Найти в Дзене

Пробивая стены. Музыка из фильма «Побег из Шоушенка»

«Побег из Шоушенка» — это не только проникновенная история о силе человеческого духа, рушащей любые стены, достойная игра актёров, выразительный визуальный ряд или свойственная ленте эмоциональная глубина, но и музыка Томаса Ньюмана, прокладывающая собственный путь к смыслам фильма и достойная того, чтобы поговорить о ней отдельно. Симфонический саундтрек, номинированный на премию «Оскар» в 1994 году, открывает 30-секундная композиция под названием May, в которой выразительный скрипичный звук сочетается со слегка сторонящимся первого плана гитарным проигрышем. Это своеобразное вступление к альбому. Вводная часть, предшествующая запоминающейся «Стоической теме», идущей следом. Вторая композиция альбома — одно из наиболее выразительных произведений, написанных Ньюманом для киноленты Фрэнка Дарабонта. Басовитая и тревожная тема исполнена на смычковых и духовых инструментах в сопровождении барабанов. Контрабас мрачной тенью довлеет над стремящимися ввысь скрипками, как бы противостоя их

«Побег из Шоушенка» — это не только проникновенная история о силе человеческого духа, рушащей любые стены, достойная игра актёров, выразительный визуальный ряд или свойственная ленте эмоциональная глубина, но и музыка Томаса Ньюмана, прокладывающая собственный путь к смыслам фильма и достойная того, чтобы поговорить о ней отдельно.

