Найти в Дзене

Агент Мозгова и Голдина объяснил, почему НБА — не спорт

Агент ProTeam Максим Шарифьянов — автор уже нескольких колонок на «Перехвате». Например, вы можете помнить его по тексту о плюсах и минусах NCAA или по большому FAQ о так называемом Статусе игрока. Сегодня Максим радует нас новой колонкой! На этот раз он ни много ни мало высказывает претензии НБА — и сейчас вы узнаете, что не так с этой лигой. Приятного чтения! Максим Шарифьянов Что такое сегодняшняя НБА? С точки зрения бизнеса — самая успешная заокеанская лига с астрономическими телевизионными контрактами, бесконечно растущими зарплатами всех участников спортивного и околоспортивного процесса и как пылесос всасывающая весь мало-мальски пригодный ресурс игроков в свою баскетбольную орбиту. Мы с партнером Стасом Рыжовым были первыми россиянами, кто в 2010 году привез в лигу собственного игрока, до сих пор владеем лицензией профсоюза игроков (NBPA) и продолжаем работать во благо тех, кто стремится встать в один ряд с лучшими игроками планеты. Буквально в эти мгновения в двери НБА стучитс
Оглавление

Агент ProTeam Максим Шарифьянов — автор уже нескольких колонок на «Перехвате». Например, вы можете помнить его по тексту о плюсах и минусах NCAA или по большому FAQ о так называемом Статусе игрока.

Сегодня Максим радует нас новой колонкой! На этот раз он ни много ни мало высказывает претензии НБА — и сейчас вы узнаете, что не так с этой лигой. Приятного чтения!

Максим Шарифьянов
Максим Шарифьянов

Что такое сегодняшняя НБА? С точки зрения бизнеса — самая успешная заокеанская лига с астрономическими телевизионными контрактами, бесконечно растущими зарплатами всех участников спортивного и околоспортивного процесса и как пылесос всасывающая весь мало-мальски пригодный ресурс игроков в свою баскетбольную орбиту.

Мы с партнером Стасом Рыжовым были первыми россиянами, кто в 2010 году привез в лигу собственного игрока, до сих пор владеем лицензией профсоюза игроков (NBPA) и продолжаем работать во благо тех, кто стремится встать в один ряд с лучшими игроками планеты. Буквально в эти мгновения в двери НБА стучится Влад Голдин, который прошел долгий путь на самый верх и готов стать полноценным игроком основного состава любого из 30 клубов, поверьте моему опыту.

Но Влад, хоть и провел 6 предшествующих НБА лет в США, является продуктом европейской школы баскетбола. Именно его дорога наверх, а также сложности, встречающиеся на ней, помогли мне написать этот текст и разделить в итоге НБА как бизнес и НБА как спорт.

Если к первому у меня нет никаких вопросов и в самое ближайшее время, уверен, несколько наших молодых и даже юных подопечных постучат в главную лигу мира, то к НБА как к спорту у меня как у болельщика, давно и беззаветного любящего эту игру, достаточно претензий.

ЗАЛИВАЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕНЬГАМИ

Предыдущую колонку о проблемах заокеанского баскетбола я завершал мыслью о замечательном «фасаде» под названием НБА и совсем неблагополучной «изнанке» в виде студенческой лиги. За прошедшие два года в NCAA хлынули астрономические деньги, на которые сотни и тысячи посредников, имеющих отдаленное (а часто и никакое) отношение к баскетболу заманивают сотни спортсменов по всему свету, обещая миллионы и светлое будущее. К сожалению, в остальном все, написанное мной тогда, не только не устарело, но и получило дополнительное подтверждение никчемности заокеанского баскетбола для подготовки игроков в баскетбол наш, каким понимаем и видим его мы здесь, в Старом Свете.

Еще раз коротко о ступени, предшествующей главной лиге мира, из бед которой и проистекает сегодняшняя НБА. NCAA переживает тектонические сдвиги в вопросе оплаты труда спортсменов. Уже не редки случаи, когда молодые игроки отказываются идти на драфт НБА и соглашаются на многомиллионные предложения университетов, откладывая начало профессиональной карьеры. Из Европы на денежный свет потянулся поток молодых талантов, получивших возможность кратно увеличить свои доходы. Финансовые аппетиты вузов пока не регулируются ни потолком зарплат, ни какими бы то ни было другими лимитами, а потому этот рынок выглядит дико и неорганизованно.

Впрочем, ничего плохого в том, чтобы студенты наконец получили и свою долю огромного телевизионного пирога, нет. Расстраивает лишь, что с ростом всеобщих доходов не меняется ситуация с многочисленными проблемами, описанными мною в предыдущем тексте. Их просто залили еще большими деньгами.

NCAA по-прежнему лишь красивая картинка. Современные залы, дорогое оборудование, качественные трансляции в 6-7 топовых конференциях — и больше ничего. Тренеры-миллионеры по-прежнему уступают или равны в квалификации наставникам второго или третьего дивизионов главных европейских лиг — Испании, Турции, России, Германии, Италии или Франции. Многих из них и тренерами назвать нельзя. Игроки после университетов (независимо от уровня последних) по-прежнему не могут сходу заиграть в сильных европейских клубах, так как банально не научены азам командного баскетбола и не имеют понятия о командной дисциплине.

NCAA все еще хайлайт-спорт, сдобренный, в отличие от «регулярки» НБА, защитой один на один и в регулярном сезоне, и непредсказуемостью плей-офф. И это все еще худшее место, чтобы делать первые шаги в профессиональном баскетболе.

Я бы сравнил сегодняшнюю NCAA с очень плохой школой, где ничему не учат, не задают домашку, а за пустое сидение на уроке с вовлеченным выражением лица ставят непомерно высокие оценки. Что выпускник такой школы будет делать во взрослом мире, не совсем понятно.

ОТ МОЗГОВА ДО СЕГОДНЯ

Мой стаж работы с НБА — более 15 лет, однако проанализировать лигу в момент, когда в нее только заходил Тимофей Мозгов, я уже не могу. Отчасти за давностью лет, отчасти из-за преклонения перед магией этих трех букв, которая вызывала оторопь у ребенка, выросшего на первом три-пите «Чикаго Буллс».

Я не считаю себя экспертом в истории НБА, однако уверен, что тенденции заокеанского баскетбола схожи с теми, что мы имеем в Европе. Игра стала более атлетичной, заметно выросли скорость, количество дальних бросков, уровень анализа и подготовки к матчам. В остальном я не сторонник мифа о прошлом с более зеленой травой или вкусным пломбиром и не считаю, что раньше было лучше.

Пожалуй, главным изменением в НБА сегодня я бы назвал многократно выросшую возможность просеивания и просматривания талантов (в том числе и через NCAA), которая с проникновением в нашу жизнь высокоскоростного интернета облегчила возможность поиска высоких и очень высоких молодых ребят, имеющих склонности к баскетболу. Именно они и определяют лицо сегодняшней НБА. Именно они сохраняют недосягаемым уровень индивидуального мастерства, закрепив за лигой понятие «лучшая». Именно они приносят этой лучшей лиге рекордные телевизионные доходы.

Но я не о буднях главной лиги, а о том, почему я бы не назвал то, что происходит в сегодняшней НБА, баскетболом в смысле спорта.

Осознание невозможности в больших объемах потреблять продукт под названием «регулярный чемпионат НБА» пришло ко мне довольно давно. С тех пор десятки, если не сотни людей из мира нашей игры делились со мной той же мыслью: это просто невозможно смотреть. Особенно на контрасте с европейскими играми той же стадии Евролиги.

Да, хайлайты и короткие клипы в тамошнем исполнении — вне конкуренции. После топ-10 моментов дня НБА любой аналогичный топ из Старого Света проиграет по всем статьям. Именно в этой точке, как мне кажется, кроется главное поколенческое расхождение в любви и нелюбви к современной НБА.

Поколение зумеров, потребляющее контент в вертикальном виде и привыкшее к короткому формату, в восторге от эпизодов с участим Гилджес-Александера, Моранта или младшего Болла; но я сильно сомневаюсь, что многие из них способны на постоянной основе осиливать 48-минутные матчи регулярного чемпионата, скажем, между «Шарлотт» и «Мемфисом».

Посмотрев живьем — в том числе за последние недели — достаточно игр, я в очередной раз поймал себя на мысли, что это не совсем спорт. Собственно, американцы в зале его и смотрят как представление, с которого можно в любой момент выйти и в любой момент вернуться обратно, не потеряв нити происходящего, что вполне логично, потому что нити действительно зачастую нет. Она появляется, если повезет, в равной концовке, но что делать в предшествующие 45 минут, не ясно.

Главная претензия «хейтеров» сегодняшней НБА — отсутствие командной защиты. Она и правда примитивна. Оставляя за скобками смешные попытки поиграть «зону», чем просто прикрывают не желание защитников двигаться и предпринимать хоть что-то, в сегодняшней лиге активно существуют лишь два варианта: смена и защита против пик-н-ролла «дроп», когда большой игрок, при защите на заслоне не поднимается выше линии штрафной. Так было и 15 лет назад, когда Тимофей Мозгов только приходил в лигу, так происходит и сегодня.

