Вера — это не просто абстрактное доверие кому-то или чему-то, а сила, которую человек обретает в согласии с Богом, признаёт Его Истину и устанавливает личную связь с Ним через доверительные отношения, открывая Богу свое сердце, разум и эмоции, поскольку вера "только в любви действенна" (Гал 5, 6).
Таким образом, вера становится деятельной посредством любви, то есть является живой, а не имеющая любви к Богу остается бездейственной.
Сегодня некоторые верующие люди берутся с ревностью исполнять правила, в которых даже не разобрались. Однако Спаситель учит нас, уважая суть правил, с рассуждением подходить к их применению, стремиться к тому, чтобы их исполнение помогало нам возрастать в оказании милости и деятельной любви.
Во всех книгах о духовной жизни, начиная с Библии, говорится, что самое главное — это возлюбить Бога. Но как это понять? Любить человека — значит заботиться о нем, делать ему что-то хорошее.
А как проявить любовь к Богу, Который абсолютно самодостаточен и Которому ничего от нас не нужно? А может быть все-таки нужно? Для чего-то Он создал нас...
Любовь Бога действенна: когда в глубокой древности человек ослушался Творца и спровоцировал всемирную катастрофу, которую богословы назвали грехопадением, Бог не стал безучастно смотреть на случившееся. Ему оказалось совсем не безразлично то, что люди начали грешить, страдать, болеть и умирать, что весь мир, созданный Богом прекрасным, оказался ими изуродован и искалечен. Господь взял на Себя личную ответственность за судьбу тех, кого Он сотворил и возлюбил. И принял самое что ни на есть личное участие в их спасении: Сын Божий Иисус Христос¸ Второе Лицо Святой Троицы, Сам стал человеком, прожил тяжелую человеческую жизнь и в конце концов был распят на кресте.
Этим поступком Христос спас нас из того ненормального, болезненного состояния, в котором мы находимся многие тысячи лет с момента грехопадения. Дал нам возможность выхода из ада через процесс покаяния, исправления, чтобы, очистив душу от тяжелых грехоаных энергий, люди могли бы вернуться к Богу, спасти душу и жить вечно.
Бог любит нас не за что-то, не ставя условия и не торгуясь по принципу "ты — мне, я — тебе", как привыкли любить люди в наш век потребления. Он любит нас безусловной любовью-агапе, выражая свое глубокое доверие и уважение к человеку, так как создал его с правом добровольного выбора — служить Богу или Дьяволу, третьего не дано.
Когда Христос заповедует: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" (Мф 22:37), — Он использует понятие безусловной любви-агáпе. И когда прибавляет к сказанному: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф 22:39), — Он употребляет тот же самый глагол. В обоих случаях речь идет не о чувстве простой привязанности, а о любви деятельной, служащей доказательством своей преданности.
Наша любовь к Богу тоже может быть любовью - действием, которая способна менять человека к лучшему и положительно влиять на него, очищая душу и делая нас сильнее и крепче духом. Для этого она должна быть основана на доверии Богу, принятии происходящего как Его воли, несущей пользу для духовного роста и служащей для извлечения нами опыта, необходимого для познания себя и мира. Тогда она даёт нам надежду, веру и силы выдержать все испытания достойно звания Человека, созданного Богом по Его Замыслу, то есть по образу и подобию Своему.
Действенная любовь —это та настоящая Любовь, которая позволяет людям духовно развиваться, проявлять гибкость и уважение в отношениях к окружающим, учит прощать и находить компромиссы, помогает видеть в себе и в каждом человеке Образ Божий, взаимодействуя с людьми на равных, не манипулируя ими в своих интересах.
Каждый человек переносит свою модель отношений с Богом и умение любить в реальность своей жизни, на построение отношений с другими людьми, так как смотрит на них через призму своей души и может видеть в другом столько света, сколько есть в нем самом. Да, это так — мы всё делаем из своего опыта. Но в том-то и заключается суть роста души, что нам надо учиться смотреть на ситуации, на людей не только из своего "Я", но и из знания духовных законов, а значит из наддуальной позиции.
Иисус Христос дает замечательное определение любви: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15:13).
Любить безусловно — значит действовать ради другого, отвергая себя, жертвовать собой, своими выгодами вплоть до того, чтобы положить душу свою за друзей своих. Сам Бог потому и есть любовь, что Он жертвует Собой — Сыном Своим ради нас, которых Христос называет друзьями (Ин 15:14).
