Найти в Дзене
Изучая историю

Обществознание в школьном обучении

Знание основ обществознания помогает молодым людям адаптироваться к сложным условиям современного мира. Обществознание — это мост между прошлым и будущим, помогающий нам понять, как устроено общество, и как мы можем влиять на его развитие. Обществознание формирует не только знания, но и навыки, необходимые для жизни в обществе. Оно учит учащихся критически мыслить, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. Изучение обществознания на современном этапе предполагает получение обучающимися широкого опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования. Это помогает им развивать критическое мышление и навыки анализа, что является основой для успешного участия в общественной жизни. С учетом особенностей социального взросления обучающихся, их личного социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и социальных запросов содержание учебного предмета на современном уровне обеспечивает обучающимся активность, позволяющую у

Знание основ обществознания помогает молодым людям адаптироваться к сложным условиям современного мира. Обществознание — это мост между прошлым и будущим, помогающий нам понять, как устроено общество, и как мы можем влиять на его развитие. Обществознание формирует не только знания, но и навыки, необходимые для жизни в обществе. Оно учит учащихся критически мыслить, анализировать информацию и принимать обоснованные решения.

Изучение обществознания на современном этапе предполагает получение обучающимися широкого опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования. Это помогает им развивать критическое мышление и навыки анализа, что является основой для успешного участия в общественной жизни.

С учетом особенностей социального взросления обучающихся, их личного социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и социальных запросов содержание учебного предмета на современном уровне обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе волонтерских, проектах. Это расширяет их возможности профессионального выбора и поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего образования.

Целями изучения учебного предмета «Обществознание» сегодняшнего уровня являются: воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания. Важно помнить, что знание законов и уважение к ним делают общество справедливым и стабильным.

Развитие духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления, функциональной грамотности также является важной целью. Эти качества помогают молодым людям ориентироваться в сложных социальных и экономических реалиях.

Освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для предмета социальных наук, также важно. Это помогает понять особенности и противоречия современного общества, его социокультурное многообразие и единство социальных сфер и институтов.

Развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из разных источников, также важно. Умение работать с информацией помогает принимать обоснованные решения и эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Овладение навыками познавательной рефлексии также важно. Это осознание совершаемых действий и мыслительных процессов помогает лучше понимать себя и окружающий мир. Обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни также важно.

Это создает условия для освоения способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами.

Развитие знаний об обществе

Расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности также важно. Это помогает учащимся быть готовыми к участию в жизни общества, профессиональному выбору и поступлению в образовательные организации, реализующие программы высшего образования.

Формирование обществоведческих знаний основывается на следующих формах воспитания:

1) гражданское воспитание:

Сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества.

Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка.

Принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий.

Готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам.

Готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях.

Умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением.

Готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.

2) Патриотическое воспитание:

Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде.

Идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.

3) Духовно-нравственное воспитание:

Осознание духовных ценностей российского народа.

Сформированность нравственного сознания, этического поведения.

Способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности.

Осознание личного вклада в построение устойчивого будущего.

Ответственное отношение к своим родителям, создание семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

4) Эстетическое воспитание:

Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений.

Способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства.

Убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества.

Стремление проявлять качества творческой личности.

5) Физическое воспитание:

Сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании.

Активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

6) Трудовое воспитание:

Готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие.

Готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность.

Интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы.

Мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, учет общественных потребностей при выборе сферы деятельности.

Готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

7) экологическое воспитание:

Сформированность экологической культуры — это не только понимание влияния социально-экономических процессов на окружающую среду, но и осознание того, что «капля воды точит камень». Экологические проблемы имеют глобальный характер, и каждый из нас может внести свой вклад в их решение, как капля в море.

Планирование действий в окружающей среде должно основываться на целях устойчивого развития. Важно помнить, что «сберегая природу, мы сохраняем себя». Активное неприятие действий, приносящих вред природе, — это проявление ответственности перед будущими поколениями.

Умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия и предотвращать их — это как «предупредить беду, а не лечить ее последствия». Расширение опыта экологической деятельности помогает нам лучше понимать, что «маленькие дела имеют большое значение».

Мировоззрение, соответствующее современному уровню науки, — это как «свет маяка в океане знаний». Осознание своего места в поликультурном мире через диалог культур помогает нам понять, что «в разнообразии — сила».

Совершенствование языковой и читательской культуры — это путь к «открытию новых горизонтов». Языковое и речевое развитие позволяет нам лучше понимать язык социально-экономической и политической коммуникации, что важно для «успешного взаимодействия в обществе».

Осознание ценности научной деятельности и готовность к проектной и исследовательской работе — это как «зажженная искра, ведущая к новым открытиям». Мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни — это стремление «идти вперед, не останавливаясь на достигнутом».

Интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин помогает нам понять, что «знание — сила, ведущая к справедливости».

Самосознание, включающее способность понимать свое эмоциональное состояние и видеть направления развития эмоциональной сферы, — это «ключ к внутреннему миру». Уверенность в себе в межличностных отношениях и при принятии решений — это «основа гармоничного взаимодействия». Саморегулирование, включающее самоконтроль и умение принимать ответственность за свое поведение, — это как «лодка, плывущая по волнам эмоций». Способность адаптироваться к изменениям и проявлять гибкость — это «умение плыть по течению, не теряя курса». Внутренняя мотивация, включающая стремление к достижению цели и успеху, — это «двигатель прогресса». Оптимизм, инициативность и умение действовать, исходя из своих возможностей, — это «путь к звездам». Готовность и способность овладевать новыми социальными практиками и осваивать типичные социальные роли — это как «обучение на практике». Эмпатия, включающая способность понимать эмоциональное состояние других, — это «язык сердца». Способность к сочувствию и сопереживанию — это «мост между людьми». Социальные навыки, включающие способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, — это «мастерство общения».

Базовые логические действия, формирующиеся на уроках обществознания, которые сформулированы известными личностями:

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (Александр Пушкин).

«Только добрый и талантливый народ может сохранить величавое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоятельствах» (Владимир Даль).

Памятник Пушкину и Далю в Оренбурге
Памятник Пушкину и Далю в Оренбурге

«Знание — сила, но только тогда, когда оно применено» (Фрэнсис Бэкон).

«Мудрый человек всегда найдет способ использовать обстоятельства в свою пользу» (Цицерон).

«Цель определяет средства, а не наоборот» (Аристотель).

«Противоречия — двигатель прогресса» (Гераклит).

«Креативность — это способность видеть то, что не видят другие» (Альберт Эйнштейн).

Базовые исследовательские действия:

«Познание — это путь, а не конечная точка» (Рене Декарт).

«Решение проблемы начинается с ее осознания» (Сократ).

«Наука — это не только знание, но и умение применять его на практике» (Леонардо да Винчи).

«Гипотеза — это не истина, а лишь предположение, которое нужно проверить» (Исаак Ньютон).

«Критическое мышление — это умение видеть за пределами очевидного» (Джон Дьюи).

«Опыт — лучший учитель» (Бенджамин Франклин).

«Интеграция знаний — это мост между теорией и практикой» (Аристотель).

«Новые идеи рождаются на стыке старого и нового» (Константин Циолковский).

Работа с обществоведческой информацией

Обществознание помогает сформировать нужные учащемуся знания. Овладеть навыками получения и анализа информации, а также о системе социальных институтов и факторах, влияющих на социальную динамику, из различных источников. Самостоятельно искать, систематизировать и интерпретировать информацию в разных формах и видах.

Создавать тексты в различных форматах, учитывая цель и аудиторию, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики и таблицы.

Оценивать достоверность и легитимность информации из разных источников, в том числе из интернета, проверяя ее соответствие правовым и морально-этическим нормам.

Эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач, соблюдая требования эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, а также норм информационной безопасности.

Владеть навыками распознавания и защиты информации, обеспечивая информационную безопасность личности.

Коммуникативные универсальные учебные действия помогают в освоении необходимой обществоведческой информации. Это включает в себя:

Общение:

Осуществлять коммуникации в различных сферах жизни.

Распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и выявлять предпосылки конфликтов, а также находить пути их разрешения.

Владеть различными способами общения и взаимодействия, вести аргументированный диалог, учитывая разные точки зрения.

Развернуто и логично излагать свою точку зрения, используя языковые средства.

Самоорганизация:

Сам решаю, что и как учить, нахожу проблемы и задачи, которые хочу решить. Учитываю свои возможности и предпочтения.

Сам составляю план, как решить задачу, и использую то, что есть под рукой.

Сам оцениваю, что происходит, и решаю, как поступить.

Сам выбираю, что изучать, и интересуюсь разными вещами.

Сам выбираю, как поступить, и объясняю, почему так решил.

Сам анализирую свой опыт и делаю выводы.

Сам учусь новому и расширяю свои знания.

Совместная работа:

Понимаю, когда лучше работать одному, а когда — с другими.

Выбираю, что делать вместе, и учитываю интересы каждого.

Ставлю цель для команды и распределяю роли.

Оцениваю свой вклад и вклад других в общий результат.

Предлагаю новые идеи и оцениваю их по разным критериям.

Проявляю инициативу и творю.

Самоконтроль и эмоциональный интеллект:

Оцениваю, что происходит, и корректирую свои действия.

Размышляю о своих действиях и их результатах.

Оцениваю риски и принимаю решения, чтобы их избежать.

Принимаю себя таким, какой я есть.