Повторюсь, я не тренер и не буду вдаваться в тактические особенности игры за океаном, однако мне, как профессиональному зрителю, режет глаз несоразмерный процент изоляций и, по сути, игра один на один, когда верхом командного взаимодействия становятся один-два экстра-паса. Любая игра «регулярки» – парад хайлайтов, когда защита просто отсутствует. Много путбэков? Посчитайте, сколько игроков из пятерки в каждой защите помнят (знают ли?), что нужно ставить спину.

За начальный отрезок сезона не увидел никого, кроме «Оклахомы», кто дисциплинированно ставил бы спину и забирал свой щит в любом сочетании и всей пятеркой. Много аллей-упов и пул-апов без сопротивления? Не мудрено при постоянной защите «дроп», когда маленький лениво проходит заслон вслед, а большой думает только о том, чтобы не попасть на постер. Парад трехочковых? Просто посчитайте, сколько из них будут полностью открытыми. Да, площадка шире, а «треха» дальше, что сильно осложняет страховку. К слову, именно по этой причине никто не играет, например, «заступ», столь популярный в Европе на заслоне против сильного защитника. Но кажется, причина того, что у большинства команд большинство защит просто разваливается после двух-трех передач, кроется в нежелании и, главное, неумении командно защищаться: страховать, бежать на ротации, останавливать атаку тактическим фолом.

ЦЕННОСТЬ ОДНОГО ВЛАДЕНИЯ

Я давно сформулировал для себя главное отличие баскетбола за океаном от всего, что происходит в Европе. И оно буквально культивируется там на каждой ступени —  школьной, студенческой и профессиональной. Там полностью отсутствует понятие ценности одного владения, одной защиты. Ибо во главу угла поставлено нападение. Безоговорочно и навсегда. И большое количество этих самых нападений, к сожалению, без какого-либо контроля за их качеством, исполнением, что в англоязычном мире принято называть execution. Нападение приносит деньги владельцам и лиге, нападение делает из игроков звезд, нападение — единственное, что есть в школьном баскетболе США.

Именно это вызывает шок у американцев, приезжающих играть к нам. Именно это становится камнем преткновения и отсеивает большинство пытающихся забраться на высокий уровень в Старом Свете. Это еще можно назвать игровой дисциплиной, но проблема не только в желании выполнять тренерскую установку. Она еще и в элементарном неумении следовать заданным «рельсам».

Единицы, обладающие высоким интеллектом, находят баланс между командным баскетболом и яркой индивидуальной игрой — и именно они становятся звездами Евролиги. Кто-то всю карьеру эксплуатирует запредельный индивидуальный атакующий талант, но совершенно не понимает, во что играет, и никогда ничего не выигрывал и не выиграет (привет Дуэйну Бэйкону). Ну а кто-то всю жизнь так и «зажигает» во второй лиге Италии или в Швейцарии, искренне не понимая, чем он хуже лидеров Евролиги.

У этой проблемы два главных объяснения: отсутствие школы и отсутствие необходимости освоить эти навыки в более взрослом возрасте. Зачем, если ты король игры один на один, природный атлет с хорошим броском?

Я намеренно не упоминаю матчи плей-офф, где команды и правда начинают делать скаутинг соперника и готовиться к конкретным оппонентам, чего в «регулярке» не бывает и в помине (просто попробуйте представить себе отсутствие скаутинга при подготовке к матчу в любой современной европейской лиге). Я про 82 серии довольно низкокачественного «мыла», которое оправдывает свое существование тем, что приносит всем участникам — от игроков до экипировщиков, от владельцев клубов до арбитров — хороший доход и великолепно выглядит в сегодняшних медиа, ориентированных на короткий формат.

Количество матчей — большая проблема, однако только ее устранением ситуацию не изменить. Подавляющее большинство не желающих и, главное, не умеющих  защищаться баскетболистов не станут делать это только по той причине, что теперь им предстоит провести за пять с половиной месяцев меньше матчей.

Путь от осознания ценности одного поражения в головах владельцев и тренеров до командной дисциплины и реального соревнования невозможен без школы, навыков, подготовки к матчам и игрового интеллекта. Со всеми этими параметрами в сегодняшней НБА проблемы — и рискну предположить, что они будут там всегда.

Для их устранения необходимо в корне реформировать систему школьного и студенческого баскетбола, но тут неизбежно возникнут два основных вопроса: зачем и где взять деньги и тренеров, чтобы начать нормально обучать баскетболу больше миллиона старших школьников?