И для нас любить Бога тоже значит чем-то жертвовать ради Него. Чем же своим мы можем пожертвовать? В первую очередь — нашим своеволием. Любить Бога — значит отвергнуться себя, то есть пожертвовать своей волей, доверив себя воле Бога и Его Промыслу о нас.
Если мы испытываем по отношению к Богу ту самую любовь-агáпэ — любовь-доверие, любовь-преданность, то, конечно, постараемся учитывать в первую очередь Его волю и действовать в согласии с ней. Тем более что воля Божия вовсе не какая-то тайна за семью печатями, она открыта каждому из нас в Его заповедях.
Христос прямо так и говорит: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин 14:21).
Большинство из нас все, что жизнь усложняет, делает ее более трудной, мешающей стремлению к земному счастью, благополучию и комфорту, считает вредным. И в такую картину мира заповеди абсолютно не вписываются. Их исполнение почти никогда не приводит к повышению "качества жизни" или статусу. Жизнь не становится благодаря исполнению заповедей более "удобной" или приятной в общепринятом смысле, скорее наоборот. Заповеди — вообще не про удобство, а про блаженство, которое, по слову святителя Тихона Задонского есть не что иное, как Сам Иисус Христос, или, точнее — наше единение с Ним в любви как с личностью.
Новозаветные заповеди блаженства — есть суть и квинтэссенция того, чему учил Христос. И что же из них следует? Что среди блаженных (счастливых) находятся плачущие, гонимые, неправедно злословимые, оклеветанные. Вот, оказывается, чье Царство Небесное, вот кто "соль земли" (ср. Мф 5:3–13).
Люди, живущие земной логикой в стремлению к счастью как к повышению "качества жизни", руководствоваться такими заповедями никогда не согласятся. Ориентироваться на такие заповеди, очевидно, может только тот, кто многие разочарования испытал в поиске земного счастья, кто, пережив тяжелые скорби, пал духом и нуждается в помощи.
Воля — едва ли не то единственное, что принадлежит самому человеку. После грехопадения собственная воля, зараженная грехом непослушания Богу, стала для человека главной ценностью: перестав доверять своему Творцу, человек сделался рабом собственных желаний и влечений, часто греховных. И отказ от самоволия оказывается в итоге единственной жертвой, которую человек может реально принести Богу и тем вернуться к Нему.
Когда мы говорим, что встаем на путь богопознания и богоуподобления и стремимся жить по заповедям Божиим, а не так, как вздумается, мы действительно отвергаемся себя, потому что передаем свою волю Богу, вручая Ему свою ладонь и доверяя Ему вести нас по жизни. Но это не значит, что мы становиммя безвольными существами, а только то, что мы перестаем все держать под своим контролем и сами, добровольно, без какого-либо принуждения со стороны, ставим заповеди, данные нам Богом, на приоритетное место — и это есть самое мощное доказательство действием нашей любви к Богу. При этом человек вполне осознал Для Чего он был создан и к Чему призывает его Создатель, какими высокочастотными знергиями он должен наполнить свою душу, чтобы откликнуться на призыв Бога и спасти свою душу.
Пример такой действенной любви в виде осмысленного поступка и полного послушания воле Отца дает нам Иисус Христос, говоря: "Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца",(Ин 5:30).
Человек созданный по образу и подобию призван Богом быть действенной любовью не только по отношению к Богу, но и ко всякому ближнему. К любому, кого Бог промыслительно вводит в нашу жизнь, хотя бы ненадолго, чтобы через него научить нас стать лучше, непрерывно работая над своим несовершенством, трансформируя грехи в добродетели.
Господь спасает нас для жизни вечной не столько чудесами или благодатными воздействиями, сколько через нас же самих — одних людей с помощью других.
Без любви и доверия Богу, без очищения души через отношения с ближними невозможно наше спасение. Любовь человека к Богу и любовь к другому человеку Христос не то что не разделяет — Он фактически уравнивает одно с другим.
Действительно, невозможно полюбить Бога, пока не научишься любить ближнего, то есть таких же созданий как и мы сами. Верно и обратное: невозможно по-настоящему любить ближнего, если не полюбил Бога, ведь самое драгоценное, что можно увидеть и полюбить в ближнем, как писал митрополит Сурожский Антоний, — "... это образ Божий, тот сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, которым так дорожит в каждом из нас Сам Бог".
