Найти в Дзене

Из Пекина в Москву.Диалог культур

В рамках завершения Года китайско-российской культуры Национальный музей Китая и Третьяковская галерея представляют совместную выставку «Из Пекина в Москву: диалог культур», посвященную 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Демонстрируются лучшие работы из коллекции каллиграфии и живописи Национального музея Китая. Выставка позволяет увидеть разные грани китайского искусства: сокровища дворов династий Мин и Цин, произведения мастеров каллиграфии и образцы народного творчества. Я шла с удовольствием: когда еще попаду в Национальный музей Китая? Но, честно, немного разочаровалась — ожидала более красочной графики, она такой была в первых двух залах только. Но это чисто мои ожидания, просто надо, наверное, более серьезно отнестись к этим произведениям. Давайте пробежимся по залам, начнем с первого, который так красиво представлен большими портретами. ПРИДВОРНЫЙ ХУДОЖНИК. РАБОТЫ ДЛЯ ИМПЕРАТОРА
Стать придворным художником было непросто. Существовало нес

В рамках завершения Года китайско-российской культуры Национальный музей Китая и Третьяковская галерея представляют совместную выставку «Из Пекина в Москву: диалог культур», посвященную 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем.

Демонстрируются лучшие работы из коллекции каллиграфии и живописи Национального музея Китая. Выставка позволяет увидеть разные грани китайского искусства: сокровища дворов династий Мин и Цин, произведения мастеров каллиграфии и образцы народного творчества.

Я шла с удовольствием: когда еще попаду в Национальный музей Китая? Но, честно, немного разочаровалась — ожидала более красочной графики, она такой была в первых двух залах только. Но это чисто мои ожидания, просто надо, наверное, более серьезно отнестись к этим произведениям.

Давайте пробежимся по залам, начнем с первого, который так красиво представлен большими портретами.

ПРИДВОРНЫЙ ХУДОЖНИК. РАБОТЫ ДЛЯ ИМПЕРАТОРА

Стать придворным художником было непросто. Существовало несколько возможностей продемонстрировать живописное мастерство, но и после зачисления на службу назначался испытательный срок. Быть замеченным самим императором — самый верный способ перейти на службу при дворе, поэтому художники часто дарили свои произведения.

Таким даром императору Цяньлуну стала карта инспекционной поездки, преподнесенная художником Сюй Яном (о ней ниже). Рекомендация министра или чиновников также позволяла поступить на службу при дворе, но последнее слово оставалось за императором, что подтверждает его влияние на эстетику китайской живописи. Третий способ — сдача экзаменов или выслуга лет. Художник Дун Банда — яркий пример такого сценария. Он выдержал экзамен и получил звание цзиньши (высшая степень в системе государственных конфуцианских экзаменов), позже был назначен составителем каталогов императорской библиотеки и в итоге дослужился до должности министра церемоний.
Придворные художники имели разные ранги и должности и получали разное денежное содержание. Их статус и финансовое положение менялись от императора к императору. Из архивных источников известно, что было несколько возможностей поощрения и наказания. В качестве благодарности наиболее часто выбирали деньги, другие материальные блага и отпуск. Хорошими подарками считались килограмм женьшеня, пряжа, атлас из личных запасов императора. В качестве сурового наказания император мог уволить художника со службы. Всё это доказывает почетность и высокую миссию придворного художника.

Фокусируясь на придворных художественных традициях эпох Мин и Цин, настоящий раздел раскрывает глубокое влияние имперской эстетики на развитие китайского искусства..

Неизвестный автор. Портрет императора Тай-цзу, основателя китайской династии Сун. Эпоха Мин (1368-1644). Шелк, тушь, цветная тушь.

Неизвестный автор.Портрет императора Тай-цзу, основателя китайской династии Сун
Эпоха Мин (1368-1644).Шелк, тушь, цветная тушь
Неизвестный автор.Портрет императора Тай-цзу, основателя китайской династии Сун Эпоха Мин (1368-1644).Шелк, тушь, цветная тушь

Император Тай-цзу (правил в 960–976), основатель китайской династии Сун, изображен во весь рост. Он выглядит величественно и внушительно, держится с достоинством. Его наряд заметно отличается от одежды других императоров династии. Этот портрет, вероятно, был выполнен дворцовыми художниками последующей династии Мин и подражал традициям, заложенным ранними мастерами живописи.

Портрет императора выглядит очень реалистично, но, как я поняла, выполнен не при его жизни. Если мы будем рассматривать русскую историю живописи, более-менее похожее на портрет изображение (оно называлось парсуна) нам известно первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Это примерно уже конец династии Мин.

Еще один портрет. Неизвестный автор. Портрет императора Канси из династии Цин. Первая половина XVIII века. Шелк, тушь, цветная тушь.

Неизвестный автор.Портрет императора Канси из династии Цин.Первая половина XVIII века
Шелк, тушь, цветная тушь
Неизвестный автор.Портрет императора Канси из династии Цин.Первая половина XVIII века Шелк, тушь, цветная тушь

Император Канси (правил в 1661–1722) взошел на престол в возрасте восьми лет и правил в течение шестидесяти одного года, дольше других императоров в истории Китая. Начиная с его правления, в Китай приезжали многочисленные западные миссионеры, привозившие с собой свою культуру и технологии.

При написании портрета использованы европейские живописные техники, подчеркивающие трехмерность интерьера и объем фигуры императора, но сохраняется традиционная тонкая линия китайской живописи.

Что называется, почувствуйте разницу. Конечно, 18-й век — это уже есть где развернуться художникам. Мне понравилось рассматривать натюрморты на полках с изящной посудой и кораллом, а также обратила внимание на ухоженные пальцы с длинными ногтями. Сразу вспомнился портрет А. С. Пушкина кисти Кипренского.

