Найти в Дзене
ЭраАвто

Парковка задним ходом без стрессов: полный разбор маневра, который должен уметь каждый водитель

Парковка задним ходом — манёвр, который у многих новичков вызывает неприятный холодок в груди. Кажется, что автомобиль вот-вот поведёт в сторону, зеркала обманывают, а расстояние до соседней машины угадывается почти интуитивно. На деле же всё куда проще: достаточно освоить чёткий алгоритм, расслабиться и дать себе время почувствовать габариты своего автомобиля. Это умение не просто входит в обязательный «джентльменский набор» автолюбителя, но и проверяется на экзамене в ГИБДД. Поэтому знание нюансов парковки — это не только проявление водительской культуры, но и необходимое условие получения прав. Давайте подробно разберём все этапы и особенности этого манёвра — с запасом полезных советов и пояснений. Что такое парковка задним ходом и почему она так важна Парковка задним ходом — это способ постановки автомобиля на парковочное место с использованием задней передачи. Многим водителям он кажется сложнее заезда «лицом», но при грамотной технике он оказывается и удобнее, и безопаснее. Камер
Оглавление

Парковка задним ходом — манёвр, который у многих новичков вызывает неприятный холодок в груди. Кажется, что автомобиль вот-вот поведёт в сторону, зеркала обманывают, а расстояние до соседней машины угадывается почти интуитивно. На деле же всё куда проще: достаточно освоить чёткий алгоритм, расслабиться и дать себе время почувствовать габариты своего автомобиля.

Это умение не просто входит в обязательный «джентльменский набор» автолюбителя, но и проверяется на экзамене в ГИБДД. Поэтому знание нюансов парковки — это не только проявление водительской культуры, но и необходимое условие получения прав. Давайте подробно разберём все этапы и особенности этого манёвра — с запасом полезных советов и пояснений.

Что такое парковка задним ходом и почему она так важна

Парковка задним ходом — это способ постановки автомобиля на парковочное место с использованием задней передачи. Многим водителям он кажется сложнее заезда «лицом», но при грамотной технике он оказывается и удобнее, и безопаснее.

Камеры и парктроники сильно облегчают парковку задним ходом (Фото: Shutterstock)
Камеры и парктроники сильно облегчают парковку задним ходом (Фото: Shutterstock)

Почему? Потому что после завершения парковки выезд происходит передним ходом. А это значит, что водитель лучше видит пешеходов, приближающиеся машины, велосипедистов и всё, что происходит спереди. Для городских условий, где движение плотное и неожиданности встречаются на каждом шагу, такой способ парковки часто становится наиболее практичным.

Различают два основных типа парковки задним ходом:

  • Параллельная — когда автомобиль после завершения манёвра стоит вдоль бордюра.
  • Перпендикулярная — когда транспортное средство занимает место под прямым углом к бордюру.

Оба варианта требуют внимательности и аккуратности, ведь обзор назад всегда ограничен. Даже опытные водители используют парктроники и камеры заднего вида, чтобы минимизировать риск контактов и ошибочных оценок расстояния. Статистика тоже напоминает, что осторожность оправдана: ежегодно только в США при движении задним ходом происходят тысячи аварий, часть которых заканчивается травмами.

Параллельная парковка: как выполнить манёвр легко и без паники

Это самый «страшный» вид парковки для большинства новичков. Но если взять подходящий «карман» и соблюдать алгоритм, всё получается уже с третьей-четвёртой попытки.

Для новичков разумным минимумом будет «карман» длиной в корпус автомобиля + 1 м. (Фото: Shutterstock)
Для новичков разумным минимумом будет «карман» длиной в корпус автомобиля + 1 м. (Фото: Shutterstock)

Как выбрать место

Для уверенной параллельной парковки длина свободного пространства должна быть хотя бы длина автомобиля плюс один метр. С опытом этот «запас» сокращается, но на первых порах лучше не рисковать.

