Найти в Дзене

«Метод исключения» (2025): чудовище, рожденное безработицей. Разбор фильма

Пак Чхан-ук в своем новом фильме задался целью проследить трансформацию человека в чудовище. Это происходит настолько обыденно, что можно и не заметить, как глубоко ты погрузился на дно. «Удачное» стечение обстоятельств, и даже добропорядочный гражданин выпускает на волю своего внутреннего монстра. И это разрушает его самого и близких. Это уже не борьба за жизнь, а с ней. Зритель «Метода исключения» попадает в капкан, ожидая наступления неминуемого наказания для овцы, ставшей волком. Но это не произойдет. Как и не будет попытки режиссера смягчить финал. Почему это так, можно понять, только отринув понятие нормальности и посмотрев на кино глазами персонажа, который воюет с миром. Этим мы и займемся в разборе фильма «Метод исключения» (2025). Спящий монстр В каждом из нас есть монстр. У нормального человека он спит, лишь изредка напоминая о себе в минуты страха, страсти и злости. Есть этот монстр и у Ю Ман-су - успешного специалиста бумажного производства. Своим трудом и знаниями это ч
Оглавление

Пак Чхан-ук в своем новом фильме задался целью проследить трансформацию человека в чудовище. Это происходит настолько обыденно, что можно и не заметить, как глубоко ты погрузился на дно. «Удачное» стечение обстоятельств, и даже добропорядочный гражданин выпускает на волю своего внутреннего монстра. И это разрушает его самого и близких. Это уже не борьба за жизнь, а с ней.

Зритель «Метода исключения» попадает в капкан, ожидая наступления неминуемого наказания для овцы, ставшей волком. Но это не произойдет. Как и не будет попытки режиссера смягчить финал. Почему это так, можно понять, только отринув понятие нормальности и посмотрев на кино глазами персонажа, который воюет с миром. Этим мы и займемся в разборе фильма «Метод исключения» (2025).

Спящий монстр

-2

В каждом из нас есть монстр. У нормального человека он спит, лишь изредка напоминая о себе в минуты страха, страсти и злости. Есть этот монстр и у Ю Ман-су - успешного специалиста бумажного производства.

Своим трудом и знаниями это человек смог построить карьеру и семью. У него всё хорошо: дом, любящие дети и жена, уютная оранжерея и два ретривера. Престижная работа и уважение коллег делают его достойным членом общества.

Его монстр почти спит. Лишь маленькая сцена за столом, когда он принюхивается к алкоголю, но не трогает его, заставляет задуматься, что за этим моментом стоит что-то большее.

-3

Идеальная жизнь, которая не предвещает беды. Но она приходит. И имя ей — увольнение.

Пробуждение монстра

-4

Реальность очень быстро спускает Ман-су с Олимпа благодати на грешную землю. А ситуация тут безрадостная: рынок труда жесток и агрессивен. Это раньше он был заслуженным и ценным кадром, теперь он один из многих. Нужно бороться, а иначе лишишься дома, спокойствия семьи и самоуважения.

Но всё идет не по плану. Поиски затягиваются. Взрослый состоявшийся мужчина, который еще недавно содержал семью, становится обузой, теряет веру в себя после очередного дня без работы и каждого нового отказа.

-5

Проходит не так много времени, и ты уже стоишь на коленях, слезно прося рассмотреть твою кандидатуру. Унижение и бессилие — это тот самый ключ, который отпирает дверь монстру.

Пока его присутствие почти незаметно. Опасный оскал лишь мелькает в хаотичных мыслях. Какие есть пути вернуться в прежнюю жизнь? Что я могу сделать, чтобы вернуться на работу и свой Олимп?

-6

И сначала идеи невинные - пойти в группу психологической поддержки, пытаться найти работу через связи, ужать расходы. Но всё это лишь отсрочивает неминуемый крах. И вот в этот момент появляются мысли монстра: а что если подставить соперников или может вообще убрать фактор конкуренции? А как это сделать? Убить.

