Найти в Дзене
Обсудим звезд с Малиновской

Слезы в «Пусть говорят» и гнев Цыгановой. Разбираем, почему в историю Долиной никто не верит, несмотря на мощную поддержку ТВ

Оглавление

Здравствуйте, мои дорогие! По поводу ситуации с Ларисой Долиной продолжают высказывать медийные личности. Хотелось бы озвучить для вас их мнение, если вдруг пропустили. Но, позвольте, я сразу расставлю точки над ё. Никто. Ни один нормальный человек. Не верит в эту слезливую сказку про мошенников, психологическую обработку и паспорт с фото Тома Холланда. И это недоверие — не злорадство. Это здоровая реакция организма на ядовитую ложь. Это то самое чувство, когда сосед-алкоголик, три дня грохочущий ремонтом в два часа ночи, с утра пытается убедить вас, что это у него «бессонница творческая» и «он музу искал». И смотрит при этом честнейшими, слегка мутными глазами. Вы же ему не верите? Вот и тут то же самое.

Кадр: Первый канал. Прямой эфир
Кадр: Первый канал. Прямой эфир

Давайте вспомним тот самый эфир «Пусть говорят». Лариса Александровна, 70 лет от роду, женщина с железной хваткой и репутацией, прошедшая все тернии советского и российского шоу-биза, сидит в студии главного канала страны. И плачет. Не скупая мужская слеза, а именно что дамские рыдания. История стандартна до зубной боли: злые мошенники, угрозы близким, потеря миллионов, полная беспомощность. Стандартна для бабушки из провинции, но не для женщины, которая последние 40 лет крутится в мире, где каждый второй готов тебя «кинуть», а каждый первый — заключить контракт с пунктом мельчайшим шрифтом.

И вот этот момент — ключевой. Давайте я спрошу у вас: вы реально верите, что Лариса Долина, чьи гонорары исчисляются миллионами, чьи концерты расписаны на годы вперед, ходила по Москве с сумками налички и отдавала их незнакомцам? Без охраны? Без юриста? Без хотя бы водителя? Давайте будем честны: такие люди в ус не дуют, не посоветовавшись с юристом из топовой фирмы. У них деньги не в чулке, а в офшорах, трасты и счета. История с «носила сама» — это оскорбление не только нашего интеллекта, но и интеллекта любого финансового консультанта.

Кадр: Первый канал. Прямой эфир
Кадр: Первый канал. Прямой эфир

Но самое смешное — «доказательство». Тот самый скан паспорта «сотрудника Росфинмониторинга Андрея Лукина», от которого у простого народа случился некоторый шок.

Интернет-расследование длилось примерно 15 минут. Ровно столько, чтобы понять: на фото в паспорте — лицо Тома Холланда. Актера. Который играет Человека-паука. Слегка обработанное в «Фотошопе», но узнаваемое до слёз. Мне кажется, на этом моменте цинизм ситуации достигает просто каких-то космических масштабов. Авторы этой легенды (привет, редакторам Первой кнопки!) настолько презирают свою аудиторию, что даже не потрудились найти фото какого-нибудь рядового сотрудника или просто мужчину с нейтральным лицом. Нет, они взяли лицо голливудской звезды. Как будто говорят: «Да, вам, папуасам, и этого хватит. Вы все равно проглотите не заметите».

Хор неодобрения: почему молчание коллег красноречивее оваций

В обычных ситуациях шоу-бизнес закрывает ряды. Попади Долина в реальную беду — мы бы услышали десятки голосов в поддержку: «Лариса — прекрасный человек!», «Мы с тобой!», «Нужна помощь — обращайся!».

Кадр: Первый канал. Прямой эфир
Кадр: Первый канал. Прямой эфир

Тишина после этого эфира была оглушительной. Молчали те, кто обычно комментирует каждый чих. Молчали друзья, молчали коллеги по цеху. Это молчание — самый громкий приговор. Оно значит лишь одно: внутри этого закрытого клуба все всё поняли. Поняли, что это не про беду, а про попытку отмыть репутацию за счет эфирного времени. И поддерживать этот фарс — значит стать соучастником.

Поэтому когда заговорила Вика Цыганова, ее слова прозвучали не как скандальный выпад, а как констатация факта, которую все думали, но боялись произнести вслух.

«Казус не Долиной, а совести и реальности. Ну что, маразм крепчал! Ларису Долину попытались отмыть через интервью на Первом канале. Рассказали людям, что ее обманули мошенники при помощи паспорта Человека-паука (за кого они вообще народ держат?)... Это за пределом добра и зла».