Учитываю чужие мотивы и аргументы.

Признаю, что я и другие могут ошибаться.

Стараюсь понять, что чувствует другой человек.

Обучающийся по обществознанию будет обладать знаниями основ социологии, политологии и правоведения, что позволяет:

Понимать, как работает общество, словно пазл, где каждая деталь — это социальный институт или процесс. Знать, что правоведение — это карта, по которой можно ориентироваться в лабиринте правовых норм и законов.

Осознавать, что социология — это микроскоп, позволяющий увидеть мельчайшие частицы социальной жизни, а политология — телескоп, открывающий панораму политических процессов.

Понимать, что эти науки взаимосвязаны, как реки, питающие друг друга и образующие общую водную систему.

Знать общество как систему социальных институтов:

Воспринимать общество как сложный организм, где каждый институт — это орган, выполняющий свою уникальную функцию.

Понимать, что семья — это фундамент общества, на котором строятся все остальные институты.

Осознавать, что государство — это дирижер, управляющий оркестром социальных институтов, чтобы они играли в гармонии.

Знать, как социальные институты взаимодействуют, подобно шестеренкам в часах, обеспечивая слаженную работу общества.

Владеть элементами методологии социального познания:

Уметь анализировать социальные процессы, как детектив, собирающий улики и выстраивающий логическую цепочку.

Применять методы социологического опроса, как врач, проводящий анкетирование своих пациентов.

Использовать политологический анализ, чтобы понять, как работают механизмы власти, как если бы разбирал сложный механизм часов.

Применять правовые методы, чтобы решать юридические вопросы, как судья, выносящий справедливое решение.

Применять знания в жизни:

Использовать социологические методы, чтобы лучше понимать окружающих и прогнозировать их поведение.

Применять политологические знания для участия в политической жизни, как гражданин, желающий изменить мир к лучшему.

Применять правовые знания для защиты своих прав и интересов, как адвокат, отстаивающий справедливость.

Уметь классифицировать и типологизировать:

Социальные группы — как разноцветные кирпичики, из которых строится здание общества.

Разновидности социальных конфликтов — как разные ноты в музыкальной гамме, создающие гармонию или диссонанс.

Виды социального контроля — как невидимые нити, связывающие общество в единое целое.

Виды политических отношений — как реки, текущие по разным направлениям, формируя ландшафт политической карты.

Формы государства — как архитектурные стили, каждый из которых имеет свои уникальные черты.

Типы политических режимов — как разные виды климата, влияющие на жизнь общества.

Формы правления и государственно-территориального устройства — как разные формы шахмат, каждая из которых имеет свои правила игры.

Виды политических институтов — как различные органы в организме государства, выполняющие свои функции.

Типы политических партий — как разные цвета в палитре художника, создающие политическую картину.

Виды политических идеологий — как разные течения в океане идей, каждое из которых имеет свою направленность.

Типы политического поведения — как разные танцы, каждый из которых отражает характер и настроение участников.

Виды правовых норм — как строительные блоки здания правопорядка.

Источники права — как корни дерева, питающие его ствол и ветви.

Отрасли права — как ветви дерева, каждая из которых отвечает за свою часть леса.

Виды правоотношений — как узлы в сети, связывающие людей и их права.

Виды правонарушений — как ошибки в шахматной партии, ведущие к проигрышу.

Виды юридической ответственности — как весы правосудия, на одной чаше которых вина, а на другой — наказание.

Уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их:

Вести дискуссию — как танец двух или более партнеров, каждый из которых пытается выразить свою точку зрения.

Рассматривать миграционные процессы — как движение воды в реке, меняющее ее русло.

Проблемы социального неравенства — как трещины в фундаменте здания, которые могут разрушить его, если не принять меры.

Пути сохранения традиционных семейных ценностей — как корни дерева, которые удерживают его от падения.

Способы разрешения социальных конфликтов — как мосты, соединяющие берега реки разногласий.

Причины отклоняющегося поведения — как тени, отбрасываемые различными факторами, влияющими на личность.

Деятельность политических институтов — как шестеренки в часовом механизме государства, каждая из которых играет свою роль.

Роль политических партий и общественных организаций — как паруса корабля, направляющие его движение в бурных водах политической жизни.

Роль средств массовой информации — как зеркало, отражающее реальность и формирующее общественное мнение.

Трансформация традиционных политических идеологий — как изменение цвета листьев на дереве, отражающее время года.

Деятельность правовых институтов — как стражи порядка, охраняющие мир и справедливость.

Соотношение права и закона — как баланс между двумя чашами весов, где право — это идеал, а закон — его конкретное воплощение.

Уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации:

Использовать источники научного и научно-публицистического характера — как ключи к разгадке тайн общества.

Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов — как строить мост из фактов к логическому заключению.