Голод

-7

Монстр пробудился и он очень голоден. Начинается выслеживание жертвы. И таковым становится тот, кто уже имеет желаемое место, на которое может претендовать Ман-су. Найдя его и проследив путь, герой уже готов совершить свой смертельный бросок.

Символично, что орудием покушения становится цветочный горшок. Вначале истории Ман-су сажал и ухаживал за своим садиком - это созидательный процесс, как и его прошлая профессиональная жизнь.

-8

Теперь же растение — это символ всхода его монстра. Не случайно инструментом для убийства становится не какой-то там куст, а перец. Жгучий, как голод, и острый, как желание убить.

Но не в этот раз. Ман-су, будучи человеком умным, понимает, что, освободив место, он не решит свою проблему — на рынке все так же много кандидатов, которые способны обойти его. А значит, ему нужно убрать методом исключения и их. А иначе он лишь утолит сиюминутный голод монстра, который очень быстро попросит добавки.

Подготовка к большой охоте

-9

Несостоявшееся орудие — перец — забирается с собой. Теперь он, как и мысли о большой охоте, живут в доме Ман-су. Растение получает свое место в саду.

Герой создает фиктивную бумажную компанию, в названии которой есть «перчик». Задача — собрать резюме всех кандидатов, отсортировать их и выявить тех, кто способен обойти его.

Очень скоро у Ман-су на руках целое досье таких же безработных горемык, как и он.

-10

Выявив своих врагов, он начинает «исключать» их.

Человечность в Ман-су еще сопротивляется. Оттого мы видим его сомнения, дрожь и самоистязания. Больной зуб не лечится — это самонаказание за всю ситуацию, и проявление внутреннего конфликта со своим монстром.

Охота первая: осечка

-11

Первой реальной целью становится человек, который также проиграл своему монстру - бывший ценный специалист заперся в своем доме, окружив воспоминаниями и ностальгией. А кормит своё внутренне чудовище он алкоголем.

Правда первая охота проходит не очень удачно. Сомнения еще мешают. Пока никакого хладнокровия еще нет.

-12

В руках у Ман-су трофейный пистолет, который его родственник получил во время войны во Вьетнаме, в которой тот участвовал в составе южнокорейских войск. Такие события — это пир чудовищ, в котором участвуют страны и миллионы тех, кто по своей или чужой воле вынужден выпустить внутреннего монстра наружу.

Пистолет — это символ и вечное напоминание о человеческой сути. И как войны никогда не закончатся, так и оружие всегда найдет руку, которая наведет на цель.

-13

Хотя Ман-су сам и не убил первую жертву, его цель достигнута. Став проводником зла он принес оружие в дом своего врага, а факт, что тот пал от руки неверной жены лишь ирония жизни.

Охота вторая: отражение

-14

Вторая охота становится поворотной. Найдя жертву, он некоторое время борется с собой, так как увидел себя в сломленном продавце обуви. Он вежлив и услужлив, так как переступил через себя, забыв, что ранее был ценным специалистом на производстве. К тому же, как и у Ман-су, у мужчины есть маленькая дочь.

-15

Ман-су убивает его. И через очень жестокий ритуал избавляется от тела, делая это очень специфическим способом.

Он «сажает» труп в землю, предварительно придав ему нужную форму, словно это очередной бонсай. Только раньше он проволокой направлял ветки своих деревьев, а теперь трупу, который является растением, взращенным его монстром.

Теперь у героя сад другого толка, не то что раньше.

Охота третья: триумф

-16

Третьей жертвой становится тот, кто должен был быть первым. Круг замкнулся. Убрав конкурентов для собеседования Ман-су приходит к тому, чье место он планирует занять. И именно эта охота окончательно высвобождает монстра. Ман-су действует хладнокровно, расчетливо и беспощадно.

Ранее мы узнаем, что в прошлом герой был алкоголиком и чуть не погиб от собственных рвотных масс в очередном загуле. И это не забыто, более того, монстр отзеркаливает эту ситуацию подстраивая убийство ровно по этому сценарию - напоить жертву, забить глотку едой, удавить его и инсценировать несчастный случай от злоупотребления алкоголем.