КАМОН, ЛЕТС ГОУ

Отдельно скажу о тренерах, которые в большинстве своем с нашей, европейской, точки зрения таковыми и не являются. Они — менеджеры, управляющие большим коллективом. Они должны иметь имя или репутацию у игроков, уметь красиво говорить и нравиться владельцу клуба. Единицы процента из них смогли бы работать в высококонкурентной европейской среде.

Причины те же, что и у игроков. Умение налаживать контакт с большими звездами как единственный талант вряд ли поможет выиграть Евролигу. В Лиге ВТБ невозможно работать, не зная основные формы защиты и не умея готовиться к матчам. Список можно продолжать.

Впрочем, и в заокеанских тренеров камень бросать не хочется. Там негде применять тактические знания. Летом 2024-го туда перебрался один из самых талантливых европейских специалистов Туомас Иисало. Если вам не хватает понимания баскетбола, чтобы оценить его крутость, просто спросите 2-3 профессиональных тренеров, смотревших матчи «Бонна» или «Парижа» — и вам все объяснят.

Темой моих разговоров с наставниками российских клубов талант финна становился неоднократно. Сложно объяснить, как он этого добился, но в нынешнем мире, где, кажется, не осталось секретов и ноу-хау, он сумел значительно ускорить темп игры, увеличил тем самым количество владений, но не потерял в качестве нападения и, самое главное, в качестве защиты. Добился он этого, не имея феерического выбора игроков и ресурса, даже близкого к евролижному. Система работала и в Германии, и во Франции, и на уровне еврокубков. Жаль только, не удалось посмотреть на нее в Евролиге в соперничестве с лучшими из лучших.

И вот теперь, всего за сезон став главным тренером «Мемфиса», Иисало столкнулся со стандартной проблемой любого наставника за океаном. Уверен, ее видели Мессина и Кокошков, которые так и не смогли нормально там поработать. Университетскому профессору нечего делать в начальной группе детского сада. Когда ваши игроки не умеют и не хотят ставить спину, не бегут на страховку или просто стоят в защите, вы можете сколько угодно объяснять принципы своей прогрессивной игры, требующей того самого execution — но работать не будет ни один из них. Смотреть на Иисало, бесконечно делающего замены (единственный инструмент, доступный ему в такой ситуации), грустно.

Впрочем, стать своим в эпоху камон-летс-гоу-тренерства, мне кажется, мыслящему наставнику невозможно. Скоро увидим финна в Евролиге, не сомневаюсь.

Безусловно, в НБА были и есть примеры тренеров хорошего уровня. Их имена всем известны, их достижения в плей-офф солидны. Но и их команды в «регулярке» традиционно «катают вату». Просто с чуть большей дисциплиной и ответственностью, но далеко от того, как они же будут выглядеть в решающих стадиях плей-офф.

Это, кстати, еще один феномен, которого не смогу понять никогда. Как можно полгода валять дурака, а потом вдруг по мановению волшебной палочки начать ставить спину на подборе и защищаться? Уверен, нельзя. Практикуй баскетболисты НБА все это в 40-матчевом регулярном чемпионате с достаточным временем на подготовку, анализ и обучение — и качество плей-офф было бы гораздо выше. Просто посмотрите на 17-матчевую «регулярку» НФЛ.

Итог всему написанному у меня такой:

Если, переключаясь с «регулярки» НБА на «регулярку» Евролиги, вы не видите разницы в том, как мало времени и пространства у европейских игроков для принятия решения, как в каждом владении они умирают в защите и получают по ушам от тренера за не сорванную атаку или легкие очки, набранные оппонентом, то забудьте про этот текст и продолжайте смотреть (хайлайты) НБА.

Я совершенно не отрицаю присутствия НБА в современном мире, понимаю ценность этого развлечения как индустрии, приносящей миллиарды. Сам в этой лиге работаю и продолжаю растить для нее игроков, хотя в наших условиях, буду откровенен, это не очень просто. Только вот спортом в моем болельщицком понимании называть регулярную ее часть нельзя.

В Лас-Вегасе на множестве площадок по два раза в день идут 5 или 6 шоу цирка «Дю Солей». Уникальное мастерство профессиональных гимнастов, артистов, акробатов и прочих специальностей, собранное в ярчайшие светомузыкальные представления. Эти шоу тоже приносят сотни миллионов долларов своим владельцам. Заметьте, даже без телевизионных контрактов. И счета на табло.

«Перехват» благодарит Максима  Шарифьянова за эту колонку!

Подписывайтесь на телеграм-канал «Перехват» — ваш главный источник новостей о российском баскетболе: http://t.me/thesteal

НБА
142,3 тыс интересуются