Найти в Дзене
Размышления о вечном

Как ухаживать за малышами

Так получилось, что приехав домой из роддома, рядом со мной не было никого, кто мог бы мне помочь или подсказать, как взаимодействовать с малышкой. Поэтому ещё будучи беременной, я собирала разнообразную информацию, читала статьи, смотрела ролики разных авторов. Сопоставляла и анализировала информацию, разговаривала с врачами, изучала информацию специалистов по раннему развитию, и в результате ко мне пришло понимание, что и как делать, чтобы малышке дома было хорошо, комфортно и безопасно, а самое главное, что делать, чтобы не навредить. От первого года жизни малыша зависит его здоровье, состояние физического организма, эмоциональное и психологическое восприятие мира на всю будущую его жизнь. Ультрасовременный подход к заботе о новорожденных и грудничках сильно отличается от старой школы, поэтому будет неудивительно, что те, кто рожал 10-20-40 лет назад, будут вас критиковать и раздавать свои непрошенные (и порой никому ненужные, и даже вредные) советы. Я же считаю, что только родител

Так получилось, что приехав домой из роддома, рядом со мной не было никого, кто мог бы мне помочь или подсказать, как взаимодействовать с малышкой.

Поэтому ещё будучи беременной, я собирала разнообразную информацию, читала статьи, смотрела ролики разных авторов. Сопоставляла и анализировала информацию, разговаривала с врачами, изучала информацию специалистов по раннему развитию, и в результате ко мне пришло понимание, что и как делать, чтобы малышке дома было хорошо, комфортно и безопасно, а самое главное, что делать, чтобы не навредить. От первого года жизни малыша зависит его здоровье, состояние физического организма, эмоциональное и психологическое восприятие мира на всю будущую его жизнь.

Ультрасовременный подход к заботе о новорожденных и грудничках сильно отличается от старой школы, поэтому будет неудивительно, что те, кто рожал 10-20-40 лет назад, будут вас критиковать и раздавать свои непрошенные (и порой никому ненужные, и даже вредные) советы.

Я же считаю, что только родители решают, что и как им делать с их малышом. Ребёнок выбрал уже себе родителей, потому что его душа знает, что именно они для него - самые лучшие!

А мамам помимо внешней информации всегда надо включать здравый смысл, и чтобы ее душа откликалась на ту или иную рекомендацию. Поэтому независимо от статуса говорящего, всегда слушайте своё сердце, подходит это вам или нет.

А ниже я поделюсь своими наблюдениями и своим опытом взаимодействия с малышками. По каждому пункту можно написать отдельную статью, но здесь нет задачи составить большую книгу, поэтому местами даже тезисно отмечу важные и принципиальные моменты.

У маленьких малышей по сути всего 4 потребности, почему они плачут, а именно таким способом зовут взрослого человека на помощь.

Дети плачут, (1) когда они хотят есть, (2) когда им больно, холодно или жарко, (3) устали, когда хотят на ручки, или (4) когда обкакались, описались.

Всего 4 потребности, которые совсем нетрудно удовлетворить. И не надо накрывать личико малыша куском сыра (как это показывают в роликах интернета), чтоб он замолчал, или демонстративно уходить с мыслями: "Пускай проорется". Да, ребёнок, когда-то перестанет орать, если его оставить одного, но в его крови в несколько раз будут превышать норму гормоны стресса и сформируется четкая программа недоверия к жизни и к тому, кто его родил, а не ухаживает.

Маленькие детки так устроены, что их нервная система не умеет тормозиться, а значит, сам ребенок не успокоится. И гораздо легче его успокоить в самом начале плача, не доводя до громких истерик.

Девять месяцев малыши были в полном контакте с мамочкой, им было тепло, темно и тихо (3Т как в родах). Рождаясь новорожденный сразу оказывается в незнакомой среде: здесь надо самому дышать, самому кушать, ходить в туалет, здесь как минимум на 12 градусов холоднее, здесь атмосфера, а не бассейн с водичкой, здесь действует гравитация, мама куда-то периодически уходит и многое многое другое. Конечно, это стресс для новорождённых!

Поэтому сейчас все специалисты говорят про четвертый триместр беременности, когда новорожденный малыш нуждается в постоянном присутствии мамы.

Фраза "не приучай ребёнка к рукам", "не носи, пусть полежит" для меня звучала триггером, что надо еще больше заботиться о малышке, что надо еще больше быть в контакте и носить, и держать на руках. Еще был вопрос, кому это больше нужно: малышке или мне? Потому что для меня это были целительные сеансы Настятерапии.

Приучить ребёнка к рукам невозможно! Для них это естественная, базовая потребность. А вот недолюбить - запросто. У нас и так несколько поколений недолюбленных и несчастных людей. И потом, вас же никто не заставляет постоянно ходить с ребенком, можно и стоя обниматься, и сидя, и лежа, и на фитболе быть в контакте со своим долгожданным чудом!

Поэтому максимально держим и носим малыша на руках, целуем его, ласкаем и укутываем своей любовью.

Мы соску не применяли совсем, я не сторонник этого, еще прочитала, что это негативно влияет на прикус. Для порядка купили соску, но Настенька, Слава Богу, ее выплюнула и больше мы никогда не использовали.

Очень часто наблюдала картину, как родители буквально затыкают рот плачущему ребенку соской. Проще устранить причины плача (а их всего 4), чем демонстрировать малышу, что его потребности не важны, а нужен тихий ребенок, который не доставляет хлопот.