Пошаговый алгоритм

  1. Определите место для парковки и соблюдайте боковой интервал примерно 0,6 м от машин справа.
  2. Включите правый поворотник и остановитесь так, чтобы ваша задняя ось была на уровне заднего бампера впередистоящего автомобиля.
  3. Опустите правое зеркало, чтобы видеть заднее колесо.
  4. Выверните руль до упора вправо.
  5. Убедитесь, что движение безопасно, включите заднюю передачу и начинайте плавный откат назад.
  6. Когда в левом зеркале станет полностью видна передняя часть заднего автомобиля, выставите колеса прямо.
  7. Двигайтесь назад, пока передний угол вашей машины не поравняется с задним углом автомобиля впереди.
  8. Выверните руль влево и плавно продолжайте движение, пока авто не станет параллельно бордюру.
  9. Если требуется, немного подкорректируйте положение, подъехав вперёд.
  10. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз и переведите коробку в нейтраль или в положение «Р».

То же самое выполняется и слева, но действия будут зеркальными.

Перпендикулярная парковка: проще, чем кажется

Такой тип парковки удобен в торговых центрах, дворах, офисных парковках — практически везде, где размечены перпендикулярные стояночные места.

Подобная парковка обычно применяется на больших стоянках (Фото: «Академия водительского мастерства Александра Каминского»)
Подобная парковка обычно применяется на больших стоянках (Фото: «Академия водительского мастерства Александра Каминского»)

Алгоритм перпендикулярной парковки задним ходом

  1. Ведите автомобиль медленно, занимая правую полосу при её наличии.
  2. Отметьте место и остановитесь так, чтобы задний бампер автомобиля находился немного впереди дальнего борта стоящей справа машины.
  3. Включите правый поворотник и заднюю передачу, убедившись в безопасности манёвра.
  4. Выверните руль вправо и начинайте движение назад, контролируя положение по зеркалам.
  5. Когда автомобиль окажется параллельно соседним машинам, выставьте колеса прямо.
  6. Продолжайте движение до тех пор, пока задние колёса не приблизятся к бордюру.
  7. Ориентируйтесь либо по камере заднего вида, либо по зеркалам.
  8. Остановитесь, поставьте автомобиль на ручник и зафиксируйте передачу.

И здесь манёвр аналогично выполняется слева при соответствующей разметке.

Что изменилось на автодроме: новая сложность для экзамена

С апреля 2021 года условия упражнения «Параллельная парковка задним ходом» стали строже.

«Параллельная парковка задним ходом» является частью практического экзамена в ГИБДД (Фото: Shutterstock)
«Параллельная парковка задним ходом» является частью практического экзамена в ГИБДД (Фото: Shutterstock)

Теперь размеры парковочного места уменьшены:

  • длина сократилась до 7,5 м;
  • ширина — до 2,5 м;
  • стойки, обозначающие границы, убраны.

Эти изменения сделали упражнение ближе к реальным городским условиям. Маневр требует большей точности, внимательности и умения понимать габариты автомобиля.

Частые ошибки на экзамене

Каждая ошибка равна трём штрафным баллам. Чтобы сдать упражнение, нельзя превысить четыре.

Самые распространённые промахи:

  • многократное включение задней передачи (три раза и более);
  • наезды на боковые линии;
  • пересечение габаритами передней или задней границы;
  • неправильное расположение автомобиля после завершения манёвра.

Чтобы избежать этих ошибок, важно не торопиться и заранее отработать алгоритм на площадке.

Краткие тезисы

  • Парковка задним ходом — обязательный навык и элемент экзамена в ГИБДД.
  • Главный плюс — безопасный последующий выезд передним ходом.
  • Основные типы: параллельная и перпендикулярная.
  • Ограниченный обзор требует аккуратности и использования вспомогательных систем.
  • Параллельная парковка выполняется при минимально доступной длине «кармана».
  • Перпендикулярный заезд удобнее на небольших площадках.
  • На автодроме нормативы усложнены, а ошибки строго оцениваются.

Итог

Парковка задним ходом — это умение, которое поначалу кажется сложным, но уверенность приходит с практикой. Главное — не бояться, не торопиться и помнить, что любой манёвр поддаётся логике. Овладев этими навыками, водитель начинает чувствовать автомобиль гораздо лучше и перестаёт бояться тесных городских парковок. А это уже шаг к тому, чтобы получать удовольствие от вождения, а не испытывать стресс из-за каждого свободного «кармана».