Пак Чхан-ук в своем новом фильме задался целью проследить трансформацию человека в чудовище. Это происходит настолько обыденно, что можно и не заметить, как глубоко ты погрузился на дно. «Удачное» стечение обстоятельств, и даже добропорядочный гражданин выпускает на волю своего внутреннего монстра. И это разрушает его самого и близких. Это уже не борьба за жизнь, а с ней.
Зритель «Метода исключения» попадает в капкан, ожидая наступления неминуемого наказания для овцы, ставшей волком. Но это не произойдет. Как и не будет попытки режиссера смягчить финал. Почему это так, можно понять, только отринув понятие нормальности и посмотрев на кино глазами персонажа, который воюет с миром. Этим мы и займемся в разборе фильма «Метод исключения» (2025).
Спящий монстр
В каждом из нас есть монстр. У нормального человека он спит, лишь изредка напоминая о себе в минуты страха, страсти и злости. Есть этот монстр и у Ю Ман-су - успешного специалиста бумажного производства.
Своим трудом и знаниями это человек смог построить карьеру и семью. У него всё хорошо: дом, любящие дети и жена, уютная оранжерея и два ретривера. Престижная работа и уважение коллег делают его достойным членом общества.
Его монстр почти спит. Лишь маленькая сцена за столом, когда он принюхивается к алкоголю, но не трогает его, заставляет задуматься, что за этим моментом стоит что-то большее.
Идеальная жизнь, которая не предвещает беды. Но она приходит. И имя ей — увольнение.
Пробуждение монстра
Реальность очень быстро спускает Ман-су с Олимпа благодати на грешную землю. А ситуация тут безрадостная: рынок труда жесток и агрессивен. Это раньше он был заслуженным и ценным кадром, теперь он один из многих. Нужно бороться, а иначе лишишься дома, спокойствия семьи и самоуважения.
Но всё идет не по плану. Поиски затягиваются. Взрослый состоявшийся мужчина, который еще недавно содержал семью, становится обузой, теряет веру в себя после очередного дня без работы и каждого нового отказа.
Проходит не так много времени, и ты уже стоишь на коленях, слезно прося рассмотреть твою кандидатуру. Унижение и бессилие — это тот самый ключ, который отпирает дверь монстру.
Пока его присутствие почти незаметно. Опасный оскал лишь мелькает в хаотичных мыслях. Какие есть пути вернуться в прежнюю жизнь? Что я могу сделать, чтобы вернуться на работу и свой Олимп?
И сначала идеи невинные - пойти в группу психологической поддержки, пытаться найти работу через связи, ужать расходы. Но всё это лишь отсрочивает неминуемый крах. И вот в этот момент появляются мысли монстра: а что если подставить соперников или может вообще убрать фактор конкуренции? А как это сделать? Убить.
Голод
Монстр пробудился и он очень голоден. Начинается выслеживание жертвы. И таковым становится тот, кто уже имеет желаемое место, на которое может претендовать Ман-су. Найдя его и проследив путь, герой уже готов совершить свой смертельный бросок.
Символично, что орудием покушения становится цветочный горшок. Вначале истории Ман-су сажал и ухаживал за своим садиком - это созидательный процесс, как и его прошлая профессиональная жизнь.
Теперь же растение — это символ всхода его монстра. Не случайно инструментом для убийства становится не какой-то там куст, а перец. Жгучий, как голод, и острый, как желание убить.
Но не в этот раз. Ман-су, будучи человеком умным, понимает, что, освободив место, он не решит свою проблему — на рынке все так же много кандидатов, которые способны обойти его. А значит, ему нужно убрать методом исключения и их. А иначе он лишь утолит сиюминутный голод монстра, который очень быстро попросит добавки.
Подготовка к большой охоте
Несостоявшееся орудие — перец — забирается с собой. Теперь он, как и мысли о большой охоте, живут в доме Ман-су. Растение получает свое место в саду.
Герой создает фиктивную бумажную компанию, в названии которой есть «перчик». Задача — собрать резюме всех кандидатов, отсортировать их и выявить тех, кто способен обойти его.
Очень скоро у Ман-су на руках целое досье таких же безработных горемык, как и он.
Выявив своих врагов, он начинает «исключать» их.
Человечность в Ман-су еще сопротивляется. Оттого мы видим его сомнения, дрожь и самоистязания. Больной зуб не лечится — это самонаказание за всю ситуацию, и проявление внутреннего конфликта со своим монстром.
Охота первая: осечка
Первой реальной целью становится человек, который также проиграл своему монстру - бывший ценный специалист заперся в своем доме, окружив воспоминаниями и ностальгией. А кормит своё внутренне чудовище он алкоголем.
Правда первая охота проходит не очень удачно. Сомнения еще мешают. Пока никакого хладнокровия еще нет.
В руках у Ман-су трофейный пистолет, который его родственник получил во время войны во Вьетнаме, в которой тот участвовал в составе южнокорейских войск. Такие события — это пир чудовищ, в котором участвуют страны и миллионы тех, кто по своей или чужой воле вынужден выпустить внутреннего монстра наружу.
Пистолет — это символ и вечное напоминание о человеческой сути. И как войны никогда не закончатся, так и оружие всегда найдет руку, которая наведет на цель.
Хотя Ман-су сам и не убил первую жертву, его цель достигнута. Став проводником зла он принес оружие в дом своего врага, а факт, что тот пал от руки неверной жены лишь ирония жизни.
