Рассказываем про всемирно известную сербскую художницу, которая связала свою жизнь с искусством перформанса.
Марина Абрамович прославилась на весь мир благодаря своему перформансу «Ритм 0», в котором на протяжении 6 часов оставалась неподвижной, позволяя зрителям взаимодействовать с ней, используя предметы, лежащие на столе.
«Я верила, что искусство должно задавать вопросы, искусство должно предугадывать будущее»
В честь дня рождения художницы, который был 30 ноября, мы делаем краткий экскурс в её жизнь и творчество.
Чем хуже детство, тем лучше искусство
Марина Абрамович появилась на свет 30 ноября 1946 года в Белграде в семье бывших югославских партизанов. Отец и мать воспитывали Марину и её брата в строгих, порой холодных условиях.
В подростковом возрасте у Марины появилось множество комплексов: в школе её дразнили «жирафихой» из-за худобы и роста. Но больше всего Марину беспокоила форма её носа. Позже она писала:
«Я хотела упасть на острый край кровати и сломать себе нос, чтобы меня отвезли в больницу. Фото Бриджит Бардо были у меня в кармане, и мне казалось, что врачам не составит труда сделать мне нос, как у неё, пока я буду в больнице. По моему мнению, это был идеальный план».
Мигрень
Будучи подростком, у Марины начались сильные мигрени, как у её матери. Чтобы справиться с этими мучительными болями, Марине приходилось сидеть неподвижно по несколько часов.
Позже эта выносливость и способность долгое время оставаться в неподвижном состоянии нашли своё проявление в её перформансах, где она исследовала возможности человеческого тела.
Ритм 0
Самым известным перформансом Марины Абрамович считается «Ритм 0», в котором она отказалась от контроля, предоставив его зрителям. На столе она разместила 72 предмета, среди которых были роза, вино, пуля и пистолет.
На протяжении 6 часов Марина стояла неподвижно. В начале перформанса зрители проявляли доброжелательные действия, но напряжение возросло, когда один из них толкнул Марину. Затем последовали домогательства, оголения тела и уколы шипами роз.
В конце эксперимента один из зрителей направил заряженный пистолет на висок Марины, поставив на курок её же руку, но другой участник отобрал пистолет, и эксперимент завершился. Когда Марина начала двигаться, люди буквально убегали из помещения, не желая смотреть в глаза объекту своих мучений.
Улай
В 1976 году Марина познакомилась с немецким художником Улаем (настоящее имя - Франк Уве Лайсипен), человеком, с которым она связала своё творчество на многие годы. Их объединяли привычки, стремление исследовать границы человеческого тела, а также день рождения, который у обоих приходился на 30 ноября — и они оба его одинаково ненавидели.
Отношения в пространстве
Марина и Улай создали несколько перформансов на тему отношений, одним из которых стал «Отношения в пространстве» в 1977 году. Связав свои волосы, пара художников провела 17 часов в галерее, сознательно помещая себя в условия, где малейшее усилие или усталость одного нарушали равновесие и комфорт другого.
Смерть себя
В этом эксперименте художники слились в поцелуе и дышали воздухом друг друга. Через 17 минут они одновременно потеряли сознание.
Энергия покоя
Одним из самых сложных перформансов Марины Абрамович является эксперимент «Энергия покоя», в котором в течение 1,5 минут Марина и Улай держали лук, направленный прямо в сердце Марины.
Союз ночного перехода
Главным экспериментом Марины Абрамович и Улая стал «Союз ночного перехода», или «Влюбленные», в котором они должны были идти навстречу друг к другу и в конечном итоге пожениться.
Посольство Китая отклонило их идею 17 раз, и за это время у пары накопилось много разногласий. Последней каплей стало признание Улая о том, что переводчица, сопровождающая их всё это время, была от него беременна. Тем не менее, они всё равно реализовали этот эксперимент и, встретившись, разошлись в разные стороны.
В присутствии художника
Спустя 22 года Улай встретился с Мариной на её перформансе в Музее современного искусства в Нью-Йорке под названием «В присутствии художника». На протяжении нескольких месяцев напротив Марины молча сидели разные люди, которые не могли говорить и касаться её.
Когда напротив Марины сел Улай, она пренебрегла правилами перформанса и протянула ему руку. Оба художника не смогли сдержать слёз. «Это был момент шока. Двенадцать лет нашей жизни пронеслись в моей голове, как одно мгновение», — вспоминала Абрамович.
Однако в 2015 году Улай подал в суд на Марину, запросив выплату 250 тысяч евро за то, что она не указала его имя при использовании их совместных работ. Абрамович была обязана это сделать.
Окончательно они помирились только в 2017-м, спустя 30 лет после расставания, на сцене Музея современного искусства «Луизиана». А 2 марта 2020г. Улай скончался от рака.
Наши дни
Марина Абрамович основала Институт MAI, платформу для создания новых возможностей сотрудничества между мыслителями всех областей. Институт обрел свою полную форму в 2016 году.
Марина Абрамович справедливо носит титул «королева перформанса», она до сих пор активна и продолжает как работу в MAI, обучая перформансу, так и выставляет свои работы.
Следить за ее творчеством можно через соцсети и официальный сайт.
ТыНеОдна - проект, который предоставляет бесплатную помощь пострадавшим от домашнего насилия и поддерживает женщин, столкнувшихся с насилием в родах.
Узнать больше о нас можно на сайте: https://tineodna.ru/
А тут вы найдете отчет о нашей работе за прошлый год: https://tineodna.ru/2024
Также вы можете поддержать нас финансово, нажав на кнопку ниже. Все полученные средства будут направлены на организацию помощи.
Спасибо, что дочитали и благодарим за поддержку!