Сегодня, 6 декабря, большой праздник - день Святого Александра.
Историю его жизни полностью исказили, как исказили и место его погребения - которое в летописях так и называлось Святой Олександр. Сегодня расскажу об этом.
Как известно, Новгородский престол всегда занимал ВладимЕро-Суздальский
Род. До Романовых Володимерия находилась на Костромской земле, в Залесье, так она и упоминалась в летописях. Но после воцарения Романовых история Великокняжеского рода была искажена, а их места проживания были перенесены в Ополье. ВолодиМерию сейчас найти можно только по названиям сохранившихся гидронимов - рек Суздаль и Меря(а), протекающих в Островском Районе Костромской области.
Как ВолодимЕрия стала ВладимИром
ВОЛОДѢ|ТИ- Обладать, владеть, иметь власть; управлять.
МЕРЯ - народ призвавший Рюрика на правление
Там же, в Володимерии , на Костромской земле и был похоронен Святой Александр Невский. На это указывают духовные грамоты Калиты и его сына
Симеона Гордого.
Упоминание Слободы в духовных завещаниях
В истории Руси известны два потешных села и оба на Костромской земле,
причем упомянуты в завещании Великого князя Симеона Гордого и Ивана
Калиты:
Семеновское названо в честь князя Симеона Гордого.
Александровское названо в честь Святого Александра Невского.
Оба села находятся во владениях Меря (ВОЛОДИМЕРИИ).
Святой Александр и Семёновское (Островское)
"сел (о) Семеновьское Володимерьское волости, что есмь купил у Овци оу Ивана, сел(о) на Костромѣ Олександровьское."
Потешное село Святой Александр упомянуты и у отца Симеона Гордого - великого князя Ивана Калиты. Вот как оно указано во втором духовном завещании.
"А что село Павловское, бабы нашее купля, и Новое селце, что есмь купил, и
Олександр Святыи, что есмь купил на Костроме, то даю княгини своеи".
Почему они были потешные? Потеха - это соколиная охота, одна из регалий царской власти.
Эти же сёла являлись и вотчинными землями Бориса Годунова, который тоже
чудесным образом жил на этой же земле и владел этими сёлами.
Все дело в том, что эти села передавались в женский надел, "даю княгини своеи", этот родовой надел назывался Опричь, так как всегда был отдельно, ВНЕ собственности рода и не мог делиться между сыновьями. В этом родовом наделе я и был рожден.
Церковь Рождества и Лавра
Когда Святой Александр умер в Городце, его тело привезли в соседнюю ВолодиМерию.
На реке Мера в Церкви Рождества, в подклете он и был похоронен. Место это и назвали после этого Святый Олександр. Ниже, ближе к Троице, была построена слобода, в которой прожил 19 лет Иван Грозный и где отравили его сына Ивана. Из Слободы все цари ходили пешком и в Троицу и в церковь Рождества. Всегда пешком, это важно было.
Каждый год Великие Князья и Цари приезжали обязательно на Кокуй 22 июня и на Рождество 25 декабря.
Даже новые Романовские цари приезжали, и Царица Елизавета Петровна точно была. И Михаилу там новый терем поставили и Алексей Михайлович там бывал. Но больше по охоте. При нем Соколиный приказ и переделали в Тайный приказ. Все повара были в том приказе - смерти от отравления он боялся очень. Один раз даже дорогу "сжёг", по которой на охоту ездил, чтоб заразой не заразиться от соседского помещика. Об этом подробно описано в статье:
Почему на Руси до 18 века не было Александро-Невского храма
Александра Невского назвали Невским сравнительно недавно. До этого его просто называли Святый Олександр. И "Битва", скорее стычка, на Неве это заслуга его сына. Он возвеличен за поход в Европу, про который не говорят
историки. Подробнее в статье:
Даже при А.Н. Островском, драматурге, который жил в соседней усадьбе
Щелыково, отмечать праздник Святого Александра приезжали многие его друзья именно на Меру. И никто не упоминал Александра, как Невский.
Да и рака Святого на Неве почему оказалась? Все сподвижники Петра хотели
быть похоронены либо в Троице, либо в Покровском монастыре, либо в
Александровском Монастыре. И все тянулись домой к старости, на Костромскую Землю, даже "московские" рода: Трубецкие и Салтыковы хоронили своих в Костроме.
Поэтому раку святого перевезли в Новую столицу и сразу вокруг нее появились 3 кладбища. Начали всех хоронить в Санкт-Петербурге.
Если вы видели раку, обратите на солярные символы на барельефе.
Походы в Европу или к Батыю?