Охота вторая: отражение
Вторая охота становится поворотной. Найдя жертву, он некоторое время борется с собой, так как увидел себя в сломленном продавце обуви. Он вежлив и услужлив, так как переступил через себя, забыв, что ранее был ценным специалистом на производстве. К тому же, как и у Ман-су, у мужчины есть маленькая дочь.
Ман-су убивает его. И через очень жестокий ритуал избавляется от тела, делая это очень специфическим способом.
Он «сажает» труп в землю, предварительно придав ему нужную форму, словно это очередной бонсай. Только раньше он проволокой направлял ветки своих деревьев, а теперь трупу, который является растением, взращенным его монстром.
Теперь у героя сад другого толка, не то что раньше.
Охота третья: триумф
Третьей жертвой становится тот, кто должен был быть первым. Круг замкнулся. Убрав конкурентов для собеседования Ман-су приходит к тому, чье место он планирует занять. И именно эта охота окончательно высвобождает монстра. Ман-су действует хладнокровно, расчетливо и беспощадно.
Ранее мы узнаем, что в прошлом герой был алкоголиком и чуть не погиб от собственных рвотных масс в очередном загуле. И это не забыто, более того, монстр отзеркаливает эту ситуацию подстраивая убийство ровно по этому сценарию - напоить жертву, забить глотку едой, удавить его и инсценировать несчастный случай от злоупотребления алкоголем.
Сам же Ман-су с радостью ломает многолетнее табу - он заливает в себя коктейль. Это прикормка для монстра, который расправил плечи. А раз так, то можно и зуб вырвать - напоминания о ущербности и унижении более не нужно. Герой взял свою жизнь в руки.
Знаменательно, что и жена Ман-су узнает о делах мужа именно в этот момент, находя ту самую человеческую «икебану» во дворе. И, к ужасу зрителей, она не впадает в шок или ужас. Нет, она не вызывает полицию и не сбегает из дома со своими детьми. Она звонит мужу с сообщением, что полностью его поддерживает и будет с ним до конца.
Истинно, «муж да жена — одна Сатана». Видимо, её монстр проснулся и очухался еще быстрее.
Сыт и доволен
Все угрозы устранены. Ман-су получает работу. Это его триумф — всё сделанное привело его к победе. Статус восстановлен. И, казалось бы, на этом всё — жесткий финал без надежды. Но режиссер поступает несколько изящнее.
Начнем с того, что работа, на которую претендовал главный герой, отличается от той, какую он в итоге получил. Вместо работы управленцем с людьми, Ман-су становится единственным работником в цеху — всех остальных заменили машины и ИИ.
Это не случайно, пройдя подобный путь, нельзя остаться просто человеком, ты сам становишься механизмом, в котором только сытый и временно уснувший монстр.
Да, Ман-су всё сошло с рук. Но если внимательно смотреть на всю историю, то становится понятно, что каждый персонаж фильма замарал руки деяниями, за которое должно наступить наказание. Но никто не наказан:
- Все жертвы Ман-су, были нечисты на руку и занимались мошенническими схемами. Оттого полиция и пришла к ложному выводу, решив, что их смерть — это итог преступной бизнес-борьбы.
- Сын — врун и вор, которому сошла с рук кража.
- Жена готова флиртовать с любым, если это решит её проблемы (устройство на работу и «отмазывание» сына за кражу). Да и сама она в курсе дел мужа, но лишь покрывает его.
- Бизнес и начальники — жадные торгаши, которые выжимают всё из работников и выкидывают их потом на улицу.
По итогу в фильме все персонажи идут по пути утраты человечности, а потому и искать справедливости в таком мире глупо.
Но при всей мизантропии истории, режиссер оставляет место лучшему. Делает он это через персонаж дочери Ман-су. Девочка почти не разговаривает и явно страдает психическим отклонением. Но при этом является единственным невинным человеком в фильме.
Во-первых, она единственная, кто ни разу за фильм не врет и не совершает каких-либо аморальных поступков. И только она страдает не из-за отсутствия материальных благ, а из-за отсутствия её друзей — собак.
Во-вторых, она вундеркинд, которая занимается истинно прекрасным делом — играет музыку и пишет её на языке, понятном только ей. Она по-настоящему непорочна. Она не разговаривает с людьми, так как с ними не о чем говорить — они во грехе.
В-третьих, она никогда не играет свою чистую и прекрасную музыку для родителей — только невинные собаки заслуживают слышать это.
Эта девочка — пример того малого хорошего в прогнившем мире. Вот только спасать она никого не будет, её это просто не интересует.
Итог
«Метод исключения» — это мизантропичная и жёсткая картина о мире, где чудовища достигают целей. Это реальный мир, о котором режиссер Пак Чхан-ук не питает иллюзий.
Через язык метафор, отличной актерской работы и технической реализации автор показывает зрителю неудобную правду о нас самих. И это многим зрителям не понравится, также как и жестокость (которая по меркам режиссера и его фильмов тут минимальна).
В фильме нет ни секунды осуждения или морализаторства. Режиссер лишь показывает, что каждого может затянуть на дно, и никто не знает, сможешь ли ты вытащить себя сам или выпустишь монстра, рискуя даже не понять, что вместо дерева жизни сажаешь трупную икебану.
Спасибо, что дочитали до конца!
Благодарю за поддержку канала и ваш лайк. Оставайтесь на связи и делитесь своим мнением о фильме.
Больше контента о кино - в Дзен и в группе VK