Ранжировать источники социальной информации — как сортировать книги на полке по их важности и достоверности.

Проводить учебно-исследовательскую, проектно-исследовательскую и другую творческую работу — как создавать картины из мозаики знаний.

Определять тематику учебных исследований и проектов — как выбирать тему для сочинения, которая волнует и интересует.

Осуществлять поиск оптимальных путей реализации — как искать кратчайший путь к цели, обходя препятствия.

Обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ — как строить дом, где фундамент — это теория, а стены — практика.

Владеть навыками презентации результатов — как художник, представляющий свою картину публике.

Уметь анализировать и оценивать собственный социальный опыт:

Использовать его при решении познавательных задач — как компас, указывающий путь в тумане.

Разрешать жизненные проблемы — как хирург, оперирующий свои собственные раны.

Изучать социальные группы — как этнограф, изучающий незнакомые племена.

Социальное взаимодействие — как хореограф, выстраивающий танец между людьми.

Деятельность социальных институтов — как архитектор, проектирующий здания, в которых живут люди.

Политическую социализацию и политическое поведение личности — как садовник, ухаживающий за садом политической культуры.

Политическим выбором и политическим участием — как капитан корабля, выбирающий курс и направляющий свою команду.

Действиями субъектов политики — как стратег, планирующий различные операции.

Деятельность участников правоотношений — как судья, разбирающий дела в зале суда.

Осознанным выбором правомерных моделей поведения — как путешественник, выбирающий безопасный путь.

Заключение

Обществознание играет огромную роль в формировании личности человека. Учащиеся получают возможность конкретизировать свой житейский опыт примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения». Как путеводная звезда, эти примеры помогают осветить путь в темном лесу социальных наук, показывая, как теоретические положения воплощаются в жизнь. Положения об этнических отношениях и этническом многообразии современного мира напоминают разноцветный калейдоскоп, где каждая грань отражает уникальную культуру и традиции. Молодежь как социальная группа подобна бурной реке, стремительно несущей свои воды новых идей и устремлений. Изменение социальных ролей в семье можно сравнить с оркестром, где каждый инструмент играет свою партию, создавая гармоничное звучание новой симфонии семейных отношений.

Система современного образования Российской Федерации и тенденции его развития — это сад, где с каждым годом распускаются все новые цветы знаний и инноваций. Средства массовой информации — это зеркало, отражающее общество, его радости и печали, успехи и неудачи. Политика как общественное явление — это сложный механизм, где каждая шестеренка имеет свое значение и роль. Структура, ресурсы, функции и легитимность политической власти напоминают многослойный пирог, где каждый слой символизирует определенную функцию и уровень власти. Политические нормы и ценности — это компас, указывающий направление движения в мире политических решений. Политические конфликты и пути их урегулирования можно сравнить с лабиринтом, где важно найти правильный путь к выходу.

Выборы в демократическом обществе — это великий бал, где каждый голос — это шаг на танцполе свободы. Политическая психология и политическое сознание — это зеркало, отражающее внутренний мир человека, его убеждения и ценности. Влияние средств массовой коммуникации на политическое сознание — это магический кристалл, преломляющий свет информации и формирующий общественное мнение.

Защита прав человека — это крепость, охраняющая фундаментальные свободы и достоинство каждого. Сделки, обязательства, основания наследования, права на результаты интеллектуальной деятельности — это ключи к пониманию сложных юридических механизмов. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации — это щит, защищающий права и интересы молодого поколения. Причины преступности, необходимая оборона и крайняя необходимость — это компас, помогающий найти верный путь в мире юридических норм.

Стадии гражданского и уголовного процесса — это ступени лестницы, ведущей к справедливости. Развитие правовой культуры — это путь к просвещению, где каждый шаг приближает к пониманию и уважению закона.

Проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с социальными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил. Это как строить мост между людьми и властью, где каждая опора — это закон, а каждая перекладина — это взаимодействие и сотрудничество.

Уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы социологии», «Основы политологии», «Основы правоведения». Это как собрать пазл, где каждая деталь — это документ или форма, а собранная картина — это готовое решение.

Проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки. Это как взлететь на крыльях знаний, где каждый взмах — это новое умение или навык. Умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности — это как научиться плавать в океане информации, где каждый новый навык — это умение держаться на воде.

Выдвигать гипотезы — это как стать ученым-детективом, где каждая гипотеза — это новая версия событий. Соотносить информацию, полученную из разных источников — это как собрать мозаику, где каждая деталь из другого источника дополняет общую картину. Эффективно взаимодействовать в исследовательских группах — это как создать оркестр, где каждый инструмент — это участник группы, а вместе они создают симфонию знаний. Способность ориентироваться в направлениях профессионального образования, связанных с обществоведческой подготовкой — это как выбрать свой путь в жизни, где каждая дорога — это направление подготовки.