Найти в Дзене
Наум, приди!

В Петровск! За трюфелем? По следам «Ревизора»? Видеть Корнеева!

Саратовская земля – родина великой плеяды русских художников-символистов первой половины XX века. Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Савинов, скульптор Александр Матвеев. И это только первый ряд выдающихся имён, который появился в одно время и в одном месте, нанеся Саратов на мировую художественную карту. Культура – дословно «возделывание», и чтобы на саратовском поле выросло прекрасное племя, его «возделывал» не один человек. Это и А.С. Годин, преподававший в разное время рисование Мише Врубелю и Феде Шехтелю, давший доброе напутствие Фирсу Журавлёву. И свободный художник И.Ф. Ананьев, открывший двухклассную рисовальную школу. И А.П. Боголюбов, подаривший своё художественное собрание городу и создавший знаменитый Радищевский музей. Г. Баракки, Ф. Корнеев, В. Борисов-Мусатов, В. Коновалов. 1890-е гг. Оказавшиеся в Саратове художники Гектор Баракки и Василий Коновалов, а также сын саратовского купца Фёдор Корнеев стали педагогами и старшими товарищами тех, к

Саратовская земля – родина великой плеяды русских художников-символистов первой половины XX века. Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Савинов, скульптор Александр Матвеев. И это только первый ряд выдающихся имён, который появился в одно время и в одном месте, нанеся Саратов на мировую художественную карту.

Культура – дословно «возделывание», и чтобы на саратовском поле выросло прекрасное племя, его «возделывал» не один человек.

Это и А.С. Годин, преподававший в разное время рисование Мише Врубелю и Феде Шехтелю, давший доброе напутствие Фирсу Журавлёву. И свободный художник И.Ф. Ананьев, открывший двухклассную рисовальную школу. И А.П. Боголюбов, подаривший своё художественное собрание городу и создавший знаменитый Радищевский музей.

Г. Баракки, Ф. Корнеев, В. Борисов-Мусатов, В. Коновалов. 1890-е гг.
Г. Баракки, Ф. Корнеев, В. Борисов-Мусатов, В. Коновалов. 1890-е гг.

Оказавшиеся в Саратове художники Гектор Баракки и Василий Коновалов, а также сын саратовского купца Фёдор Корнеев стали педагогами и старшими товарищами тех, кто в начале ХХ века внёс значительный вклад в развитие русского искусства. Они возделывали поле искусств, чтобы однажды на нём взошли элитные культуры. Эти негромкие имена играют особую роль в истории художественной жизни саратовской земли, их наследие невелико, поэтому каждая новая находка и атрибуция работ художников – предтечей это незаметное, но важное событие.

Город Петровск находится на пути из Саратова в Пензу. Сегодня местные чиновники пытаются выдать его за прообраз города Nиз гоголевского «Ревизора», используют различные фальсификации и манипуляции для пиара: от якобы найденных грибов «трюфелей» до пушки Петра I, которую потеряли и вот, как бы нашли. При этом подлинная история места, богатейшие музейные собрания – коллекции из бывших дворянских усадеб и монастырей не просто не изучены и не систематизированы, но и нуждаются в срочной реставрации.

Фрагмент экспозиции дворянского быта в Петровске. Фото автора. 2025 г.
Фрагмент экспозиции дворянского быта в Петровске. Фото автора. 2025 г.

Ещё в Петровске сохранилось два значительных по архитектуре и размеру храма XIX в. – Казанский и Покровский, что для малых городов Саратовской области, где большевики старались уничтожить все культовые здания под корень, большая редкость.

Но не всё вышеперечисленное привлекло меня в этот город. В одной из публикаций за 2008 год о художнике Ф.М. Корнеев мне попалась информация, что в Петровске в Казанском храме хранится образ Серафима Саровского, подписанный известным саратовским живописцем. Обратившись к местным краеведам, оказалось, что они про это ничего не слышали. Нужно было ехать, выяснять и смотреть своими глазами, потому как специалистам известны всего 8 работ Ф. М. Корнеева, уцелевших в музеях Саратова и Вольска.

Фёдор Максимович Корнеев — русский художник, владелец рисовальной школы‑студии, иконописной мастерской и художественного салона-магазина.

