодование и возмущение, запретная в советском кино (сатирическому осмеянию подлежали только враги государства), была воскрешена постановщиками фильма с присущим им артистизмом и позиционной точностью. … Уродство, извращенность самоощущения и поведения персонажей, искаженная пластика, жутковатый колорит экранного изображения, каждый из элементов кинематографической выразительности — все это в совокупности создавало концентрированный образ нелюдей, монстров, сладострастных уродов, упивающихся свои раболепием» (Шилова, 2010: 21).

Лев Аннинский утверждал, что в фильме «Скверный анекдот» «нет надежды, нет проблеска, нет у человека облика человеческого. Вот о чем фильм! Стилистически он сделан цельно и сильно. От первого эпизода, когда генерал Пралинский разглагольствует о гуманности, а голова его срезана кадром (и в нашем сознании включается цепочка щедринских ассоциаций: Органчик и т. д,), и тем более от того момента, когда вместо лица чиновника Пселдонимова вы видите разинутый рот и выпученные от страха глаза (и включается гоголевская цепочке к свиным рылам и т. д.), — от двух точек отсчета идет в фильме по нарастающей оргия жранья, пляса, куража и мандража. Как тесно заполнен кадр! Как все здесь лезет в глаза, гуляет, «прет напролом»! … Крайние «вылеты» стиля Алова и Наумова, выморочно-прециозные «сны» и идиотические маски, конечно же, царапают мой вкус, но должен признать, что основная «масса», основной поток действия сделан мощно. Хотя маскарад и кажется однообразным, ибо с самого начала его фальшь заявлена, но постигаем мы вовсе не это, что-то другое мы постигаем. … Так ведь правда-то в результате выявилась!

Во-первых, правда о «народе». Попытка сказать страшную правду о состоянии народа — в противовес вековому мифу о «народе-богоносце», мифу, выношенному интеллигенцией прошлого века и в наш век трансформировавшемуся в идею народа, который «всегда прав», «все знает», все на место поставит. В обстановке непоколебимого, застарелого народопоклонства пойти наперекор — акция отчаянной смелости.

Во-вторых, правда об интеллигенции. О ее иллюзиях, о ее бессилии, о ее зараженности общим рабским духом. В обстановке, когда тупой ненависти к «гнилой интеллигенции» только и можно было противопоставить образ интеллигенции «мученической», в ореоле и нимбе, — в этой ситуации пойти вразрез всему — тут нужна была еще и большая смелость.

И, наконец, само отчаяние художников, попытавшихся справиться со своими (и нашими) иллюзиями, сама безнадежность — это тоже ведь духовный опыт огромной важности. Именно их безнадежность, их — Александра Алова и Владимира Наумова, безогляднее всех веривших в ослепительное самопожертвование Павла Корчагина… Во мрак отчаяния погружаются самые безоглядно-верящие, самые ослепленные, самые светлые души. И это тоже великое откровение, дающееся людям на сломе времен, когда становится ясно, где жесть, а где сталь»

Как видим, актуальность этот рассказ Достоевского и снятый по нему фильм Алова и Наумова не потеряли и сегодня. Скорее это «кино» сегодня показательно как никогда. Ведь мы не только тридцать лет пытаемся «наследовать» Россию времён Романовых, которую описывал великий русский писатель 163 года назад, мы буквально скопировали её в самых худших её проявлениях.

Тоже самое раболепство и низкопоклонство, перед «высокопревосходительствами» и «генералами», вперемешку с холуйской ненавистью низов и запредельное чванство и самоуверенность в своей богоизбранности и исключительности, верхов. И по сути, та же всеобщая атмосфера мерзости как на самом верху, так и на самом патриотическом низу, слепленной как та дамба, «прогрызенная бобрами», простите за мой французский, из «гомна и палок», продажными дерьмократами и предателями, нарушившими данную ими когда-то присягу, пирамиды власти.

Разве наши доморощенные «царедворцы», так называемая «элита», а по сути своей барыги-беспредельщики, не так же, как и главный герой рассказа Достоевского генерал Иван Ильич Пралинский, скреПоносно уверовали, что несут исключительно «благо» обществу и что он (Пралинский) в высшей степени гуманен, хотя на самом-то деле – дурак дураком, пришедший в итоге к заключению, что «строгость нужна».

Всё в точности как в современной России-наследнице Романовых.

Трудно, практически невозможно было себе представить в СССР, что через 40-50 лет украинцы попрут в Курскую область убивать безоружный «мирняк», а представители «солнечных республик» спорами разнесут «душанбинскую резню» по всей территории бывшей РСФСР, сея ненависть и откровенную вражду к русским.

Что то, что сегодня происходит в РФ, с полным основанием можно назвать – геноцидом русских и русскоговорящих, коренного населения России. Что этот геноцид по уничтожению славян организовало и всячески поддерживает само «великодержавное» кремлёвское правительство РФ и князьки на местах., используя при этом продажных силовиков и судебную ветвь власти.

Что «патриоты», России при этом будут взахлёб, с пеной на губах рассказывать в какой прекрасной стране мы живём и сказки о том, как мы будем жить ещё лучше в будущем. В тот самый момент, когда население страны фактически вымирает, о том, что стабильно нищает я уже не говорю.

Что разделение по «уровню доходов» между «слугами народа» и основной массой населения, пенсионерами, примет ту самую гротескную форму небывалой разности в сотни тысяч раз.

Классовое общество, в котором нет выхода, в котором душно и страшно, на окнах решётки, а на руках оковы (у кого железные, а кого золотые, всё тяжелее и тяжелее) и кажется, что выхода нет и не будет. Общество без будущего, общество уродов, как в кинофильме Алова и Наумова. истошно хохочущих и одновременно плачущих. Общество, обречённое на самоуничтожение.

Спасать таких бессмысленно и бесполезно.

06.12.2025

-2

Россия – скверный анекдот

Россия - скверный анекдот

И есть на то одна причина,

Как в шахматах. Неверный ход,

Напялив мерзкую личину.

Теперь эРэФ – страна господ.

Ну и конечно же – холопов.

И вот уже который год

Несёмся вниз мы прямо в пропасть.

И пропасть эта между нами

Холопами и господами.

А в чём же сходство? Сходство в том,

Что терпим мы все эту мерзость.

Готовы оправдать скотов.

Не помышляем и про дерзость.

Тем самым уподобились

Ворам, барыгам и лжецам.

Однажды мы все повелись

На их посулы, стыд и срам.

Что аплодируем им стоя,

Тем господам, что нас всех скопом

Давно причислили в изгои.

Не зря же мы теперь холопы.

05.12.2025