История города Калининграда началась в 1255 году. Правда, тогда он назывался Кёнигсберг и входил в состав совершенно другого государства.
Это был типичный средневековый европейский город, со своей культурой, архитектурой, укладом жизни. Всё изменилось после Великой Отечественной войны, когда город перешёл в состав Советского Союза и получил новое имя — Калининград.
Сегодня Калининград — одно из самых узнаваемых туристических направлений в России. При этом город живёт не столько за счёт туризма, сколько благодаря промышленности: особенно обрабатывающей, машиностроению, а также портовой деятельности — здесь расположен незамерзающий порт, имеющий стратегическое значение.
Посетив этот город, я внезапно понял, что его переименование было далеко не просто символическим жестом, это действительно другой город, со своей новой идентичностью. О том, почему это так, я хочу рассказать подробнее.
Контрасты, которые сбивают с толку
Калининград — город крайне контрастный. Здесь серьёзное средневековое наследие соседствует с советской застройкой и современными новостройками. Причём соседствует буквально — без паузы и переходов.
Первое, что я увидел, приехав в город, — набережную и полностью заброшенный советский дом. Как я узнал позже, в 2004 году в Калининграде произошло землетрясение, в результате которого здание было повреждено, а в 2015 году в ходе строительных работ дом был признан аварийным. Почему он до сих пор стоит заброшенным и его так и не снесли — остаётся загадкой.
Не меньше удивляет и то, как к самым главным туристическим точкам вплотную примыкают откровенно некрасивые жилые дома. Например, прямо напротив острова Канта — главного центра притяжения в городе — находится обычный жилой дом, который визуально полностью выбивается из окружения. Такое соседство буквально вводит в ступор.
Историческое наследие и то, что удалось сохранить
Теперь самое время поговорить об историческом наследии Калининграда. Несмотря на разрушения, в городе сохранилось некоторое количество по-настоящему уникальных зданий.
Прежде всего — Кафедральный собор на острове Канта, о котором я упоминал выше. Также в городе сохранились церкви, ратуши и отдельные постройки, уходящие корнями в средневековый период.
В исторических районах можно встретить очень уютные кварталы с аккуратными домами, большинство из которых были построены уже в XX веке, но при этом сохранили исторические черты и общую гармонию среды.
Однако соседствуют с ними советские дома, появившиеся во время послевоенного восстановления. Судя по всему, тогда основной задачей была скорость и экономия, а эстетика отходила на второй план — как и во многих других городах страны.
Отдельно хочу отметить две важные детали.
Во-первых, в городе сохранили брусчатку. Она есть на многих центральных улицах и прекрасно сочетается с исторической застройкой.
Да, на фоне советских домов она выглядит контрастно, но это, на мой взгляд, большой плюс. Брусчатка пережила минимум век, сейчас она снижает скорость автомобилей и буквально фиксирует каркас старых улиц, сохраняя связь с прошлым.
Во-вторых, некоторые современные застройщики пытаются отдавать дань исторической застройке, проектируя дома в стилистике старых немецких зданий, но с современным комфортом внутри. Да, такое жильё выглядит дорого, но именно оно помогает сгладить разрыв между старым и новым городом.
При этом есть и обратная сторона. Например, Рыбная деревня — визитная карточка Калининграда на открытках и магнитах — на самом деле является новоделом 2006 года. Попытка создать псевдоисторическую застройку в туристическом месте лично у меня вызывает диссонанс. Одно дело — уважительно продолжать архитектурную традицию, и совсем другое — имитировать её ради коммерции.
Городская организация: умно и странно одновременно
Во многих моментах организация города действительно впечатляет. Например, поезда у Северного вокзала проходят через тоннель, что разгружает улицы и избавляет город от пробок на железнодорожных переездах. На многих улицах есть велодорожки, и город в целом стремится быть комфортным.
Но здесь же возникают вопросы. Иногда кажется, что с ограждениями и схемами движения просто перемудрили: где-то разметка есть, но логики в ней нет; где-то остановка занимает почти весь тротуар; где-то пешеходная зона внезапно начинается из ниоткуда или упирается во вход в коммерческое помещение. Улучшения есть, но часть из них выглядит формальной.
Транспорт: провинциальный, но с историей
Отдельного внимания заслуживает транспорт. С одной стороны, он довольно провинциальный и не всегда удобный — продуманной маршрутной системы здесь явно не хватает.
С другой стороны, город активно использует своё историческое наследие. Например, трамвайные пути здесь шириной всего один метр — это немецкий стандарт, сохранившийся ещё с довоенных времён. При этом по этим путям ходят современные трамваи.
Также хочется отметить электротранспорт. Мы были в Калининграде в декабре, но люди по-прежнему активно пользовались электросамокатами. Это говорит о мягком климате и довольно комфортных условиях для городской мобильности.
Почему это больше не Кёнигсберг?
После поездки для меня стало очевидно, почему город сменил своё название. Это больше не Кёнигсберг. Да, здесь сохранился каркас улиц, отдельные здания, детали прошлого. Но по своей сути это уже почти полностью советский и постсоветский Калининград — город со сложной, местами негармоничной планировкой, странными развязками и неоднозначными архитектурными решениями.
Он не плохой и не хороший — он особенный. И, честно говоря, мне бы очень хотелось увидеть этот город таким, каким он был до Второй мировой войны. Возможно, тогда он действительно мог бы соперничать по красоте с Санкт-Петербургом.
Я показываю города такими, какими вижу их сам — без рекламных фильтров и заказных отзывов. Если вам важно, чтобы такие материалы выходили чаще, поддержите проект донатом. Это самый простой способ сказать: «Продолжай».
Совсем скоро я сделаю обзоры ещё нескольких городов Калининградской области и подробно расскажу о своей поездке. А пока вы можете прочитать мою статью о литовской квартире в немецком доме 1939 года постройки, которую я арендовал во время этого путешествия: