Автор - Александр Иваненко
По документам украинских националистов. Все события, подразделения и фамилии подлинные.
Автор сердечно благодарит Игоря Васильевича, Вячеслава Константиновича и неизвестного мецената, благодаря которым стал возможен выход этой статьи.
Лето 1941 года и ОУН. Обычно российские публицисты пишут исключительно про "Нахтигаль" и "Роланд". На самом деле "Роланд" вообще не вступал в бои с Красной Армией, а "Нахтигаль" участвовал в одном бою при штурме УРа и в бою под Винницей, и там и там находясь на подхвате у гитлеровцев. Не имея своей артиллерии и танков, боевого опыта, "соловьи" просто наблюдали за действиями немецкой артиллерии и авиации. Из воспоминаний М. Кальбы о штурме "Линии Сталина": "взяли участь авіація зі своїми найважчими бомбами та артилерія із 42-сантиметровими "Бертами". Близько полудня шлях на схід знову був вільний..." ("приняли участие авиация со своими самыми тяжелыми бом
БАМы и артиллерия с 42-сантиметровыми "Бертами".
Около полудня путь на восток снова был свободен..".) Также подтверждает неучастие в летних боях отсутствие серьезных потерь в личном составе.
На самом деле основные удары нанесло по отступавшим советским войскам оуновское подполье. В СССР, за исключением мемуаров Попеля, об этом старались не упоминать. Обычно писалось, что оуновцы стали создавать вооруженные отряды после немецкой оккупации. В реальности такие отряды были созданы еще при советской власти, а такое было невозможно без поддержки или нейтралитета большей части населения Западной Украины. Потому что без такой поддержки, среди враждебного населения, заброшенных диверсантов вылавливают в течение месяца максимум. Это доказывает история с группами абвера в русских областях РСФСР и разведгруппами Красной Армии в Восточной Пруссии.
Для понимания ситуации в которой оказались советские бойцы и командиры, отступавшие на восток по дорогам Волыни и Галиции, мы обратимся к исследованию доктора исторических наук Ивана Казимировича Патриляка. Он является деканом исторического факультета Киевского университета им. Тараса Шевченко, а также офицером Центра исследований военной истории ВСУ. Почему именно к нему? Иван Патриляк еще в 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "ВІЙСЬКОВА ДІЯЛЬНІСТЬ ОУН (Б) у 1940–1942 роках"
и выпустил монографию с одноименным названием. Что же мы можем узнать его из работы?
"Анализ архивных материалов свидетельствует о том, что вооруженные выступления (согласно замыслу руководства) начинались у западной границы и волной откатывались на восток, идя перед немецко-советским фронтом. Такая тактика позволяла восставшим наносить самые болезненные удары в непосредственном тылу Красной Армии, что было важным ввиду соотношения сил, а также способствовала сохранению собственных отрядов, которые через несколько дней автоматически оказывались с германской стороны фронта."
Первые нападения начались уже 22 июня 1941 г. в Львовской, Дрогобычской, Волынской и Ровненской областях УССР. Боевики ОУН перерезали телефонные линии и атаковали пограничные заставы в районе Сокаля, Поздимира и Радехова на севере Львовщины. В первые часы войны отряд оуновцев из 200 человек, вооруженный пулеметами, винтовками и ручными гранатами, захватил местечко Лопатин, где оборонялись бойцы внутренних войск и милиционеры. Гарнизон отступил, потеряв троих убитых. Через 16 часов части Красной Армии выбили боевиков из городка. После чего оуновцы оторвались от преследования и ушли на территорию соседней Волынской области и 25 июня захватили райцентр Берестечко, который удерживали до подхода гитлеровцев.
23 июня 1941 г. приступил к террористическим акциям боевой отдел ОУН на территории Перемышлянского района Львовской области, состоявший из 87 хорошо вооруженных и обученных боевиков. Оуновцы в этих местах имели в своем распоряжении конспиративную базу - лагерь "Яр". За несколько дней ими было убито 35 красноармейцев и захвачено в плен 188 человек. 28 июня 1941 г. они помогли частям вермахта захватить Перемышляны.
С 23 июня же стал действовать отряд ОУН из 40 боевиков, рядом с предместьем Львова - Винники. Из заранее подготовленной базы, они устраивали нападения на отступающие колонны советских войск, и после огневых налетов немедленно отходили вглубь леса. Нападения из Винниковского леса парализовывали работу трасс Львов - Золочив и Львов - Самбор, на юге и на севере от лесного массива. 30 июня, выйдя из леса оуновцы, вооруженные двумя пулеметами, винтовками, револьверами, заняли Винники, получили подкрепление в виде 40 добровольцев из окрестных сел, и вышли навстречу немецким войскам.
24 июня 1941 г. в Ровненской области националисты захватили местечко Вербу и "вистріляли 50 енкаведистів та міліціонерів", т.е. попросту расстреляли всех советских пленных попавших им в руки. 27 июня 1941 г. на Самборщине оуновцы сначала напали на группу отступавших, добыли пулемет, и с ним устроили позже засаду на автоколонну, захватив в качестве трофеев 4 автомобиля, 30 винтовок, боеприпасы. В самом Львове стрельба по Красной Армии началась с 24 июня. Опорными пунктами из которых вели огонь оуновцы были: Высокий Замок, городские газораспределительные станции, Лычаковский парк, костелы в центре Львова и трамвайное депо. Особо интенсивный пулеметный огонь велся из-за стен монастыря отцов василиан. Шесть обысков проведенных чекистами в монастыре боевиков не выявили. Святые отцы умели не только молиться.
В Рудковском районе Львовской области как пишет Патриляк: "Сотни молодых людей, присоединившихся к восстанию, добровольно помогли отделам немецкой армии и полиции в борьбе с разрозненными группами красноармейцев". В Рава - Русском районе было большое количество пограничных подразделений и войсковых частей Красной Армии, поэтому вместо вооруженных выступлений, оуновцы добывали разведданные для гитлеровцев. Патриляк: "повстанцы главное свое внимание сосредоточили на разведке пограничных военных объектов. Националистам удалось получить ценную оперативную информацию, которую немедленно передали наступающим на Рава - русский укрепрайон немцам". В Дрогобыской области оуновцы захватили райцентры "плече-об-плече з німецькими частинами"
Отдельно предстоит упомянуть о действиях оуновской группы села Оброшин Городокского района Львовской области. Эта деревня отличалась сильными националистическими настроениями еще во времена Польши. Отряд ОУН в селе возник еще во время немецко-польской войны в сентябре 1939 г. и сумел сохранить свой личный состав и оружие под видом "красной милиции " вплоть до июня 1941 г. С началом Великой Отечественной бывшие "красные милиционеры" сначала сорвали мобилизацию местного населения в ряды Красной Армии, а затем уничтожив охрану местной тюрьмы, освободили 36 арестантов.
Ожесточенные столкновения с отступающими частями Красной Армии и войск НКВД завязались в июне-июле 1941 г. на Волыни. Еще до начала немецкого вторжения во многих селах Ровенской области были организованы отряды националистов, которые в первые дни войны начали активные боевые действия. Также еще до войны юношеской организацией ОУН были охвачены все волынские советские школы - резерв для развертывания террористических ячеек в многочисленные формирования. С конца мая 1941 года волынские активисты ОУН начали заготавливать флаги куреней, а также нарукавные повязки с надписью " украинское войско". В первые дни войны националисты начали агитацию среди красноармейцев, а затем перешли к более веским "аргументам" в виде вооруженных налетов. Только в одной деревне Красное, в боях с партизанами погибло 40 красноармейцев. В целом ряде мест оуновцы сумели захватить стратегически важные мосты и железнодорожные станции, удерживая их до подхода гитлеровцев.
Безусловно не все атаки оуновцев имели успех. Отряд районного проводника Христинюка, состоявший из 86 боевиков и оперировавший в Тернопольской области, был блокирован в небольшом лесу частями НКВД. Во время боя проводник был убит и с ним еще 21 националист. Уцелевшие ночью, мелкими группами прорвались из кольца в разных направлениях. Но в хаосе лета 1941 г. большая часть оуновских отрядов действовала успешно. Часть из них, возглавляемая диверсантами из абвера, координировала свои действия с немцами, как например в бою под Новосилками, где боевиков спас от разгрома вызванный по радио артиллерийский огонь немецкой артиллерии. В свою очередь внезапная атака оуновского отряда в тыл красноармейцам, упорно оборонявшим местечко Микулинцы от немцев, позволила последним успешно захватить его 3 июля 1941 г. Помимо нападений националисты активно проводили диверсии на коммуникациях. Так в Подгаецком районе железнодорожник - оуновец пустил под откос эшелон с войсками НКВД.
Как пишет Патриляк: "Первые восстания и диверсии происходили вдоль
всей пограничной полосы, но самое активное поведение националистических партизан зафиксирована по линии "Сокальской границы". Вооруженные выступления бандеровцев чередой взрывов прокатились позади советского фронта в район Берестечка, Ивы, Дубна, Ровно, расчищая путь ударным частям Первой танковой группы немцев."
Как раз в это время разворачивалась битва под Дубно. Форсированная передислокация советских дивизий, корпусов и армий проходила путями Львов-Броды, Ровно и Львов-Золочев-Зборов-Тернополь-Кременец-Дубно. Теперь, зная положение с движением войск в начале войны, мы можем более осмысленно взглянуть на динамику и географию оуновских вооруженных
выступлений. Наибольшие налеты зафиксированы вдоль путей, по которым двигались советские войска из района Львова в Золочев, Бродов, Зборов,
Тернополь, Кременец, Вишневец, Дубно. Там удобною мишенью для боевиков стали колонны войск, техники, штабы. Нападая на них, легко было посеять смятение и панику, деморализовать войска и сорвать планы их передислокации. В горных районах Дрогобычской, Станиславской и Черновицкой областей отряды ОУН захватывали контроль над стратегическими перевалами и немногочисленными высокогорными дорогами.
Но важно знать - бойцы Красной Армии, теряя своих товарищей, отступая по местам где им стреляли в спину, легкой добычей не были, даже в кошмаре лета 1941 г. По данным Патриляка, со ссылкой на архив СБУ во время боев июня - июля 1941 г. потери оуновцев в боях с Красной Армией на Волыни составили 500 боевиков, потери красноармейцев 2100 убитыми и 900 пленными. Данные разумеется приблизительные. Но повторимся - об этих боях в СССР не будут снимать фильмы и писать книги, да и в современной России об этом упоминают вкратце, без подробностей. Основное внимание будет привлекать УПА и борьба с ней, а подвиг неизвестных советских бойцов лета 1941 г. так и останется незамеченным. Однако как правильно подметил Патриляк: "летом 1941 г. самые масштабные выступления оуновцев происходили в тех же районах где впоследствии наибольший размах и силу приобретает деятельность УПА." Говоря другими словами - в спину красноармейцам 1944 года будут стрелять те же люди и идеи, что и горьким летом 1941-го...
Цикл Волки и волкодавы - все статьи
P. S. Работа над созданием таких статей требует многочасовой работы с документами, это затратный труд в свободное от основной работы время. Поэтому желающие поддержать проект "Волки и волкодавы" могут оставить свой комментарий к статьям, а также перевести пожертвование автору на карту - 2202 2011 4078 5110. Следующая статья цикла выходит, когда накопится 3000. Мир Вашему дому, уважаемые читатели