И еще из 18-го века. Неизвестный автор. Портрет Мин Жуя. Середина — конец XVIII века. Шелк, тушь, цветная тушь.

Неизвестный автор.Портрет Мин Жуя.Середина - конец XVIII века.Шелк, тушь, цветная тушь
Неизвестный автор.Портрет Мин Жуя.Середина - конец XVIII века.Шелк, тушь, цветная тушь

Мин Жуй (около 1730–1768) — военный деятель, который отличился на службе у императора Цяньлуна и был удостоен титула государственного советника, а также награды в виде двуглазкового павлиньего пера на головном уборе.

Портрет Мин Жуя был создан в рамках указа императора Цяньлуна, в соответствии с которым предписывалось писать портреты военачальников, совершивших выдающиеся подвиги. Мин Жуй изображен в кольчуге и боевой накидке, на голове зимняя шапка, украшенная коралловым орнаментом, а на поясе висит кинжал в зеленых ножнах из акульей кожи. Лицо и руки выполнены в западной манере живописи с использованием света и тени, а одежда — в традиционной китайской технике.

И от себя отмечу еще эти чудесные китайские жесты, которые мы видим в балете «Щелкунчик», когда исполняется танец Чая.

Китайская живопись часто исполнена в вертикальном формате. Видимо, такими картинами украшали ширмы. Ниже изящная, но слегка темноватая (да и чего я хочу — ведь 600 лет уже!) работа художника 15-го века: Люй Цзи (1429–1505). «Золотистый фазан с камелиями». XV век. Шелк, тушь, цветная тушь.

Люй Цзи (1429-1505).Золотистый фазан с камелиями
XV век.Шелк, тушь, цветная тушь
Люй Цзи (1429-1505).Золотистый фазан с камелиями XV век.Шелк, тушь, цветная тушь


Картины с цветами и птицами стали самостоятельным жанром в эпоху династии Тан (618-907), который достиг своего расцвета в эпоху Сун (960-1279). Преобладали два различных стиля: один — роскошный и утонченный, другой — свободный и легкий. Художники роскошного стиля опирались в своей работе на наблюдения за повадками диких животных и птиц, чтобы создавать яркие реалистичные композиции. Люй Цзи наследует традицию роскошного стиля.

Далее раздел выставки посвящен коллекциям императоров.

-6

ИМПЕРАТОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: ВЛАСТЬ И ЭСТЕТИКА

Китайские императоры питали страсть к коллекционированию произведений искусства. Еще во времена династии Северная Сун (960–1127) китайский дворцовый каталог «Сюаньхэ» включал более 6000 работ двухсот художников из коллекции императора. В период правления династии Цин (1644–1911) была собрана грандиозная коллекция китайского искусства, насчитывающая 30000 шедевров. Данный раздел выставки посвящен коллекции императора этой династии Цяньлуна (правил в 1735–1796), который благодаря культурным и политическим амбициям вывел коллекцию на новый уровень.

Император Цяньлун сделал крупное приобретение произведений мастеров цзяннаньской (из региона Цзаннань) школы, отмеченной синтезом поэзии, каллиграфии и живописи. Эта коллекция изданий насчитывает 46 томов и обладает высокой ценностью. В конце правления династии Цин она распалась, но была возвращена Комитетом по культурным связям с зарубежными странами Советского Союза в 1958 году и помещена в Национальный музей Китая.

Под стеклом представлены альбомы из этой коллекции. Это различные сценки из жизни.

Сюй Ян (1712-?).Альбом летних картин «Сцены летнего покоя».XVIII век
Шелк, тушь, цветная тушь
Сюй Ян (1712-?).Альбом летних картин «Сцены летнего покоя».XVIII век Шелк, тушь, цветная тушь
Сюй Ян (1712-?) Альбом летних картин «Сцены летнего покоя»XVIII век Шелк, тушь, цветная тушь
Сюй Ян (1712-?) Альбом летних картин «Сцены летнего покоя»XVIII век Шелк, тушь, цветная тушь
Неизвестный автор.Картина сельской идиллии XVIII век.Альбом с гравюрами и стихами императора Цяньлуна Шелк, тушь, цветная тушь (рисунок).Бумага, тушь (каллиграфия)
Неизвестный автор.Картина сельской идиллии XVIII век.Альбом с гравюрами и стихами императора Цяньлуна Шелк, тушь, цветная тушь (рисунок).Бумага, тушь (каллиграфия)


Картины сельской идиллии с изображением земледельцев и ткачей появились во времена династии Южная Сун и были поощряемы императором.

Этот альбом был подарен императору Цяньлуну ко дню рождения министром Цинской династии Цао Сюсянем (1708-1784). Рисунки плуга и инструментов ткачей и детальное изображение производственных процессов сыграли огромную роль в популяризации знаний о сельскохозяйственном производстве, пропаганде техники земледелия и тутоводства.

И еще огромный длинный свиток, который очень тяжело сфотографировать. Примерно на 2-х метрах (ну, может, чуть меньше) художник Яо Вэньхань иллюстрировал поэму «Девять од императору».

С помощью панорамной техники здесь изображены мифологические персонажи:

Верховный император Тайи, повелитель облаков Юнчжунцзы, повелитель Сян, повелительница Сян, повелитель судьбы Сы-мин, повелительница судьбы Доу-му, повелитель Востока Фу Си, повелитель реки и дух горы Шаньшэнь. Фигуры написаны с изысканной детализацией и жизненностью, тщательно проработаны кистью. Цвета богатые и элегантные. Я не рискну определить, кто где конкретно изображен. В галерее фрагменты этого длинного повествования, может быть, вам удастся идентифицировать персонажей.

