Наполеон Бонапарт часто сравнивал любовь и войну. "Любовь как война, чтобы ее закончить нужно сначала сойтись". "В любви, как и на войне, самый опасный момент наступает в час победы". В конце жизни, на острове Святой Елены, он с грустью подытожил: "В любви победа достается тому, кто первым обращается в бегство".
По оценкам Ги Бретона, ведущего эксперта в области сердечных дел французской монархии, Наполеон Бонапарт (известный историкам по меньшей мере 22 серьезными романами) в итоге затмил своими любовными победами даже двух прославленных ловеласов королевского престола - Генриха IV и Людовика XIV.
Однако путь к этому "негласному титулу" был тернист. В молодости худощавый и небрежно одетый корсиканец с пронзительным взглядом не пользовался успехом у парижанок. Его положение усугублялось и незавидной карьерой: будучи небогатым младшим лейтенантом артиллерии в период революционной смуты, не получая жалованья, он не мог привлечь изысканных женщин, потерявших мужей в горниле революции и искавших богатых покровителей. Его скромные боевые заслуги и честолюбивые речи меркли перед вопиющим недостатком - отсутствием состояния и связей. Отчаявшись, Наполеон всерьез подумывал покинуть отечество и предложить свою шпагу турецкому султану. Другим спасительным вариантом ему виделся брак по расчету с обеспеченной вдовой.
Оказавшись в Марселе у родни, Наполеон обратил внимание на юную, пылкую и неискушенную Дезире Клари, дочь местного торговца. Он начал осторожные ухаживания, видя в этом союзе хоть какую-то стабильность. Девушка, искренне увлеченная им, поставила условием только законный брак. Наполеон, не питая страсти, но руководствуясь холодным расчетом, дал согласие. Эта помолвка, впрочем, оказалась лишь кратким эпизодом на пороге его головокружительного взлета.
Перед свадьбой он поехал в Париж увольняться из армии, где неожиданно был приглашен на прием к члену Директории Полю Беррасу, где состоялась судьбоносная встреча с Мари-Роз Богарне.
Мари-Роз (Жозефиной позже стал называть ее Наполеон) была креолкой с Мартиники. Ее мужа казнили якобинцы, и она сама ожидала казни в тюрьме, но была спасена во время переворота 27 июля 1794 года (9 термидора по революционному календарю). Жозефину Богарне освободили из тюрьмы 6 августа 1794 года, через 10 дней после переворота.
После такого чудесного избавления Мари -Роз стала содержанкой Берраса, но тот скоро устал от слишком темпераментной любовницы, чья красота уже начала увядать. Тогда он решил выдать ее замуж за преданного человека, тут и подвернулся Наполеон, Баррас разглядел в нем таланты военного и решил приблизить корсиканца.
Жозефине не стоило большого труда соблазнить неопытного в амурных делах Наполеона, который на шесть лет был младше своей пассии. А через несколько дней он уже отправил письмо Дезире Клари, сообщая о разрыве помолвки.
Когда позже она вышла замуж за Жана Берандота, одного из соратников Наполеона, император отправил новобрачным богатые подарки и стал крестным их сына, но Дезире так и не простила его.
В марте 1796 года Наполеон и Жозефина поженились. И Наполеон сразу отправился в военный поход в Италию, откуда чуть ли не каждый день слал восторженные письма, уговаривая жену приехать к нему. Наполеон писал:
"Жозефина - первая женщина, которую я обожаю. Ее болезнь приводит меня в отчаяние... Если она меня не любит, то мне нечего делать на земле".
Жозефина, не испытывавшая желания менять парижские удовольствия на тяготы походной жизни, заявила о болезни. В то время как муж завоевывал славу на полях сражений, она с тем же рвением покоряла модные салоны, щедро оплачивая свою праздность его деньгами.
Вернувшись из Италии, Наполеон получил звание генерала, и снова отправился в поход, только на этот раз в Египет. Жозефина, вновь под предлогом слабого здоровья отказалась сопровождать мужа в опасном походе, предпочитая оставаться в Париже. Столичная жизнь была ей куда милее: здесь она с беззаботной расточительностью тратила щедрое жалование генерала, погружалась в вихрь светских приемов и с удовольствием принимала в своем салоне бывших многочисленных поклонников.
