В конце 1960-х на весь мир гремели имена Феллини, Висконти, Росселлини и Антониони, а итальянский неореализм уверенно врывался в кинематограф, являясь эффективным преобразователем безрадостных будней послевоенного времени. Кино было единственным инструментом настройки души, доступным каждому. Его смотрели богатые и бедные, образованные и неграмотные. Тогда все ходили в кино, его ждали, любили, боялись и ругали, но никто не оставался к нему равнодушным. Сейчас сложно в это поверить, ведь мы отнюдь не торопимся с просмотром киноновинок, даже когда их сольют в сеть.
В ту пору выход на экраны новых фильмов часто сопровождался громкими скандалами. Сейчас же подобным никого не удивить, ведь продюсеры сами платят, лишь бы об их фильмах заговорили повсеместно. В конце 60-х ситуация была совершенно иной, поскольку тогда кинематограф был зеркальным отражением действительности, а, как известно, на зеркало пенять легче, чем на свою кривую рожу.
Картины Пьера Паоло Пазолини, идущего наперекор традициям итальянской киношколы вразрез с интересами церкви и общества, всегда встречались громким скандалом. Об одном его скандальном фильме мы и поговорим коротко и без спойлеров в нашем сегодняшнем сюжете.
Драма "Теорема" (1968) - это фильм-притча, снятый режиссером по собственному роману, в которой Пазолини по-новаторски полностью отказался от неореалистических канонов, заменив их псевдореальностью со множеством узнаваемых артефактов. Кстати, этот экспериментатор, жаждущий перемен в кино, после премьеры "Теоремы" был привлечен к суду (повторно и снова за фильм). Его привычно обвинили в богохульстве и порнографии, но вскоре дело было закрыто из-за несостоятельности. На всю Европу "опозорил" Италию. Да что там - на весь мир.
Итак, к сюжету. В итальянскую буржуазную семью (отец, мать, сын и дочь) приезжает погостить молодой человек (Теренс Стэмп), чьи имя, статус, и цель визита останутся нераскрытыми. Он ничего не делает, просто отдыхает в шезлонге, обедает вместе с хозяевами, читает книги. (Внешне - помесь молодых Килиана Мерфи и Дэниела Крейга).
Однако неприметное пребывание постороннего человека в большом доме кардинальным образом меняет весь уклад проживающих. Женщины - хозяйка, ее дочь и служанка - испытывают к нему невероятное сексуальное влечение, лишающее первую достоинства, вторую - сознания, а третью - рассудка. Они буквально наперебой предлагают себя гостю взамен на его расположение. И он, как воспитанный человек, конечно, не может отказать дамам.
Юный сын семейства, также испытывающий плотское искушение, не будет обойден вниманием гостя. Да и глава семейства, чего уж там, тоже не монах-схимник, а простой владелец завода. И у пожилых мужчин иной раз включается задняя передача, знаете ли. Короче, всех осчастливил собой таинственный гость. А вскоре просто взял и уехал, наскоро собравшись.
И вот тут искусственно созданная идиллия этого дома начинает окончательно рушиться, а беспомощность каждого живущего в нем становится очевидной. Служанка Эмилия (Лаура Бетти) молча уходит от хозяев, возвращается в свою деревню, где сперва впадает в длительный ступор (не говорит, не ест, не пьет, не моргает), потом, нарушив аскезу и поев немного крапивы, возносится на небеса (невысоко, всего на пару метров), а затем вновь спускается к мирянам и просит закопать себя заживо. Эх, жаль, а ведь местные уже было решили, что теперь у их деревни есть своя живая святая! Кроме шуток - произошло несколько случаев исцеления от хвори.
Бедная дочка Одетта (Анна Вяземски) впадает в натуральную кому, не в силах перенести разлуку. Несчастный сын Пьетро (Андрес Хосе Сублетт) с горя начинает искать свой путь в живописи, но не находит и сходит с ума. Их съедаемая страстями мать Люсия (Сильвана Мангано) подбирает на улице молодых парней и отдается всем без разбора. Открывший для себя любовь с другой стороны ее муж и отец ее детей, владелец завода Паоло (Массимо Джиротти) в смятении дарит предприятие рабочим и уходит странничать в пустыню...
Но кем был этот странный гость, помогший увидеть все, что было скрыто? Посланник небес или ада, утешитель или искуситель? И почему именно секс стал проводником иного миропорядка? Подобных вопросов можно набрать десяток-другой. Но ответ на них кроется в названии фильма: перед нами теорема, разгадать которую совсем не просто. Посыл картины в полной мере соответствует ее названию.
Сюжет компактный и настолько герметичный, что любые попытки понять смысл по визуальному ряду обречены на провал. Но ведь этот фильм - аллегория, смысл в которой не лежит на поверхности, его нужно расшифровать, увидев глубокую идею за конкретными образами.
Картину надо понимать именно "умом". И Пазолини услужливо подбрасывает в культурный очаг дровишек в виде поэзии Рембо, произведений Толстого и Тургенева, работ художников-авангардистов и т.д. Можно сказать, что "Теорема" Пьера Паоло Пазолини не разгадана до сих пор. Как и в любом произведении искусства, каждый видит в ней отражение своего жизнеощущения, своих взглядов на культуру, религию и общество.
Неудивительно, что и по прошествии 57 лет эта картина по-прежнему продолжает вызывать ответную реакцию у зрителей. Подобная актуальность "Теоремы" Пазолини говорит о том, что фильм режиссера достойно прошел проверку временем.
Если интересно - посмотрите. Рекомендую.
У меня на сегодня все, прощаюсь.
Смотрите лучшее и оставайтесь на лучшем из лучших - на О! СЮЖЕТ.
И помните: нравиться может только понятное, но среди непонятного очень много важного.
🎬Это был 600-й фильм, который мы посмотрели вместе, друзья!
💰Если есть желание, можете отблагодарить меня за труды.
☕Желаю всем уютного киновечера!