И еще один длинный свиток, он в этом же зале. Изображен инспекционный тур китайского императора.

Практика инспекционных поездок императоров династии Цин на юг началась с императора Канси. Император Цяньлун (правил в 1735–1796) последовал примеру своего деда, совершив в общей сложности шесть таких поездок.

Сюй Ян подарил императору Цяньлуну художественный свиток во время его первой инспекционной поездки на юг, в Сучжоу. Завоевав расположение императора, он был впоследствии назначен на службу при дворе и удостоен статуса дипломированного художника. На создание двенадцати свитков Сюй Ян потратил пять лет. Этот свиток, восьмой в серии, посвящен городской жизни в Ханчжоу, на нем изображена императорская процессия по набережной Су на Западном озере.

Следующий раздел, здесь творения самих императоров.

КОГДА МОНАРХ ТОЖЕ ХУДОЖНИК: КАЛЛИГРАФИЯ И ЖИВОПИСЬ, СОЗДАННАЯ ИМПЕРАТОРАМИ

Китайская теория искусства гласит, что каллиграфия и живопись имеют общее происхождение. Движение кисти как инструмента в руках автора не только придает содержание и смысл китайским иероглифам, но и уравнивает каллиграфию и живопись в художественной ценности.

-12

Сосредоточенные мазки, воздушность чернильных следов, композиция, равновесие пустоты и содержания превратили написание китайских иероглифов в самостоятельную художественную практику. Изюминкой выставки стали подлинные работы четырех китайских императоров. Эти произведения отражают художественные вкусы правителей и подчеркивают роль искусства в жизни монарха.

Император Цяньлун (1711-1799). Предсказание благоприятной весны.

1754. Бумага, тушь. Император Цяньлун из династии Цин (правил в 1735-1796) отмечен в истории китайской культуры как человек с утонченным и изысканным вкусом, посвятивший жизнь сочинению стихов (написал более 42 000), живописи и каллиграфии. Он был преданным последователем буддизма и в каждый новый год правления писал священный текст «Сутра Сердца». В экспозиции представлена версия восемнадцатого года правления Цяньлуна.

Император Цяньлун (1711-1799).Предсказание благоприятной весны.1754.Бумага, тушь
Император Цяньлун (1711-1799).Предсказание благоприятной весны.1754.Бумага, тушь

Следующая работа императора Канси.

Император Канси (1654-1722). Стихотворение Ли Бо «Поднимаю чашу, чтобы спросить Луну…». Середина XVII — начало XVIII века. Копия каллиграфии художника Дун Цичана (1555-1636). Шелк, тушь.

Этот император примерно соответствует по хронологии нашему Петру I. Мне тяжело представить Петра Алексеевича с кистью в руке, разве что только при покраске или смолении кораблей.

-14

И очень темная работа (все-таки шелку уже несколько столетий). Три пчелы, которые в дружном хороводе слева в углу, еще надо рассмотреть.

Император Сюаньдэ (1399-1435). Три пчелы, парящие над сорокой.

1429. Шелк, тушь.

Император Сюаньдэ (1399-1435).Три пчелы, парящие над сорокой.1429
Шелк, тушь
Император Сюаньдэ (1399-1435).Три пчелы, парящие над сорокой.1429 Шелк, тушь

Император Сюаньдэ из династии Мин (правил в 1425–1435) ценил и активно продвигал искусство каллиграфии и живописи. Он развил утонченный вкус к поэзии и литературе, но особенно преуспел именно в живописи. Написанные им пейзажи, цветы, животные и птицы были выполнены с большим мастерством и усердием.

И последний четвертый представленный шедевр от императоров — этот веер.

Император Юнчжэн (1678–1735). Стихотворение императора Тай-цзуна «Осенний день». Середина — вторая половина XVII века, не позднее 1722.

Бумага, тушь.

Император Юнчжэн (1678-1735).Стихотворение императора Тай-цзуна «Осенний день»
Середина - вторая половина XVII века, не позднее 1722
Бумага, тушь
Император Юнчжэн (1678-1735).Стихотворение императора Тай-цзуна «Осенний день» Середина - вторая половина XVII века, не позднее 1722 Бумага, тушь

Расписанный веер авторства императора Юнчжэна из династии Цин (правил в 1722–1735) — это стихотворение «Осенний день» поэта Гэн Вэя, жившего в VIII веке. Через энергичный мазок кисти и элегантность выбранной формы император Юнчжэн соединил в работе опыт знаменитых каллиграфов и собственное видение искусства.

Моя ремарка насчет веера. Сразу и не обратишь внимание, но ведь приглядитесь: иероглифы имеют разные размеры, толщину линии, наблюдается сложная асимметрия. Налицо Кандинский — этакая симфония № 7 в китайском исполнении. Можно смотреть и думать, даже не зная китайского. А если еще этот веер будет закрываться и открываться, закрываться и открываться... Магия.

Далее на выставке иллюстрирована тема «ХУДОЖНИКИ-ЛИТЕРАТОРЫ: ОЦЕНКА И КРИТИКА ИСКУССТВА».

Как я поняла, это особый вид деятельности, совмещающий творцов и критиков. Сейчас у нас с одной стороны художники, с другой — искусствоведы. А вот в Китае литераторы были не только создателями каллиграфии и живописи, но и теоретиками, критиками искусства. Их встречи часто проходили в тщательно продуманных пространствах: садах, окруженных бамбуком, или на берегах извилистых рек.