Ее нежелание следовать за мужем, а также доходившие из Парижа смутные слухи зародили в Наполеоне мучительные подозрения в неверности. Эти сомнения вскоре переросли в уверенность, стоило лишь "доброжелателям" из его окружения подробно просветить генерала о бурных амурных делах его супруги.
Охваченный яростью и глубоко уязвленный изменой той, которую боготворил, Наполеон, три года хранивший жене супружескую верность, решил положить конец своему аскетизму. В Египте он сблизился с женой одного из своих офицеров, Полиной Фуре, положив начало череде любовных романов, которые должны были утешить его самолюбие и отомстить неверной супруге.
Маргарита-Полина Фуре приехала повидаться со своим мужем. Генерал, очарованный ее изысканной красотой, забросал ее подарками. Когда это не сработало, он отправил ее мужа с "секретным заданием" во Францию. Во время отсутствия мужа он пригласил Полину Фуре на обед. Он случайно облил ее платье вином и предложил переодеться в его спальне. Наутро Полина Форе вышла из его покоев официальной любовницей главнокомандующего. Когда ее муж вернулся из поездки во Францию, его сразу сослали в дальний гарнизон.
Бонапарт допускал брак с Полиной Фуре при условии рождения наследника, однако она так и не смогла родить ему сына. Когда он отправился в Сирию, Полина осталась в Египте и вскоре вместе с французским гарнизоном была взята в плен британскими войсками. После ее освобождения Наполеон не стал возобновлять отношения, но, следуя своему правилу "награждать и выдавать замуж" бывших фавориток, щедро одарил ее и устроил брак со своим офицером.
Полина Фуре прожила долгую жизнь (91 год), меняя мужей, путешествуя, коллекционируя живопись и сочиняя пьесы. Все письма Наполеона к ней, несмотря на заманчивые предложения историков, были ею уничтожены перед смертью.
Невероятная популярность, обрушившаяся на Наполеона по возвращении в столицу, позволила ему быстро бросить вызов Директории. Переворот 18 брюмера (9 ноября 1799 года) сделал Наполеона полновластным хозяином Франции, и его назначили Первым консулом.
Жозефина быстро поняла, как она сглупила, пренебрегая любовью такого человека. Ее попытки ни к чему не привели, тогда она привела ко дворцу своих детей - Эжена и Ортанс - которых Наполеон за неимением своих детей обожал, и сердце Бонапарта смягчилось. Он примирился с женой, поставив жесткое условие: никогда ему не изменять.
Но себе такого условия Первый консул не выдвигал. И скоро женщины в его постели стали меняться с невероятной скоростью. Его адъютант Дюрок по совместительству выполнял обязанности сводника. Он провожал женщин, которые понравились консулу или сами искали его внимания в маленькую спальню радом с кабинетом, после чего их сопровождали, вручая в дверях кошелек с деньгами.
Конечно, у него были и более продолжительные связи. Во время очередного похода в Италию. Наполеон влюбился в певицу Миланской оперы Джузеппе Грассини.
Очарованный, Наполеон, уезжая из Италии, приказал ей следовать за ним в Париж. Он поселил Джузеппину на виду у всего света, но под строгим секретом об истинной природе их отношений, опасаясь, что его соратники не примут его склонности к иностранке. Да и Жозефина вряд ли такое терпела. Однако Грассини, уверенная в своем положении и считая, что слава фаворитки Первого консула откроет ей все двери, совершила роковую ошибку. Она стала публично хвастаться связью с Наполеоном, рассчитывая, что это упрочит ее карьеру в Парижской опере. Это тщеславие стоило ей расположения императора, для которого подобная огласка была недопустимой слабостью. Вскоре, к 1802 году, последовала решительная отставка, и певица была вынуждена покинуть Францию, так и не сумев превратить мимолетную страсть в прочное положение при дворе.
Вскоре Наполеон вновь увлекся еще одной итальянкой, актрисой Луизой Роландо, страсть была такой сильной, что он вопреки обычаям, привел ее к себе домой, где их и застала Жозефина, вернувшаяся с курорта. Устроенный супругой скандал немного утихомирил консула, но скоро он влюбился в новую актрису - "мадемуазель Жорж".