Цыганова — персонаж, мягко говоря, неоднозначный. Но в данном случае ее циничная откровенность — это глоток свежего воздуха в этой удушливой атмосфере всеобщего вранья. Она не просто критикует — она высмеивает саму абсурдность происходящего, предлагая трио на «Голубом огоньке» и дуэт с Инстасамкой. И в этой насмешке — страшная правда.

-4

Правда о том, что грань между трагедией и фарсом в их мире стерта. Что сегодня ты плачешь в прайм-тайм о «потерянных миллионах», а завтра выходишь на сцену с кавером на «За деньги — да!». И никто даже бровью не поведет. Действительно, некоторые ради денег готовы на всё...

Покупательница Полина Лурье: живой укор в мире пластиковых слез

А теперь давайте посмотрим на другую сторону этой медали. Ту, которую так старательно не показывают в слезливых эфирах. Полина Лурье. Которую многие совсем не знаю, но заочно полюбили за достойное поведение. Мать-одиночка, купившая квартиру у Долиной за 112 миллионов. Женщина, которая сейчас осталась и без денег, и без жилья. Ее поведение — полная противоположность истерике в студии.

Она отказалась приходить на ток-шоу. Отказалась от дешевой популярности, от возможности «выплакать» свою историю в камеру. Ее заявление — образец достоинства: «Я не являюсь публичной личностью и хочу оградить своих детей и себя от излишнего внимания».

После очередного заседания суда / Фото: Известия
После очередного заседания суда / Фото: Известия

Понимаете контраст? С одной стороны — театральные рыдания на всю страну от человека, который «не хотел публичности». С другой — тихое, твердое «нет» от женщины, которая действительно стала жертвой и которая защищает не свою репутацию, а покой своих детей. Ее молчание кричит громче любых слез Долиной. Оно кричит о реальной боли, о реальной несправедливости, о реальной потере. И на ее фоне вся эта мыльная опера с паспортом Человека-паука выглядит не просто фальшиво — она выглядит похабно.

Лурье не верит в рассрочку и обещания. Она подала в Верховный суд. Потому что она понимает: в мире, где закон для «элиты» гнется, как пластилин, только высшая судебная инстанция может что-то изменить. Да и как верить?

Кадр: Первый канал. Прямой эфир
Кадр: Первый канал. Прямой эфир

Если Лариса Александровна обещает всё вернуть и тут же подчеркивает: но денег нет. Плачет и жалуется на несправедливость, но почему-то не хочет возвращать покупательнице уже проданную ей квартиру. Сплошные парадоксы.

Закон картонный, справедливость папье-маше: система в действии

И вот мы подходим к самому циничному слою этого пирога. К системе. К тому, о чем так яро, но точно сказал Михаил Шахназаров: «Тут либо правосудие для всех, либо мы пишем по два закона. Один будет для тех, кого ошибочно отнесли к элите, а второй для быдла».

Он провел идеальную параллель. Дело Аглаи Тарасовой, получившей условный срок, тогда как обычная девушка за то же самое получила бы реальный срок. История с Ефремовым, которого, да, посадили, но вокруг которого ломали копья полстраны, доказывая, что он «талант», «заблудший», «творческая личность». А теперь — история с Долиной. Где покупательнице вернули квартиру, оставив ее на улице с детьми. Потому что, видимо, многодетная мать — это не «элита». Ей можно. А «народной артистке» — нельзя остаться без московской недвижимости.

Шах и Мат - Михаил Шахназаров
Шах и Мат - Михаил Шахназаров

Этот двойной стандарт — теперь как повседневная реальность, с которой сталкиваются миллионы... Я вспоминаю историю друга. Он, мелкий предприниматель, задержал арендную плату на две недели из-за задержки платежа от заказчика. Его тут же выселили, начислили пени, испортили кредитную историю. А в это время по телевизору показывают, как какой-нибудь олигарх или его родственник годами не платит по кредитам в миллионы долларов, а банки ему только кланяются, реструктуризируя долги. И ты понимаешь: закон — он как картон. Для одних он непробиваемый щит, для других — рвется от дуновения ветра. И это очень неприятно осознавать.

Новогодняя чистка: когда репутационные риски дороже дружбы

Но больше всего мне понравилась — реакция телеканалов. Долину начали вырезать из новогодних эфиров. Первый канал, который еще вчера предоставлял ей площадку для оправданий, сегодня переносит выпуск с ее участием «на другой сезон». ТНТ убирает ее номер из новогодней комедии. Почему? Официально — «чтобы не навредить артистке». Неофициально — потому что просчитали репутационные риски.