Ниже рисунок, взятый из старинной картины «Восемнадцать ученых» времен династии Сун. На ней изображено собрание художников-литераторов, любующихся произведениями живописи и каллиграфии. Молодой прислужник (он сильно справа и не вошел на фото, видна только палка, на которой он несет свиток) с помощью бамбуковой палки держит свиток, позволяя четырем художникам, сидящим вокруг стола, любоваться произведением. Рисунок — увеличенная копия.

-17

С помощью ритуалов разворачивания свитков, надписывания высказываний и декламации стихов художники-литераторы превратили восприятие искусства в коллективную культурную деятельность. Постепенно раскрывались рулоны бумаги; кончики пальцев в текстуре шелка; стихи произносились нараспев в определенном тональном ритме; глаза следили за танцем высохших чернил. Здесь просмотр превратился в полное слияние зрения, слуха и осязания.

И если рисунок выше был переносом с древнего свитка, то сразу под ним под стеклом лежит подлинник.

Неизвестный автор. Собрание в Западном саду. Династия Мин (1368-1644).

Шелк, тушь.

«Собрание в западном саду» является одним из самых типичных сюжетов в китайской живописи. Художники эпохи Мин изображали людей искусства, взявших в руки кисть или попивающих чай за неспешной беседой, или играющих на музыкальных инструментах.

Неизвестный автор Собрание в Западном саду Династия Мин (1368-1644)
Шелк, тушь
Неизвестный автор Собрание в Западном саду Династия Мин (1368-1644) Шелк, тушь

Это было отражением стиля жизни художников и литераторов, живших во времена династии Сун. Согласно неполным статистическим данным, существует около ста сохранившихся картин с сюжетом «Встреча в Западном саду» или «Собрание в Западном саду», созданных во времена династий Юань, Мин и Цин, и это самая знаменитая работа серии.

Я не стала уже делать фрагменты с этого свитка, он довольно темный, плюс стекло бликует.

Смысл, который здесь присутствует, — художники-литераторы рассматривали живопись не как ремесло, а как средство самовыражения и духовного совершенствования.

Представьте себе, как вы собираетесь с друзьями, перед вами вот этот длинный свиток, вы постепенно раскрываете его, и перед вами оживает исполненный черной тушью пейзаж — а вы видите зеленые горы, голубые реки и водопады. Рассматриваете штришок за штришком... (При этом мобильные телефоны заперты в самом дальнем помещении!)

Ван Юдньци (1642-1715).Горы и реки в тумане.1701.Бумага, тушь
Ван Юдньци (1642-1715).Горы и реки в тумане.1701.Бумага, тушь

При оценке произведений художники-литераторы уделяли внимание погруженности автора в процесс созерцания, ценили его нравственность и духовность.

Ван Хуэй (1632-1717). Подражание работе Ван Мэна «Павильон с соломенной крышей». 1694. Бумага, тушь.

Изображение отсылает к истории отшельника Ли Хуна на горе Сун, являющейся символом духовного убежища ученых-литераторов, местом для восхваления природы и прославления отшельнической жизни.

Ван Хуэй (1632-1717).Подражание работе Ван Мэна «Павильон с соломенной крышей»
1694.Бумага, тушь
Ван Хуэй (1632-1717).Подражание работе Ван Мэна «Павильон с соломенной крышей» 1694.Бумага, тушь

Художник-пейзажист, один из представителей группы «Четыре Вана», принципиально следовавший традициям старых мастеров, занимавшийся прямым подражанием, оставаясь верным принципам классической китайской эстетики. Немного покрупнее сделала для вас:

-21

Художники-литераторы потому так и называются, что сами творили (а не только критиковали). Об этом рассказывает следующий раздел выставки.

ХУДОЖНИКИ-ЛИТЕРАТОРЫ: КАЛЛИГРАФИЯ И ЖИВОПИСЬ САМОВЫРАЖЕНИЯ

Художники-литераторы, или школа Вэньчжэньхуа, представляет собой уникальное направление китайского искусства, которое ведет начало с середины XI века, со времен правления династии Южная Сун. Главной целью художников-литераторов было не просто создание эстетически привлекательного изображения, а выражение внутреннего мира автора.

-22

Представители этой школы считали, что произведения должны создаваться только тогда, когда есть вдохновение. В отличие от придворных академических живописцев, художники-литераторы не следовали политическим целям, не создавали произведения для продажи и опирались не на техническое мастерство, а на эмоциональную и экспрессивную трактовку реальности.

Шэнь Чжоу (1427–1509). «Дом цветущих персиков». 1475. Бумага, тушь.

Шэнь Чжоу был основателем направления, известного как школа У, или школа Умэнь. Эта школа подчеркивала личное самовыражение и независимость и стала мощным явлением, противостоявшим консервативным канонам китайской академической живописи.

Шэнь Чжоу (1427-1509).Дом цветущих персиков.1475.Бумага, тушь
Шэнь Чжоу (1427-1509).Дом цветущих персиков.1475.Бумага, тушь

Художники-литераторы состояли на государственной службе и выполняли функции чиновников, поэтому искусство не было для них главным источником существования, что позволяло сосредотачиваться на живописи в моменты вдохновения. Отсюда важная мысль, что только бесцельно созданное произведение является истинным, так как именно в часы досуга происходит яркий эмоциональный выплеск.

Сяо Юньцун (1596-1673). Пейзаж. XVII век. Бумага, тушь.

Сяо Юньцун (1596-1673).Пейзаж.XVII век.Бумага, тушь
Сяо Юньцун (1596-1673).Пейзаж.XVII век.Бумага, тушь


Представленные работы включают символы природы, которые олицетворяют гармонию и единство человека с окружающим миром. Вместо ярких цветов и сложных деталей художники использовали минималистический подход, подчеркивая простоту и элегантность своих работ.