Эта крупная, но величественная, словно античная скульптура, женщина покорила Наполеона с первого взгляда. В ее статной фигуре и классических чертах лица он неожиданно увидел отголоски облика молодой Жозефины, той, что пленила его в дни их бурного романа. С двадцатилетней актрисой, которую весь Париж знал как "мадемуазель Жорж", император будто вновь обрел юношеский пыл, забывая на несколько часов о государственных заботах в ее обществе. Их связь, начавшаяся в 1802 году, стала одним из самых долгих и известных его увлечений, продлившись почти два года.
Однако личные чувства Наполеона всегда уступали высшей цели - созданию новой империи. Роман с блистательной актрисой прервался в 1804 году, когда Бонапарт окончательно взял курс на провозглашение себя императором. Ему требовался безупречный, образ основателя династии, и места яркой, скандально известной фаворитки из мира театра в этой строгой картине будущего уже не находилось.
Усыпанную бриллиантами императорскую корону надела все-таки Жозефина, но очередь в тайную спальню дворца Тюильри стала еще длиннее.
Чуть ли не каждая красавица Франции мечтала решить свои дела с помощью любвеобильного императора.
Некоторым это удавалось. Известно, что мадам де Водей после первого свидания предоставила Наполеону список своих долгов, которые он оплатил. Во второй раз ей снова удалось решить свои финансовые вопросы с помощью императора, но на третий раз он ей отказал, сказав, что его казна не выдержит такой нагрузки.
В отличие от многих, госпожу Элеонору Денюэль де ля Пленье, молодую и красивую жену биржевого маклера, интересовали отнюдь не деньги или положение. Ее единственной и отчаянной целью было спасение мужа, Жана-Оноре Денюэля, заключенного в тюрьму за финансовые махинации. Элеонора сознательно пошла на сближение с первым консулом, надеясь вымолить помилование.
Наполеон, утомленный холодностью Жозефины и очарованный живым умом и красотой Элеоноры, увлекся ею всерьез. Однако для самой женщины эти отношения были тяжелой жертвой; она лишь с покорной горечью терпела ухаживания всесильного поклонника, видя в них цену за свободу супруга.
В декабре 1806 года у Элеоноры родился сын, названный Леоном. Наполеон, почти убежденный к тому времени в бесплодии Жозефины, с ликованием встретил рождение наследника, даровал матери огромное содержание и всерьез собирался официально признать мальчика. Однако история сделала новый виток: страсть императора уже остывала, а вскоре его внимание полностью поглотило новое, куда более сильное увлечение - юной Марией Валевской. Бывшая возлюбленная и ее сын, некогда бывшие надеждой, были оттеснены на задний план, хотя Наполеон и обеспечил их безбедное существование. Леон, получивший впоследствии фамилию Бонапарт, так и остался в истории его непризнанным сыном.
Во время поездки в отвоеванную австрийцами Польшу он встретился с юной женой престарелого помещика Марией Валевской. Встреча была не случайной: польские аристократы, наслышанные о любвеобильности императора, уговорили Марию принести себя в жертву ради восстановления независимости родной страны. Став возлюбленной Наполеона, Мария влюбилась в него. Он после первого свидания написал ей пылкое письмо:
Мария, сладчайшая Мария, первая мысль принадлежит тебе, первое желание - увидеть тебя. Ты снова придешь, не правда ли? Ты обещала мне это Соблаговоли принять этот букет, пусть это будет сокровенным знаком нашей любви".
Знаком любви стал букет, сделанный из золота и украшенный самоцветами. А такие страстные письма император писал всем своим пассиям, но Мария этого не знала и влюбилась в своего поклонника. Они провели три месяца в замке Финкенштейн, а потом Наполеон исполнил желание возлюбленной, сделав независимой часть Польши- Великое герцогство Варшавское. Ходили слухи, что после рождения сына Александра, он хотел сделать Марию новой императрицей, но его отговорили его приближенные.
Для укрепления власти и статуса ему требовалась супруга королевских кровей. Первоначально его дипломатический интерес был обращен к России: в 1808 году на Эрфуртском свидании он намекал императору Александру I на возможность брака с одной из его сестер – великой княжной. Однако романовский двор, не желавший укреплять Бонапарта, ответил вежливым, но решительным отказом, сославшись на юный возраст княжон и религиозные препятствия.