  • Симфонический саундтрек, номинированный на премию «Оскар» в 1994 году, открывает 30-секундная композиция под названием May, в которой выразительный скрипичный звук сочетается со слегка сторонящимся первого плана гитарным проигрышем. Это своеобразное вступление к альбому. Вводная часть, предшествующая запоминающейся «Стоической теме», идущей следом.
-2
  • Вторая композиция альбома — одно из наиболее выразительных произведений, написанных Ньюманом для киноленты Фрэнка Дарабонта. Басовитая и тревожная тема исполнена на смычковых и духовых инструментах в сопровождении барабанов. Контрабас мрачной тенью довлеет над стремящимися ввысь скрипками, как бы противостоя их лёгкости и полёту. Полные надежд ноты борются с тяжеловесным отчаяньем, пытающимся силой затянуть их в свою темноту. Используя простые гармонии Ньюман раскрывает нам всю суть тюрьмы Шоушенк и долгой борьбы Энди Дюфрейна за свободу.
-3
  • Далее следует New Fish — схожая по продолжительности композиция, звучащая во время прибытия Энди в Шоушенк. Солирующий инструмент — пианино. Позади него ненавязчиво доносятся аккуратные созвучия духовой и струнной секций, добавляющие к грусти, проецируемой клавишным инструментом, предчувствие ещё не проступившей сквозь туман неизвестности беды. Музыка задумчива, печальна и нетороплива. Она растекается по нотам вязко и слегка небрежно.
-4
  • Следующий за ней трек под названием Rock Hammer быстрее по темпу и напористее по звучанию. Поначалу он меланхоличен на манер предшественника, но быстро смыкает своё повествование в ритмичном проигрыше повторяющихся фраз, создающих ощущение кропотливой работы, совершаемой Энди ради обретения свободы. Название отсылает к бессонным ночам, которые главный герой фильма проводил наедине с надеждой, пробивая стену своей камеры крохотным молотком для работы по камню. Стук молотка вплетён в мелодию и походит на биение сердца, тиканье часов или капли воды, падающие на тюремный пол.
-5
  • An Inch of His Life или «Дюйм его жизни» — задумчивое музыкальное действо с медленным темпом и тягучей атмосферой нарастающей тревоги, над которой парит ломкий свет из высоких нот, поочерёдно извлекаемых духовым и клавишным инструментом. Это история о внутренней борьбе, противостоянии тьмы и света в человеческой душе.
-6
  • В «Побеге из Шоушенка» нашлось место для двух популярных американских песен и небольшого фрагмента оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Первая песня называется If I Didin’t Care. Она была написана в 1939 году Джеком Лоуренсом, много лет проработавшим на Бродвее, где он писал тексты для мюзиклов и осуществлял продюсерскую деятельностью. В 1975 году Лоуренс удостоился чести войти в Зал славы рок-н-ролла, несмотря на то, что в основном сотрудничал с поп-группами, одной из которых была Ink Spots, записавшая первую, наиболее знаменитую версию упомянутой песни. Вокальный квартет существовал с 1934 по 1954 годы и записал немало хитов. Первым из них и была композиция If I Didn’t Care. Она поётся в четыре голоса с минималистичным музыкальным сопровождением, не отвлекающим от вокальных партий. Любовная лирика песни незатейлива, но благородна. Жанровая принадлежность бессмертного творения Ink Spots определятся с трудом. Это смесь традиционной музыки, джаза и ду-вопа — вокального поджанра ритм-н-блюза. Песня звучит в самом начале фильма, когда Энди сидит в машине наедине с мрачными мыслями.
-7
  • Brooks Was Here — композиция, посвящённая герою второго плана по имени Брукс. Рассказанная в ней история трогательна и печальна, поскольку судьба персонажа в фильме весьма трагична. Выйдя на свободу Брукс, будучи «тюремным человеком», не справился с ритмом нового времени и подступившей к нему реальностью, прервав свою жизнь насильственным способом. В музыке отражён его путь за пределами Шоушенка, заканчивающийся скорбным итогом потерявшегося в мире человека, не нашедшего сил на новый вдох. Мягкое звучание трека большей частью опирается на невесомые мотивы, сыгранные на пианино. Задний план, сплетённый из звуков скрипок и виолончелей, создаёт необходимый произведению объём, тем самым делая его более осязаемым.
  • His Judgement Cometh — тёмный рассказ о последних мгновениях жизни начальника тюрьмы Шоушенк. Вздрагивающие ноты основного ритма сочетаются здесь с басовитыми фразами, исполненными на духовых инструментах, и перкуссией, звучащей макабрически. Данная тема начинается в фильме, когда Сэмуэль Нортон (тот самый начальник тюрьмы) сталкивается лицом к лицу с невыносимой правдой о собственном будущем. Его хитрость оказалась ничем. Дюфрейн победил, взведя курок лежащего в столе револьвера. Правосудие вот-вот свершится…
-8
  • Suds On The Roof — одухотворяющий трек, звучащий в сцене, события которой происходят на крыше тюремной фабрики. Жизнеутверждающая композиция, служащая напоминанием о том, что каждому из нас следует ценить мгновения покоя и умиротворения, какими бы быстротечными они ни были…
-9
  • Workfield — мелодичный кантри-блюз с привкусом кельтских мотивов. Хорошая музыкальная иллюстрация рабочих будней заключённых. Атмосферное, ненавязчивое, но запоминающееся творение Ньюмана. Одна из самых коротких композиций саундтрека.
-10
  • Shawshank Redemption — главная тема альбома, первая половина которой является прелюдией ко второй. Долгое вступление незаметно перетекает в основную часть повествования, которая в свою очередь даёт толчок наиболее запоминающемуся фрагменту опуса, звучащему громко и триумфально. Узник вырывается на свободу, смывающую прошлое проливным дождём.
-11