Дун Банда (1699-1769). Горы в тумане и водопады. XVIII век. Шөлк, тушь.

Дун Банда (1699-1769).Горы в тумане и водопады.XVIII век.Шөлк, тушь
Дун Банда (1699-1769).Горы в тумане и водопады.XVIII век.Шөлк, тушь

Отдельное место в экспозиции занимают страницы из альбома E Яньлана, известного ученого и художника поздней династии Цин, где изображены портреты и биографические справки о художниках-литераторах.

E Яньлан (1823-1897). Портреты ученых династии Цин. XIX век. Бумага, тушь, цветная тушь.

Изображены:

У Ли (1632-1718),

Ли И (1692-1752),

Ци Чжаонань (1703-1768),

Ван Иньчжи (1766-1834).

-26

Альбом состоит из восьми томов, каждый из которых содержит более трехсот портретов, созданных на основе изображений ученых династии Цин в моменты отдыха.

-27

В этом разделе донесли до нас мысль китайских художников: только бесцельно созданное произведение является истинным, так как именно в часы досуга происходит яркий эмоциональный выплеск. Сочетание государственной службы и созерцания в уединении превратило живопись в визуальный дневник, в котором нашли отражения общественные обязанности и личные устремления.

В основном текст данной статьи взят из комментариев устроителей выставки к произведениям. Но иногда хочется выразить и свое мнение, поэтому я делаю ремарки.

Ремарка насчет «бесцельно» созданных произведений. Многие из вас слышали о художнике Иване Крамском. Самая знаменитая его работа — «Неизвестная». Я с удивлением недавно узнала, что и эта работа, и многие другие шедевры художника написаны на заказ, в отчаянной попытке улучшить материальное положение семьи, нуждавшейся в средствах. И Крамской остро переживал необходимость вот такой вынужденной работы, которая не оставляла времени на его главный труд и мечту — большую картину на религиозную тему. Пустой холст на подрамнике так и остался всего лишь мечтой.

Однако продолжим исследовать выставку. Следующий раздел открывает для нас тайну: чем пользовались литераторы-художники?

СОКРОВИЩА КАБИНЕТА

Письменные принадлежности для художников-литераторов — часть тысячелетней истории культуры и философии Китая. Кисть, тушь, бумага и тушечница — четыре сокровища кабинета; подставки для кистей и вазочки, подлокотники и пресс-папье также являются символами восточной мудрости.

На этой витрине выставлены орудия труда китайских художников.

-28

Ценность инструментов ученого художника не только в их пользе.

Кисть — главная драгоценность мастера — изготавливалась из шерсти козы, волка или зайца; особо ценные кисти делали из шерсти медведя и хорька.

-29

Археологами подтверждено, что кисти использовались в Китае уже в V веке до н. э. Особую важность имела технология их изготовления, при которой учитывали так называемые четыре достоинства кисти: остроту, ровность, округлость и прочность.

-30


Бумага сюаньчжи для китайского письма производилась вручную из коры сандалового дерева, рисовой соломы и коры шелковицы. Такая бумага отличалась белизной, тонкостью, устойчивостью к грибку и вредителям и не желтела от времени.

-31

Бамбуковые подлокотники защищали бумагу от загрязнения. Но главное достоинство сюаньчжи — превосходное впитывание туши, что позволяло художнику использовать все средства выразительности.

-32

Тушь и тушечницу нельзя представить по отдельности, так как изначально традиционная тушь изготавливалась из сосновой сажи и спрессовывалась в брикеты.

-33

Мастер растирал и разводил водой тушь в тушечнице, придавая ей нужную плотность. Тушечницы ( на фото ниже она на средней полке) появились еще в III веке и до сих пор являются предметом коллекционирования; их изготавливали из камня, бронзы, железа, фарфора. Самые ценные тушечницы делали из нефрита. Считалось, что в них никогда не застывает растертая тушь.

-34

В следующем зале тема «КАЛЛИГРАФИЯ КАК ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД ЦИВИЛИЗАЦИИ».

Каллиграфия занимает важнейшее место в традиционной китайской культуре и представляет собой не просто способ передачи информации, а самобытную и уникальную форму искусства.

-35

ИСТОРИЯ. Каллиграфия формировалась в результате длительного и непрерывного совершенствования начертания иероглифов. Первые иероглифы появились около трех тысяч лет назад в период правления династии Шан (1600-1046 гг. до н. э.). На фрагментах черепашьих панцирей и костей шаманы записывали результаты гаданий на военные походы и высокую урожайность. Эти письмена называются цзягувэнь.

ПРИМЕР. Сборник оттисков «Стела Цзо Цюаня». Династия Цин (1644-1912). Копия с оригинала 185 года. Бумага, тушь, фроттаж.

Стела «Жизнеописание Цао Цювия» выполнена в 185 году в стиле лишу — официальном письме эпохи Восточная Хань. Каменная стела обнаружена в конце XVI века. Памятник пролежал в земле более тысячи лет и не подвергся влиянию внешней среды. На момент извлечения из земли только один иероглиф оказался поврежденным, остальные сохранились в первозданном виде.

Особенности стиля лишу: плоские знаки и горизонтальные линии, баланс левой и правой частей, ярко выраженные хвосты в горизонтальных и правых откидных, четкая композиция знаков, прописаны мельчайшие детали:

Сборник оттисков «Стела Цво Цюаня».Династия Цин (1644-1912).Копия с оригинала 185 года.Бумага, тушь, фроттаж
Сборник оттисков «Стела Цво Цюаня».Династия Цин (1644-1912).Копия с оригинала 185 года.Бумага, тушь, фроттаж

ИСТОРИЯ (продолжение). В качестве инструмента шаманы использовали острые предметы наподобие ножей, поэтому линии были тонкие, неровные, отклонялись то влево, то вправо и не имели декоративных черт.

