Loudersound 6.12.25 Джо Кендалл Jo Kendall ( Prog, Classic Rock ) #rickdavies #supertramp #artrock #prog
Бывшие коллеги вспоминают жизнь и времена целеустремлённого, но замкнутого музыканта, который преодолевал трудные испытания, чтобы добиться своей давней мечты — и по пути обновлял свою книгу шуток.
Когда в сентябре 2025 года объявили о смерти со-основателя Supertramp Рика Дэвиса, прог-мир оплакивал утрату великого таланта. Журнал «Прог» вспоминает его выдающуюся карьеру, которая длилась почти шесть десятилетий, с комментариями некоторых из тех, кто путешествовал с ним.
«Нужно просыпаться каждый день и благодарить свои счастливые звёзды» — сказал Рик Дэвис телеканалу в Калгари в 1985 году. «Мне забавно, когда видишь, как люди рока устраивают истерики. Это не имеет никакого смысла. Мы живём с привилегиями, и никогда не должны забывать об этом».
Соучредитель Supertramp, ведущий вокалист, клавишник и игрок на гармонике скончался 6 сентября дома в Нью-Йорке от осложнений множественной миеломы — разновидности рака крови. Он упорно работал ради той привилегии, о которой говорил, несмотря на трудные времена, которые привели его из родного города Суиндон, Уилтшир, в Европу и за океан.
Родившийся 22 июля 1944 года в семье парикмахера Бетти и торгового моряка Дика, Дэвис очень рано проявил признаки любви к музыке. Сингл суперзвезды джазового барабанщика Джина Крупы Drummin' Man пробудил у него страсть к перкуссии, и восьмилетний Дэвис начал колошматить по кастрюлям, сковородкам и банке из-под печенья. К 12 годам он стал играть на малом барабане в местном духовом оркестре железнодорожников British Railways.
«Тогда я увлёкся музыкой и начал играть на барабанах» — сказал он WLNG Radio. «Я нервничал. Я ходил на уроки и постепенно стал играть лучше, но никому моя игра на барабане была не нужна. Все желали пианиста».
Дэвис заполучил рояль, принадлежавший добрым соседям из Исткотт-Хилл, которые заботились о нём после школы, пока Бетти не заканчивала свою работу. Под влиянием рок-н-ролла — особенно Фэтса Домино — он освоил буги-вуги благодаря своим соседям. Он также влюбился в мастеров губной гармоники Джимми Рида и Шейки Джейка.
В 1959 году Дэвис стал барабанщиком местной рок-группы Vince & The Vigilantes, выделяющихся яркими оранжевыми и чёрными куртками. Поражённый полиритмическим мастерством барабанщика Дэйва Брубека Джо Морелло, Дэвис также поглощал музыку Дюка Эллингтона, Майлза Дэвиса и Стэна Гетца. Его академические достижения были далеко не впечатляющими, но в 17 лет он приложил все усилия, чтобы получить пропуск в Школу искусств Суиндона, куда, как он рассказал биографу Абелю Фуэнтесу, «почти все волосатые молодые ребята видели способ сбежать».
Дэвис играл на барабанах в группе The Senators, а затем с собственной группой Ricky Davies Band. Он приобрёл электропианино Hohner и основал новую группу Rick's Blues, обучая своего друга Рэя играть на барабанах — позже он стал известен как певец и автор песен Гилберт О'Салливан. В качестве клавишника и вокалиста Дэвис исполнял блюз, джаз и рок-н-ролл — материал, который идеально подходил его голосу.
Группу приглашали на свадьбы, вечеринки и студенческие танцы, открывая концерты таких коллективов, как The Falcons (с участием Роя Вуда) и Steampacket. В 1966 году они отправились в студию в Патни и записали две похожие на битлов песни, написанные О'Салливаном, которые так и не были выпущены.
Недолго работая сварщиком, к сентябрю 1966 года Дэвис получил профессиональную работу органиста в кавер-группе The Lonely Ones, основанной басистом Хендрикса Ноэлем Реддингом, который к тому времени ушёл. «Они меня спросили: 'Ты играешь на органе?' Я ответил: «Да» — сказал он радио WLNG. «Хотя я ни разу в жизни не играл на нём!»
Ситуацию быстро исправили, когда мама Бетти взяла электроорган Vox Continental в аренду. В 1967 году Дэвис переехал на базу группы — Фолкстоун; и вскоре группе The Lonely Ones предложили трёхнедельную резиденцию в клубе Griffin's в Женеве, Швейцария. Живя в подсобке клуба, группа давала и другие концерты, странствуя по Европе.
Условия жизни были буквально шокирующими — например, работая с микрофоном в клубе Titan в Риме, гитарист и вокалист Тревор Уильямс получил сильный удар током. Без средств и приглашений на сцену группа оказалась в нищете, живя на картофеле, украденном из местного магазина. «Мы также курили ужасные итальянские сигареты, от которых губы опухали, будто они были заражены», — вспоминал Дэвис.