Существует отдельная тема "отъездов" Александра Невского в Орду и его участие в походах Орды. На это указывает и длительность таких "командировок" и прочие нестыковки. Смотрите сами:
После смерти Ярослава Александр был вынужден поехать к Батыю. Большинство летописей сообщает, что это произошло в 1247 году, а Новгородская Первая летопись указывает на 1246 год. Возвратился Александр только в 1249-м, а по Новгородской Первой летописи – возможно даже в 1250 году. Даты не всегда можно точно согласовать из-за особенностей древнерусского календаря (мартовское или сентябрьское начало нового года). Александр и его брат Андрей так долго ездили потому, что Батый и их отправил в Каракорум. Здесь опять неувязка: между Батыем и Гуюком шла междоусобная
война, закончившаяся в 1248 году внезапной (возможно, насильственной)
смертью Гуюка. Не очень понятно, где ханы, находившиеся в это время в
походах, могли принимать русских князей, как сами князья могли безопасно
перемещаться по Монгольской империи в условиях междоусобной войны;
наконец, какой «великий хан» мог в 1248 или 1249 году почтить Андрея
ярлыком на владимирское княжение, а Александра – ярлыком на киевское и
новгородское княжения, если никакого великого хана в то время ещё не
было. Преемник Гуюка – Мунге – был избран на престол только в 1251 году.
Перенос раки и мощей святого на Неву
В 1380 году благодаря сонному видению пономаря, открыты его мощи нетленными и положены в раке поверх земли.
Александр Невский был погребён в монастыре Рождества и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси,
«архимандритьей великой». Рака с телом умершего князя Александра была
поставлена в церкви Рождества Пресвятой Богородицы одноимённого
монастыря.
Позднее мощи были чудесным образом сохранены от пожара, при этом людям было небесное видение — князь Александр на коне поднимался вверх.
В 1547 году на церковном соборе князь был причислен к лику святых.
При Петре 1 святые мощи были привезены в Шлиссельбург и оставались там до
1724 года, когда 30 августа были установлены в Александро-Невской церкви
Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря.
Перенос монастыря на Клязьму
Как переносили самый первый монастырь Руси.
Богородице-Рождественский монастырь. Когда-то он находился рядом с Александровой Слободой в 100 км от Костромы, на реке Мере. В нем был похоронен великий князь Александр Невский.
Что интересно, был он основан в 1191 году, через 6 лет после убийства Спаса в Царьграде.
В летописи обозначено время основания под летом 6699 (1191/1192): «тогож
лета заложи великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери
Рожество св. Богородицы августа в 22 день"
Это был огромный комплекс зданий, но при Романовых, Владимир "переезжает"
на Клязьму, приобретает герб с иудейским Львом и там создают слабое
подобие Великого монастыря.
"Монастырь Рождественский, где была кафедра епископская, близ собора стоит на месте прекраснейшем, высоком, на берегах реки Клязьмы; зала в нём прелестнейшая, проспектом. Впрочем, строения в том монастыре немного и окружностию не велик; ограда каменная небольшая и башень мы не приметили. Удивило нас, что монастырь был из первейших, а строения в нём немного."
— Платон (Левшин), 1792.
24 августа (5 сентября) 1858 года император Александр II осматривал в
монастыре церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился
восстановить её в древнем виде. На восстановление храма император пожертвовал 40 тысяч рублей, столько же дали частные лица, 10 тысяч рублей - Святейший синод. В 1859 году архитектор-реставратор Николай Артлебен совместно с Д. Корицким распорядились убрать ветхие части храма
домонгольского времени и возвести новые. Древний храм был отреставрирован к 1861 г. П. А. Раппопорт и Н. Н. Воронин, однако, говоря о работе Артлебена, слово «реставрация» упоминают исключительно в кавычках. Так, П. А. Раппопорт пишет: «После двух пожаров в начале XVIII в. собор стоял в запустении вплоть до середины XIX в., когда была исполнена его «реставрация», заключавшаяся в том, что здание полностью разобрали, а на его месте построили довольно точную модель.» Со слов Н. Н. Воронина «Собор Всеволода 1192 г. был разрушен до подошвы включительно и на его месте было сооружено совершенно новое здание в весьма академичном и сухом «владимиро-суздальском» стиле, представлявшее, однако, очень точную модель древнего памятника.» Так же Н. Н. Воронин называет перестройку собора «варварским мероприятием».
"Храм был освящён в честь Рождества Богородицы. При Александре Невском там был создан монастырь, очень большой. После военных походов Александра
много мужчин не вернулись домой и он создал для вдов и детей большой
монастырь. Изначально он был больше всех и был самый первый. Монастыри
все эти были уничтожены и даже церкви разобрали.
Хорошо, что названия населенных пунктов сохранились, то же Монастырское и Александровское, Покровское. Другие все переименовали.