Тогда Наполеон выбрал Марию-Луизу, дочь австрийского императора Франца II.
Жозефина до последнего стремилась сохранить брак, но в этот раз ее слезы и истерики были бессильны. Наполеон заявил, что "политика не имеет сердца, у нее есть только голова" и что его долг перед Францией – даровать ей наследника – выше личных привязанностей. В качестве утешения он оставлял ей титул императрицы, владение замком Мальмезон, колоссальное ежегодное содержание в 3 миллиона франков и почетную охрану. Жозефина была вынуждена подписать документ о разводе.
А три месяца спустя в феврале 1810 года, Наполеон обвенчался с Марией Луизой в Венском соборе святого Стефана, состоялось бракосочетание по доверенности. Сам Наполеон, поглощенный управлением империей, не мог присутствовать; его роль на церемонии исполнил его верный друг и начальник штаба, маршал Бертье. Император с нетерпением ожидал молодую жену в Париже, где на следующий день состоялась пышная гражданская и религиозная церемония.
Недоброжелатели прозвали ее "австрийской коровой", но Наполеона это не волновало. Он породнился с тысячелетней австрийской династией, а молодая жена, пышущая здоровьем, могла подарить ему наследников.
В марте 1811 года Мария-Луиза родила мальчика, которого позже называли Орленком.
Впереди императора ожидало самое грандиозное и роковое испытание его жизни – вторжение в Россию. В конце июня 1812 года, отправляясь из Парижа в Дрезден, где его ждали союзные монархи и Великая Армия, Наполеон принял важное политическое решение: он официально оставил Марию-Луизу регентшей Империи на время своего отсутствия. Этот шаг был не только знаком доверия к жене, но и демонстрацией Европе стабильности его династии, наследник которой, маленький король Римский, оставался под опекой матери.
Они увиделись вновь лишь в мрачную полночь 18 декабря 1812 года в Тюильрийском дворце, куда Наполеон прибыл на перекладных, стремительно проехав через охваченную паникой Европу после катастрофы в России. Его встреча с регентшей была очень краткой. Ему нужно было любой ценой восстановить свою власть, остановить развал империи и собрать новую армию, чтобы противостоять надвигающейся коалиции.
Когда весной 1813 года, едва сформировав свежие полки, Наполеон отправился на восток – теперь на поля сражений в Саксонии и Германии – Мария-Луиза вновь осталась "на хозяйстве", символизируя своим присутствием преемственность власти.
Этот новый поход, завершившийся грандиозным поражением в "Битве народов" под Лейпцигом в октябре 1813 года, стал началом конца. Отныне война неумолимо катилась к границам самой Франции.
По условиям мира свергнутый император отправился на остров Эльба, куда он сразу вызвал жену. Но ответ был неожиданным:
"Дорогой друг! Я только что встретилась с отцом, который запретил мне приезжать к тебе. Теперь единственное мое желание, чтобы ты был счастлив без меня".
Единственной женщиной, навестившей Наполеона на Эльбе, была Мария Валевская, но пробыла она там недолго. Наполеон отправил любовницу с острова, боясь, что она узнает каким-то образом о готовящемся заговоре.
После 100 дней, когда Наполеон вернулся на престол, последовала новая ссылка, теперь уже на остров Святой Елены, откуда бегство было невозможным. Обитатели маленького острова зорко следили за пленником.
Здесь у сверженного императора завязался новый роман с женой генерала Монтолона, который добровольно отправился в изгнание за своим императором. В начале 1818 года 38-летняя Альбина де Монтолон родила дочь, названную Жозефина-Наполеона. Девочка прожила недолго, а скоро и сам Наполеон заболел таинственной болезнью, по поводу которой по сей день спорят медики и криминалисты. Он умер 5 мая 1821 года.
Мария-Луиза дожила до 1847 года, надолго пережив Мария Валевскую, вышедшую замуж за племянника Наполеона генерала Орано и вскоре умершую во время родов. Ее сын Александр дожил до 1968 года, а единственный законнорожденный сын Наполеона Бонапарта, рожденный в браке с Марией-Луизой, умер в возрасте 21 года, в 1832 году.