  • Lovesick Blues — песня, написанная Клиффом Френдом на стихи Ирвинга Миллса. Была представлена публике в мюзикле Oh, Ernest! в 1922 году, а затем популяризована артистом менестрель-шоу Эмметтом Миллером. Представленная в саундтреке версия Хэнка Уильямса впервые прозвучала на радиошоу Louisiana Hayrade в 1948 году, а затем была выпущена в качестве сингла, ставшего одним из самых успешных в карьере музыканта. В его исполнении песня звучит как хонки-тонк (разновидность кантри-музыки, распространённая в одноимённых питейных заведениях) с элементами йодля. В Lovesick Blues поётся о несчастной любви. Лирическая основа композиции — рассказ о разбитом сердце и тоске, не покидающей рассказчика. В ленте Дарабонта песня почти издевается над Энди, попавшем в Шоушенк из-за обвинения в убийстве жены и её любовника. Нетленная классика в исполнении пионера кантри-музыки.
-12
  • Elmo Blatch — имя отрицательного персонажа фильма, раскрывающего правду о преступлении, за которое был осуждён Дюфрейн. Музыка соответствует своему герою. Она похожа на черновой набросок некого незаконченного произведения, ноты которого норовят соскочить с листа бумаги и упасть в бездну, оставив после себя пару чернильных пятен. Быстротечная фоновая композиция, хорошо передающая характер Блатча.
-13
  • Sisters отнюдь не музыкальный портрет наиболее отталкивающих обитателей Шоушенка, а мелодичное посвящение Дюфрейну, вынужденному бороться с ними на протяжении долгого времени. Это силуэт его эмоционального состояния, выходящего далеко за пределы непростых взаимоотношений с «сёстрами». В первые секунды композиция звучит басовито, затем бас уравновешивается скрипками и виолончелями, к которым позднее примыкают духовые инструменты.
-14
  • Zihuatanejo — тема, от которой веет задумчивостью, усталостью и беспокойством. В ней много светлой грусти и преодолённого отчаяния. Она словно противостоит самой себе, стараясь отсечь плохое и оставить лучшее, окончательно открыв двери в новую жизнь. Первые минуты отданы сольной партии на пианино. Более возвышенная и добросердечная средняя часть произведения играется на струнных смычковых инструментах. В конце повествования музыка становится более напряжённой, но сохраняет возвышенный тон.
-15
  • The Marriage of Figaro / «Duettino» Sull Aria — короткий вокальный дуэт из третьего акта оперы «Свадьба Фигаро» (1786) Вольфганга Амадея Моцарта. Написан для двух сопрано. Первый голос — графиня Альмавива, второй — её горничная Сюзанна. Музыкальное сопровождение — гобой, фагот, струнные инструменты. Данный фрагмент оперы звучит в фильме, когда Энди запирается в комнате охраны и включает виниловый проигрыватель, передавая звук в тюремный двор с помощью микрофона и громкоговорителя. Ред, очарованный пением дам, так и не узнал, о чём же именно они поют. Настало время пролить свет на эту загадку: графиня диктует своей служанке Сюзанне текст любовного письма для графа Альмавива с предложением встречи в саду, где он будет разоблачён. Впоследствии героини меняются местами и выдают себя друг за друга. Влюблённый в Сюзанну граф в итоге встречается с женой и получает по заслугам. Дуэт напевает текст письма, не раз упоминая ветер и его мифологического покровителя Зефира. В контексте «Побега из Шоушенка» граф — начальник тюрьмы Нортон, которого Энди заманивает в ловушку, оказываясь умнее и изобретательнее. Сцена фильма с дуэтом из оперы Моцарта — одна из лучших в истории кино, навсегда оставляющая след в душе.
Музыка как спасение
Музыка как спасение
  • Lovely Raquel — крадущаяся тема, хранящая тайну Ракель Уэлш — последней модели, красовавшейся на постере Энди. Несколько нот создают суетливый ритм музыкального пульса, в котором сплетаются загадка, осторожность и волнение.
-17
  • And That Right Soon — мелодичный трек, звучащий в момент, когда Ракель раскрывает Нортону правду о том, как Дюфрейн смог сбежать из тюрьмы. Мы видим вырытый им тоннель длинной в 27 лет и становимся свидетелями того, как впервые за всё это время торжествует настоящая справедливость.
-18
  • Compass and Guns посвящена Реду, покинувшему стены тюрьмы, в которой он провёл 40 лет. Это музыка воспоминаний, робких надежд и переосмысления жизни. В приглушённое и неторопливое звучание клавиш ненадолго вкрадывается духовой инструмент, после чего инициативу перехватывает струнная группа оркестра. Герой пытается выжить на свободе, но она пугает его. И лишь вера в скорую встречу со старым другом даёт ему силы продолжить свой путь, взяв в руки компас и проложив в своей душе маршрут к спасению.
-19
  • So Was Red — прямая противоположность Brooks Was Here. Воодушевляющая композиция, устремлённая в небо и уводящая за собой в даль без оков и цепей. Это пролог новой жизни Реда, в котором торжествуют свобода и дышащая океаном вера в лучшее.
-20
  • End Titles — возвышенное завершение саундтрека, недвусмысленно намекающее на дальнейшую судьбу Энди и его лучшего друга. Живописное музыкальное полотно, согретое лучами восходящего солнца. Достойный финал выдающегося труда Ньюмана. В композиции слышен весь симфонический оркестр. Каждый инструмент находится на своём месте. Звучание произведения гармоничное и одухотворённое. Свобода, о которой не раз говорилось в фильме, встаёт на крыло, чтобы стать наградой для двух прошедших сквозь отчаянье людей, сохранивших надежду в сердце.
-21

Музыка, написанная для фильма, не менее выразительна, чем сам фильм. Это настоящее искусство, лишённое фальши. Ньюман заставляет нас пройти через все эмоциональные состояния, в которых пребывает главный герой «Побега из Шоушенка», знакомит с прочими героями драмы и ведёт за собой сквозь тёмный тоннель навстречу заре. Данный саундтрек — гимн надежде, способной остаться с нами навсегда, если мы позволим этому случиться.

К альбому, как и к фильму, стоит возвращаться в трудные дни, когда нужна точка опоры и сердце истосковалось по теплу. Ньюман сделал всё, чтобы разогнать тучи и обнажить небосвод, дав нам стимул воспрять духом, преодолев печали и страх. Остальное, как всегда, зависит от нас.

Композитор «Побега из Шоушенка» Томас Ньюман (наши дни)
Композитор «Побега из Шоушенка» Томас Ньюман (наши дни)