Кадр новогодней передачи телеканала ТНТ
Кадр новогодней передачи телеканала ТНТ

Это, мои дорогие, ключевой момент. В шоу-бизнесе нет дружбы, нет сочувствия, нет справедливости. Есть только расчет. Пока твой скандал — это хайп, который привлекает внимание, тебя будут звать на все эфиры. Как только твое присутствие начинает пахнуть не хайпом, а реальными убытками (отток рекламодателей, негатив в соцсетях, падение рейтингов), тебя отрезают, как больную ткань. Мгновенно и без сожаления.

Помните историю одного модного ресторана, который нанял шеф-повара-медийную персону с темным прошлым? Тогда все паблики взорвались от негодования. И ситуация тут же поменялась на 180 градусов. То есть, пока это прошлое было просто пикантной деталью биографии — все было прекрасно. Но как только в прессе всплыли реальные факты махинаций и у ресторана начали отменяться корпоративные брони, шефа уволили за один день. Без выходного пособия, без прощального ужина. Просто вычеркнули из жизни. Так же и здесь. Долина стала токсичным активом. И с ней поступили так, как поступают со всем токсичным, — попытались изолировать.

Народный цинизм как высшая форма здравомыслия

А теперь главный вопрос, мои дорогие: почему народ, который обычно ведется на слезы, который любит пожалеть «униженных и оскорбленных», в этот раз оказался так единодушно циничен?

-9

Почему в комментариях — сплошной сарказм и неверие?

«Одна без охраны носила миллионы и не понятно кому отдавала? Анекдот какой-то»
«Да, обманули человека, неприятно, но... что она так переживает-то, плачет? Оплатила свою тупость чужими деньгами»
«Долина подтвердила, что осознавала, что продавать квартиру не будет... Это же слово в слово статья уголовного кодекса про мошенничество. Где прокуратура?»

Ответ прост. Потому что народ наконец-то прозрел. Он устал быть статистом в этом бесконечном спектакле, где звезды играют роли несчастных жертв, а зрителей просили аплодировать и ронять слезу. Люди увидели механику. Увидели кулисы. Увидели, как готовится это «спонтанное» интервью, как накладывается грим, как пишется сценарий.

И это не злорадство. Это здоровая защитная реакция. Это как иммунитет, который выработался после десятков таких же «историй». После слез чиновников, у которых «украли» дачу. После рыданий депутатов, которые «не знали» о незадекларированных миллионах. После оправданий любых знаменитостей, пойманных на вранье, но имеющих доступ к эфиру.

-10

Народ больше не верит слезам на экране. Он верит только фактам. А факты в этой истории кричат об одном: это не трагедия обманутой женщины. Это плохо сыгранная комедия, где все роли распределены, но зрители отказались быть массовкой.

Эпилог, которого не будет: потому что спектакль продолжается

Что будет дальше? Да ничего. Верховный суд что-то решит по делу Лурье. Может, даже в ее пользу. Долина, возможно, вернет деньги. Частично. Постепенно. Со слезами о «тяжелом финансовом положении». Потом будет тихое замалчивание. Через полгода-год она снова появится на каком-нибудь юбилейном концерте. Ей будут дарить цветы. Аплодировать. И кто-то, возможно, скажет: «Ну что, простили человека!»

Но народ-то не простит. Потому что народ запомнил. Запомнил паспорт (Господи прости, какое же позорище...) Человека-паука. Запомнил театральные рыдания. Запомнил многодетную мать, которую оставили за бортом этой красивой картинки. И это народное недоверие — самый страшный приговор. Приговор, который не выносится в суде и не пишется на бумаге. Он выносится в кухнях, в соцсетях, в разговорах на работе. Он не имеет срока давности.

А сейчас, мои дорогие, вы стали свидетелями того, как закончилась эпоха, когда телевизионные слезы могли смыть любую вину. Началась новая эпоха — эпоха цинизма, недоверия и тотальной проверки фактов.

-11

И в этой новой эпохе звездам, привыкшим жить по своим правилам, придется очень несладко. Потому что их самый строгий судья — народ — наконец-то перестал верить в сказки. Даже самые слезливые. И я очень рада этому.

Так что, Лариса Александровна, можете не беспокоиться. Ваши слезы в эфире Первого канала были, без сомнения, актерской работой высокого класса. Но публика, увы, не аплодирует. Она молча выключает телевизор. И это — самый громкий хлопок дверью в вашем бесконечном бенефисе. Всего вам хорошего.

Больше подробностей в моем Telegram-канале Обсудим звезд с Малиновской. Заглядывайте!

Если не читали: