Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

НИМБ: интересные факты о смысле и появлении символа

В одной из сцен «Бриллиантовой руки» контрабандист Козодоев, которого играл Андрей Миронов, очутился на крошечной отмели в Черном море. Принявшись звать на помощь, он вдруг увидел мальчика, который, словно Христос по волнам Тивериадского озера, шел по воде аки посуху. За кадром церковный хор затянул «Господу помолимся, Господи, помилуй…», зазвенели колокола, над головой отрока возник сияющий нимб, Козодоев зашагал по воде за своим спасителем — и через несколько шагов угодил в яму. Отмель себя исчерпала. Однако в версии, показанной 31 декабря 2015 г. по «России 1», вместо нимба над головой мальчика было видно лишь размытое белое пятно. В прессе сразу же зазвучала версия о том, что телевизионщики специально затерли этот знак святости, чтобы не задевать чувства верующих и не дразнить РПЦ; на телеканале призвали подозрительных зрителей «в новогоднюю ночь поменьше пить и побольше закусывать», а технически подкованные комментаторы предположили, что нимб мог «размазаться» без всякого заговора

В одной из сцен «Бриллиантовой руки» контрабандист Козодоев, которого играл Андрей Миронов, очутился на крошечной отмели в Черном море. Принявшись звать на помощь, он вдруг увидел мальчика, который, словно Христос по волнам Тивериадского озера, шел по воде аки посуху. За кадром церковный хор затянул «Господу помолимся, Господи, помилуй…», зазвенели колокола, над головой отрока возник сияющий нимб, Козодоев зашагал по воде за своим спасителем — и через несколько шагов угодил в яму. Отмель себя исчерпала.

Однако в версии, показанной 31 декабря 2015 г. по «России 1», вместо нимба над головой мальчика было видно лишь размытое белое пятно. В прессе сразу же зазвучала версия о том, что телевизионщики специально затерли этот знак святости, чтобы не задевать чувства верующих и не дразнить РПЦ; на телеканале призвали подозрительных зрителей «в новогоднюю ночь поменьше пить и побольше закусывать», а технически подкованные комментаторы предположили, что нимб мог «размазаться» без всякого заговора — из-за некорректного сжатия цифровой картинки. Версия с браком выглядит правдоподобнее умысла — весь эпизод открыто высмеивает религиозность Козодоева. Как только он попал в беду, камера тотчас же показала зрителю висящий у него на груди крестик. Так что, убрав сияющий круг, едкую иронию из кадра все равно не вытравишь.

Что бы там ни случилось на самом деле, в такую цензуру было несложно поверить. Для многих золотой ореол — это не только христианский символ, но и почти что «собственность» Церкви. Раз так, то его несанкционированное использование (не обязательно в сатирических или пародийных целях) воспринимается если не как кощунство, то как нарушение копирайта. О нимбе либо хорошо, либо никак.

Нимб в христианской иконографии — это, конечно, печать божественного. Он демонстрирует сакральный статус его обладателей: Бога-Отца, Христа, Девы Марии, ангелов и святых — и отделяет их от остальных персонажей, действующих на том же изображении.

Однако история этого знака началась задолго до христианства.

Да и в самой христианской иконографии нимб не всегда был так свят: в поздней Античности и в Средневековье с ним порой представляли Люцифера или Антихриста, а также земных властителей с такой дурной репутацией, что их бы святыми точно никто не назвал.

В индуистском, буддистском или исламском искусстве божества, подвижники, правители, а порой и простые смертные тоже изображались с сиянием вокруг головы.

-2

-3

Идея божественного начала как света или огня и сама форма нимба была унаследована христианством у языческого — греко-римского и восточного — искусства. Во множестве культур (от Египта и Ассирии до Ирана и Индии) некоторых богов изображали с сияющим диском, короной лучей, расходящихся во все стороны, либо с лучами, вписанными в круг.

Во многих культурах этот атрибут сверхъестественной силы стали переносить и на земных владык, которые объявлялись богами, воспринимались как воплощения богов или получали нимбы «по должности». В последние века Римской империи на изображениях языческих, а потом и христианских императоров нимб символизировал не их личную добродетель, а незыблемость императорского достоинства.

-4

В IV в. христиане, позаимствовав в имперской иконографии нимб как знак высшей власти, стали регулярно изображать с ним своего смиренного Бога, которого считали истинным светом мира. Лишь со временем, в V–VI вв., нимбы превратились в постоянный атрибут не только Христа, но и Богоматери, а также других святых.

В это время на востоке бывшей Римской империи рождается культ икон. Изображения Христа, Девы Марии, мучеников, монахов или епископов из свидетельств веры и поминальных портретов превратились в объект почитания.

Хотя христианская теория образа и подчеркивала, что между культом икон и идолопоклонством язычников нет ничего общего, почитание образов Христа, Богоматери и святых стало выполнять те же функции, которые раньше возлагались на изображения богов, населявших многоликую Римскую империю. Когда «портрет» умершего праведника превратился в икону святого (написанную на доске или на стене храма), верующие должны были точно знать, каким изображениям надлежит молиться, а каким — нет, где лик святого, а где — поминальный портрет «простого» монаха или епископа. Нимб снимал подобную неопределенность.

Изучайте историю вместе с книгой «Страдающее Средневековье» (16+): https://ast.ru/book/stradayushchee-srednevekove-833447/

Вы узнаете о том, как в христианской иконографии священное переплеталось с комичным, монструозным и непристойным. Многое из того, что сегодня кажется возмутительным святотатством, в Средневековье, эпоху почти всеобщей религиозности, было вполне в порядке вещей.

Речь пойдёт об обезьянах на полях древних текстов, непристойных фигурах на стенах церквей и о святых в монструозном обличье. Откуда взялись эти образы, и как они связаны с последующим развитием мирового искусства?

-5