Группа вернулась в клуб Griffin's на месячную резиденцию летом — и на этот раз выступала с секцией духовых и медных — теперь переименованная в The Joint. Они познакомились с валлийским музыкантом из Мюнхена Дэвидом `Лэвеллином, который увлёк их созданием музыки для фильмов, «которые никто не видел», и они переехали в Германию, чтобы регулярно выступать в клубе PN в Мюнхене.
Но они регулярно оставались бездомными и голодными. Дэвис позже вспоминал: «В Supertramp мы обменивались историями о том, кто спал в самом странном месте. Я спал в казармах американской армии и меня чуть не отправили во Вьетнам!»
Тогда у Лэвеллина возникла мысль: он знал голландского миллионера-любителя музыки, живущего в Швейцарии, которому может понравиться то, что играют музыканты. И действительно, фотограф и пилот Стэнли «Сэм» `Мисэгэйз [Miesegaes] взял их под своё крыло и предоставил им свою виллу в Версуа, Женева.
Он поддерживал их в переходный период с 1968 по 1969 год, когда они начали писать собственные песни. Новое демо дало им возможность поехать в Лондон, чтобы поработать с менеджером Bee Gees и Cream Робертом Стигвудом, а также выступить в популярных местах, таких как клуб Marquee. Но их исполнительские навыки ухудшались, а отношение к Мисэгэйзу становилось сомнительным. Только Дэвис сохранял уважение - Мисэгэйз считал талант Дэвиса достойным развития. Он предложил создать вместе с ним новую группу с целью выпустить альбом в течение года.
Дэвис написал свои первые песни в городке Версуа тем летом, а затем обосновался в коттедже Botolph's Bridge House в Ромни-Марш, Кент. 9 августа в еженедельнике Melody Maker появилась реклама с его предложением «настоящей возможности для хороших музыкантов». Одним из первых, кто прошёл кастинг, был застенчивый 19-летний гитарист Роджер Ходжсон. Уроженец Оксфорда записал сингл с будущим Элтоном Джоном в группе Argosy и имел запас оригинальных песен, которые впоследствии стали неотъемлемой частью новой группы.
«Возможно, название группы «Супербродяга» подошло Рику, потому что он сам был немного бродягой» - Ричард Палмер-Джеймс
Он прошёл прослушивание, исполнив песню Dear Mr Fantasy группы Traffic с превосходным высоким вокалом. После этого Дэвис пригласил Ходжсона перекусить в местный паб. Их происхождение отличалось — первый из рабочего класса, второй из частной школы — но они сблизились, и Ходжсона пригласили в группу басистом.
Следующими подписантами Дэвиса стали гитарист из Борнмута Ричард Палмер-Джеймс — из местной группы Ginger Man, где Джон Уэттон играл на басу, — и барабанщик Кит Бейкер из блюз-рок трио Клема Клемпсона Bakerloo. Дэвис и Ходжсон стали ядром музыкального творчества, мелодичный поп Ходжсона смягчал подходы Дэвиса к блюзу и джазу.
Rick Davies (Supertramp) Forever | Live 2024 – по ссылке.
Палмер-Джеймс стал автором текстов. Он рассказывает Prog: «У Рика было на пару лет больше опыта, чем у всех остальных. У него уже был характерный и властный стиль игры на клавишных — но вскоре мы обнаружили, что он также отличный барабанщик. Он также был первым рок-н-ролльщиком, которого я встретил, кто увлекался джазменом Дюком Эллингтоном».
«Когда мы начали разрабатывать репертуар и пытаться писать песни вместе в конце лета 1969 года, мы все были очень вежливы друг с другом. К концу следующего года — уже не очень! Рик показался мне замкнутым, иногда пассивным; тем не менее, обладал тихим авторитетом, хотя и никогда не был чрезмерным. Иногда он проявлял злое чувство юмора».
Новоявленная группа тогда называлась Daddy, и они всё ещё мотались в Мюнхен на концерты; но Палмер-Джеймс предложил название группы, взятое из «Автобиографии Супер- бродяги» валлийского поэта и писателя У. Х. Дэвиса. «Возможно, название 'Супербродяга' зашло Рику, потому что он сам был своего рода бродягой в Европе в последние годы» — говорит Палмер-Джеймс.
Они собирались войти в студию Morgan с новым барабанщиком Робертом Милларом; и, живя под одной крышей, их крошечная коллекция пластинок дала им много вдохновения: «Traffic, Jethro Tull, Procol Harum, Spooky Tooth — скорее направление этих музыкальных групп, чем эффективность этих коллективов» — говорил Дэвис. У Spooky Tooth было два сильных певца, конечно, ключевой элемент будущего Supertramp.