Найденные археологами бронзовые изделия открыли свидетельства письменности следующей эпохи Чжоу — цзиньвэнь. Надписи цзиньвэнь стали модификацией ранних примитивных рисунков, в основном отливались в формах, поэтому линии были толще, грубее, без острых краев.

ПРИМЕР. Предисловие к стихотворениям, собранным в Павильоне орхидей.

Династия Мин (1368-1644). Копия с оригинала 353 года.

Бумага, тушь, фроттаж.

Это рукописная работа Ван Сичжи (303-361), знаменитого каллиграфа времен династии Восточная Цзинь, известная как первый каллиграфический свиток, написанный курсивным шрифтом.

Оригинальный манускрипт был создан в 353 году и позже захоронен вместе с императором Тай-цзуном (599-649) в мавзолее Чжаолин. В эпоху династии Мин свиток был найден и размножен методом фроттажа. Автор Ван Сичжи до сих пор считается самым влиятельным каллиграфом в истории Китая.

Особенности стиля: бегущий полукруглый почерк.

Предисловие к стихотворениям, собранным в Павильоне орхидей
Династия Мин (1368-1644).Копия с оригинала 353 года.
Предисловие к стихотворениям, собранным в Павильоне орхидей Династия Мин (1368-1644).Копия с оригинала 353 года.

ИСТОРИЯ (продолжение). При этом были заложены важные принципы, которые используются до сих пор: унификация иероглифов, направление текста сверху вниз, по горизонтали — слева направо.

Именно эти первые начертания стали источниками развития искусства каллиграфии, которое претерпевало изменения на протяжении тысячелетней китайской истории. Сила линий, пропорции и баланс, движение кисти, эмоции и гармония меняли каллиграфию, задавали идеалы, рождали новые стили.

ПРИМЕР. Чистый родник во дворце Цзючэн. XIX век. Копия с оригинала 632 года.

Бумага, тушь, фроттаж.

Император Тай-цзун из династии Тан однажды обнаружил родник, бьющий из земли, когда укрывался от летней жары во дворце Цзючэн. Обрадовавшись, он счел это благоприятным знаком и приказал своему знаменитому министру Вэй Чжэну (580–643) составить надпись. Мастер каллиграфии Оуян Сюнь (557–641) был уполномочен написать текст на стеле. Оригинал стелы в настоящее время хранится в музее уезда Линью в городе Баоцзи провинции Шэньси.

Особенности стиля: надпись отличается равномерными тонкими штрихами и тщательно выверенной композицией, в которой использованы как угловатые, так и закругленные мазки. Интервалы между иероглифами и строками небольшие и равномерные:

Чистый родник во дворце Цзючэн.XIX век.Копия с оригинал 632 года
Бумага, тушь, фроттаж
Чистый родник во дворце Цзючэн.XIX век.Копия с оригинал 632 года Бумага, тушь, фроттаж

Представленные репродукции позволяют наглядно проследить, как происходило распространение знаний о каллиграфии и живописи среди народа - через детские тетради и альбомы по рисованию и каллиграфии.

-39

Эти источники позволили соединить императорский двор и обычные улицы, сбросив элитарность с искусства каллиграфии и живописи и превратив в культурную точку каждый китайский дом.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ : КАЛЛИГРАФИЯ И ЖИВОПИСЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. Что называется ближе к народу и попроще.

Китайская каллиграфия и живопись - это не просто украшения стен, а пространственные коды, уравновешивающие порядок и поэтичность. Свитки определяли церемониальную ось залов, в то время как складные ширмы разделяли пространство на сферы инь и ян - движения и неподвижности.

Чжан Инь (1761-1829).Безмятежность. Бамбук и лотос.Вторая половина XVIII начало XIX века.Бумага, тушь, цветная тушь

Чжан Инь (1761-1829).Безмятежность. Бамбук и лотос.Вторая половина XVIII начало XIX века
Бумага, тушь, цветная тушь
Чжан Инь (1761-1829).Безмятежность. Бамбук и лотос.Вторая половина XVIII начало XIX века Бумага, тушь, цветная тушь

Ремарка: мне кажется, что на эту беседку, затерянную в горах, можно смотреть бесконечно. Из европейской живописи — аналогичный пример с «Хижиной в горах» Гюстава Курбе (хранится в Галерее Пушкинского музея).

ГЮСТАВ КУРБЕ. 1819-1877.ХИЖИНА В ГОРАХ. Около 1874.Холст, масло
В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва
ГЮСТАВ КУРБЕ. 1819-1877.ХИЖИНА В ГОРАХ. Около 1874.Холст, масло В ГМИИ с 1948 (из ГМНЗИ, Москва). Происходит из собрания С.И. Щукина, Москва

... или Исаака Левитана вот эта последняя его картина( в Третьяковке) :

И.Левитан.Над вечным покоем.
И.Левитан.Над вечным покоем.

На всех трех картинах примерно одинаковый сюжет и посыл — одиночество человека и его беспомощность перед природой. Но у китайцев мы чувствуем, как природа оберегает нас, у француза она вроде как не страшна (обещающий тепло и еду дым из трубы, сушится белье). А вот у русского художника из серии «тщетность всего очевидна» (слова самого Левитана). Нашей душе подавай страдание..

Но нам , несмотря на тщетность всего, все-таки надо добить тему китайской выставки.Как говорится, помирать собирайся , а жито сей.