А Авва Дорофей (подвижник VI века) наглядно изобразил взаимоотношения людей друг с другом и с Господом в виде колеса, где каждый из нас — ось, а Бог – центр; чем ближе мы сходимся друг с другом, тем ближе оказываемся к Богу.
Человек учится через отношения с другими людьми терпению, кротости и смирению, чтобы постепенно очищая свою душу от гордыни и греха самости, быть духовно подготовленным к принятию этого высшего дара от Бога — безусловной любви и передаче его ближнему в виде действенной помощи от Бога, которая осуществляется через него.
Бог любит всех. Это просто свойство Бога. Так же смотрит на мир и человек, принявший Его любовь как дар и самую большую драгоценность — он уже не может смотреть на мир как раньше, судить и делить людей на тех, кто его любви "достоин" и кто "недостоин" . Он, как говорит Серафим Саровский, готов "услужить, уступить, принести себя в жертву всем и каждому, начиная с Бога и заканчивая разбойниками, пришедшими его грабить. Он живет любовью, изливает ее на всех одинаково — и в этом уподобляется Самому Богу, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45).
Если проявлять милосердие и любить только некоторых — это будет не любовь, так же как любить человека с условиями — только за то добро и благо, которое он нам может дать.
Как часто, жертвуя чем-то ради другого, мы втайне рассчитываем, что он как-то оценит наши старания. Но, как говорил афонский старец Паисий Святогорец " того, у кого настоящая любовь, не волнует, оценят его любовь или нет. Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит". А преподобный Исаак Сирин прямо указывает, что где истинная любовь, там нет возмездия, то есть платы, воздаяния, а где есть возмездие — там нет любви.
В притче о блуднои сыне говорится о наших отношениях с Богом. И она показывает, кáк Бог ждет каждого из нас, заблудших душ, и, несмотря на это, любит Своей безусловной принимающей любовью.
Так умеют любить самой безоценочной, самой безусловной любовью родители своих детей, но и то не все. И дети, чувствуя это, так же учатся любить в ответ, поэтому именно в семье формируется наше по-христиански правильное понимание любви к Богу и к ближнему.
Часто наша любовь проходит проверку и начинается с выработки терпения. Это касается и недостатков человека, которого мы любим, и жизненных скорбей, которые попускает нам Господь от людей в виде предательства, боли отвержения, неуважения. Поначалу наша мера любви — это хотя бы не раздражаться по мелочам, сдерживать отрицательные эмоции и свой язык, учиться принимать все особенности характера, прощать обиды и стараться увидеть в человеке прежде всего Образ Божий, его страдающую от грехов душу.
Но тногда наша задача состоит не в том, чтобы пассивно терпеть унижения, оставаясь жертвой тирании или трудных обстоятельств, а почувствовать призыв Бога и внутреннюю потребность выйти из ситуации через усиленную работу над собой, несмотря на вторичные выгоды, извлекаемые из сложившегося положения жертвы. Бывает и так, что человек, не справившись сам, отвергает помощь даже когда Бог посылает ему промыслительные встречи с людьми, желающими оказать деятельную поддержку и дать подсказки как выйти из ситуации. Случается иногда, что воспитание в семье хотя и было связано с верой в Бога и молитвой, но с упором в роду на терпение в позиции жертвы, то есть с ложным смирением, которое можно назвать смиренничеством, играющем на гордыне. Тогда человек не чувствует любви и поддержки Бога, а на самом деле не желает ее принять, чтобы выйти из привычного состояния, помочь своей душе встать на путь выхода из пассивного состояния, чтобы, приложив усилие воли, внутренне преобразиться, трансформируя минус в плюс, а значит в надежду на духовное исцеление. Бог всегда дает каждой заблудшей душе шанс измениться, посылает человеку помощников и наставников, несущих важную духовную информацию, а человек не хочет меняться, пробуждаться или не выдерживает духовного марафона и испытаний и сам сходит с дистанции...
