Найти в Дзене
Виктор Каменев

Философское кафе. Фуко на родине Достоевского

Под философское кофе в Мануфактуре прошла лекция о значительном философе постмодерна. Мишель Фуко (1926-1984), причисляется к видным французским философам-структуралистам, хотя его считают также политологом, социологом, историком, по образованию он философ и психолог. Занимался «историей систем мысли», основная его мысль: «Власть — ни цель, ни средство установления справедливости, цель человека мыслящего - в этико-эстетическом сопротивлении власти». Главными считаются всего несколько его трудов, весьма разнородных, с говорящими заголовками, вроде: «Надзирать и наказывать», «История сексуальности». Может быть потому, что Фуко был открытым гомосексуалистом, что в 1980-х годах ХХ века ещё было вызовом обществу и власти во Франции.В XIX веке Кант и Гегель не удостоили бы вниманием литературные эссе Фуко, с претензионными идеями, напоминающими больше громкие риторические фразы, с целью обратить на себя внимание публики. Откровенное поношение «власти», то есть государства, прямо противоре

Под философское кофе в Мануфактуре прошла лекция о значительном философе постмодерна. Мишель Фуко (1926-1984), причисляется к видным французским философам-структуралистам, хотя его считают также политологом, социологом, историком, по образованию он философ и психолог. Занимался «историей систем мысли», основная его мысль: «Власть — ни цель, ни средство установления справедливости, цель человека мыслящего - в этико-эстетическом сопротивлении власти».

Главными считаются всего несколько его трудов, весьма разнородных, с говорящими заголовками, вроде: «Надзирать и наказывать», «История сексуальности». Может быть потому, что Фуко был открытым гомосексуалистом, что в 1980-х годах ХХ века ещё было вызовом обществу и власти во Франции.В XIX веке Кант и Гегель не удостоили бы вниманием литературные эссе Фуко, с претензионными идеями, напоминающими больше громкие риторические фразы, с целью обратить на себя внимание публики.

Откровенное поношение «власти», то есть государства, прямо противоречит философии и Канта, и Гегеля.Государство всегда устанавливает относительную справедливость, поэтому Фуко смог получить образование и печатать свои эссе, о какой же «справедливости» он говорит?

О некой «абсолютной справедливости» или «своей справедливости», как он её понимает? Государство никогда не замахивается на «абсолютную справедливость», относя её Богу, и философы до Фуко это понимали, и не требовали от государство невозможного.

«Жизнь несправедлива», и государство может эту несправедливость уменьшить, но не может построить «царство небесное». Фуко требует именно «царства небесного» на земле.У каждого человека своё понятие «справедливости», поэтому никакая абсолютная «справедливость» невозможна в принципе.

Государство не этим озабочено, по классикам, а выживанием и развитием общества в целом. Сопротивляться злословием государству из принципа, по любому поводу - это аморально, впрочем, мораль для открытого гомосексуалиста, выставляющего напоказ свою сексуальность, понятие относительное, свое сопротивление общественной морали он переносит, видимо, и на государство: оно не обеспечивает «справедливого» отношения к гомосексуалистам в 1980-х годах.

В наших 2020 годах общественная мораль существенно изменилась, но труды Фуко всё также популярны, его «философия» вне критики, не вызывает почему-то никакого «сопротивления», проповедника «сопротивления» нельзя критиковать?

А если посмотреть на Фуко, например, с высоты Ф.М.Достоевского, не полетят ли пух и перья? Или более близкого нашему времени философа и социолога А.А.Зиновьева? Полетят... поэтому демагоги, вроде Фуко, не встречают никакого сопротивления, политкорректность сегодня превыше всего.

Сложилась парадоксальная ситуация: куда ни кинь взгляд, попадёшь в какого-нибудь «Наполеона», внёсшего некий вклад в современную «философию постмодерна», при том что они даже не пытаются осмыслить современный мир.На самом деле, это литературная эссеистика, с философскими фразами. Работает она по методу журналистики: плохая новость — это новость, а хорошая — вообще не новость.

И получается «философия постмодерна» как Агентство плохих новостей. Об этом все эссе Фуко. Если это и философия, то «философия бездуховного».

Виктор Каменев
23.11.2025