Художник Фёдор Корнеев в своей мастерской в Саратове. 1900 гг.
Художник Фёдор Корнеев в своей мастерской в Саратове. 1900 гг.

Родился в 1869 году в Саратове и вся его жизнь была связана с этим городом. Учился у В.В. Коновалова, в Петербургской Академии художеств.

В начале 1890-г. гг. вернулся в родной город и сблизился с местным помещиком графом Анатолием Дмитриевичем Нессельроде. Почти 4 года жил и работал в его имении Царевщина Вольского уезда. Под его же покровительством поехал в Париж и в 1894-1895 гг. поступил в частную студию Филиппо Калоросси.

По возвращению в Россию он принимал активное участие в выставках местного общества любителей изящных искусств, собирал коллекцию работ местных художников, мечтая когда-нибудь открыть тематический музей. Известны его пейзажные и портретные работы, но значительный пласт его наследия – это церковная живопись. Мастерская Корнеева в начале ХХ века предлагала изготовить как отдельные иконы, так и целые иконостасы для частных лиц, церквей и монастырей. В Саратовских епархиальных ведомостях размещались соответствующие объявления, также сохранилась фотография мастерской Корнеева, где запечатлены и иконописные образы.

Объявления из газет начала ХХ в.
Объявления из газет начала ХХ в.
-6

В 1929 году Корнеева арестовали по обвинению в «неблагонадёжности»: приписывали выполнение заказов для монастырей и церквей, переписку с П. А. Столыпиным, дружбу с графом А. Д. Нессельроде и связи с художниками Франции и Германии; мастерская, библиотека, классы опечатаны, имущество конфисковано. Супруга художника вскоре умерла. Семья была бездетна. Куда исчезло творческое наследие Корнеева – неизвестно.

В мастерской художника Ф. Корнеева в Саратове. 1900-е гг.
В мастерской художника Ф. Корнеева в Саратове. 1900-е гг.

Художника выслали в Архангельск и его дальнейшая судьба до сих пор остаётся неразгаданной тайной. В начале 2000-х годов несколько публикаций о нём сделала сотрудник Саратовского Государственного художественного музея им. А.Н. Радищева Ирина Жукова.

К сожалению, сегодня нам известна только одна икона работы Корнеева, которую сберегли верующие Петровска в Казанском храме. (Также в Саратовском областном музее краеведения сохранился образ Спаса Нерукотворного, выполненный акварелью на бумаге).

В 1990-е гг. во время экспедиции икону в Петровске выявил научный сотрудник Радищевского музея Надежда Васильевна Гаврилова, которая значительную часть жизни посвятила изучению древнерусского искусства – иконописи и деревянной скульптуры, объездила все провинциальные музеи и храмы области, собрала уникальный материал. К сожалению, она безвременно ушла от нас в мир иной в начале 2000-х гг.. Однако её труд не пропал бесследно, сегодня он ложится в основу не только статей, но и целых монографий, где в лучшем случае её упоминают вскользь.

Итак, серым теплым декабрьским днём я приехал в Петровск, чтобы узнать что стало с иконой, цела ли она, нужна ли помощь, проявленность памятника для местных и гостей города.

Слава Богу образ нашёлся достаточно быстро, однако подпись художника в левом нижнем углу уже не разобрать – видимо в 2000-е гг. её затонировали краской, а самой иконе сделали народную «реставрацию». При дополнительном освещении всё же буквы стали заметны, а под определённом углом даже читабельны. Ура! Я увидел икону, выполненную Корнеевым.

Образ выполнен крепкой рукой мастера в академическом стиле, он более живописен, нежели иконографичен. Краска нанесена как на полотно пейзажа – объемными кусками. Безусловно, уцелевшая в Петровске икона представляет для искусствоведов и историков несомненный интерес, нуждается в бережной расчистке от поздник поновлений, укреплении и реставрации. Это единственная известная работа художника немузейного хранения, что для Петровска, где культурный ландшафт не так богат, как в том же Вольске или Хвалынске, может стать одной из точек притяжения.

Икону на реставрацию любезно согласились взять специалисты Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Москве. Если никаких административных и эмоциональных препятствий не возникнет, то памятник начнут спасать в самое ближайшее время.