Найти в Дзене
ТыНеОдна

«Искусство должно задавать вопросы». Творчество Марины Абрамович

Рассказываем про всемирно известную сербскую художницу, которая связала свою жизнь с искусством перформанса. Марина Абрамович прославилась на весь мир благодаря своему перформансу «Ритм 0», в котором на протяжении 6 часов оставалась неподвижной, позволяя зрителям взаимодействовать с ней, используя предметы, лежащие на столе. «Я верила, что искусство должно задавать вопросы, искусство должно предугадывать будущее» В честь дня рождения художницы, который был 30 ноября, мы делаем краткий экскурс в её жизнь и творчество. Чем хуже детство, тем лучше искусство Марина Абрамович появилась на свет 30 ноября 1946 года в Белграде в семье бывших югославских партизанов. Отец и мать воспитывали Марину и её брата в строгих, порой холодных условиях. Разрушенный Белград после второй мировой войны В подростковом возрасте у Марины появилось множество комплексов: в школе её дразнили «жирафихой» из-за худобы и роста. Но больше всего Марину беспокоила форма её носа. Позже она писала: «Я хотела упасть на
Оглавление

Рассказываем про всемирно известную сербскую художницу, которая связала свою жизнь с искусством перформанса.

Марина Абрамович прославилась на весь мир благодаря своему перформансу «Ритм 0», в котором на протяжении 6 часов оставалась неподвижной, позволяя зрителям взаимодействовать с ней, используя предметы, лежащие на столе.

«Я верила, что искусство должно задавать вопросы, искусство должно предугадывать будущее»

В честь дня рождения художницы, который был 30 ноября, мы делаем краткий экскурс в её жизнь и творчество.

Чем хуже детство, тем лучше искусство

Марина Абрамович появилась на свет 30 ноября 1946 года в Белграде в семье бывших югославских партизанов. Отец и мать воспитывали Марину и её брата в строгих, порой холодных условиях.

Разрушенный Белград после второй мировой войны
Разрушенный Белград после второй мировой войны

В подростковом возрасте у Марины появилось множество комплексов: в школе её дразнили «жирафихой» из-за худобы и роста. Но больше всего Марину беспокоила форма её носа. Позже она писала:

«Я хотела упасть на острый край кровати и сломать себе нос, чтобы меня отвезли в больницу. Фото Бриджит Бардо были у меня в кармане, и мне казалось, что врачам не составит труда сделать мне нос, как у неё, пока я буду в больнице. По моему мнению, это был идеальный план».

Мигрень

Будучи подростком, у Марины начались сильные мигрени, как у её матери. Чтобы справиться с этими мучительными болями, Марине приходилось сидеть неподвижно по несколько часов.

Позже эта выносливость и способность долгое время оставаться в неподвижном состоянии нашли своё проявление в её перформансах, где она исследовала возможности человеческого тела.

Ритм 0

Самым известным перформансом Марины Абрамович считается «Ритм 0», в котором она отказалась от контроля, предоставив его зрителям. На столе она разместила 72 предмета, среди которых были роза, вино, пуля и пистолет.

Во время перформанса «Ритм 0»
Во время перформанса «Ритм 0»

На протяжении 6 часов Марина стояла неподвижно. В начале перформанса зрители проявляли доброжелательные действия, но напряжение возросло, когда один из них толкнул Марину. Затем последовали домогательства, оголения тела и уколы шипами роз.

В конце эксперимента один из зрителей направил заряженный пистолет на висок Марины, поставив на курок её же руку, но другой участник отобрал пистолет, и эксперимент завершился. Когда Марина начала двигаться, люди буквально убегали из помещения, не желая смотреть в глаза объекту своих мучений.

Улай

В 1976 году Марина познакомилась с немецким художником Улаем (настоящее имя - Франк Уве Лайсипен), человеком, с которым она связала своё творчество на многие годы. Их объединяли привычки, стремление исследовать границы человеческого тела, а также день рождения, который у обоих приходился на 30 ноября — и они оба его одинаково ненавидели.

Отношения в пространстве

Марина и Улай создали несколько перформансов на тему отношений, одним из которых стал «Отношения в пространстве» в 1977 году. Связав свои волосы, пара художников провела 17 часов в галерее, сознательно помещая себя в условия, где малейшее усилие или усталость одного нарушали равновесие и комфорт другого.

Во время перформанса "Отношения в пространстве"
Во время перформанса "Отношения в пространстве"

Смерть себя

В этом эксперименте художники слились в поцелуе и дышали воздухом друг друга. Через 17 минут они одновременно потеряли сознание.

Во время перформанса «Смерть себя»
Во время перформанса «Смерть себя»

Энергия покоя

Одним из самых сложных перформансов Марины Абрамович является эксперимент «Энергия покоя», в котором в течение 1,5 минут Марина и Улай держали лук, направленный прямо в сердце Марины.

Во время перформанса «Энергия покоя»
Во время перформанса «Энергия покоя»

Союз ночного перехода

Главным экспериментом Марины Абрамович и Улая стал «Союз ночного перехода», или «Влюбленные», в котором они должны были идти навстречу друг к другу и в конечном итоге пожениться.

Во время перформанса «Союз ночного перехода»
Во время перформанса «Союз ночного перехода»

Посольство Китая отклонило их идею 17 раз, и за это время у пары накопилось много разногласий. Последней каплей стало признание Улая о том, что переводчица, сопровождающая их всё это время, была от него беременна. Тем не менее, они всё равно реализовали этот эксперимент и, встретившись, разошлись в разные стороны.

В присутствии художника

Спустя 22 года Улай встретился с Мариной на её перформансе в Музее современного искусства в Нью-Йорке под названием «В присутствии художника». На протяжении нескольких месяцев напротив Марины молча сидели разные люди, которые не могли говорить и касаться её.

Когда напротив Марины сел Улай, она пренебрегла правилами перформанса и протянула ему руку. Оба художника не смогли сдержать слёз. «Это был момент шока. Двенадцать лет нашей жизни пронеслись в моей голове, как одно мгновение», — вспоминала Абрамович.

Во время перформанса «В присутствии художника»
Во время перформанса «В присутствии художника»

Однако в 2015 году Улай подал в суд на Марину, запросив выплату 250 тысяч евро за то, что она не указала его имя при использовании их совместных работ. Абрамович была обязана это сделать.

Окончательно они помирились только в 2017-м, спустя 30 лет после расставания, на сцене Музея современного искусства «Луизиана». А 2 марта 2020г. Улай скончался от рака.

Наши дни

Марина Абрамович основала Институт MAI, платформу для создания новых возможностей сотрудничества между мыслителями всех областей. Институт обрел свою полную форму в 2016 году.

Марина Абрамович справедливо носит титул «королева перформанса», она до сих пор активна и продолжает как работу в MAI, обучая перформансу, так и выставляет свои работы.

Следить за ее творчеством можно через соцсети и официальный сайт.

-10

ТыНеОдна - проект, который предоставляет бесплатную помощь пострадавшим от домашнего насилия и поддерживает женщин, столкнувшихся с насилием в родах.

Узнать больше о нас можно на сайте: https://tineodna.ru/
А тут вы найдете отчет о нашей работе за прошлый год: https://tineodna.ru/2024

Также вы можете поддержать нас финансово, нажав на кнопку ниже. Все полученные средства будут направлены на организацию помощи.

Спасибо, что дочитали и благодарим за поддержку!