И уже с 2-3-х месяцев Настенька начала активно улыбаться и заигрывать с окружающими, строить им глазки и дарить свои улыбки. Люди подходили к нам даже знакомиться. Я долго смотрела на других детей: даже более старшие дети не проявляли никаких эмоций на лице, их объединяло одно - у них у всех была соска во рту.

В этом вопросе каждая мама сама решит, нужна ли им соска или нет. А если уж применяете, то ее не облизывайте, прежде чем дать ребенку, лучше обработайте и помойте, потому что в ротовой полости взрослого человека много бактерий, с которыми пока не готов встретиться ваш малыш.

У новорождённых на какой-либо шум или их испуг наблюдается рефлекс Моро, когда они вскидывают ручки в разные стороны, пальчики растопыриваются на несколько секунд, а потом малыш снова возвращается в позу эмбриона. Постепенно со временем этот рефлекс угасает и где-то к 4-6 месяцам исчезает полностью. Ради забавы родителям не стоит специально пугать малыша или так играть с ним умышленно.

Дёргать и тянуть за конечности малыша нельзя. У них еще очень нежные сочленения суставов и мышцы, их таким образом можно легко повредить.

Крики и громкие голоса малыши воспринимают все на свой адрес. Они не различают, кричат ли на них или на кого-то другого. Плач будет в любом случае.

На детей очень благоприятно влияет классическая музыка, она их успокаивает, дает хорошее развитие головному мозгу. Удобно включать музыку для совершения утренних процедур. Если взрослых напрягает, то бесконечно слушать музыку весь день необязательно.

При общении с малышом подойдет мягкий голос, лучше в низких вибрациях, не надо пищать с малышом и разговаривать как будто он какой-то больной или непонятливый. Это уже Человек, хотя по размерам еще очень маленький. И в любом случае его надо уважать и ценить!

Говорить начинать лучше до приближения к малышу, потому что у них плохое зрение (от -8 при рождении до -2 к году и далее 1 будет только к 7 годам), поэтому маме на лице можно использовать яркую красную помаду (я не делала, потому что все время хотелось обнимать и целовать малышку, а химические помады точно были лишними для нежной кожи ребеночка, кстати, у детишек настолько тонкая и нежная кожа, что у взрослого человека нигде на теле нет такой нежной кожи).

С роддома за малышом ухаживаем, купаем, кормим, гуляем, подгузники меняем своевременно, голопопим.

Купание малыша

Воду кипятить не надо, травы не нужны. Обычной теплой водопроводной водой 37 градусов. Все дети разные, нужно подобрать комфортную для них температуру. У меня Настенька купалась при 38,4, и когда вода остывала до 36,3, мы выходили.

Пенкой с губкой моем 1 раз в неделю.

Каждый день купаемся, но если так не получается, то ничего критичного нет. Желательно купаться всегда в одно и то же время. Удобно перед сном, вырабатывается режим и привычки, ритуалы перед отдыхом.

Первое время специалисты рекомендуют опускать младенца в пеленке, чтобы не было шока у малыша и большого контраста в среде. Мы так купались один раз.

Для купания есть современные удобные ванночки с матрасиком и встроенным термометром (рекомендую, поскольку со временем матрасик можно убрать и еще очень долго использовать ванночку), некоторые люди применяют горки для купания или используют гамаки на тазиках.

Для вытирания удобно использовать специальное полотенце с кармашком для головы малыша. При этом малыша не трем, а только заворачиваем и промакиваем. У них очень нежная кожа и любые растирания могут навредить малышу.

Ушки протираем от излишков влаги специальной ватной палочкой для малышей с ограничителем, в ушах не ковыряемся.

Потом минимум на 15 минут надеваем на голову шапочку. Далее шапочку или снимаем совсем, или меняем на сухую.

Спальное место организуем малышам без подушки до 2х лет, одеяло для них тоже опасно, малыш может задохнуться. Я укрывала наполовину, сверху надевала теплую кофточку. Хотя есть разные конверты, коконы и т.п.

Где спать и с кем малышу, решает мама, как ей удобнее. Кому хочется несколько раз за ночь вставать и идти к кроватке, кому удобно класть малыша на подкатной кроватке и опускать один бортик, а кого устраивает совместный сон. Мнений на этот счет много, мама сама решит, как ей взаимодействовать со своим малышом.

Для сна нужен режим и ритуалы. Воспроизводим 3Т: тепло, темно и тихо. Можно купание, позже спокойные игры, сказки. Малыши обычно любят белый шум. Можно и колыбельные (особенно хорошо те, что мамочка пела еще во время беременности), укачивания (на руках или фитболе). Хорошо засыпают на груди. Перед сном лучше малыша не будоражить и не играть активно, никаких телевизоров или гаджетов.

У малышей только быстрая фаза сна, поэтому они быстро и часто просыпаются. И для продолжения сна им нужно успокоение: погладить, мягкий голос, грудь. Если малыш засыпает только от груди, то формируется такая привычка и связь зависимости.

Если малыш уснул на руках, то перекладываем в той же позе. Если ребеночек лежал боком, а переложить его на спину, то малыш проснется.

Режим дня для детей любого возраста очень важен. Понятно, что в жизни бывает всякое, и он может сбиваться. Опять те же частые скачки роста или появление зубиков делают малышка более капризным и нервным, и от этого режим дня может нарушиться. В любом случае, стараемся всегда все процедуры в течение дня делать примерно в одно и то же время. Или создавать и выстраивать новый режим дня.

Метеостанция, увлажнитель. Влажность в помещении должна быть 40-60%, комфортная температура для малышей - 22-24 градусов. Желательно периодически проветривать.

Если в доме есть контакт с больными, то необходима изоляция, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил, таких как постоянно мыть руки, носить маски, проветривать помещение и т.п.

Кормим малышей по требованию. Первое время малыши могут хотеть есть 24/7. Если ребеночек хочет кушать, надо давать, желудочек у малышей очень маленький. Малыш может постоянно просить молоко. Чтобы мамино молоко было питательным, мне посоветовали кушать грецкие орехи каждый день по чуть-чуть и это действительно так. Все остальные рекомендации не помогали.

Если родился ребёнок крупным, то очень важно после естественного сброса веса в первые дни, снова его набрать.

После кормления малышка обязательно держим его вертикально или как это принято называть “столбиком” , чтоб не срыгнул и чтобы вышел воздух, потому что детки едят быстро, торопятся и так заглатывают много воздуха. Потом или всё выблевать могут, или животик болит. Что опять же сопровождается плачем или голодом и лишним беспокойством.

Для удобства стелим себе на плечо пеленку, чтоб не пачкать свою одежду, и поднимаем вертикально малышка. Для этой же цели берем пеленку в роддом.

Немного подрастет малыш, можно его уже маленькие штанишки использовать как слюнявчик (очень удобный лайфхак от меня), так и слюньки не пачкают одежку, и если вдруг малыш срыгнет, то штанишки в стирку, стелим новые или далее играем в чистой одежде.

Грудное молоко - уникально и неповторимо, лучшее, что было создано Природой. Его состав меняется в зависимости от роста малыша и содержит больше 500 компонентов, которые невозможно синтезировать искусственно. И очень важно, что в молочке содержатся антитела мамы, которые передаются малышу и так формируется его иммунитет.

Минимальный желательный срок кормления грудью - это 6 месяцев! Гораздо лучше выдержать 1 год, а ВОЗ рекомендует 2 года. У меня есть знакомая гинеколог, которая своих детей кормила по 3,5 года.

И маме надо поменьше тревожиться по поводу малыша, если он спокоен, писает, какает и самое главное - прибавляет в весе за месяц, то значит, ему всего хватает! Чем спокойнее мама, тем спокойнее и малыш!

Очень удобно использовать подушку для кормления. Малыш на ней комфортно лежит на боку, и чувствует маму, и безопасно, и животику тепло, никаких газиков, и мама может перемещаться свободно по дому, я даже блины так жарила.

Я кормила Настеньку долго только сидя или полулёжа, чтобы не задавить малышка, потому что однажды от усталости чуть не придавила во сне. Так часто сидя и сама засыпала. Но тут каждая мама сама решает, как ей удобно, в интернете много поз, удобных для кормления.

Малышу на грудном вскармливании вода не нужна! Все есть в молочке. С введением прикорма начинаем предлагать воду. Сразу вливать стакан не надо, тоже по ложечке предлагаем, если малыш не хочет, не надо над ним издеваться. И вызывать отторжение и негативную реакцию.

Газики или колики?

Газики естественны, колики - нет!

Если малыша мучает животик, обычно ребятенок весь краснеет и плачет. Чтобы ему/ей помочь, делаем ряд простых и эффективных действий:

На животик кладем свои руки или детские грелки из косточек ягод (которые греют в микроволновке), делаем гимнастику (ножки вместе или поочередно подтягиваем к животику малыша), если делаем упражнения в позе Будды, то свою ладонь обязательно кладем под копчик малыша.

Либо носим малыша вертикально, спиной малыша к своему животу, держим под коленки. Эта поза также очень важна с 3х месяцев, надо будет носить так часто - показываем деткам мир. До 3х месяцев слишком много информации для малыша в этой позе, применяем только для выпуска газиков из животика.

Газоотводную трубку я не покупала, потому что по сути она и не нужна, есть мягкие способы отведения газиков. Трубкой можно поцарапать малыша, обрызгать говном все вокруг (неудачный пример коллег), и ее можно применять всего 1 раз в неделю (!), а газики у малышей бывают по несколько раз на дню.

Маме в этот период не стоит есть капусту, бобовые, горох, то, что пучит, лишнего молочку и другое.

3-4 месяца - это естественный процесс, когда происходит становление ЖКТ у малыша. И животик будет беспокоить в любом случае. Через 3-4 месяца это явление выхода газиков само пройдёт. И по большому счету мамина диета и жесткие ограничения в еде (например, пол года сидеть только на гречке с курицей) никак не влияют на формирование газиков у малышей.

Газики не путать с коликами! Газики естественны и неизбежны. И они проходят достаточно быстро либо через тепло на животик, либо через позу, чтобы выпустить газики из кишечника.

Если у малыша наблюдается дикая боль, непроходящая, ребёнок орет истерично - это колики, в этом случае поможет только медицинская помощь. Самолечением никогда не занимаемся!

Подмываем мальчиков лежа на животе (кладем малыша себе на руку от локтя до запястья), девочек - лежа на спине. Движения сверху вниз, чтобы не попали какашки во влагалище.

Первые дни после родов у девочек из влагалища идут выделения, это нормально и естественно. Сколько можно смыть, промываем, специально ковыряться там не надо, но и оставлять много слизи тоже не нужно.

Для обычного подмывания малышей достаточно водопроводной воды, никакие специальные средства не нужны.

Использовать салфетки для подмывания рекомендуется только в экстренных случаях (в дороге, когда нет воды и т.п.). И то по возможности после салфеток желательно протереть кожу малыша смоченным в теплой воде ватным диском.

Берём и кладем малыша боком, обязательно придерживаем головку когда носим на руках. Прямое выкладывания или поднятие с поверхности нельзя. За один раз ничего не случится, но если делать так постоянно, проблемы не заставят себя ждать.

При ношении малыша обязательно меняем руки. Во-первых, так не сформируется привыкания и одностороннего развития или защемления мышц, во-вторых, у малыша идет полноценное развитие мозга и восприятие мира, ну и в-третьих, у мамы не будет перекоса в позвоночнике (а учитывая, что малыши очень быстро набирают вес, то и постоянная нагрузка на одни и те же мышцы не заставит себя долго ждать).

Очень хорошо делать чередование разных позиций, когда малыша перекладывают из позы эмбриона в позицию боком, потом “тигр на ветке”, потом столбиком, потом кладем его на плечо. Начинаем, например, с правой стороны, а потом все то же самое повторяем на левую сторону. Либо одну и ту же позицию по минуте удерживаем на одной руке, потом перекладываем на другую, меняем позу и делаем ее так на обеих руках и т.д.

Холдинг (ношение на руках) малыша нужен как можно чаще. Сжимаем в позе эмбриона, для малышей это привычная поза, поскольку лежали так в утробе + сдавливание успокаивает.

А еще хорошо передавать малыша от одного человека к другому. Так они познают мир, разные ощущения, запахи, вибрации. Малыша всегда передаем лицом, чтоб он видел, куда его переносят. И обязательно через верх: приподнимаем на вытянутые руки вверх и мягко отдаем другому человеку к сердцу.

Утренние процедуры: ватным диском, смоченным в кипяченой воде (комнатной температуры) умываем личико, глазки, ушки, шейку, подмышки, все складки на ногах, на животике, писюньку, попку. На дисках экономить не надо, на каждую зону, каждый орган педиатры рекомендуют использовать новый ватный диск.

Как раз после умывания удобно голопопить, что очень хорошо для малышей, это и профилактика опрелостей, и познавание мира, и своего тела через ощущения. Под малыша стелим пеленку. С 3-х месяцев выкладываем малыша на пол. К этому периоду начинаются первые попытки поворотов. С каждым разом я застилала все большую площадь разными пеленками и непромокаемыми ковриками. А когда малышка научилась ползать, мы перешли на тренировочные трусики, которые рассчитаны на один попис.

Сколько голопопить по времени каждая мама решает сама в зависимости от обстоятельств и планов на день. В жару мы голопопили целый день, в обычные дни, когда никуда не надо, после обеда надевали подгузничек.

Перед надеванием подгузничек надо обязательно весь смять, буквально скрутить из него косичку в обе стороны. Для того, чтобы надеть на лежащего малыша подгузник сзади не надо ему поворачивать попку, создавая скручивание в позвоночнике, лучше приподнять за ножки и попку (не за лодыжки тянем!) и так натянуть трусики, подгузник или штанишки. После надевания подгузник расправляем на тельце.

Массажик начинаем делать с возраста 2х недель: делаем мягкие поглаживания по коже (без памперсов или трусиков, постелите под низ пеленку), потом с 2х сторон зажим ручек, ножек, тельца (сдавливаем достаточно хорошо, так уходят спазмы мышц малыша), потом массажные движения. Делаем восьмерки на стопы и ладошки, проводим по каждому пальчику. Со второго месяца всё можно делать с потешками, стишками и песенками. Можно под классическую музыку (которую обязательно надо включать малышам!). Для мягкого скольжения рук можно применять массажное масло для грудничков.

Многие родители приглашают платных специалистов, но мамины руки (даже если она никогда не делала массаж) никто и никогда не заменит! Так и малышу спокойно, и контакт налаживается, и массаж можно и нужно делать каждый день!

Делаем утреннюю гимнастику малышу. Вместе и поочередно подводим ножки к животику, круговые движения ножками вместе и поочередно. Сводим и разводим ручки, вверх и вниз, вместе и поочередно, обнимашки-обнимашки ручками малышка.

Проминания делаем обязательно. Буквально своими ладонями поэтапно сжимаем и разжимаем все участки на тельце малыша. Это помогает снимать тонус с мышц. До 3х месяцев тонус у малышей естественен, но надо помогать его снимать, если этого не делать, то будут зажимы, "самолетики", в дальнейшем "раненый партизан" при ползании, а это всё нарушение моторики детей, их развития, перекосы в мышцах, и в дальнейшем перекосы в скелете, сколиозы и т.п.

Для развития сенсорики хорошо использовать молоточек с пищалками на концах, пупырчатый шарик, мочалку, полиэтилен, мягкую тряпочку. Простукиваем или проводим предметами по голому тельцу всего малыша, даже можно по голове и личику. Здесь и разные тактильные ощущения, и звук от пищалки, и малыш начинает ощущать разные части своего тела. Используем все по очереди, не надо все предметы вываливать на малыша одновременно.

Все упражнения, гимнастику, проминания и игры с предметами делаем лежа на спинке и животике.

Выкладывания на животик малышу начинаем с возраста 1 месяц и делаем до 6 раз в день до нормы по месяцам (И.Новокриницкий):

Возраст Время на животе

1-2 месяца 3-12 минут
(6 раз по 0,5-2 минуты)

3 месяца 30-60 минут
(6 раз по 5-10 минут)

4 месяца 60-90 минут
(6 раз по 10-15 минут)

5 месяцев 120-150 минут
(6 раз по 20-25 минут)

6 месяцев 180 минут
(6 раз по 30 минут)

Перед малышом можно поставить черно-белые картинки (с 3х месяцев - цветные) для тренировки зрения.

Пока малыш тренируется лежать на животике и держать шею, мама может в это время сделать небольшой комплекс упражнений для себя, особенно для шеи, плеч, позвоночника, не отходя далеко от пеленального столика.

После всех этих утренних процедур с массажами, гимнастикой, выкладываниями (под классическую музыку) я делала качалку: поднимаешь малышка под ручки на уровень своей груди или чуть выше, чтоб комфортно было держать и раскачиваем его, так получается качалка ножек (ножки малыша отклоняются то вправо, то влево относительно его тела), а потом целиком малышка наклоняем то вправо, то влево по несколько раз. Это упражнение тоже помогает убрать тонус с мышц, поскольку тренируется вестибулярный аппарат. Малышу весело, маме руки качаем, поясницу напрягаем.

Ну, а в конце обязательно обнимашки! На обнимашки не скупимся в течение всего дня! Чем чаще жамкаем малыша в течение дня, тем лучше!

Витамин Д (1000 МЕ) капаем капельку на сосок утром перед кормлением с 1 месяца. Врачи рекомендуют на лето делать перерыв, лучше проконсультироваться с педиатром, смотря, какой препарат вы используете, и в какой полосе живете.

Для развития зрения малышам показываем черно-белые картинки до 3х месяцев, потом можно показывать уже и цветные.

Со 2-го месяца можно по две картинки одновременно показывать, разводить их в разные стороны. Рассказываем, объясняем, можно истории придумывать.

Нужно развивать сферическое зрение, поэтому плоское изображение (телевизор, телефон, гаджеты) избегаем совсем!

Мелькающие фонарики, огоньки нельзя, они будоражат нервную систему (это особо актуально на новый год).

С 3х месяцев переезжаем с малышом на пол. Стелим коврик и пусть малыш находится на твердой поверхности, ему нужна опора, на диване слишком мягко. На твердом основании малыш начнет учиться переворачиваться. На полу безопасно.

На пеленальном столике, в ванной без присмотра не оставляем. Отвернулись на секунду за телефоном, именно в этот момент малыш кувыркнулся.

Если ребенок падает с поверхности высотой своего роста, то ничего страшного, если нет видимых травм. Если упал с поверхности выше своего роста, то нужно обратиться за медицинской помощью, даже если внешне всё нормально.

В доме убираем из зоны доступа все опасные, острые, режущие, мелкие, сыпучие предметы, жидкости, важные документы.

В доме поддерживаем чистоту, стерильную зону создавать не надо, рано или поздно малыш выйдет в открытый мир, и лучше, чтоб он был готов к этому. В первое время почти все в доме будет вылизано, малыши все тянут в рот, поэтому как только вы переезжаете на пол, желательно протереть все ножки стульев, поверхности, предметы в зоне доступа.

У малышей формируются новые нейронные связи, когда они могут что-то потрогать, пощупать, понюхать, ощутить это на вкус, поэтому для них очень важно и через рот познавать этот мир.

С 3-х месяцев открываем деткам пяточки и ступни (то есть желательно носить штанишки, не закрывающие стопу), через эти поверхности малыши очень сильно воспринимают мир, идет сенсорное развитие. У нас была зима, особо раздетым не походишь, но с вечера и до утра я всегда надевала костюмчики, у которых открытые следы, и были долгие процедуры, когда мы голопопили.

Когда у малыша появляется первый зубик, то сразу начинаем чистить зубки, не надо ждать до 2-х лет. Сейчас есть специальные салфетки с ксилитом, есть напальчники, мы сразу начали пользоваться детскими зубными щетками и детской пастой 0+ (обязательно смотрите, чтобы в составе не было фтора и ее можно было не смывать). В дороге удобно пользоваться салфетками с ксилитом.

В этот же момент малыш начинает кусать грудь, во-первых, это новый опыт, а во-вторых, так малыш проверяет меру дозволенного. Если мама терпит, значит, можно и дальше баловаться.

Если почувствовали боль от укуса, сразу прекращаем кормление, убираем грудь и несколько раз подряд повторяем спокойно, что маму кусать нельзя, маме больно, если хочешь молочко, то только мягко сосем. Детки умные, они все понимают. Сначала поплачет, что забрали титю, а потом понимает почему. И чуть попозже можно снова попробовать. Если ситуация повторяется, то снова убираем и объясняем. У меня Настенька очень быстро поняла, что кусаться нельзя.

Стирку детских вещей осуществляем специальными средствами для 0+. Лучше использовать гель (у нас Synergetic). Есть кислородосодержащие отбеливатели для удаления трудных загрязнений органического происхождения (от какашечек, после приема пищи и т.п., например PureWater). Обязательно смотрим состав, чтоб там не было агрессивных компонентов.

Взрослые и детские вещи стираем отдельно. Желательно приобрести и разные тазики или емкости для детских вещей, чтобы частички взрослых порошков или средств не попали на кожу малыша и не вызвали аллергические реакции или покраснения.

Глажка по сути необходима только первое время, для совсем крошек.

Смазывать пупочную рану ничем не надо, ни зеленкой, ни чем другим. Если есть мокрота, то аккуратно можно обработать перекисью водорода.

Под подгузник ни крем, ни присыпка не нужна. Если есть покраснение, опрелость, хорошо помогает Бепантен. Если мокнущая ранка, натертость - Судокрем.

Если у малыша сухость кожи, эритема (покраснения), то увлажняем кожу.

У малышей бывают разные высыпания, корочки на голове, ничего с ними делать не надо. В 99% случаев они сами проходят. Корочки не отдираем.

Без нужды ничем мазать кожу тоже не нужно. Для детей достаточно нейтральное персиковое масло.

Солнцезащитный крем применять обязательно, до 3х лет у малышей нет никакой защиты кожи.

Я использовала зимой крем для прогулок.

Брить и стричь малышей до года не рекомендуется, поскольку у них очень нежная кожа и можно случайно поранить. И при стрижке можно повредить еще очень нежные неокрепшие волосяные луковицы, потом волосы не будут расти. Девочкам по сути до 3-х лет нет нужды подстригать волосы. После 3-х лет они начинают воспринимать свою внешность и обращают внимание на прическу.

Суеверие, что чем чаще стричь волосы, они будут гуще, не работает, поскольку только генетика определяет качество и густоту волос. Меня коротко стригли все детство, все вокруг считали мальчиком, волосы лучше не стали ни на грамм. А вот комплексы выросли в геометрической прогрессии.

Прогулки. В идеале, конечно, прогулки каждый день. Но если на улице непогода, то нет нужды выходить. С малышами зимой гуляют только до -15. В холод не выходим.

Нет нужды каждый день 2 раза в день по 2 часа гулять. Всё зависит от состояния мамы и возможности. Можно и 1 раз в день, и даже 30 минут будет достаточно. Это больше маме надо для смены обстановки , а малыш видит, что мир больше его комнаты.

Некоторые практикуют балконные гуляния. У такого способа есть свои минусы (запыленность, малыш видит бардак, часто его оставляют без присмотра, нет смены картинки и прочее), но бывают ситуации, когда нет другой возможности.

Нельзя допускать у деток навыки раньше срока. Сначала малыш учится сидеть, потом ползать, а только потом пытаться вставать. Некоторые родители гордятся, что в 7 месяцев их малыш начинает вставать, но это слишком большая нагрузка на неокрепшие ножки. А вскоре родители получат ребенка с круглыми ногами и искривленным скелетом. Так кроватка с прутьями или манежи опасны, слишком рано малыш начинает вставать.

Ребенок приходит к любому навыку, когда одновременно соблюдаются два фактора: 1. его мышцы окрепли и готовы к выполнению нового действия, 2. его нервная система созрела освоить еще один навык. И еще ко всем этои новым навыкам должна быть и готова мама.

До самостоятельного сидения малыша за попку его не держим, не пытаемся приподнять сползающего малыша. Для этого кладем малыша на поверхность и снова поднимаем.

Соответственно держать малыша вертикально, придерживая его одной рукой между ног тоже нельзя. Не присаживаем на подушки, горшок и другие предметы ни в коем случае!

Слинг до сидения запрещен.

Пеленание и развитие через движение. Можно сразу одевать малышу костюмчики и отказаться от пеленания или конвертов, пусть больше двигается и развивается. Чем больше движений, тем больше и лучше идет развитие головного мозга.

Соответственно, как только малыш научится ходить, гулять желательно пешком, минимизировать проезды на коляске.

Укачиваем малыша мягкими плавными движениями от коленей, покачиваясь с одной ноги на другую. Не трясём малыша руками ни в коем случае. Головной мозг у малышей не все пространство черепа занимает, поэтому если его трясти, можно заработать или гематому, или даже сотрясение мозга. По этой причине нельзя подбрасывать детей вверх!

Чтобы успокоить малыша, хорошо подходит поза “тигр на ветке”. Так мы его укачиваем, двигаемся от колен из стороны в сторону, похлопываем мягко ладонью по спине, разговариваем обязательно с малышом.

Или кладем малыша столбиком себе на плечо, одну его ногу в колене сгибаем в сторону, тоже двигаемся и похлопываем.

В этих двух позах малыши быстро успокаиваются.

Можно использовать позу эмбриона или массаж проминанием всего тела малыша (начинаем с ножек, на счет 1-5 достаточно сильно сдавливаем, на 6-10 ослабляем захват, затем перемещаем руки выше по тельцу. Таким способом проходим все тело вверх до кончиков ручек, а затем снова поэтапно спускаемся к ступням).

Вообще, позу эмбриона и проминание всего тельца малыша желательно делать по несколько раз в течении дня. Это для них очень полезная и эффективная практика, она не только успокаивает, позволяет лучше чувствовать свое тело, ощущать контакт мамы, но и снимает лишнее напряжение с мышц.

Еще можно постукивать малыша по попке, чтобы успокоить, лежа на руках или на полу, ручки в стороны, загривок мягко сжимаем.

У нас еще быстро наступало успокоение, когда я дула мягко на личико малышки.

Игрушки должны быть по возрасту. Больше 3х игрушек малышу враз не предлагаем. Никаких интерактивных, мигающих, мерцающих, на которых ребенок буквально зависает и впадает в транс, или которые наоборот излишне будоражат нервную систему малыша.

Хорошо подходят тактильные игрушки с разными поверхностями (у нас был мячик Текане из цветных лоскутов, сшитый из разных тканей), книжки-шуршалки, молоточек, на ножки можно шарик с гелием привязывать, желательно самостоятельно сделать шуршащий пакет, например с новогодними игрушками и т.п.