-17

Сам же Ман-су с радостью ломает многолетнее табу - он заливает в себя коктейль. Это прикормка для монстра, который расправил плечи. А раз так, то можно и зуб вырвать - напоминания о ущербности и унижении более не нужно. Герой взял свою жизнь в руки.

-18

Знаменательно, что и жена Ман-су узнает о делах мужа именно в этот момент, находя ту самую человеческую «икебану» во дворе. И, к ужасу зрителей, она не впадает в шок или ужас. Нет, она не вызывает полицию и не сбегает из дома со своими детьми. Она звонит мужу с сообщением, что полностью его поддерживает и будет с ним до конца.

Истинно, «муж да жена — одна Сатана». Видимо, её монстр проснулся и очухался еще быстрее.

Сыт и доволен

-19

Все угрозы устранены. Ман-су получает работу. Это его триумф — всё сделанное привело его к победе. Статус восстановлен. И, казалось бы, на этом всё — жесткий финал без надежды. Но режиссер поступает несколько изящнее.

Начнем с того, что работа, на которую претендовал главный герой, отличается от той, какую он в итоге получил. Вместо работы управленцем с людьми, Ман-су становится единственным работником в цеху — всех остальных заменили машины и ИИ.

Это не случайно, пройдя подобный путь, нельзя остаться просто человеком, ты сам становишься механизмом, в котором только сытый и временно уснувший монстр.

-20

Да, Ман-су всё сошло с рук. Но если внимательно смотреть на всю историю, то становится понятно, что каждый персонаж фильма замарал руки деяниями, за которое должно наступить наказание. Но никто не наказан:

  • Все жертвы Ман-су, были нечисты на руку и занимались мошенническими схемами. Оттого полиция и пришла к ложному выводу, решив, что их смерть — это итог преступной бизнес-борьбы.
  • Сын — врун и вор, которому сошла с рук кража.
  • Жена готова флиртовать с любым, если это решит её проблемы (устройство на работу и «отмазывание» сына за кражу). Да и сама она в курсе дел мужа, но лишь покрывает его.
  • Бизнес и начальники — жадные торгаши, которые выжимают всё из работников и выкидывают их потом на улицу.

По итогу в фильме все персонажи идут по пути утраты человечности, а потому и искать справедливости в таком мире глупо.

-21

Но при всей мизантропии истории, режиссер оставляет место лучшему. Делает он это через персонаж дочери Ман-су. Девочка почти не разговаривает и явно страдает психическим отклонением. Но при этом является единственным невинным человеком в фильме.

Во-первых, она единственная, кто ни разу за фильм не врет и не совершает каких-либо аморальных поступков. И только она страдает не из-за отсутствия материальных благ, а из-за отсутствия её друзей — собак.

Во-вторых, она вундеркинд, которая занимается истинно прекрасным делом — играет музыку и пишет её на языке, понятном только ей. Она по-настоящему непорочна. Она не разговаривает с людьми, так как с ними не о чем говорить — они во грехе.

В-третьих, она никогда не играет свою чистую и прекрасную музыку для родителей — только невинные собаки заслуживают слышать это.

Эта девочка — пример того малого хорошего в прогнившем мире. Вот только спасать она никого не будет, её это просто не интересует.

Итог

-22

«Метод исключения» — это мизантропичная и жёсткая картина о мире, где чудовища достигают целей. Это реальный мир, о котором режиссер Пак Чхан-ук не питает иллюзий.

Через язык метафор, отличной актерской работы и технической реализации автор показывает зрителю неудобную правду о нас самих. И это многим зрителям не понравится, также как и жестокость (которая по меркам режиссера и его фильмов тут минимальна).

В фильме нет ни секунды осуждения или морализаторства. Режиссер лишь показывает, что каждого может затянуть на дно, и никто не знает, сможешь ли ты вытащить себя сам или выпустишь монстра, рискуя даже не понять, что вместо дерева жизни сажаешь трупную икебану.

-23

Спасибо, что дочитали до конца!

Благодарю за поддержку канала и ваш лайк. Оставайтесь на связи и делитесь своим мнением о фильме.

Больше контента о кино - в Дзен и в группе VK