Найти в Дзене
Сказы Истории

Ленин и Ильин: величие созидателя и иллюзии реакционера

В философской доктрине современной России философ Ильин занял первое место. Им пытаются заменить ленинскую философию. Но как вы понимаете, где Ленин – основатель первого в мире социалистического государства, и где Ильин, написавший всего лишь хорошую диссертацию о Гегеле.

Ленин величина планетарного масштаба, один из самых издаваемых писателей и самых уважаемых людей на планете, борец за справедливость.

Ильин – обиженный антисоветчик, деливший людей на аристократов и «остальных», восхваляющий фашизм

А ведь это Ленин спас Ильина от расстрела в августе 1918, сказав, что его нельзя расстреливать: «Он автор лучшей книги о Гегеле». Это он имел в виду ту самую диссертацию.

Два взгляда на управление государством

У Ленина и Ильина были совершенно противоположные взгляды на принципы управления государством и понятие равенства. Владимир Ильич Ленин выступал за принцип всеобщего участия в управлении страной, утверждая, что обучение управленческим навыкам должно быть доступно каждому человеку вне зависимости от социального статуса или происхождения. Таким образом, Ленин предлагал демократический подход, при котором каждый гражданин имеет равные возможности стать частью системы власти.

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

(В.И. Ленин ПСС том 34 «Удержат ли большевики государственную власть».)

Напротив, Иван Ильин придерживался мнения, что руководство страной требует особых качеств и способностей. По его мнению, участие в политической деятельности должно принадлежать людям, наделённым высокими духовными качествами, крепким моральным стержнем и глубокими убеждениями. Такой подход предполагает элитаризм, при котором власть должна находиться в руках избранных, наиболее достойных представителей общества.

Ильин считал, что: «для этого необходимы люди высокой духовной силы, люди первого ранга. Вот почему необходимо высказывать, доказывать и жизненно прививать воззрение, что государственная и политическая деятельность требует не ловкого проходимца, не хитрящего интригана или чего-нибудь еще худшего, но человека с религиозно и нравственно сильным характером, человека качественного и призванного к власти. Она требует высоковолевой, моральной, образовательной и профессиональной квалификации. Это есть дело совсем не общедоступное, не дилетантское, не уличное. Отсюда в высоком смысле аристократическая природа государства, не в сословном, а в духовном смысле;

(И. Ильин «Национальная Россия: наши задачи». Надо готовить грядущую Россию стр 41.)

Таким образом, основное различие между этими двумя философиями заключается в подходе к доступу к власти и участию населения в государственных делах. Ленин стремился обеспечить массовое вовлечение всех слоёв общества, тогда как Ильин настаивал на ограниченном доступе к власти лишь для определённой группы лиц.

Взгляды на неравенство

У Ленина и Ильина были принципиально разные взгляды на равенство людей и социальную структуру общества.

Оба они признавали природное неравенство людей, что физические способности, таланты и личностные качества различаются среди индивидов. Однако именно здесь начинается коренное расхождение их позиций.

Ленин утверждал, что несмотря на индивидуальные различия, общественные институты и законы должны стремиться обеспечить формальное равенство возможностей перед законом и экономическими ресурсами. Его идея заключалась в том, что даже если люди отличаются друг от друга физически или психологически, они имеют право на одинаковое уважение и одинаковые права в рамках государства. Ленин рассматривал государство как инструмент борьбы против привилегий и несправедливого распределения благ, стремясь создать систему, в которой социальные условия позволяют каждому реализовать свой потенциал. Если у В. И. Ленина:

«Под равенством социал-демократы в области политической разумеют равноправие, а в области экономической, как уже сказано, уничтожение классов. Об установлении же человеческого равенства в смысле равенства сил и способностей (телесных и душевных) социалисты и не помышляют...
Уничтожить классы — это значит поставить всех граждан в одинаковое отношение к средствам производства всего общества, это значит — все граждане имеют одинаковый доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и так далее...
Кратко говоря: когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей.

(В. И. Ленин Полное Собрание Сочинений том 24. стр. 360.)

Ильин, напротив, видел необходимость учёта природных различий в распределении социальных ролей и обязанностей. Согласно его взглядам, лидерство должно принадлежать избранным, то есть цвету нации.

Читаем у Ильина:

Итак, люди от природы неравны; и в этом не «беда», а дар Божий. Нам надо только верно узнавать этот дар и верно с ним обходиться...
В идее «ранга» есть две стороны: во-первых, имеется в виду присущее человеку качество, — это его действительный ранг; во-вторых, имеются в виду его полномочия, права и обязанности, которые признаются за ним со стороны общества или государства, — это его социальный ранг...
Никакая общественная организация невозможна без ранга. Государство с неудачным ранговым отбором — слабо, не устойчиво, может быть прямо обречено...
Замечательно, что в России идея ранга исторически держалась главным образом на религиозном основании и на патриотическом чувстве. Вот почему присяга («целование креста») имела в России такое значение. Вот почему народ тысячу лет верил в праведную волю Государя, в его сердечную заботу о всем народе без изъятия и в его искание справедливости для всех. Ранг в России держался верою и любовью и постольку вызывал в душах искреннюю и самоотверженную лояльность.

Источник: Ильин И. А., Наши задачи, т. I. Идея ранга

Во-первых, Ильин считает неравенство, а попросту рабство или угнетение даром Божиим. То есть то, что происходило в России более двухсот лет, когда крестьян (90% населения) покупали, продавали, меняли на собак, проигрывали в карты, пороли, клеймили как скот – это был дар Божий?

В каждом слове Ильина сплошное лицемерие в угоду «их благородиям», особенно о сердечной заботе государя о всём народе. Эта «забота» выражалась в постоянных голодоморах, которым подвергалось крестьянство, а царь вместо помощи запретил слово «голод», заменив словом «недород».

В заключение

Таким образом, для Ленина целью общественного развития является достижение полного народовластия, выраженного лозунгом «Вся власть Советам». Эта концепция подразумевает, что истинная власть должна исходить непосредственно от народа, передаваясь через представительные органы народных советов. Народ рассматривается как источник легитимности власти, а сам социализм направлен на обеспечение справедливости и равенства для всех членов общества.

Однако позиция Ильина существенно отличается. Для него идеальной формой правления является монархия, воплощающая идею божественного предназначения лидера. Монарх, согласно Ильину, представляет собой высшее проявление порядка и стабильности в государстве.

При этом имеется в наличии «кучка» богатых, которым принадлежат средства производства и земля и «остальные», которым не принадлежит ничего.

О том, как это было в Российской империи можно почитать в статьях

Голод вперемежку с жестокими морами - страшная обыденность царской России

Полуколониальная Россия начала XX века, отставание во всём, пропасть между бедными и богатыми

Воровство и коррупция привели царскую Россию к проигранным войнам, экономической отсталости и революции