Дэвиса выделял ещё одну композицию - In The Court Of The Crimson King. Мы слышали, что King Crimson синхронизировали музыку с визуальными эффектами на концертах, и это меня очень привлекало. Я, как бывший студент Школы искусств — думал, что мы сможем этим воспользоваться, ведь у нас не было Мика Джаггера, чтобы бегать по сцене или чего-то подобного».
Дебютный альбом, выпущенный 14 августа 1970 года на лейбле A&M, стал самым настоящим прог-роком, который освоила группа. Палмер-Джеймс влюбился в Мюнхене и остался там, также признав: «Мы с Риком сильно поссорились в конце 1970 года. В основном это была моя вина, и уход из группы казался правильным решением».
Следующий альбом, Indelibly Stamped 1971 года, был более прямолинейным рок-альбомом, при этом Ходжсон перешёл на гитару. Теперь, базировавшийся в Майда Вейл, Лондон, состав колебался — наставник `Мисэгэйз ушёл — но в 1973 году они нашли пару из группы The Alan Bown Set - басиста Дуги Томсона и саксофониста Джона Хелливелла, а также калифорнийского эмигранта - барабанщика Боба Зибенберга.
«Музыка и наследие Рика продолжают вдохновлять многих и свидетельствуют о том, что великие песни никогда не умирают» - сайт группы «Супертрамп».
Релиз 1974 года Crime Of The Century изменил всё: между ними сложилась химия – в нём были остроумные, сатирические прогрессивные поп-хиты, такие как Dreamer Ходжсона, а также соавторство в песне School, с участием губной гармоники Шейки-Джейка - Дэвиса) и блестящая песня Bloody Well Right Дэвиса. «В альбоме «Преступление века» мы выбрали более драматический подход; это, казалось, подходило характеру группы» — вспоминал Дэвис.
История успеха развернулась, когда группа отправилась в США, где он познакомился со своей будущей женой Сью Джон, представителем лейбла A&M, которая в 1984 году стала менеджером группы. Его песня Forever из альбома Indelibly Stamped звучала на их свадьбе в 1977 году, и это слово было выгравировано на его кольце.
Шестой альбом Supertramp Breakfast In America завоевал мир в 1979 году. Песня Дэвиса из альбома - Goodbye Stranger завершала развлекательные и насыщенно визуальные концерты группы. Это была одна из его самых любимых композиций и ключевой пример его искусной работы на театральном органе «Вурлитцер».
Supertramp - Shadow Song (Аудио) – YouTube – по ссылке.
Ходжсон покинул группу после альбома 1982 года ... Famous Last Words..., к тому времени творческие и личные различия между ним и Дэвисом стали слишком сильными. Группа продолжила работать с Дэвисом исключительно как фронтменом, выпустив ещё пять альбомов, взяв два перерыва и гастролируя до 2012 года.
В 2015 году у Дэвиса диагностировали множественную миелому, и он начал лечение. «Сью даёт мне мои таблетки» — сказал он радио WLNG в июне 2022 года. Он всё ещё играл музыку с друзьями в своей студии в подвале и на небольших концертах, и катался на электровелосипеде.
После его смерти на сайте Supertramp появилось сообщение: «Музыка и наследие Рика продолжают вдохновлять многих и свидетельствуют о том, что великие песни никогда не умирают, они живут дальше».
«Его музыка была великолепна. Он был отличным игроком и замечательным человеком. Он много для меня значил» - Джон Хелливелл.
Тем временем Карл `Верхейен, гастролирующий гитарист Supertramp 80-х и впоследствии постоянный участник, с теплотой вспоминал его в посте в социальных сетях. «У него было отличное чувство юмора. На самом деле, он вел книгу шуток. Однажды я рассказал ему шутку, которая ему действительно понравилась. Он сказал: 'Это подойдёт!'»
С помощью своей версии душевной песни Ever Open Door в качестве звуковой платформы саксофонист Джон Хелливелл сказал, что Дэвис изменил его жизнь. «Его музыка была замечательной. Он был отличным игроком и замечательным человеком. Он много для меня значил».
Палмер-Джеймс рассказывает журналу Prog: «Для меня квинтэссенция Рика Дэвиса — песня Bloody Well Right «Чертовски прав», но моя любимая — та, которую мы написали вместе для первого альбома под названием Shadow Song «Песня теней». Я играю её на сольных шоу, когда могу. Жаль, что мы тогда не могли давать оценки как пожилые люди. Я восхищался им».
Хотите оказать помощь автору перевода: Карта Сбербанка – 2202 2014 8304 3630
Подписывайтесь. Ставьте лайки. Вот ссылка на мой канал https://zen.yandex.ru/id/603b424d78039b503bcde861
Или читайте в ВК в группе https://vk.com/greta_van_fleet
Сохраните себе и заходите когда вам будет угодно, а не когда Дзен покажет.