Геннадию Матвеевичу Фадееву 88 лет. Он был из тех руководителей МПС, а потом и РЖД, о ком говорят с уважением. При нем МПС превратилась в РЖД, а отрасль он возглавлял дважды: с 1992 по 1996 и с 2002 по 2005, успев в перерыве побыть начальником Московской железной дороги. Но где он сейчас и чем занят.
Кто такой Фадеев и чем он занимался до работы в РЖД
Будущий министр путей сообщения родился в 1937 году в поселке Владимирово-Шимановский Свободненского района Дальневосточного края (регион, существовавший в то время).
Время и место рождения почти автоматически определили путь – железная дорога на Дальнем Востоке была не просто транспортной артерией, а важнейшим способом жизни. Фадеев получил профильное образование, стал специалистом отрасли и шаг за шагом продвигался от низовых должностей до уровня, когда его имя стало известно в министерских кабинетах.
Он был последним руководителем железнодорожного ведомства страны, который пришел в большую политику из профессии. Эта деталь для многих железнодорожников стала определяющей, когда они пытались объяснить, почему к Фадееву относились так тепло.
Он понимал специфику отрасли изнутри, знал, как работает хозяйство, как устроены инфраструктура, эксплуатация, локомотивное и вагонное хозяйства, и как решать возникающие проблемы, не допуская бюрократических проволочек. Его путь до МПС стал редким примером постепенного профессионального роста, когда опыт и знания оказываются важнее политической конъюнктуры.
Достижения на должности главы МПС и РЖД
Период руководства Фадеевым МПС пришелся на начало 1990-х, когда страна переживала масштабную приватизацию. Тогда железнодорожная отрасль оказалась под угрозой раздробления, и одним из главных достижений Фадеева стало сохранение МПС как единой структуры.
Затем он создал Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии, который после распада СССР стал ключевой площадкой для согласования перевозок, расписаний и тарифов между бывшими республиками.
Именно при нем было открыто движение поездов на всем протяжении БАМа, завершена электрификация Транссиба и главного хода на Китай, построен второй мост через Амур под Хабаровском и завершен обход Красноярска с мостом через Енисей.
Он продвигал собственное производство техники – на Демиховском заводе начали выпускать российские электропоезда, а совместно с Plasser and Theurer было создано предприятие по производству тяжелой путевой техники. Именно при Фадееве в России появились первые межрегиональные экспрессы и была внедрена технология прохода через турникеты по смарт-картам.
В 2002 году был запущен первый аэроэкспресс в Домодедово, затем – во Внуково. Он же инициировал возвращение исторического вида станции Ясная Поляна, участвовал в вводе Ладожского вокзала в Петербурге, а также принял решение начать переход Сахалина с узкой японской колеи на широкую российскую.
На международном уровне он подписал контракт с Siemens на поставку 55 высокоскоростных поездов с глубокой локализацией производства. Этот контракт мог стать отправной точкой для создания отечественных скоростных составов, но дальнейшая смена руководства изменила курс.
Фадеев спустя годы сожалел, что этот проект так и не был реализован в полной мере. В интервью он прямо говорил, что считает своей главной нереализованной задачей создание в России производства высокоскоростных поездов.
«Мы подписали контракт с Siemens 10 апреля 2005 года в Ганновере. Присутствовали Путин и Шредер. У меня в день подписания контракта был день рождения. Министр транспорта РФ Игорь Левитин сказал об этом нашему президенту, а он, видимо, Шредеру. Смотрю, с нашего стола быстро убирают всю посуду и приносят бокалы, шампанское наливают и Шредер запел: Happy birthday to you. В зале все смотрят на наш стол. Там был журналист Андрей Колесников, и он на следующий день написал про это. Я так переживал… А через два месяца меня отправляют в отставку», – сообщил министр.
Что он делает сейчас
После ухода с поста президента РЖД в 2005 году Геннадий Фадеев на какое-то время пропал из поля зрения. В бытность главой РЖД Владимира Якунина, о Фадееве не было слышно.
Зато когда железнодорожную отрасль возглавил Олег Белозеров, Фадеев сразу стал советником главы компании на общественных началах.
Несмотря на возраст в 88 лет, он продолжает участвовать в отраслевых мероприятиях, встречах, юбилейных событиях, конференциях, где его по-прежнему воспринимают как одного из самых авторитетных представителей железнодорожной школы.
Вот, например, Фадеев на транспортной неделе в Гостином Дворе в ноябре 2025 года.
А это он – на выставке «Продвижение-2025» в августе в Петербурге смотрит динамическую экспозицию.
Он сохраняет активность, хотя давно не находится на первых ролях, и его комментарии на закрытых экспертных встречах до сих пор считают ценными. Для отрасли Фадеев остается фигурой, которую связывают с эпохой больших инфраструктурных задач, уверенного управленческого стиля и редкого для последних десятилетий сочетания профильного образования и реального понимания огромного железнодорожного хозяйства страны.