Не трясем игрушки перед малышом, а медленно водим из стороны в сторону, объясняем, рассказываем.

С 2х месяцев можно занимать малыша, читая ему потешки и стишки. И маме развитие памяти, и дети чувствуют ритм и речь.

Вообще, с ребенком нужно постоянно разговаривать, объяснять, что вы делаете, называть предметы. Тараторить не надо, спокойно рассказываем и разговариваем как со взрослым. Даже как малыш научится агукать и гулить, полезно ему говорить: “Да, конечно”, “Ты абсолютно прав(а)”, “Так и есть” и т.п.

В 2-3 месяца ребенок начинает класть палец в рот, так исследует свое тело и так же происходит понимание центра тела, значит вскоре начнет перекладывать предметы из одной руки в другую.

Я всегда любила игры с малышкой, в которой не нужны никакие предметы, только человеческое общение. Ну, или подручные средства, типа покрывала сделать шалашик. А так игры человеческого тепла и прикосновений я всегда называла “малышковская возня”. Дети очень любят игры с мамой или папой и активно в них участвуют.

Можно катать малыша на руках, делать перевороты, Настенька позже научилась залазить мне на спину или шею, так и катались. Малышка просто балдела, когда мама терлась своей щечкой об ее щечку или тельце.

Для совсем маленьких (которые уже умеют держать голову лежа на животе) хорошо подойдет игра - кататься на коврике. Вы на пол кладете коврик или полотенце (покрывало в несколько слоев), на один край кладете малыша, а за другой тянете (совсем на край не кладите, чтоб малыш не свалился), так двигаетесь в разные направления (вправо влево, вперед назад, смена направления, разворачиваетесь). А еще интересно создавать вибрацию на коврик (вы активно начинаете его подергивать и двигать так же в разных направлениях), обычно деткам очень нравится эта игра.

Можно предлагать малышу разные карточки: цвета, фрукты, животные, предметы, звуки в действии. Это и цветные картинки для зрения и знакомство с миром, и запуск речи.

Примерно с 9 месяцев лучшими игрушками становятся предметы обихода: всевозможные кастрюльки, половники, ложки, и т.п.

Девайсы. Сейчас рынок предлагает очень много всего. И далеко не все из них полезны. Нет прыгункам и ходункам!!! Манежи применяем с осторожностью и ненадолго, чтобы с одной стороны не ограничивать ребенка, а с другой, не допускать преждевременного вставания на ножки.

Мы использовали качалку где-то с 3-х месяцев, но ненадолго по времени. Малышка на ней раскачивалась сама, дрыгала ножками, а когда включали музыку, так еще и веселилась. А поскольку малыши развиваются через движение, несмотря на критику некоторых специалистов, качалка для нас оказалась вполне полезной и удобной. По крайней мере появлялось по 10-15 минут хоть на какие-то свои дела.

С 3-4х месяцев малышам полезно занятие спортом, для этого хорошо подойдут занятия по плаванию и упражнения на фитболе.

С 3-4 месяцев можно плавание в ванной (или в бассейне). Для малышей это естественно, они 9 месяцев плавали в бассейне у мамы в животике. После года жизни детки забывают этот навык. Плавание - это и прекрасная профилактика кривошеи. Мы плавали в ванной 2 раза в неделю.

Вода должна быть комфортной температуры 34-36 градусов. Мы делали комплекс упражнений (качалки, вращения, отрабатывали ручки и ножки, прессик, плавание на спине, за шейку, змейка и др.). Потом надевали маленький круг с фиксаторами на талию, и малышка плавала сама взад и вперед, постепенно осваивая технику. Можно кидать резиновые игрушки (не очень много). Круг на шею ни в коем случае! Можно делать легкий массаж душем (не сильной струей).

На фитбол малыша можно выкладывать, когда он научился хотя бы 5-6 минут самостоятельно лежать на животике и держать шею. Делаем покачивающие движения вправо и влево, вперед-назад, вращения в обе стороны по 8 раз. Потом то же самое делаем на спинке и на каждом боку. Мы лежа на животике повторяли несколько раз и перед следующим блоком.

Когда малыш подрастет, ближе к 6 месяцам можно добавить сильные наклоны фитбола с малышом к полу так, чтоб он мог дотянуться до предметов и взять что-то в руку, и так же ножками сильно наклоняем мяч близко к полу.

Очень полезное упражнение: быстро и поочередно (правой-левой-правой-левой) стучать ручками малыша по фитболу, когда он лежит на животике. Обычно это вызывает бурный восторг.

Затем отводим ручки за спинку и качаем так малыша вперед назад несколько раз. Потом делаем прыгающие движения на мяче и можно создавать вибрацию.

Все упражнения на фитболе делаем очень аккуратно, обязательно придерживаем малыша. Если у родителей сильно устает поясница, то большинство упражнений (кроме глубоких наклонов) можно делать сидя на диване.

Фитбол - это занятия для малыша и для мамы, и так можно укачивать малыша сидя.

Привычный наклон головы формируется, когда малыш всегда лежит в одном направлении и когда его носят на одной руке или в одной позе. Для того, чтобы этого избежать, надо класть малыша в разные направления, а когда носите, обязательно чередовать руки (некоторые мамы даже носят браслет на руке и как напоминание о смене руки надевают браслет потом на другую руку).

А если малыш продолжает класть головку в ту же сторону, даже если вы его перевернули, и он отказывается ложиться в непривычное положение, то около головки и шеи малыша кладем сложенную пеленку или полотенце, которое препятствует малышу положить головку в ту же сторону. Можно так положить его лицом к стенке и звать с другой стороны, потихоньку начнется освоение мира и с этой стороны.

Когда малыш самостоятельно начнет переворачиваться со спины на животик, то можно отрабатывать повороты. Особенно в ту сторону, которую малыш еще не делает или не хочет делать. Зачем напрягаться, когда хорошо получается по-другому? Однобокое развитие малыша приведет к перекосам в позвоночнике и сколиозу, поэтому обязательно надо развитие с двух сторон.

Для этого кладем малыша на спинку на коврик, сами размещаетесь с той стороны, в какую сторону надо, чтобы он повернулся. Держите его отведенную в сторону ручку, буквально прижимаете к полу (но сильно не давите, просто придерживаем), и привлекаете внимание малыша (как угодно, словами, игрушкой, шуршалкой). Как только малыш увидит и заинтересуется, подбадривайте, пока не совершит поворот. Так повторите несколько раз.

Одеваем малышей на 1 слой больше, чем себе. Например, вы в летней маечке, то малышу надеваем футболку, если вы в футболке, то малышу - кофточку с длинными рукавами и т.д. Перегрев для малышей опаснее, чем переохлаждение.

Малышам до 3х лет нужна просторная одежда, облегающие или обтягивающие комплекты не нужны. Можно смело покупать одежду на 2 размера больше. С подгузниками такой совет не сработал, протекло все мне же на брюки.

Гипертонус первые 3 месяца для малышей естественен. Сжатые кулачки, сжатые пальчики на ногах в норме до 3х месяцев. Но гипертонус надо всячески снимать (массажи, проминания, упражнения), иначе уже к 5 месяцам будут наблюдаться “самолётики”, когда малыш лежит на животе и согнутые ручки в локтях держит в воздухе при собранных лопатках.

Развитие вестибулярного аппарата у малышей снижает гипертонус в мышцах, поэтому полезны разные качалки и наклоны, упражнения на фитболе и т.п.

Выше описано много способов для снятия гипертонуса. Можно еще положить малыша на поверхность спиной. Приподнимаем его ножки одной рукой и мягко приподнимаем и опускаем тельце, буквально несколько сантиметров. Другаю рука лежит под попкой.

Кстати, никогда не кладем малышей на жесткую поверхность, даже на пол обязательно что-то стелим, коврик, полотенце и т.п.

Яркие цвета или пастельные? Малышам точно не нужны слишком яркие и кричащие цвета. Их нервная система не готова к такому. Но и делать все пространство бежевым тоже не стоит, поскольку мир разнообразен и интересен. Можно организовать разные зоны с разными цветовыми рисунками. Для сна и отдыха более спокойные тона, для игр и бодрствования - поярче и цветные.

Щекотку нельзя малышам, специально его не смешим, дети не умеют контролировать смех и плач, это может привести к кислородному голоданию. Одно дело, что малыш отчего-то развеселился, но потом специально так же его задорить не нужно.

От желтушки помогает обильное кормление и лампы, остальное бесполезно.

Для новорожденных и малышей предусмотрено множество прививок с самого рождения. БЦЖ рекомендуют делать сразу в роддоме. Туда поступают хорошие вакцины и соблюдаются условия хранения. Прививку от гепатита желательно делать не раньше, чем 1 месяц после родов.

Мы делали все прививки по графику по назначению педиатра. Я не сторонник только прививок от гриппа и коронавируса.

Многие противники прививок пугаются из-за содержания формальдегида или солей алюминия в их составе, но вводимые концентрации в сотни раз меньше естественного содержания этих компонентов в крови малыша.

Да, может быть, прививка и не защищает 100% от заболевания, но переносится оно гораздо легче и без тяжелых последствий. А первый год жизни малышам лучше вообще не болеть, потому что закладывается здоровье на всю жизнь.

Да и очень высокая смертность среди малышков от тех или иных заболеваний. И почему-то в головах людей сидит установка, что меня-то это точно не коснется. И, наверное, никто не хочет оказаться на этом же месте.

Не все прививки делают в государственной поликлинике (ротавирус надо успеть до года, ветрянка, менингококковая инфекция, ВПЧ, гепатит А и др.).

Приучать к горшку в 7-12 месяцев бесполезно, только если родителям очень скучно. Ориентировочно дети самостоятельно могут сходить на горшок в возрасте 1,5-2 года, как они начинают ощущать свое тело, а не писать рефлекторно. Как минимум ребенок должен уметь сам садиться и вставать, сам снимать и надевать штанишки и трусики, понимать, что ему мокро и некомфортно, уметь самостоятельно ходить по лестнице, и очень важный признак - то, что малыш за дневной сон не писает в подгузник или трусики. На эту тему можно написать отдельную статью. По сути приучить к горшку можно буквально за 2 недели, если нервная система малыша к этому готова.

Самое главное - любить малышка, не просто технически ухаживать и подмывать, кормить. А любить, доставлять удовольствие, носить на руках, прижимать, ласкаться, целовать, улыбаться, разговаривать и всевозможные способы выражения чувств и любви!

Ведь к вам пришла огромная Вселенная, которую нужно познавать, изучать и оберегать, а не пытаться подогнать под общие рамки или советы. Меньше переживаний и волнений, получайте удовольствие, радость и счастье от своего малыша, ведь, очень скоро он захочет жить самостоятельной жизнью. А пока наслаждайтесь, что малыш не разделяет себя от мамы!