Что там из кураторского текста ... а , вот :

Художники-литераторы использовали кисти как невидимые линейки, превращая физические пространства в духовные арены, управляемые ритуалом и гармонией.

Китайский ученый Вэнь Чжэньхэн (1585-1645) перенял эту философию художников-литераторов и сформулировал ее в своей книге «О вещах, радующих взор», или «Чжан ву чжи», посвященной обустройству сада и жилища китайского интеллектуала: …нужно все устроить так, чтобы, живя в доме, мы забывали о старости, отправляясь на прогулку, забывали о возвращении, а гуляя по саду забывали об усталости; чтобы в жару было прохладно, а в зимнюю стужу не мучил холод. А если вечно носить землю и вкапывать деревья, заботясь только о том, чтобы сад выглядел еще красивее, то всю жизнь проживешь, словно раб, закованный в кандалы»(подпишусь под каждым словом и не я одна, наверное).

Мэй Фэн (?) Женский портрет с цветами сливы.Династия Мин (1368-1644)
Шелк, тушь, цветная тушь

Мэй Фэн (?).Женский портрет с цветами сливы.Династия Мин (1368-1644)
Шелк, тушь, цветная тушь
Мэй Фэн (?).Женский портрет с цветами сливы.Династия Мин (1368-1644) Шелк, тушь, цветная тушь

При оформлении пространства также учитывались сезонность и сюжеты произведений. Цветущие и весенние работы добавляли жизненную энергию, зимние снежные пейзажи отражали внешнюю неподвижность. Цветы сливы и абрикоса, а также изображения придворных дам соответствовали настроению первого и второго месяцев календаря, поэтому такие картины считались традиционно сезонными.

Представленная в экспозиции зала картина с изображением Чжун Куя должна была быть размещена на воротах или при входе в дом, так как это один из главных богов, охраняющий от несчастья и отпугивающий злых духов. Не уходить от реалий повседневной жизни позволяли изображения простых людей.

Чэнь Хуань (1573-1620).Чжун Куй на фоне осенне-зимнего пейзажа.Конец XV - первая половина XVI века.Бумага, тушь, цветная тушь

Чэнь Хуань (1573-1620).Чжун Куй на фоне осенне-зимнего пейзажа.Конец XV - первая половина XVI века.Бумага, тушь, цветная тушь
Чэнь Хуань (1573-1620).Чжун Куй на фоне осенне-зимнего пейзажа.Конец XV - первая половина XVI века.Бумага, тушь, цветная тушь

ЖИВОПИСЬ И КАЛЛИГРАФИЯ КАК ПОДАРОК
Китайская живопись и каллиграфия являются самыми элегантными «элементами культурного обмена». Перо и пол-листа бумаги могут стоить тысячи подарков из золота.

Чэнь Хуншоу (1598-1652).Старая слива на склоне горы.XVII век.Шелк, тушь

Чэнь Хуншоу (1598-1652).Старая слива на склоне горы.XVII век.Шелк, тушь
Чэнь Хуншоу (1598-1652).Старая слива на склоне горы.XVII век.Шелк, тушь

Мазок кисти на бумаге мог соперничать с щедрыми подарками или передавать глубокие чувства: сосна, бамбук, слива и орхидея (символы стойкости) становились залогом крепкой дружбы; туманные горные пейзажи превращались в поэтические прощания с уходящими друзьями; даже такие игривые мотивы, как кошки и бабочки, превращались в изысканные поздравления с днем рождения.

Чжэн Се (1693-1765).Три пожелания хуаского стража.XVII век.Бумага, тушь, акварель
Три пожелания хуаского стража - это пожелания долголетия, богатства и многих сыновей.

Чжэн Се (1693-1765).Три пожелания хуаского стража.XVII век.Бумага, тушь, акварель
Чжэн Се (1693-1765).Три пожелания хуаского стража.XVII век.Бумага, тушь, акварель

Художники-литераторы выстроили систему отношений с помощью туши и кисти: сросшиеся цветы лотоса символизировали супружескую гармонию, рисунки ивовых ветвей - печаль расставания, лазурно-зеленые пейзажи намекали на карьерный взлет, а засохшие деревья с воронами передавали скорбь.

Юнь Шоупин (1633- 1690).Хризантемы и скалы.1677.Шелк, тушь

Юнь Шоупин (1633- 1690).Хризантемы и скалы.1677.Шелк, тушь
Юнь Шоупин (1633- 1690).Хризантемы и скалы.1677.Шелк, тушь

Эти работы не отличались безупречной техникой, но отражали точное понимание человеческого состояния: они должны были демонстрировать эрудицию без напускной пышности и балансировать между художественной спонтанностью и завуалированным посланием. Нескрепленный альбомный лист, исписанный в момент искренности, часто имел больший вес, чем шедевр с тяжелым тиснением: он нес в себе легкость импровизации и свидетельствовал о глубине личной дружбы.

Гао Фэнхань (1683-1749).Белые сосны в Тяньтае.XVIII век.Шелк, тушь

Гао Фэнхань (1683-1749).Белые сосны в Тяньтае.XVIII век.Шелк, тушь
Гао Фэнхань (1683-1749).Белые сосны в Тяньтае.XVIII век.Шелк, тушь

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО. КАЛЛИГРАФИЯ И ЖИВОПИСЬ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВКУСОВ И МАНЕР ЭПОХИ
Данный раздел посвящен неизвестным художникам и профессиональным мастерским, работающим на улицах города. Они зарабатывали на жизнь пером и чернилами, но невольно заложили визуальную традицию изящества и народности, оказав влияние на придворное искусство и литературу.
Художники-литераторы изображали на картинах сливы, орхидеи, бамбук и хризантемы, чтобы подчеркнуть свой высокий статус, а люди более низкого сословия - веера, новогодние жанровые сцены, фрагменты музыкальных постановок, литературных героев, персонажей мифов и легенд.