Иногда любовь к Богу приходится доказывать истинным смирением с попускаемыми нам скорбями и с одновременно действуюшей в нас надеждой на Господа. Именно так, в самых предельных, травмирующих и катастрофических ситуациях проявляется безусловная любовь человека к Богу, когда есть горе, есть тоска, есть боль, но каким-то непостижимым образом они соединяются в сердце человека с доверием к Тому, без Кого все было бы совсем безысходно, потому что было бы бессмысленно. Вера в то, что все происходящее имеет высший смысл, пусть пока скрытый от нас, все нам во благо и совершается по Божьему промыслу с заботой о росте нашей души вселяет в человека, любящего Бога и доверяющего Ему, ту надежду, что помогает принять все с благодарностью как Божью волю и жить дальше. В этом и содержится суть ответа на вопрос зачем нам любить Бога.
А ДЛЯ ЧЕГО БОГ любит нас?
Во-первых, для Господа очень важна каждая душа и человеческая жизнь. Ему, как мы уже сказали вначале, далеко не безразличны заботы человека, его боль и страдания. Бог хочет, чтобы каждый человек был спасен, чтобы к каждому вернулась радость и полнота бытия. И, подобно отцу из притчи о блудном сыне, Бог делает для этого все. Но человек не может быть спасен Богом без нашей действенной ответной любви к Нему как абсолютной верности Его воле — готовности вверить себя в руки Того, Кто знает, как нас подвести к этому спасению. Да, этот путь не будет легким, потребует терпения, труда над собой, жертвенности ради Бога и ближних, готовности понести тот или иной крест. Но любовь к Богу поможет все преодолеть и пройти этот узкий путь.
Во-вторых, научиться любить Бога — это главный смысл человеческой жизни. Богообщение, единство с Богом — это и есть то самое Царство Небесное, которого в конце концов ищет человек, созданный по образу и подобию Божию.
Царство Небесное — это вовсе не какая-то выдумка или загробная реальность, куда пускают только после смерти. Оно доступно здесь на земле!
И в-третьих, Любовь к Богу и к окружающим людям — деятельная, активная — наделяет жизнь человека смыслом, радостью и полнотой здесь и сейчас. И это — очень существенно для каждого из нас, так как насыщает каждый день и час нашей жизни интересом и осознанным шагом к познанию себя, созданию истинной картины мира.
Когда мы совершаеи над собой усилие, когда не отказываемся помогать людям, проявлять к ним сострадание, погружаясь в их проблемы и оказывая действенную поддержку и любовь, то чувствуем щедро изливаемую на нас благодать Божию: проясняется сознание, чище делается наше сердце, легче становится на душе...
Появляется такое ощущение свободы и счастья словно тучи разошлись: меньше обличает совесть, радостнее становится жить. И мы понимаем, что служение Богу через людей — служение благодатное, которое нужно нам, вероятно, даже больше, чем те, кому оказываем помощь, ведь чем больше мы отдаем окружающим людям, тем больше получаем от Бога. Это как батарейка, которая заряжается: ты отдаешь — Господь тебе восполняет и выгорания не происходит.
Вот тогда начинаешь осознавать важность теплых слов, доброго отношения, удыбки, внимания к другому человеку и учишься правильно воспринимать людей, делаешься к ним ближе, лучше и яснее понимаешь цель жизни и свое земное предназначение.
Духовным зрением начинаешь видеть в людях, самых разных, их светлую Божественную душу, учишься смиренно принимать и чувствовать человека целиком, видеть в нем те дары, которыми наградил его Бог, чтоб насладиться его внутренней красотой... Может быть, он и сам ее не осознает, но ты его раскрыл — и человек становится как цветок перед тобой. Возникает прекрасное чувство сопричастности к душе человека, ощущение единства с ним, и это, наверное, является самым лучшим, что можно получить в жизни. Это чувство даже нельзя назвать примитивным словом удовольствие, а именно тем ощущением истинного блаженства в душе, которое многие ищут и не находят... Счастье в том, чтобы видеть в себе и в каждом человеке Образ Божий. Это как смотреть на людей глазами Бога и видеть в них способность к любви, эмпатии, совести, творчеству, желанию созидать, а не разрушать.
Вот, что говорит об этом английский писатель и богослов Клайв Льюис: "Всюду, от высших до низших, “Я” существует лишь для того, чтобы мы его отдали, и становились от этого еще более собою" .
Так делает и Сам Бог, однажды отдавший Себя на растерзание людям на Голгофе и с тех пор продолжающий раздавать Свое Тело и Кровь в таинстве Евхаристии.