Сюй Байчжай (1777-1853).Декорации к пекинской опере.Династия Цин (1644-1912).Бумага, тушь, цветная тушь

Любимый жанр городских художников - иллюстрации к литературным произведениям. Они нравились публике и сохранялись надолго, а статуи Чжун Куя (защитника от злых духов) и изображения божеств, охраняющих жилища, с их практическими функциями и юмором кажутся -вульгарным» искусством, но непреднамеренно питают истоки -изящества» и представляют собой достоверные свидетельства выживания народного искусства.

Неизвестный автор.Портрет Гуань Юя.Династия Мин (1368-1644).Бумага, тушь, цветная тушь
Гуань Юй - военачальник царства Шу эпохи Троецарствия в Китае, один из главных героев средневекового романа «Троецарствие». Известен храбростью и преданностью. Слева изображен Чжоу Цан, личный телохранитель ГуаньЮя

Неизвестный автор.Портрет Гуань Юя.Династия Мин (1368-1644).Бумага, тушь, цветная тушь
Неизвестный автор.Портрет Гуань Юя.Династия Мин (1368-1644).Бумага, тушь, цветная тушь

Янь-Сан (?).Портрет небесного владыки.1567 г

Янь-Сан (?).Портрет небесного владыки.1567 г
Янь-Сан (?).Портрет небесного владыки.1567 г

Хан Фань(?).Чжун Куй верхом на олене приветствует летучую мышь
Династия Мин (1368-1644).Бумага, тушь, цветная тушь

Хан Фань(?).Чжун Куй верхом на олене приветствует летучую мышь
Династия Мин (1368-1644).Бумага, тушь, цветная тушь
Хан Фань(?).Чжун Куй верхом на олене приветствует летучую мышь Династия Мин (1368-1644).Бумага, тушь, цветная тушь

ВЕЕРНАЯ КУЛЬТУРА.

Эти веера для каллиграфии и живописи были изготовлены в эпоху поздней династии Цин (1644-1912) и олицетворяют зрелость китайской веерной культуры.

-53

Она имеет долгую историю, восходящую к III веку и достигшую зрелости в период династии Тан ( 618-907 ). Изначально мастера предпочитали круглые веера.

-54

Складные веера начали делать в Японии, а в Китае они появились на два века позже и полюбились как людям искусства, так и простому народу.

-55

Сочетание складного веера с каллиграфией и живописью бывает двух видов: когда расписывается только верхняя, бумажная часть и когда расписывается весь веер. В первом случае это соединение предмета и искусства, а во втором - живописное и каллиграфическое украшение, но в обоих случаях веера имеют эстетическую ценность.

-56

В конце правления династии Цин веера стали повсеместно популярны. На одной их стороне изображали пейзажи - туман, холмы и долины, а также птиц и цветы сливы, орхидеи, бамбук и хризантемы, символизирующие жизнь; на другой - каллиграфию, стихи, афоризмы как символы самобытности и таланта автора.

-57

У простых людей веер чаще всего был расписан бытовыми сюжетами. Многочисленные магазины вееров, изображенные на картинах династии Цин, подтверждают популярность вееров у китайцев.

-58

Ну, мы с вами просто умнички. Такая, в общем, сложная выставка, а вы дочитали и досмотрели до конца. Хочу сделать некоторые выводы, которые осели у меня после написания статьи.

-Китайская культура непростая, имеет четкие традиции, которые поддерживаются и по сей день, как я поняла.

-Одной из сторон этой культуры является стремление посредством каллиграфии и живописи достичь внутренней гармонии.

-Я стала немного разбираться в династиях на шкале времени, по крайней мере я поняла, что эпоха Мин — это вторая половина наших Рюриковичей, а Цин — наши Романовы почти один в один. Даже прервалась в 1917 году.




Живопись и каллиграфия знакомят с уникальным мировоззрением и концепцией жизни китайской цивилизации. Такие понятия, как «живопись и каллиграфия, имеют общие корнии «живой образ», являются не только основными элементами восточной эстетики, но и ключевыми способами межкультурного взаимодействия. Чтобы устранить эстетические различия, выставка строится не по традиционному хронологическому принципу, согласно истории искусства, а ставит в центр человека - создателя, зрителя и заказчика, превращая кисть и тушь в инструменты восприятия мира и самовыражения народа Китая.
Главная цель выставки заключается в создании «третьего языка» для диалога между китайской и российской цивилизациями. Когда зритель видит мастерскую художника и каллиграфа, он ощущает то же интеллектуальное напряжение, которое запечатлено в рисунке Ильи Репина «Л.Н. Толстой в яснополянском кабинете под сводами». Красочные оживленные улицы во время фестиваля Цинмин, изображенные на картине Чжан Цээдуаня «Вдоль реки», напоминают о колористической энергии картины Аполлинария Васнецова «Базар. XVII век». Каллиграфия импе ра то ра Цяньлу на транслирует такую же риторику власти, как и рукописи Екатерины Великой. Искусство преодолевает формальные различия и становится свидетелем не локаль ных, но общечеловеческих эмоций.
В программе перекрестных Годов культуры живопись и каллиграфия, преодолевающие время и пространство, напоминают ориентиры Великого шелкового пути новой эпохи. Они не только рассказывают историю Китая, но и создают контекст встречи двух цивилизаций в залах Третьяковской галереи.